"Преподобный Сергий Радонежский-игумен Земли Русской"
методическая разработка (4 класс)

Данный материал нацелен на привитие обучающимся на примере жизни и деятельности преподобного Сергия Радонежского уважительного отношения к традициям и истории Христианства, его духовным ценностям и подвижникам, привлечение внимания подрастающего поколения к великим примерам служения Родине. Материал  рекомендован для изучения на классном часе и уроке ОРКСЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sergiy_radonezhskiy_-igumen_zemli_russkoy.docx41.9 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема: «Преподобный Сергий Радонежский  - игумен  Земли Русской»

 Цель:

привитие обучающимся на примере жизни и деятельности преподобного Сергия Радонежского уважительного отношения к традициям и истории Христианства, его духовным ценностям и подвижникам, привлечение внимания подрастающего поколения к великим примерам служения Родине.

Задачи:

  • заложить интерес к изучению истории своей страны и православной культуры;
  • познакомить обучающихся с житием Преподобного Сергия Радонежского;
  • развивать эстетические и нравственные ценности обучающихся;
  • способствовать формированию нравственной культуры обучающихся, положительной учебной мотивации;
  • способствовать воспитанию уважительного отношения к людям, доброты, отзывчивости и терпимость к себе и окружающим.

Формируемые УУД

Предметные умения:

  • использовать знание норм и требований школьной жизни,

ориентироваться в их разнообразии, чтобы понимать, как пользоваться правами и выполнять обязанности ученика;

  • обсуждать и анализировать правила поведения в школе, особенности

взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

  • различать формы поведения, допустимые и недопустимые в школе.

Метапредметные умения:

Познавательные УУД

  • извлекать информацию из разных источников (текст, фильм,

иллюстрации, презентация), умение её классифицировать;

  • сопоставлять, сравнивать, анализировать и оценивать ситуации и

тексты из различных источников, чтобы разбираться и понимать, как нужно формировать нравственную культуру, уважительно и бережно относиться  к людям;

  • делать выводы на основе анализа объектов.

Регулятивные УУД:

  • определять цель и задачи деятельности;
  • оценивать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • планировать свои действия;

Коммуникативные УУД:

  • уметь выражать свои мысли; слушать, и высказывать их;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными

задачами;

  • оформлять свои мысли в устной форме;
  • договариваться с одноклассниками о правилах общения и поведения.

Личностные результаты:

  • самоопределение себя как личности, умеющей сопереживать

и способной совершать добрые поступки ради других.

Форма проведения: игра-путешествие.

Целевая аудитория:  начальные классы (3-4 классы)

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

компьютер, мультимедиа - проектор, экран; карточки для парной работы;

изображение «Древа добродетели », картинки яблок.

 Ход классного часа

I.Организационная часть. Приветствие учителя и обучающихся.

Дети: Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро солнцу и птицам!
- Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера...

Учитель: -Доброе утро, ребята. Я рада встрече с вами и желаю, чтобы доброе утро, действительно, длилось до самого вечера, чтобы только добрые поступки и дела сопровождали вас сегодня и всегда.

II.  Вступительное слово учителя.

Учитель: - Сегодня мы совершим путешествие   из далёкого прошлого, по спиралям десятилетий и столетий вернёмся в наши дни в один из красивейших  городов России.

III. Формулирование темы, цели и задач классного часа.

а) Для начала проведем  игру «Угадай слова». Работа в паре. ( Повторяются  правила работы в паре).

Детям предлагаются карточки (Приложение 2), в которых необходимо вычеркнуть одинаковые буквы, а  из оставшихся букв  сложить два  слова: Сергий Радонежский.

б) Учитель: – Как вы думаете, почему получились именно эти слова?

(Предположения детей определяют  тему классного часа: Сергий Радонежский). Учитель уточняет название темы  классного часа.

Слайд №1 - «Преподобный Сергий Радонежский  - игумен  Земли Русской».

Учитель: -  Как вы думаете, какую работу мы будем сегодня выполнять?

( Обучающиеся с помощью учителя  формулируют цель и задачи классного часа: узнаем,  кто такой Сергий Радонежский, как он жил, чем занимался ).

