Сценарий фольклорного праздника "Деревенские посиделки"
методическая разработка

Сценарий фольклорного праздника "Деревенские посиделки" для учащихся начальной школы.

Цель: познакомить ребят с обычаями и традициями русского народа, прививать интерес к народному творчеству, развивать творческие способности детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Познакомить детей с традицией русского народа – посиделки.

Оборудование:

  1. Зал оформлен в стиле русской горницы.
  2. В центре стол с самоваром и угощениями, по обе стороны зала лавочки.
  3. Хозяйка и хозяин в русских народных костюмах.
  4. Красны девицы и добры молодцы в нарядных костюмах.

Предварительная работа: Разучивание с детьми русских народных песен, организация на празднике хоровода, исполнение песен и частушек.

Ход праздника

Звучит русская народная мелодия, входят хозяева посиделок.

Ведущий: Добро пожаловать, гости дорогие, к нам на фольклорный праздник.

Испокон веков на Руси - матушке

Живёт народ приветливый,

Хранит сказки старинные,

Игры, забавы разные,

Частушки, припевки лукавые,

Поговорки и загадки мудрые.

Из поколения в поколение передаётся народная мудрость. Если мы интересуемся фольклором, значит, мы интересуемся своей историей.

Хозяйка:

 Вечер добрый темен, долог.
Насчитаем сорок елок.
То на лавке посидим

То в окошко поглядим.

Хозяин:

Позовем – ка, мы ребят: 
к нам на посиделки...
будут песни, будут пляски
да игра в горелки.

Хозяйка:

Эй, девчоночки – подружки
Веселушки – хохотушки!!!

Хозяин:

Эй, ребята – молодцы
Озорные удальцы!!!
Приходите поплясать 
Вечерок наш скоротать!

Под народную мелодию входят дети с подарками, сделанными своими руками. Показывают гостям и хозяевам.

Мальчик:

В избу вашу жаркую

Мы пришли с подарками!

Хозяйка:

Просим к нам в избу!

Красному гостю, - красное место.
Милости просим !!! (поклон)

Дети рассаживаются на лавочки и берут свои рукоделия – кто прядет, кто вышивает.

Хозяин:

На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.

Хозяйка:

При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод –
Пели песни, танцевали.

Дружно жил честной народ!

Исполнение песни «К нам гости пришли»  С пирогом

Хозяин:

Удобно ли вам гости дорогие?

Всем ли видно, всем ли слышно?
Всем ли места хватило?

Из зала:В тесноте, да не в обиде!!!

1.Потешки

Ведущий: А что за посиделки без веселых потешников, без весельчаков и насмешников? А вот и они!

 (Выбегают два скомороха).

1-й скоморох: Под кустом у дорожки сидели скоморошки.


Скоморохи: Здравствуйте, ребята! А вот и мы оба!

Фома: Я – Фома.

Ерёма: Я – Ерёма.

2-й скоморох:

У меня, скоморошки, 
Игр да забав полное лукошко!

1-й скоморох:

Эй, собирайся, народ,

Становись в хоровод,

Без толчеи, без спешки,

Вместе: Вас сегодня ожидают русские потешки!

(Выходят ученики и разыгрывают диалоги, сопровождая игровыми движениями). \

Потешки

1) Два ученика:

- Что ваши девчата делают?
- Шьют да поют.
- А матушки?
- Распарывают да плачут.

2) Девочка и мальчик:

- Сынок, сходи за водицей на речку.
- Живот болит.
- Сынок, иди кашу есть.
- Ну, что ж, коль мать зовёт, надо идти.

3) Два мальчика:

- Что везёшь?
- Сено.
- Так ведь это дрова!
- А коли видишь, что же спрашиваешь?

4) Девочка и мальчик:

- Фома, что из леса не идёшь?
- Медведя поймал.
- Так веди его сюда!
- Да он не идёт.
- Ну, так сам иди.
- Да он меня не пускает.

5) Два мальчика:

-Где ты, брат Иван?

-В горнице.

-А что делаешь?

-Петру помогаю.

-А что Пётр делает?

