Классный час "Что может герб нам рассказать?"
классный час (3 класс)

Панюкова Инна Анатольевна

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Символы России.

Что может герб нам рассказать?

Цель: воспитывать у обучающихся уважение к символике своей страны, привлекать внимание подрастающего поколения к истории Российского государства, развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине; воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам государства, формировать историческую память и ответственность за судьбу Родмны, развивать познавательную активность.

Задачи:

Образовательные

актуализировать понятия “герб”, “гимн” и “флаг” как основы государственности в РФ;

способствовать усвоению ЗУН;

Воспитательные

формировать уважительное отношение к культуре родной страны;

воспитывать чувство патриотизма, ответственности за свою страну;

Развивающие

создать условия для развития коммуникативных умений учащихся в процессе групповой работы;

способствовать развитию навыков аналитического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_chto_mozhet_gerb_nam_rasskazat.docx36.39 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Символы России.

Что может герб нам рассказать?

Цель: воспитывать у обучающихся уважение к символике своей страны, привлекать внимание подрастающего поколения к истории Российского государства, развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине; воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам государства, формировать историческую память и ответственность за судьбу Родмны, развивать познавательную активность.

Задачи:

Образовательные

актуализировать понятия “герб”, “гимн” и “флаг” как основы государственности в РФ;

способствовать усвоению ЗУН;

Воспитательные

формировать уважительное отношение к культуре родной страны;

воспитывать чувство патриотизма, ответственности за свою страну;

Развивающие

создать условия для развития коммуникативных умений учащихся в процессе групповой работы;

способствовать развитию навыков аналитического мышления.

Педагогические технологии: технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе ; проблемное обучение ; коммуникативные технологии в обучении и воспитании , игровые технологии, приемы развития литературно-творческих способностей

Планируемые результаты:

-проявление интереса к истории государства Российского, уважение к символике РФ;

-осознанное использование понятий «историческая память», « преемственность поколений»;

-выполнение правил совместной коммуникационной деятельности.

Метапредметные:

-умение описывать особенности герба, как символа государства;

-проявление активности в диалоге, умение аргументированно высказывать своё мнение.

Время занятия: 30 минут.

Форма проведения: групповая и индивидуальная работа.

Методическое оснащение занятия:  презентация “Государственные символы РФ”рисунки детей на тему: «С чего , начинается Родина?», доклады учеников, раздаточный материал

Аппаратное и программное оснащение: ПК, MicrosoftPowerPoint, мультимедийный проектор.

Дата проведения: 28 ноября 2022 года.

                       Ход классного часа

I. Вступительная беседа «Что такое символ?»

—Ребята, наше занятие Разговоры о важном начнём со стихотворений, которое подготовили ваши одноклассники.

1  Цветёт над тихой речкой яблоня.                

    Сады, задумавшись, стоят.

    Какая Родина нарядная,

    Она сама как дивный сад!

2.  Играет речка перекатами,                          

     В ней рыба вся из серебра,

     Какая Родина богатая,

     Не сосчитать её добра!

3.  Бежит волна неторопливая,                           

     Простор полей ласкает глаз.

     Какая Родина счастливая,

     И это счастье всё для нас!

4 .Великую землю,                                            
  Любимую землю,
  Где мы родились и живём.
  Мы Родиной светлой,
  Мы Родиной милой,
  Мы Родиной нашей зовём.

–– Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. Константин Ушинский  написал о России так;

Ученик

Наше Отечество, наша Родина-матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили наши отцы. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней

говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное;

Матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать бережёт и защищает от всяких врагов…

Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.

—-А олицетворяют родную землю её символы.

–– Что такое символы?

 (Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень большое  значение.)

——Например, голубь - символ мира; змея, которая обвивается  вокруг чаши , - символ медицины.

   –– На Земле существует более 200 государств, тысячи различных народов, у каждого из них есть свои символы, свои отличительные приметы.

——Определите, какую страну могут символизировать эти архитектурные памятники?

(Московский Кремль, и Покровский собор,  и памятник Минину и Пожарскому)

——А Петропавловский собор, Медный всадник – это символы какого города?

  • Что ещё относят к символам России?

    … Не найдется в стране такого человека, который бы совсем ничего не ответил  на этот вопрос.  И ответы будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы – луга, поля, леса , березы, кому-то на ум придут  сувениры: матрешки, балалайка, мишка. Кто то  вспомнит русские архитектурные памятники Московский Кремль, Красную площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного).  А кто-то, возможно, подумает о   своей «малой Родине» -  о своём городе, в котором он родился и вырос.

Ученик

Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих огней,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный зной твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Огонь пылающих рябин.