в) Словарная работа

Учитель: - Значения каких слов в названии темы вам непонятны? Чем можем воспользоваться при нахождении лексического значения слова? («Толковый словарь русского языка»). Ученик зачитывает значения слов по словарю, слова выводятся на экран.

Слайд №2 – Значения слов

Преподобный –  особый разряд (лик) святых, угодивших Богу монашеским подвигом, пребывая в посте и молитве, живя в благочестии.

Игумен - духовный сан в Православной церкви, руководитель (настоятель) православного монастыря. 

Учитель: - Исходя из значения слов, что можно сказать о Сергии Радонежском? ( Сергий Радонежский   - святой, угодивший Богу, настоятель православного монастыря).  

- Какие  вопросы возникают? ( Почему Сергия Радонежского называют  святым?  Чем Сергий Радонежский  угодил Богу?).  Вот на эти главные  вопросы мы постараемся  ответить.

IV. «Открытие»  новых знаний.

Слайд №3.  Под звучание музыки (Приложение 1) учитель читает отрывок из стихотворения С.О. Никулиной «Житие преподобного Сергия Радонежского»          

Отечество мое! Россия!

В тебе дух старины живет.

 И ни одна еще стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

  И становилась все сильней.

   Святая Русь – твое начало

 И преподобный Сергий в ней.  

     Сегодня мы обзорно пройдёмся по жизненным ступеням святого преподобного Сергия Радонежского, который является неотъемлемой частью русской истории, духовной культуры и народа в целом.

Учитель: - С чего начинается жизнь  человека? ( с рождения).

Слайд №4 – станция  «Рождение».

Итак, наше путешествие начинается, и мы прибываем на станцию: «Рождение».

Учитель: Преподобный отец Сергий родился в знатной боярской семье у благочестивых родителей по имени Кирилл и Мария. Точный год рождения отца Сергия не известен, но по свидетельству его ученика Епифания Премудрого - это 1314-й. Младенца назвали Варфоломеем.

Слайд №5 – станция «Мир детства».

По ходу рассказа проводится словарная работа.

В возрасте 7 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями Стефаном и  Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались, сам же он со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда произошло следующее событие.

Слайд №6 – «Встреча со старцем»

Однажды по заданию отца он отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца  (Старец - пожилой монах или  лицо не монашеского  звания, пользующееся авторитетом и уважением). Варфоломей не испугался незнакомого человека. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что тебе нужно, мальчик?». Рассказал  ему Варфоломей про своё горе и попросил старца молиться, чтобы Бог ( Бог –название  могущественного  сверхъестественного  Высшего Существа) помог ему одолеть грамоту.

Слайд №7. Они помолились вместе,  и старец дал мальчику частицу просфоры, (Просфора - это круглый небольшой хлеб, состоящий из двух частей (символ двойной природы Христа – Божьей и человеческой),,

благословил и велел съесть. Вместе они отправились домой.

Слайд №8.Вечером после ужина Варфоломей взял в руки книгу и вдруг начал читать. А старец сказал родителям: «Теперь он будет хорошо учиться и будет знать Священное Писание, а когда вырастет,  многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей. 

После встречи со старцем  Варфоломей стал хорошо учиться и даже  обогнал в школе всех товарищей. Он всегда был послушным и ласковым. Никогда не сердился на братьев, даже если они его обижали. Никогда сам не обижал, не жаловался на других, все терпел и не плакал. Когда он видел бедного или несчастного, то отдавал ему все, что было под руками.

Вопрос обучающимся: - Почему встреча со старцем стала значимым событием в жизни будущего преподобного?(Выслушиваются ответы детей: предсказал будущее, помог одолеть грамоту).

Слайд №9 – станция «Отрочество. Пустынножительство».

Словарная работа:  

Отрочество – период перехода от детства к ранней взрослости . 

Пустынножительство – отшельничество, отречение от мирской жизни.

   Информацию сообщают обучающиеся, посещающие объединение «Благовест»

Ученик 1:  Чем старше  Варфоломей  становился, тем больше его тянуло в лес, чтобы быть там совсем одному и молиться богу. После смерти родителей Варфоломей смог исполнить своё заветное желание. Он уговорил брата Стефана уйти вместе с ним в лес. Решили братья поселиться посреди глухого Радонежского бора, на берегу реки Кончуры, на холме Маковец. Построили избушку (келью) и небольшую деревянную церковь, которую назвали во имя Святой Троицы.