-Да на печи лежит.

6) Два мальчика:

- Федул, чего губы надул?

- Да кафтан прожег.

- Зашить можно?

- Да иглы нет.

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался.

7) Два мальчика:

-Фома, у тебя в избе тепло?

-Тепло. На печи в шубе согреться можно

Варвара: 

Ну-ка сядем рядком,

Да поговорим ладком.

Небылицы в лицах

Сидят в светлицах,

Щелкают орешки

Да творят насмешки.

Хотите знать какие?

А вот такие…

(Дети инсценируют небылицы.)

Ведущий:

Вот и ваш черед

Развлекать народ

Фома:

1.Вы послушайте, ребята,

Чепуху я буду петь:

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

Ерёма:

2.Рано утром вечерком,

Поздно на рассвете,

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

Фома:

3.А наш дедушка Иван

Посадил кота в карман,

Котик плачет и рыдает,

Громко дедушку ругает.

Ерёма:

4.На заборе чепуха

Жарила варенье,

Куры съели петуха

В одно воскресенье.

Фома:

5. Сидит ёжик на берёзе ,

Новая рубашечка,

На головке - сапожок,

На ноге - фуражечка.

Ерёма:

6.На горе стоит телега,

Слёзы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

Фома:

7. Между небом и землей

Поросенок рылся.

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

Ерёма:

8. На осеннем на лугу

Укусил комар блоху.
Сидит заяц на берёзе,

Помирает со смеху.

Фома:

Ах, Ерёма, ты – чудак!

Говоришь ты все не так.

Вот потеха так потеха,

Люди падают от смеха.

Хозяйка: У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит.

Хозяин: Поет пританцовывая

- Пойду плясать по соломушке

- Раздайся народ по сторонушке!!!

Частушки

Пропоем мы вам частушки 
Замечательны – таки
Что пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики

Девочка:

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

Мальчик:

Эй, ребята-молодцы,

Озорные удальцы!

Приходите поплясать,

Долгий вечер скоротать.

Ведущая: Ну, что ж, придётся посоревноваться в умении исполнять частушки.

(Дети исполняют частушки «стенка на стенку», мальчики и девочки по очереди)

Девочка:

1.Начинаю я припевку

Первую, начальную.

Я хочу развеселить

Публику печальную.

Мальчик:

2. На весёлое гулянье

Я пришёл без ремешка.

Девяносто песен знаю,

Ещё дома два мешка.

Девочка:

3.Я сегодня нарядилась

В сарафан с иголочки.

Полюбуйтесь-ка, ребята,

На мои обновочки!

Мальчик:

4. Самовар блестит, кипя,

Черный чай в нем пенится!

Погляди-ка на себя –

Ну и отраженьице!

Девочка:

5.По деревне я шла

И Ванюшку видела-

Под кустом сидел и плакал:

Курица обидела.

Мальчик:

6.А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думал, что подружки.

Девочка:

7.  Мы поём для вас частушки,
Дорогая публика,
Не держитесь за карманы,
Не возьмём не рублика.

Мальчик:

8. От подружек - хохотушек

Столько шума-звона.

Как от сотни погремушек,

Даже миллиона.

Девочка:

9.За частушки, друг мой милый,

Три рубля тебе я дам,

По глазам по вашим видно,

Что понравились мы вам.

Мальчик:

10.Вы пропели нам частушки 
И скажу вам от души, 
Хороши частушки ваши 
И вы тоже хороши.

Ведущий : Хорошо поют. А я предлагаю провести «бой скороговорок».

Разрешите мне начать:

- Кто - то пусть скороговорит,
Остальных прошу молчать
Приз получит только тот
Кто все фразы без запинки
Сразу вслух произнесет!!!

Конкурс “Трындычиха” .Участвуют дети и родители. Команды получают карточки со скороговорками, нужно 3 раза произнести, не сбившись.

1.Щетина у чушки, чешуя у щучки.

2.Ткачи ткали ткани на платье Тане.

3.Все покупки у прилавка упакованы в кульки.

4.Болтунья болтала, пока не переболтала.

5.Архип осип, Осип охрип.