Люблю всё то, что называют
Одним широким словом: Русь,
Но я пою и славлю ныне

Не твой ромашковый покой!
Я славлю Русь, как героиню,
Как землю гордости людской!

  —Символы бывают официальные, государственные – те, которые утверждены законом конкретного государства и неофициальные.

– Официальные символы это- Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Эти символы закреплены Основным законом нашей страны – Конституцией

——Каждый народ создаёт и уважает государственную символику страны. Эти символы отражают историю происхождения государства, его структуру, его цели, национальные  традиции, особенности хозяйства и природы

——О  каком символе мы сегодня будем вести беседу расскажет  ФИ ученика

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

(В. Степанов

——Тема нашего разговора о важном «Что может герб нам рассказать»

  —-Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно знать  их историю.  И сегодня мы узнаем историю возникновения герба РФ

Герб слово немецкое  и означает – наследство. Первоначально гербом называли боевой щит.  Щит мог иметь разную форму и цвет. Например, красный цвет означал силу, зеленый – свободу, золотой – знатность. Со временем герб стали изображать на знаменах, печатях, монетах и даже на зданиях, посуде, оружии, книгах.

Ученик

 История герба началась очень давно….

Еще в первобытные времена, когда люди жили племенами, они хотели выделиться среди других племен, показать свое отличие. Для этого служил тотем. Тотем - это изображение какого-то животного: медведя, льва, орла.  Род считал тотем своим покровителем и защитником. Поэтому тотем изображался на одежде человека, на жилище. Фигурки тотема- животного вырезали из дерева, кости, лепили из глины. Большие фигуры-тотемы ставили перед жилищами. Маленькие фигурки-тотемы носили на шее, на запястье. Тотемы не только защищали своего хозяина, но и служили опознавательным знаком, который говорил, откуда этот человек, к какому роду-племени принадлежит.

Ученик

В Древней Руси свой герб имели многие города. И каждый герб имел свою историю. Так герб Ярославля – медведь на задних лапах - связан с древним культом медведя. Также как герб Нижнего Новгорода — лось связан с древним местным культом лося. Герб Казани — крылатый змей — связан с татарскими легендами об основании города в местности, где царствовал змей. Герб Москвы — всадник, сражающийся со змеем, тоже имеет свою историю.

Где можно встретить герб?

——Государственный герб – это очень важный символ государства. Он обязательно изображается на всех важных государственных бумагах, например, государственный герб украшает все указы Президента России. Также государственный герб вы увидите на паспорте российских граждан. Есть герб и на всех государственных печатях. Еще герб помещается на пограничных знаках, на денежных знаках, а также на государственных орденах и медалях.

Ученик

Герб Российской империи появился в 15 веке в период правления Ивана III. Он состоял из 2 эмблем: всадника с копьем, поражающим змея и двуглавого орла (царская печать Ивана III 1497 года).

Как же это произошло? В это время в Москве правил Великий князь Московский Иван III. Он женился на византийской царевне Софье и принял их семейный герб, герб византийских царей - двуглавого орла. Теперь он назывался не просто князем, а царем Московским, самодержавным. Теперь он сам держал власть и ни от кого не зависел.

Двуглавый византийский орел обозначал собою огромную Византийскую империю, которая охватывала и Восток, и Запад. Поэтому, одна голова орла отвечала за Восток, а другая за Запад.  Иван III прибавил к византийскому орлу щит с изображением святого Георгия Победоносца и две царские короны.

Ученик

Практически при каждом правителе внешний вид двуглавого орла и предметы, которые он сжимал в лапах, немного менялись. Появляется третья корона, объединяющая Запад и Восток. Затем в лапах у орла оказываются крест и меч. Крест – символ православной веры, а меч – символ военной мощи Российской империи. Со временем крест и меч меняются на скипетр и державу. Скипетр и держава - символы российской власти. Скипетр - это жезл, трость, или посох, который говорил о божественности царя. Держава - это шар с крестом - символ власти царя над миром.

И только в 1882 году царь Александр III утвердил точное описание герба. Этот герб просуществовал до 1917 года.

Ученик

В 1917 году в России произошла революция. Царь был свергнут. После революции наша страна стала называться Союз Советских Социалистических Республик. Двуглавого орла отменили. Появился новый герб - увитый колосьями земной шар с серпом и молотом посредине. Серп и молот обозначали рабочих и крестьян, потому что государство СССР считалось рабоче-крестьянским.

Только в конце XX века - в 1993 году – нашей стране вернули её прежний герб – двуглавого орла.

—- Взгляните на герб Российской Федерации, давайте подумаем, какое значение в нем заложено.

Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр.

В  левой лапе – держава.

Двуглавый орел в нашем гербе- это символом единства народов России.  Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. 

Над головами орла  короны. Короны -это  символы союза республик, краев, областей, из которых состоит РФ. 