Слайд №10 – «Отшельник»

Ученик 2: Жить в глухом лесу, когда зимой деревья трескались от мороза, и лес стонал от вьюг, когда едой были только сухари,  было трудно. Стефан не выдержал такой жизни и ушёл в Москву, в один из монастырей. Варфоломей остался один. Иногда приходил к нему священник Митрофан. Когда Варфоломей захотел стать монахом, священник  помог ему. Варфоломей принял постриг и получил новое имя – Сергий, так как в тот день чтили память святого мученика Сергия. Новую жизнь Сергий начал в 23 года.

Вопрос обучающимся: - Как вы думаете, что испытывал  Сергий, живя  один в лесу? ( страх, одиночество).   Что помогло Сергию  справиться со страхом и выдержать  испытания, с которыми он сталкивался, живя в лесу? ( Вера в Бога, в его защиту, сила воли, сильный  характер).

Слайд №11 - слова: вера в Бога, сила воли.

Слайд № 12  - Жизнь Сергия на Маковице.

  Ученик 3:  Сергий остался один на Маковице. И теперь для него каждый день был подвигом. Здесь в своём великом одиночестве он постиг глубину молитвенного слова и  его силу. Изнуряя себя постом и тяжёлым физическим трудом, он неустанно молился.  И он чувствовал, как с каждым словом молитвы выпрямлялась душа, и тихим светом наполнялся полутемный бревенчатый храм, и, казалось, свет этот виден далеко-далеко, во все стороны. А по вечерам размышлял он о том, какие чувства его посетили за день.

Слайд №13 – Встреча с медведем.

Ученик 4:  А  однажды весной Сергий увидел перед своей кельей медведя. Тот был так измождён, что даже не пошевелился при виде человека.  Сергий сжалился над зверем и вынес ему краюшку хлеба.  С тех пор стал зверь часто навещать его. Он сделался совсем ручным и лежал у ног  Сергия, как собака. Так прожил Сергий в одиночестве более двух лет. За это время он возмужал. Из мечтательного юноши превратился в сильного духом монаха-строителя, человека деятельного, но чистого сердцем и кроткого нравом.

Вопрос обучающимся:  - Какие новые качества  открываются в Сергии?

(мужество, великодушие, милосердие).

-  Можно ли сказать, что Сергий оставался один? (Нельзя. С ним была его вера, к Богу, он не чувствовал себя одиноким, находил в беседе с Богом силы сносить все трудности, возникающие на его пути).

Слайд №1 4  -  слова:  великодушие, смелость.

Слайд №15– Духовная помощь людям.

Ученик 5:  Сергий отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу. Слухи о Сергии ходили по окрестным городам и сёлам. И притягивали к пустынному месту всё больше людей. К Сергию шли кто за советом, кто за наставлением, а кто и просто посмотреть. И многие возвращались от него успокоенными, просветлёнными. Он никому не отказывал в духовной помощи (это высшая помощь, которую ждут от вас заплутавшие души окружающих людей.).

Слайд №16. Ученик 6:   Так к нему потянулись люди из разных мест. Некоторые хотели жить с ним в лесу.  Каждый вновь приходивший рубил себе келью и вел своё хозяйство. Потом кельи обнесли бревенчатым забором, чтобы была защита от зверей. И вокруг церкви Святой Троицы возникла лесная обитель. 

Вопрос к обучающимся:-  Почему к Сергию стали приходить люди? Чему он их учил? (добру, оказывал помощь, совет давал, поддерживал их, учил делать добрые дела).

Слайд №17 – слова :доброта, бескорыстие, трудолюбие, милосердие.

Слайд №18 – Сергий Радонежский –игумен Земли Русской

Ученик 7:  Монастырь рос, а наставника не было. Монахи стали просить Сергия принять сан священства и стать игуменом. Он отказывался, но  после беседы с епископом Афанасием соглашается и   становится  игуменом для братии.  Игумен Сергий первым приходил в церковь, последним уходил из неё. Но, как и прежде, был всем помощником и слугой, никакой работы не боялся. Всем обликом своим  Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере.

Вопрос обучающимся:  - Изменился ли образ жизни Сергия, когда он стал игуменом ? Какие новые черты характера  проявились  у Сергия?