6.У осы не усы, не усищи, а усики.

7.От топота копыт, пыль по полю летит.

Прохор просо сеял – сеял,
Прохор просо не просеял.
Простофиля Прохор
Полдороги охал...

Расфуфырилась Марфута:
Фу – ты, ну ты, фу – ты, ну – ты!
На Марфуте три фуфайки,
Десять фартуков из байки!

Хозяева вместе:

Посиделки хороши -
Так споем же от души!!!

Приглашаются родители на песню

Ведущий: 

Где песня льется,

Там легче живется!

Есть таланты на Руси,

Говорю уверенно.

Раз народ еще поет –

Знать, не всё потеряно.

Хозяйка:

У кого там хмурый вид
Снова музыка звучит
Собирайся де
твора – 
Ждет вас – русская игра!

Ведущий:Чтоб игру начать считалку надобно сказать

Конкурс считалок

Мальчик читает считалку:

1. Начинается считалка 
На березу села галка 
Две вороны, воробей, 
Три сороки, соловей.

2. Тары — бары! Растабары! 
У Варвары куры стары!

3. Ту-ту-ту, ту-ру-ру!
Потерял пастух трубу,
Потерял и не нашел. 
И опять ко мне пришёл.

4. Шла собака через мост.
Четыре лапы, один хвост. 
Если мост провалится, 
То собака свалится.

5. Раз, два, три, четыре! 
Жили мышки на квартире. 
Чай пили, чашки били, 
По три денежки платили. 
Кто не хочет платить, 
Тому и водить!

6.Тели – тели, птички пели,

Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить,
Кто не вьет, тому водить!

Игра “Барашеньки - крутороженьки” "Колечко"

Барашеньки – крутороженьки, 

идут хороводом 

По лесам ходили,

топочат ногами

По горам бродили,

В скрипочку играли

имитация игры на скрипке

Ваню потешали.

Разводят руками, кланяются.

Наш Ваня – простота:

Сужают круг, подходят к Емеле.

Купил лошадь,

Сел задом наперед

Расширяют круг.

И поехал в огород

на прыжке отворачиваются, хлопают в ладоши.

Хозяин:

На Руси уж так идет,

Что талантливый народ.
Сам себе и чтец, и жнец
И на ложечках игрец!

Хозяйка: Ну-ка, девицы и молодцы, кто у нас самый смекалистый?

Ведущий: загадывают загадки:

Загадки о доме.

1.Есть спина, а не лежит,

Четыре ноги, а не ходит,

Но всегда стоит

И всем сидеть, лежать велит. (Лавка.)

2.Бабушка седа – бела,

Зимой всем мила,

А как лето наступает

Про бабушку забывают. (Печь.)

3.Из липы свито

Дырявое корыто.

По дороге идет,

Клетки кладет. (Лапти.)

4.Рогат – да не бык,

Хватает – да не сыт,

Людям отдаёт,

Сам на отдых идёт. (Ухват.)

5.По сеням ходит, а в дом не войдёт. (Дверь)

6.Дарья с Марьей видятся, а не сходятся. (Стены

7.Что выше крыши, ловчее мыши? (Дым)

8.Стоит в углу Арина,

Долгий рот разиня,

Пасть открывает,

Что дают - глотает.

Зимой она ест и фырчит,

А летом голодная спит. (Печь)

9.Каждому, кто придёт, руку подаёт. (Дверная ручка)

10.Хвост на дворе, нос в конуре,

Кто хвост повернёт, тот и в дом войдёт. ( Замок и ключ)

11.Блюдо стеклянно, края деревянны. ( Оконные рамы и стёкла)

12.На широком дворе,

На гладком поле,

Стоят четыре попа

Под одною шляпою. ( Стол)

13.Соловьиное гнёздышко не в избе, не на улице. (Дверные петли)

14.Сверху дыра и снизу дыра,

А в середине - огонь и вода. ( Самовар)

Докучные сказки

Ведущий А не послушаете ли еще, гости, докучные сказочки. Не знаете ли таких? Послушайте…

1.-Жил был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало: не сказать ли сначала?

