Что может герб нам рассказать...
классный час (3 класс) на тему

Зарубина Татьяна Львовна
Классный час. Цель: формировать представление о том, что герб – это не только маленькая информация о городе, это то, чем город гордится; познакомить с видами гербов, учить «читать» заложенную в них информацию, развивать интерес к символике области; воспитывать чувство гордости за родной край.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час.599.21 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа»

«Что может герб нам рассказать... Гербы Костромской области».


Тема: «Что может герб нам рассказать... Гербы Костромской области».

Цель: формировать представление о том, что герб – это не только маленькая информация о городе, это то, чем город гордится; познакомить с видами гербов, учить «читать» заложенную в них информацию, развивать интерес к символике области; воспитывать чувство гордости за родной край.

Оборудование: карта «Костромская область», буклет «Геральдика Костромской области», набор иллюстраций гербов.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

- Сегодня у нас очередное  занятие юных краеведов. Послушайте песню о нашей малой родине.

Писатель Ю. Яковлев сказал замечательные слова: «В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина...

 Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама».

- Послушайте сочинение ученика нашего класса Балагурова Сергея, которое было опубликовано в газете «Никольский вестник».

+ Для меня родной край – это мой родной посёлок, в котором я живу. Почему для меня он так дорог? Всё очень просто. Здесь я родился и сделал первые шаги. Познакомился с чистым, ясным небом, с тёплым солнышком, с первой берёзкой, цветком, бабочкой – как же это всё можно не любить?! Эту, необыкновенной красоты природу, добрых и отзывчивых людей, которые меня окружают. А сейчас я хожу в школу и делаю пока ещё маленькие, но уверенные шаги по дороге знаний. Я убеждён, что впереди меня ждёт ещё много интересного. На большой карте мира есть крошечный, почти  невидимый уголок земли. Но я знаю – он есть, мой родной посёлок Никольское.

2. Символы Родины.

-  У каждого из вас есть свой ответ на вопрос «С чего начинается Родина?» Символ Родины зависит от того, где родился и вырос человек, чем ему пришлось заниматься, от того, в какое время он живёт.

История, величие и честь Родины воплощается, прежде всего, в символах. К символам любой страны, области, города относятся:

S N Г R Е Q Р Q Б             герб

L Q Ф R Л А Г S J              флаг

Г J R J W И М Н            гимн

- Жители Костромской области по праву гордятся своими символами. Но важно не только знать, как выглядят герб и флаг, но и понимать их символику.

3.Ознакомление с темой и постановка целей.

- Тема занятия: «Что может герб нам рассказать... Гербы Костромской области».

- Цели:

  • знать гербы городов, районов области;
  • учиться их читать;
  • применять знания при составлении гербов.

Работать вы будете в группах.

4. Группа филологов.

- Прежде всего, определим объект нашего исследования – это герб.

Филологи дают по толковому словарю определение слова «герб».

+ Герб – это род щита с изображением на нём знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду.

(В. И. Даль «Толковый Словарь»)

- Наука о гербах в России появилась в 1672 году. А как называлась эта наука? Ответ поможет найти закономерность (3, 7, 11...). Ответ:3, 7, 11, 15, 19, 23,27, 31, 35,39 (геральдика).

3 7 11 14 15 18 19 20 21 23 24 27 31 35 39

г е р у  а   о   л  в   э  ь  с   д  и к а

5. Группа историков.

+ История герба начинается в те времена, когда наши предки были воинственные  и большую часть времени проводили в боях. Во время боя воины, закованные в доспехи, были очень похожи, и было очень трудно определить,  свой это или чужой. Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия: разноцветные плащи, перья на шлемах. Но главный опознавательный знак наносился на щит. Такое изображение на щите стали называть гербом.

+ Чаще всего рыцарь изображал на щите – гербе то животное, на которое хотел быть похожим. Например, изображение льва говорило, что рыцарь считает себя сильным и храбрым, как лев. А если нарисована ящерица, то хозяин такого герба ловкий и быстрый.

+ Герб передавали детям, внукам. Гордились и старались не опозорить. Простые люди всегда селились поближе к рыцарскому замку в надежде, что хозяин и его войско защитят их в случае нападения. Постепенно вырастал город. И герб рыцаря   - хозяина становился не только его личным гербом, но и гербом всего города. Над воротами вывешивали щит – герб.

6. Группа гербоведов.

- Прошло много лет, уже давно нет рыцарей, современные солдаты не пользуются щитами. Но герб остался. Свой герб есть у каждой страны, города, района. Если вы внимательно рассмотрите герб какого-нибудь города, то можете узнать много интересного.

-Как называли человека, в обязанности которого входило изучение и создание гербов? Разгадайте ребус.

,    ,  ,                       (герольд)

              Д

+ Основой гербов служат щиты. В геральдике 5 форм щитов: варяжский, итальянский, испанский, французский и германский. При описании герба нужно вообразить себя на месте рыцаря, как бы стоящего за щитом. Щиты покрывали красками (эмалями).

Золото (жёлтый цвет) соответствовало богатству.