Скипетр – это жезл, украшенный золотом и драгоценными камнями. Держава - золотой шар с крестом наверху.

 Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.

На груди орла помещён красный щит с изображение всадника. Это – Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, а в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Ужасный чёрный змей – это символ зла. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

——Цветовое значение на гербе имеет не меньшее значение:

красный -цвет храбрости, мужества

золотой-богатства нашей страны, духовные ценности

синий -небо, свободу, верность

белый -чистота , благородство

черный -символ зла

——Вспомните, какой государственный символ нашей страны включает только три цвета: белый, синий, красный?

——Российский флаг символ доблести и чести Российского народа

Где размещается флаг?

(На государственных зданиях, на домах в дни государственных праздников, в руках у болельщиков в знак поддержки российских спортсменов, флаг размещен даже на борту космического корабля. и над нашей школой развивается флаг.

Разноцветный флаг России

Белый, синий, красный цвет

Самый для меня красивый

Краше в мире флага нет

Честь и правда в этом флаге,

Кровь пролитая в бою.

Смелость, доблесть и отвага.

Вера в Родину мою.

——Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издавна каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге

 Красный цвет означал отвагу, мужество и героизм.

 Синий цвет – это небо, красота,

  Белый – мир, чистота.

-Когда отмечают День Государственного флага?

-22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

_Что такое гимн и когда он исполняется?

Гимн – это торжественная песня прославляющая нашу страну, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований.

——Какие правила соблюдают при исполнении гимна?

——При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

——Флаг и гимн объединяют людей внутри страны и показывают единство граждан.

Закрепление материала

Игра

  1. Я предлагаю вам рисунки, с помощью которых нужно сложить герб РФ

2. Сложить флаг и установить соответствие цветов и их обозначений

3. Индивидуальные листы.

   Проверка.

III. Подведение итогов

Классный руководитель: Мы познакомились с государственными символами величия и могущества России.

 

Ко всем существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Посягательства на символы государства во всех странах мира воспринимаются как знак неуважения и враждебности к стране, её народу.

-–– Почему враги чаще всего стремятся разрушить  символику побежденного народа – произведения культуры, архитектурные памятники? (Чтобы уничтожить предметы их гордости, знаки силы, власти – морально ослабить народ)

Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.

А что такое Конституция?

( Конституция - это основной закон государства.)

—-Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству.

Наша Родина -Россия!

Здесь мы родились на свет

Нет земли для нас красивей

И любимей в мире нет!

Здесь твой  дом

Твоя  семья.

Здесь живут твои друзья!

Должен Родину , как мать ,

Ты беречь и защищать!

Нет на свете родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звёзды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса,

Где в реках стремительные воды.

Голубеют, словно бирюза,

Где, когда настанет непогода,

 Весь народ выходит, как гроза!

—— Вот и подошёл к концу наш разговор. Мне бы хотелось, чтобы всё, о чём вы сегодня услышали, осталось в вашей памяти надолго, чтобы в ваших сердцах была любовь и к природе, и к окружающим людям, и к месту, где вы родились, - ко всему тому, что включает в себя простое слово - "Родина".

Символы государства – это и история страны, и её сегодняшний день.  Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением.

-Дорогие ребята! Любите свою Родину, растите достойными гражданами своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа для начальных классов «Знакомимся с гербом и флагом России»

Знакомство младших школьников с историей герба и флага России...

классный час на тему: "Герб и флаг Тверской области"

Конспект классного часа для учащихся начальной школы на тему: "Герб и флаг Тверской области". Цель классного часа:  Познакомить с историей возникновения и символамиТверской области.Воспитыва...

На классном часе Вы можете с детьми выработать законы классного коллектива.Главное не навязывать их ребятам, а создавать всем вместе!

На классном часе Вы можете с детьми выработать законы классного коллектива.Главное не навязывать их ребятам, а создавать всем вместе!...

" Что герб нам может рассказать?"

Проектная деятельность. Как дети создавали герб своего села....

Что может герб нам рассказать...

Классный час. Цель: формировать представление о том, что герб – это не только маленькая информация о городе, это то, чем город гордится; познакомить с видами гербов, учить «читать» заложенную в них и...

Социальный проект "Слово может убить, слово может спасти, слово может полки за собой повести"

Проект реализован  ребятами 4 класса.    Разговорная речь богата добрыми словами, однако в жизни мало кто пользуется ими. Редко можно услышать добрые слова от людей на улице, в обществе...

Конспект классного часа "Что может герб нам рассказать?", 3 класс

Цель деятельности учителя: воспитывать у обучающихся уважение к символике своей страны, привлечь внимание подрастающего поколения к истории Российского государства, развивать чувство гражданственности...