2.-Да ну, я лучше скажу: жил был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки…

- Ну вот, поманил, а не рассказываешь…

-Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!

3.- Мой черед пришел: жили-были два братца – кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

- А долго ли они жили?

- Долго они жили – мне старики не говорили.

- Знал про то один кот-колоброд, что сидел у ворот, - да убежал кот в овес, конец сказки на конце увез!

4.Жили-были два павлина

Вот и сказки половина!

Жили-были два ерша

Вот и сказка вся.

Ведущий. Вот такими сказками нарочно разыгрывали доверчивых людей. Это докучные сказки, от слова докучать: слушатели докучали сказочнику, а сказочник – слушателям.

Инсценировка сказки «Золотое яичко» из серии «Старая сказка на новый лад».

Варвара: А было это, голубчики, в старину.

Когда задумал дед Архип залезть на Луну.

Тогда сказки по воздуху летали,

Друг друга за крылышки хватали.

А я за ними на золотом коне скакала,

Да в мешок эти сказки собирала.

Одну я переняла, да вам привезла.

А называется эта сказка «Золотое яичко».

(Инсценировка сказки «Золотое яичко» из серии «Старая сказка на новый лад».)

Ведущий: Жили-были дед да баба,

Была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко,

Не простое – золотое.

Баба: Эй, старик, проснись скорей!

Дед: Волки что ли у дверей?

Ты чего шумишь, старуха?

Баба: Да смотри, что я нашла:

Наша курочка Пеструха

Под кустом яйцо снесла.

Дед: Ну, снесла, какое дело!

Что ты, баба, обалдела?

Баба: Да яйцо-то не простое,

А, гляди-ка, золотое.

Дед: Золотое, в самом деле?

Мы с тобой разбогатели.

Баба: Погляди, горит, как жар!

Дед: Не случился бы пожар.

Баба: Ой, горит, слепит глаза.

Дед: Чудеса!

Баба: Ох, чудеса!

Дед: Ты в сундук запри его.

(Раздается стук в дверь.)

Баба: Нету дома никого!

Ишь, соседей, как назло,

Ненароком принесло.

Дед: Ты поди, запри засов.

Да спустить бы надо псов.

Баба (возвращаясь):

В среду в город я поеду.

Там базар бывает в среду.

Богатеев много там.

Им яичко я продам.

Как дадут мне денег груду,

Накидают мне рублей.

На пальто себе добуду

Я сибирских соболей.

Вот обновок накуплю я,

Разных юбок сорок штук.

Шаль в цветочках голубую.

До краев набью сундук.

Дед: Что ты мелешь небылицы?

Ишь, сыскалась молодица

Наряжаться в разный хлам.

Нет уж, если мы богаты,

Я построю вместо хаты

Трехэтажные палаты

И беседки по углам.

Баба: Наказанье с глупым мужем!

Что ты, старый, не блажи!

Мы живем других не хуже,

Ни к чему нам этажи.

А за эти за беседки

Засмеют тебя соседки.

Дед: Пусть смеются, мне не жалко.

Баба: Да уймись ты, не кричи.

Вот упала на пол скалка,

Чугуны гремят в печи.

Ой, не мил мне белый свет!

Дед: Я хозяин или нет?

Баба: Ой, яичко покатилось,

Покатилось и разбилось,

И скорлупки не осталось.

Все куда-то подевалось.

Дед: Ну, чего мы затужили?

От чудес одна беда.

Будем жить, как прежде жили,

И работать, как всегда.

Баба: И шубенку справить можно,

И подправить можно дом.

Дед: Только то, видать, надежно,

Что дается нам трудом.

Открывай, старуха, дверь.

Что нам прятаться теперь?

Эй, соседка!

Баба: Эй, сосед!

Забывать друзей не след.

Заходите на часок,

У меня хорош квасок,

И варенья, и соленья.

Дед и баба (вместе): Заходите без стесненья!

Пословицы.

Ведущий : Настало время народную мудрость вспомнить. А насколько меток русский язык в пословицах, поговорках, изречениях.

