Формы и методы организации работы в ГПД
статья

Тимошинина Елена Олеговна

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего

образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации

внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.

Группа продленного дня (далее – ГПД) является моделью организации внеурочной

деятельности школьников, создает благоприятные условия для повышения эффективности

выполнения обучающимися домашних заданий, способствует личностному росту детей.

Основные преимущества организации данной модели внеурочной деятельности: создание

комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня,

включая питание; сложившаяся практика финансирования ГПД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody_statya.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Формы и методы организации работы в ГПД»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего

образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации

внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.

Группа продленного дня (далее – ГПД) является моделью организации внеурочной

деятельности школьников, создает благоприятные условия для повышения эффективности

выполнения обучающимися домашних заданий, способствует личностному росту детей.

Основные преимущества организации данной модели внеурочной деятельности: создание

комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня,

включая питание; сложившаяся практика финансирования ГПД.

Для максимально эффективной работы ГПД необходимо четкое, продуманное планирование

всех направлений ее работы, а также комплексный, системный подход к организации

обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения обучающихся, посещающих группы.

Планирование деятельности ГПД включает разработку двух основных видов планов:

календарно-тематического и ежедневного.

Календарно-тематическое планирование работы ГПД

Календарно-тематическое планирование – это своеобразная цепочка последовательных

действий участников планирования с указанием возможного результата. Календарно-

тематическое планирование является аналитическим инструментом, который позволяет по

итогам учебного года выявить слабые и сильные стороны работы с детьми, внести

коррективы в образовательный процесс.

Календарно-тематический план работы ГПД составляется на год и учебную четверть с

выделением каждой учебной недели. Он должен быть согласован с годовым планом работы

школы.

Примерные разделы календарно-тематического плана работы ГПД:

1.

анализ работы ГПД за прошедший учебный год;

2.

цели и задачи на новый учебный год;

3.

основные направления деятельности;

4.

индивидуальная работа с обучающимися;

5.

работа с родителями младших школьников;

6.

достижения воспитанников, изучение эффективности работы ГПД.

Требования к календарно-тематическому плану работы ГПД:

1.

соответствие основной образовательной программе начального общего образования

образовательного учреждения;

2.

соответствие концепции и программе развития школы;

3.

проработка информационно-аналитической части плана;

4.

системность планирования;

5.

гибкость планирования;

6.

целесообразность, преемственность, диагностичность, контролируемость целей и

задач;

7.

реальность (достижимость) прогнозируемых целей, задач, действий;

8.

следование целесообразной логике действий;

9.

учет возрастных особенностей детей;

10.учет индивидуальных особенностей членов педагогического коллектива.

Ежедневное планирование работы ГПД

На основе календарно-тематического планирования составляется ежедневный план работы

ГПД. Как часть тематического плана, он должен быть сформирован с учетом требований

санитарных и административных норм, должен перекликаться с работой учителей в текущий

период и может корректироваться в зависимости от внешних факторов, например, погодных

условий или количества детей в группе.

В ежедневном плане работы конкретизируются все режимные моменты с указанием цели и

содержания планируемых мероприятий. В нем следует дать краткую схему проведения

занятий и их содержание. Целесообразно продумать и отразить в плане формы, методы и

приемы индивидуальной работы с детьми в каждый режимный момент их пребывания в

группе, перечислить методические пособия, технические средства, которые будут

использованы в работе с воспитанниками.

При планировании необходимо уделить особое внимание работе с воспитанниками,

имеющими проблемы в обучении и воспитании. Нужно определить, кому и какая помощь

будет оказана во время "спортивного часа", самоподготовки и после нее, какой

дополнительный материал будет предложен детям в свободное от выполнения учебных

заданий время и т. п.

Важно, чтобы дни проведения физкультурно-оздоровительных занятий в ГПД не совпадали с

днями проведения уроков физической культуры, занятия в творческих кружках – с днями

проведения уроков труда и музыки, запланированные экскурсии – с экскурсиями с классом и

т. п.

При составлении ежедневного плана работы ГПД следует учитывать возможные совпадения

отдельных запланированных видов деятельности с занятиями в учебном расписании, и

стараться избегать таких совпадений.

Ежедневные планы могут сопровождаться приложением сценариев мероприятий,

комплексами упражнений, описаниями игр из картотеки, но не заменяться ими.

В ГПД целесообразно ежедневное проведение занятий не только в помещении

образовательного учреждения, но и на открытом воздухе (экскурсии, спортивные часы,

физкультурно-оздоровительные занятия, прогулки, подвижные игры).

В ежедневном плане работы ГПД необходимо предусмотреть место для оценки результатов

проделанной работы, где педагог сможет описать свои педагогические наблюдения:

1.

как дети справляются с учебными заданиями;

2.

насколько самостоятельно, быстро и прилежно работают, понимают цель каждого

задания;

3.

как относятся друг к другу;

4.

удалось ли обеспечить хорошую атмосферу в группе в течение дня;

5.

насколько успешно дежурные выполняют свои обязанности и др.

Также, оценивая свою работу, воспитатель может сделать вывод об особенностях и

проблемах группы, каждого ребенка в отдельности, наметить пути коррекции трудностей в

обучении и воспитании.

Работа воспитателя ГПД с родителями обучающихся

Работа воспитателя ГПД с родителями обучающихся требует создания отдельного плана, в

котором должны найти отражение основные направления деятельности специалиста:

1.

анкетирование, тестирование, наблюдение, индивидуальные беседы с родителями

воспитанников;

2.

вовлечение родителей в участие в образовательном процессе ГПД и школы в целом;

3.

анализ промежуточных и конечных результатов совместной деятельности педагогов и

родителей воспитанников;

4.

распространение опыта семейного воспитания посредством организации и проведения

круглых столов, родительских конференций и т. п.

Родители обучающихся должны иметь возможность ознакомиться с планом работы ГПД. Для

этого составляется недельная циклограмма расписания занятий в ГПД.

Преимущество данного вида планирования заключается в компактности представления

основного содержания деятельности учащихся в ГПД. Такой вариант планирования не

занимает много места, может постоянно присутствовать в информационном уголке ГПД,

информация, представленная в нем, легко воспринимается педагогами и родителями

обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы и методы организации работы в ГПД»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и вне...

Планируемые результаты по формированию универсальных учебных действий в 1 классе и используемые формы и методы организации учебной работы учащихся

Планируемые результаты на конец 1 классаТиповые задачи формирования УДД, методы и формы организации учебной работы учащихся, ситуациями и процедурами взаимодействияЛичностные универсальные учебные дей...

«Формы и методы организации работы в группе продленного дня"

Стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации...

Формы и методы организации работы в ГПД

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образованияпредусматривает реализацию основной образовательной программы начального общегообразования через урочную и внеурочную ...

Формы и методы организации работы в ГПД

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образованияпредусматривает реализацию основной образовательной программы начального общегообразования через урочную и внеурочную ...

Формы и методы организации работы в ГПД

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образованияпредусматривает реализацию основной образовательной программы начального общегообразования через урочную и внеурочную ...

Формы и методы организации работы в ГПД

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образованияпредусматривает реализацию основной образовательной программы начального общегообразования через урочную и внеурочную ...