Влияние воспитательно – коррекционных воздействий на формирование жизненных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья

Колотилова Вера Александровна

       В настоящее время уделяется большее внимание социализации и формированию жизненных компетенций у детей СС различными отклонениями в развитии. Для них создана сеть учреждений: специальные (коррекционные) ДОУ, школы, реабилитационные центры; разработаны специальные программы. Существует множество средств коррекции нарушений в развитии ребенка. Развитие личности ребенка – процесс непростой. Он требует от педагога овладения антропологическим подходам умения создавать и поддерживать в детской среде комфортный психологический климат, помогать детям, овладевать пространством и временем своей жизни, умения проводить специальные «воспитательные» занятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние воспитательно – коррекционных воздействий на формирование жизненных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья.

       В настоящее время уделяется большее внимание социализации и формированию жизненных компетенций у детей СС различными отклонениями в развитии. Для них создана сеть учреждений: специальные (коррекционные) ДОУ, школы, реабилитационные центры; разработаны специальные программы. Существует множество средств коррекции нарушений в развитии ребенка. Развитие личности ребенка – процесс непростой. Он требует от педагога овладения антропологическим подходам умения создавать и поддерживать в детской среде комфортный психологический климат, помогать детям, овладевать пространством и временем своей жизни, умения проводить специальные «воспитательные» занятия.

        Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен. Без передачи общественно – исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в социальные и производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации. Воспитание – это целенаправленная, содержательная профессиональная деятельность педагога, способствующая максимальному развитию личности ребенка, находящегося в контакте с окружающей действительностью в различных ее проявлениях [2, с. 94]

        Школьники с ограниченными возможностями здоровья должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. Среди различных социальных норм (право, мораль; политические, эстетические, религиозные, организационные нормы, обычаи, традиции) для регуляции общественно адекватного поведения личности наиболее значимы мораль и право.

       Полноценная социальная адаптация умственно отсталых школьников невозможна без наличия системы их нравственно – правового сознания и соответствующего социального поведения, которые формируются в процессе нравственного и правового просвещения и воспитания личности учащихся.

    Воспитание как педагогическое понятие включает три основных признака:

  1. Целеустремленность, направленность на какой-либо социально – культурный образец;
  2. Соответствие хода процесса воспитания социально – культурных ценностей;
  3. Наличие определенной системы организуемых влияний [1, с. 43]

      Исходя из этих трех признаков, можно считать, что воспитание как процесс должно быть направлено на достижение ребенком такого уровня развития, когда он может жить в обществе, пользоваться его благами, правильно выстраивать свое поведение, осознавать свои отношения с миром.

       Положительное влияние воспитательно – коррекционных воздействий на умственно отсталых детей значительно возрастает при включении их в дела, общественная полезность которых выходит за рамки класса и школы. На базе Лаз...ой специальной коррекционной школы – интернат VIII вида активно используются различные способы расширения сферы деятельности умственно отсталых школьников: их приобщают к некоторым видам краеведческой работы, привлекают к оказанию практической помощи инвалидам, и престарелым. В летнее время бригады старшеклассников под руководством педагогов занимаются сельским хозяйством, облагораживанием пришкольной территории, оказывают помощь в уборке урожая соседним хозяйствам, принимают участие в строительных работах. В школе проводится кружковая работа: столярное дело, швейное дело, вышивание, театральная студия. Большое внимание уделяется спортивному развитию детей. Школьники принимают активное участие в соревнованиях и на своей территории, и за пределами школы. Периодически проводятся встречи с различными творческими коллективами, представителями разных профессий. Воспитателями и педагогами ведется работа по организации культурно – развлекательных мероприятий для детей, а также беседы по профориентации старшеклассников. Воспитание, формирование личности ребенка осуществляется каждый день в будничной жизни. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьника стала разнообразной, содержательной и строилась на основе высоких нравственных отношений.

      Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих. Педагог способен предвидеть результат деятельности детей, выстраивать ее таким образом, чтобы она была направлена на формирование социально ценных отношений, а именно доверия, свободы, уважения, сопереживания, взаимовыручки и помощи.

Список литературы:

  1. Методика воспитательной работы6 Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина и др.; под ред. В. А. Сластенина. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 144 с.
  2. Мозговой В. М. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина. – М.: ИЦ «Академия», 2006. – 224с.
  3. Специальная психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Розанова и др.; под ред. В. И. Лубовского, - 6-е изд., испр. и доп. – м.: ИЦ «Академия», 2009. – 560с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья

В методических рекомендациях освещаются основные этапы работы по формированию пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья....

формирование речевой грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время увеличилось количество детей с недоразвитием речи. Эти ученики занимаются по адаптированной программе в общеобразовательном классе. Мой материал поможет в работе с такими детьми....

«Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» как средство формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Предложена система работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья для формирования ценностных жизненных ориентиров через механизм социального партнерства МОУ "Волосовская начальная общеоб...

Методический материал к проекту «Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» как средство формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» направлен на  решение сложной проблемы формирования личностных ценностных ориентиров у детей с ОВЗ. В современном ми...

«Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» как средство формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья»

        Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность и  агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и к...

Использование современных технологий при формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной и внеурочной работе.

Использование современных технологий при формировании коммуникативных навыков  у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной и внеурочной работе....

Выступление по теме: «Формирование жизненно – важных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья» на внутришкольном методическом семинаре «Современные проблемы формирования жизненно важных компетенций обучающихся с ОВЗ»

        Ключевым моментом модернизации современной системы социального сопровождения и образования является положение о создании условий для развития и самореализации челове...