Следующее испытание “Пословица недаром молвится”. Командам раздаются карточки, на которых написаны пословицы по частям или начало пословиц. Нужно соединить пословицы , закончить их и объяснить смысл.

Семь раз отмерь … (один раз отрежь).

Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).

Дареному коню … (в зубы не смотрят).

Один в поле … (не воин).

С кем поведешься, … (от того и наберешься).

Слово не воробей … (вылетит – не поймаешь).

Лучше синица в руках … (чем журавль в небе).

Не имей сто рублей, … (а имей сто друзей).

Любишь кататься … (люби и саночки возить).

Поспешишь … (людей насмешишь).

На чужой сторонушке рад (своей воронушке.)

Глупа та птица, которой (гнездо своё не мило.)

Маленькое дело лучше (большого безделья.)

Не все коту Масленица (будет и Великий пост)

 Танец-хоровод «Во поле берёза стояла»

Ведущий: На деревенских посиделках не только песни пели, но и водили хороводы.(Исполняется хоровод под русскую народную песню «Во поле берёза стояла».)

 Собирайся, народ,

Хоровод вас  ждет!

Ведущий:

Что значит эта пословица?

Чем заканчивается Масленичная неделя?

Прощеным воскресеньем. В этот светлый день все просят друг у друга прощения. Давайте и мы очистим наши души.

Но хотелось, гости дорогие,

Вспомнить старины традиции родные.

После светлых радостных гуляний

Ждут  поста тяжелые пути.

Чтобы легче их пройти,

Душу облегчим мы покаяньем.

Просим мы у вас прощения,
За обиды и печали,
Что невольно доставляли.
Зла на нас вы не держите,
Ради Господа— простите!

Хозяин:

Отшумели посиделки
В нашей праздничной светелке
Где пришлось нам отдохнуть!

Хозяйка:

Делу – время, а потехе
Рады люди, как – никак.
Мы делились новостями
Мы старались вас развлечь –
Мы прощаемся с гостями,

Говорим, до новых встреч!

Хозяева:

Подходите, подходите!

Угощения берите! 
Чаем запивайте!
Нас добрым словом вспоминайте!

Приглашаем всех к столу

Столу праздничному.

 Гостей угощают блинами и чаем. Все поют песню «Блины».

1.Щетина у чушки, чешуя у щучки.

2.Ткачи ткали ткани на платье Тане.

3.Все покупки у прилавка упакованы в кульки.

4.Болтунья болтала, пока не переболтала.

5.Архип осип, Осип охрип.

6.У осы не усы, не усищи, а усики.

7.От топота копыт, пыль по полю летит.

Прохор просо сеял – сеял,
Прохор просо не просеял.
Простофиля Прохор
Полдороги охал...

Расфуфырилась Марфута:
Фу – ты, ну ты, фу – ты, ну – ты!
На Марфуте три фуфайки,
Десять фартуков из байки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника «Зимние посиделки. Святки» для учащихся 2-4 классов.

Сценарий фольклорного праздника «Зимние посиделки. Святки». Праздник  проводится в народном стиле  с учащимися 2-4 классов и содержит русские народные песни, хороводы, игры, потешк...

Сценарий фольклорного праздника « Русские посиделки»

Инсценировка для конкурса Фольклорных коллективов...

Сценарий фольклорного праздника "Капустные посиделки"

Знакомство детей с одной из форм общения крестьян посиделками...

Деревенские посиделки. Сценарий фольклорного праздника.

Цели:-формировать осознанное патриотическое чувство, основываясь на понимании духовных ценностей, традиций народной культуры;-прививать желание знать и изучать русский фольклор;-воспитывать у детей лю...

Капустные посиделки (сценарий фольклорного праздника)

Праздник "Капустные посиделки "  приобщает детей к культуре русского народа, расширяет представление о русских традициях, знакомит с устным народным творчеством. Предназначен для ученик...

Сценарий фольклорного праздника «Русские посиделки»

Данная методическая разработка направлена на воспитание и развитие духовно-нравственных ценностей младших школьников. Методическая разработка включает в себя цель, задачи,  планируемые результаты...