Образовательный потенциал социокультурной деятельности младших школьников. Из опыта организации волонтерской работы учителя Афентьевой О.А.
статья

Афентьева Ольга Александровна

В статье описаны важность и значение участия младших школьников в социокультурной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

П

Российская Федерация

Министерство образования и науки

Муниципальное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г.о.Жуковский Московской области

140180, г. Жуковский, Московская обл., ул. Осипенко, дом 7

тел./факс  8 (495) 556-89-46

E-mail: shcool13-zhuk@ya.ru

   Образовательный потенциал социокультурной деятельности младшего школьника. Из опыта организации волонтерской работы

Афентьева Ольга Александровна,

МОУ школа  №13 с УИОП, г. Жуковский, учитель начальных классов,

школьный координатор по работе с одаренными детьми

 г.Жуковский,  26.08.2019г.

Получив приглашение принять участие в сегодняшней встрече, я утвердилась во мнении, что разговор пойдет не только о школе, скорее о жизни,  ее реалиях и перспективах; о нас и о тех, кого принято называть «наше будущее», т.е о наших детях.

Педагогическое сообщество сегодня пытается активно внедрять в современную школу различные социокультурные практики, одной из которых является организация учителем социально-значимой  деятельности младших школьников.

В 2017г.  город Сочи гостеприимно принял участников Всемирного фестиваля Молодежи и студентов. На этой встрече самая активная часть населения планеты говорила о том, что  современному обществу необходим особый тип личности – свободной, ответственной, с активной жизненной позицией, с рефлексивным сознанием, способной к саморазвитию.

2018г. в России был объявлен Годом Волонтера.

Волонтерство – это деятельность, совершаемая добровольно на благо общества или отдельных социальных групп, без расчета на вознаграждение.

Педагоги-исследователи, работающие в этом направлении, убеждены, что волонтерские практики могут явиться дополнительным условием для вхождения ребенка в контекст современной культуры и самоопределения подрастающей личности.

На сегодняшний день я - школьный координатор работы с одаренными детьми,  учитель начальных классов, классный руководитель 2 класса.

Хочу отметить, что мой личный опыт работы по организации социокультурной деятельности школьников начался более 10 лет назад, с детьми, имеющими трудности в обучении, ограничения по здоровью и поведенческие особенности и как следствие, невысокий процент качества знаний.

Вспомнив тогда слова В.П. Кащенко, одного из основоположников коррекционной педагогики, я стала искать «те стороны личности, те возможности  среды», на которые можно было опереться в образовательно-воспитательном процессе.

Много раз я спрашивала себя:

«Разве я учу грубости?» - а вижу грубость;

«Разве я прививаю равнодушие?» - а вижу равнодушие;

«Разве я не воспитываю собственным примером?».

Долго не находила ответа на вопрос «Почему мои ученики, имея представления и конкретные знания о нормах, ценностях и правилах поведения, не применяют их в жизни? (Уступить место старшим – по напоминанию, бросить мусор мимо урны – и пройти мимо, как в порядке вещей;  присвоить себе найденную вещь – и даже не предпринять попыток вернуть ее хозяину…)

Ответ подсказали сами ребята. Однажды одиннадцатиклассники задали мне вопрос «Как Вы считаете, нужно ли видеть ученику человека в своем учителе, насколько это важно?

Не задумываясь ответила им, что, по- моему, Человека воспитывает Человек. Личность воспитывает Личность.

Никогда не стеснялась быть в глазах своих учеников просто человеком со своими взглядами и убеждениями, сильными и слабыми сторонами, пристрастиями и увлечениями. Не забуду глаза своих третьеклассников, когда я рассказала им о своем путешествии на о.Сахалин. И каково было удивление моих учеников, когда они узнали, что я умею кататься на велосипеде и проехала в велопутешествии 1000 км за 2 недели. А дальше состоялся наш первый велопоход с ребятами.

А потом были увлекательные экскурсии, яркие праздники и подготовка к ним, показы кукольных спектаклей в детских садах микрорайона, сезонные уборки в городском парке, цикл регулярных занятий из серии «Старшеклассники – малышам»,  традиционные встречи лектория «Родители – детям», волонтерские посещения Раменского  Центра реабилитации лиц пожилого возраста. Было то, что мои малыши будут бережно хранить в своем сердце. Ведь это не просто знания, которыми они овладели. Это личный эмоциональный опыт, это личностное отношение к миру вокруг тебя; это то, что сделано и прожито вместе. Это то, что делает человека человеком.

Ну а ко мне, наконец, пришло понимание, что в деле воспитания подрастающего человека все идет по порядку. Всему свое время.  Не нужно форсировать результаты! И прежде чем ждать от ребенка конкретного социально-значимого действия (поздравить ветерана, перевести старушку через дорогу, помочь подняться упавшему однокласснику…) с ребенком нужно проделать огромный путь от приобретения социально-значимых знаний через развитие личностных ценностных отношений к накоплению собственного индивидуального опыта социально-значимых действий.

Пусть сама жизнь учит ребенка жить! Пусть сама жизнь учит его быть Человеком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД через проектно исследовательскую деятельность младших школьников (из опыта работы)

В данной статье описывается работа по формированию универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников....

Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской и проектной деятельности младшего школьника"(из опыта работы)

Цель данного мероприятия формирование основ нравственности младших школьников средствами внеурочной деятельности, становление субъектной позиции младших школьников....

Выступления на педсовете: Тема: «Формирование оценочной деятельности младших школьников» ( из опыта работы)

ФГОС  устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным ...

Образовательный потенциал социокультурной деятельности младшего школьника. Из опыта работы

Статья подготовлена для регионального семинара Ассоциации педагогов, работающих с одаренными детьми 27.10.2017г. "Проектирование образовательной программы для одаренных детей младшего школьного в...

Формы организации внеурочной деятельности младших школьников (из опыта работы)

Представлен опыт работы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов...

Статья "Развитие речевой деятельности младших школьников (из опыта работы)"

Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека. В этой работе представлены некоторые формы и виды работ, которые будут способствовать ...