(Выслушиваются ответы детей: Образ жизни не изменился.. Он вел себя, как простой монах, трудился наравне со всеми и всем помогал)

Слайд №19  - слова: прямота.

Слайд № 20–  станция «Сергиев Посад». Троице-Сергиева лавра

Звучит колокольный звон. Учитель читает стихотворение

Едем мы в старинный город —
славный Сергиев Посад.
Там в музее нам придётся
отыскать заветный клад.

Основал святое место
Сергий — божий человек.
Здесь трудился и молился,
и прославился навек.

Колокольный звон струится,
купола горят церквей.
Вот над нами закружилась
стая сизых голубей.

В обитель веры православной,
Где тихой речки поворот,
В Троице-Сергиеву Лавру
Века стекается народ.

Как ни старался святой Сергий скрывать свои подвиги, слава о них распространялась повсюду. Образованная им лесная обитель в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) 

Слайд №21 – Свято –Троицкий собор

Троице-Сергиева лавра — крупнейший мужской монастырь Русской православной церкви Расположен в центре города Сергиева Посада Московской области. В Свято-Троицком соборе лавры находятся мощи основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского. Сергий Радонежский- покровитель учащихся. Он помогает тем, кому учение дается нелегко.

V.  Подведение итогов.

Пройдя по жизненным ступеням преподобного Сергия Радонежского, основателя Троице – Сергиевой лавры, воспитателя и великого собирателя народного духа, мы можем ответить на главные вопросы, которые были поставлены в начале путешествия.

-  Почему имя Сергия Радонежского отнесено к лику святых?

( Выслушиваются ответы обучающихся: за его доброту, любовь к людям, веру в Бога, послушание, милосердие, скромность).

Вывод: Да, святые люди всегда излучали любовь и доброту. Эти качества Бог вложил в человека как свой Образ. Сергий Радонежский поистине народный святой, близкий каждому человеку.

Перед детьми открывается рисунок «Древо добродетели» и проводится творческая игра. ( Добродетели - личностные качества человека, помогающие ему найти своё место в обществе).

-Ребята, подумайте и выберите какую из добродетелей, присущую Сергию Радонежскому, вы хотели бы приобрести для себя . Ребята  записывает на карточке с изображением яблочка одну из добродетелей и закрепляют яблочко на древе (Приложение 3) Спасибо, ребята, дерево доброе приносит и плоды добрые. И житие Сергия пусть для вас будет путеводною звездой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского « ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ – ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

В 2014 году верующие  всей России отмечают праздник – 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Эта дата имеет особое значение как для основаннойим Троице-Сергиевой лавры и Серг...

"Игумен земли русской". Сценарий праздника, посвященного 700-летию Преподобного Сергия Радонежского

Сценарий праздника, в котором рассказывается о житии и чудесах Сергия Радонежского, о Троице-Сергиевой лавре. Использованы фрагменты телепередач, мультфильма "Пересвет и Ослябя", фрагменты поэмы о прп...

Преподобный Сергий Радонежский - Игумен земли Русской

Классный час знакомит учащихся с житием Преподобного Сергия Радонежского;закладывает у учащихся основы христианского сознания и поведения на примере образа Сергия Радонежского....

Сергий Радонежский – святой земли Русской.

Урок изучения нового материала. Детям в доступной форме рассказывается о жизни Сергия Радонежского.  Учащиеся учатся понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры....

Сценарий праздника по теме «Духовно- нравственное воспитание»- «Преподобный Сергий Радонежский – игумен земли русской».

Цель праздника: воспитание интереса подрастающего поколения к великомуслужению Родине на примере жития Преподобного Сергия Радонежского, к традициям и истории христианства, его духовным ценностям....

Конспект урока "Дорогами святости. Преподобный Сергий Радонежский - игумен Русской земли"

Урок показывает значимость христианских добродетелей, христиаского подвига для исторического, политического, духовного развития нашей страны....

«Духовные ценности жизни святых в жизни современного мира и человека. Святой преподобный Сергий Радонежский - игумен земли Русской».

Разработка проекта-конспекта занятия для учащихся 4  класса на тему: «Духовные ценности жизни святых в жизни современного мира и человека. Святой  преподобный Сергий Радонежский -...