Серебро (белый цвет) – символ чистоты.

Ещё используют 5 цветов:

красный – символ храбрости, мужественности

синий – символ красоты

голубой – символ красоты, величия, верности, движение вперёд, надежду, мечту.

зелёный – символ молодости, плодородия

чёрный – символ образованности

Животные в гербах символизируют:

бык, корова – символ труда и терпения, плодородия и скотоводства.

волк – символ жадности, злости и прожорливости.

медведь – могущество.

Растения символизируют:

дуб – сила, могущество.

колос – символ земледелия, богатства земли.

оливковая ветвь – символ мира и процветания.

7. Работа с письменным источником.

- Познакомьтесь с письменным источником «Жалую городу герб». Сделайте разметку с помощью специальных знаков:

Ѵ – знаю

+ - новое

? – непонятное

- Что нового узнали, прочитав текст?

8. Группа краеведов рассказывает о гербах (Буй, Сусанинский район, город Волгореченск, Островский район, Макарьев, Мантурово).

-Попробуйте составить описание герба, работая в группах.

1 группа – герб Неи

2 группа – Солигалический район

3 группа – Костромской район

4 группа – Вохомский район

План описания герба.

  1. Герб, какого города или района изображён?
  2. Форма щита.
  3. Что символизирует цвет герба?
  4. Какие предметы изображены?
  5. Где можно увидеть герб?
  6. О чём рассказывает герб – об истории, природе, профессии людей?

9. Итог занятия.

Продолжите предложения.

- Я узнал... (что такое герб и для чего он нужен).

- Понял... (что каждый город имеет свой герб в форме щита, как символа готовности к защите, что означают изображения на гербе).

Домашнее задание:

  1. поискать изображения гербов Костромской области (иллюстрации, монеты, значки, открытки, предметы домашнего обихода и т. д.), т е. начинаем собирать материал для мини – музея «Гербы Костромской области»;
  2. подумайте над гербом класса.

Приложение 1

Герб Костромского района.

Герб Костромского района представляет собой щит, который в геральдике называют французским. В зелёном поле под лазоревой, тонко окаймлённой серебром вершиной. Зеленый цвет – символ надежды, молодости (району в этом году 80 лет). Лазоревый цвет на гербе – символ развития, движения вперёд, надежды. Главной фигурой герба является – серебряная корова – символ достатка, щедрости, процветания, в духовно смысле это символ терпения, доброты, смиренности, покорности. Уникальная костромская порода коров выведена в Костромской сельскохозяйственной академии посёлка Караваево. Герб можно увидеть в здании Администрации Костромского района, в Белом зале Дворянского собрания, на открытках. Герб района рассказывает о занятии жителей (животноводство), об уникальной костромской породе коров.

Приложение 2

«Жалую городу герб...»

Это изображение герба города Костромы обнаружено в архиве городского общественного управления. Оно написано масляными красками. Сохранилась подпись, что герб нарисован натуральными цветами и сочинён во время путешествия императрицы Екатерины II в 1767 году. Предполагалось, что ладья, изображённая на гербе, имеет сходство с галерой «Тверь», на которой и совершала путешествие по Волге императрица. Очевидцы свидетельствуют, что императрица передала его 15 мая того же 1767 года при посещении города, когда вышла после обеда в зал. Она объявила, что «жалует городу Костроме герб, которого до сих пор город не имел».

Но история с гербом Костромы и губернии на этом не заканчивается.

В 1797 году император Павел Петрович жалует Костроме новый герб. На нём изображён щит, разделённый на четыре части. В левой верхней части на красном поле изображён золотой крест, а в правой нижней четверти на зелёном поле – серебряный полумесяц, обращенный рогами вниз. Вторая и третья части представляли собой свободное золотое поле.

Прошли годы, и гербы городов вновь оказались востребованными. За основу герба города Костромы взят екатерининский вариант. Свои гербы имеют большинство городов нашей области.

(Из книги Павла Бедова «Знай и люби свой край»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы во 2 классе по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»

урок литературы во 2 классе по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»...

презентация к уроку литературы по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»" 2 класс

презентация к уроку литературы по теме  "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»" 2 класс...

" Что герб нам может рассказать?"

Проектная деятельность. Как дети создавали герб своего села....

Может ли музыка рассказать о характере человека?

Показать детям, на музыкальных примерах, что музыка может рассказать о характере человека....

Технологическая карта урока. «Каждый ли клёст может стать капитаном?» (Рассказ Юрия Коваля «Капитан Клюквин») (3 класс).

Конспект урока литературного чтения с использованием технологии формирования типа правильной читательской деятельности + презентация  к уроку....

Классный час "Что может герб нам рассказать?"

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМСимволы России.Что может герб нам рассказать?Цель: воспитывать у обучающихся уважение к символике своей страны, привлекать внимание подрастающего поколения к истории Российского госу...

Конспект классного часа "Что может герб нам рассказать?", 3 класс

Цель деятельности учителя: воспитывать у обучающихся уважение к символике своей страны, привлечь внимание подрастающего поколения к истории Российского государства, развивать чувство гражданственности...