Программа "Удивительный мир слов"
рабочая программа (3 класс)

Осадчук Татьяна Ильинична

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3a_udivitelnyy_mir_slov-_osadchuk.docx36.13 КБ

Предварительный просмотр:

                          Рабочая программадля 3 класса  разработана на основе:

- основной образовательной программой начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»,  

- программой внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности «Удивительный мир слов». Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой ( Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).

 -локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов».

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса

 Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные:

В процессе изучения данного курса ученики получают знания:

  • об истории русского языка,
  • рассматривают памятники древней письменности,
  •  знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка,
  • осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц.

         Особенности содержания обучения

       Объектом изучения курса являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

         Содержание курса строится на основе деятелъностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности.                  Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

     Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

  • обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
  • уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
  • использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

       Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры

Содержание курса

Из истории языка.2ч

  •  наблюдать использование устаревших слов и новых слов в тексте;
  •  уточнять значение слова по толковому словарю;
  •  сравнивать толкование слова в различных словарях;
  •  формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
  •  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;
  •  самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;
  •  оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания

Загадки простого предложения.  9ч

  •  наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл;
  •  устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;
  •  наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений. Различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложений;
  •  исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения;
  •  осуществлять учебное сотрудничество;
  •  контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  •  анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания;
  •  составлять письменное высказывание по предложенному образцу;
  •  оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания;
  •  оценивать положительные качества личности одноклассников;
  •  создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично;
  •  сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их;
  •  работать с информацией, представленной в виде модели;
  •  соотносить схемы предложений с их моделями;
  •  анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой.

Лабиринты грамматики.2 ч

  •  формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
  • наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления;

О существительных по существу.12 ч

  •  соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника;
  •  воспринимать на слух и понимать информационный текст;
  •  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников;
  •  оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания;
  •  осуществлять учебное сотрудничество. Контролировать действия партнёра и оказывать необходимую взаимопомощь

Такие разные признаки предметов.9ч

  •  составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
  •  анализировать особенности строения современных обращений и в историческом прошлом;
  •  соблюдать нормы русского литературного языка в образовании и использовании степеней сравнения имён прилагательных;
  •  контролировать соблюдение этих норм в речи собеседника и исправлять допущенные при речевом общении ошибки;
  •  выдвигать гипотезы, находить аргументы для их доказательства;
  •  осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках;
  •  самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;
  •  оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания;
  •  осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;
  • контролировать действия партнёра и оказывать необходимую взаимопомощь

Календарно тематическое планирование 3 класс

«Удивительный мир слов»  1 час в неделю, 34 недели

№п/п

Содержание темы занятия

Универсальные учебные действия

Дата

план

факт

Из истории языка (2 ч)

1

Старые и новые слова в языке

— наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте;  -уточнять значение слова по толковому словарю;

-сравнивать толкование слова в различных словарях;

-формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;

-самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

-оценивать правильность выполнения действий,

 -осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

2

Сокровища бабушкиного сундука

Загадки простого предложения (9 ч)

3

«Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении

— наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны  порядок слов в предложении и его смысл;

-устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;

-наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений

 -различать интонацию восклицательного         и невосклицательного,         вопросительного         и невопросительного предложения;

-исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения;

-осуществлять учебное сотрудничество;

- контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания;

- составлять письменное высказывание по предложенному образцу;  -оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания;

- оценивать положительные качества личности одноклассников;

-создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично (проект  «Безопасный маршрут»);

- сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их;

работать с информацией, представленной в виде модели;  - соотносить схемы предложений с их моделями;

-анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой.

4

Важные мелочи

5

Требуется определение

6

Важные обстоятельства

7

Необходимо дополнить.

8

«Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж»  

9

Стройтесь в ряд!

10

Запятые, по местам!

11

Запятые, по местам!

Лабиринты грамматики (2 ч)

12

Слово в грамматике

формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении  проблемы;

13

Как «работают» слова, или для чего нужна грамматика

О существительных по существу (12 ч)

14

«Лебедь белая плывёт».

-наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления;

-на основе наблюдения форм имён существительных         в текстах строить рассуждения о способах выражения числа у имён существительных в русском языке;

-соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника;

-воспринимать на слух и понимать информационный текст;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников;

-самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

- оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;

- осуществлять учебное сотрудничество, контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

15

Может ли род быть общим?

16

Как на уроках русского языка может пригодиться счёт?  

17

Как быть, если нет окончания?

18

Один, два, много.

19

Почему именительный падеж назвали именительным?  

20

Как «работает» родительный падеж?

21

«Щедрый» падеж.

22

Винительный падеж — великий маскировщик.

23

Падеж-работяга

24

Любимая «работа» предложного падежа.  

25

Кому принадлежат имена собственные?

Такие разные признаки предметов (8 ч)

26

Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах

-составлять         устно         небольшое         монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

-анализировать особенности строения современных обращений и в историческом прошлом;

-соблюдать нормы русского литературного языка в образовании  и использовании степеней сравнения имён прилагательных;

-контролировать соблюдение этих норм в речи собеседника и исправлять допущенные при речевом общении ошибки;

-выдвигать гипотезы, находить аргументы для их доказательства;  - осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках;

- составлять небольшое монологическое высказывание по предложенной теме;

-самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;

-оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;

- осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;

- контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

27

«Красны девицы» и «добры молодцы».

28

Всё познаётся в сравнении.

29

Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем

30

Что из чего и для чего?

31

Что кому принадлежит?

32

Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных

33

«Крокодиловы слёзы»

34

Обобщение. Чему научились за год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...

Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс

Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...

: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.

Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....