Методическая разработка на тему: «Формирование у детей навыков безопасного поведения в группе продленного дня».
методическая разработка

Шувалова Анна Сергеевна

Cистематизирование работы в группе продленного дня по формированию у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения является важной задачей педагога ГПД.

В процессе работы педагога была разработана система работы по формированию у младших школьников основ безопасности жизнедеятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: «Формирование у детей навыков безопасного поведения в группе продленного дня».

гпд 2i.jpg

Автор: учитель начальных классов ГБОУ СОШ №333 Невского района

Шувалова А.С.


Потребность в безопасности – базовая для человека.

Что же это такое, безопасность?

Разберем слово по частям:

«без» – приставка, обозначающая отсутствие чего-либо;

«опасность» – угроза для нормального функционирования какого-либо материального или нематериального объекта. Например, выражение «существует опасность заражения Ковид-19» подразумевает, что создались условия, при которых велика угроза инфицирования. Фраза «опасность схода лавин» говорит о том, что сложились обстоятельства, при которых сход лавин возможен с большой долей вероятности.

Следовательно, безопасность – это состояние защищенности от внешних угроз.

Древнегреческий философ Платон считал, что безопасность – это «предотвращение вреда». Пожалуй, это наиболее универсальная трактовка понятия.

opredelenie-sostoyaniya-bezopasnosti.jpg

Оценка безопасности всегда субъективна.

Научить детей безопасности – задача непростая. Но делать это нужно с самых маленьких лет. Ведь формируется культура безопасности на всю жизнь. Конечно, самое главное при этом – собственный пример родителей. Их безопасное поведение, соблюдение правил, забота, поддержка и защита.

В первую очередь за формирование правильных взглядов ребенка на мир и его безопасность отвечают родители. Это начинается с первой минуты появления на свет. Вместе с организацией своего поведения рождается важная проблема – безопасность детей в различных жизненных ситуациях.

Окружающий мир постепенно захватывает внимание ребенка. С каждым днём он пытается узнать, попробовать что-то новое. Только правильное поведение родителей (или лиц, ухаживающих за детьми) обеспечивает безопасное знакомство с манящей неизвестностью любых предметов.

При этом первой задачей считается создание максимально безопасных условий в месте нахождения ребенка, и школа – не исключение.

Сегодня, Группа продленного дня есть практически в каждой школе России. Продлёнка — это группа для дневного пребывания после уроков для учеников 1-4 классов. Продлёнка организуется на территории школы и позволяет каждому ребенку реализоваться как личность: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. С детьми, которые там остаются, занимается учитель, который и создает максимально безопасные условия.

По статистике наиболее серьезной группой риска являются дети в возрасте от 8 до 10 лет и мальчики в возрасте от 14 до 18 лет.

Поэтому систематизирование работы в группе продленного дня по формированию у детей младшего школьного возраста навыков безопасного поведения является важной задачей педагога ГПД.

В процессе работы педагога была разработана система работы по формированию у младших школьников основ безопасности жизнедеятельности. Организованная деятельность осуществляется в разных формах:

  • работа с наглядным и раздаточным материалом,
  • организация различных видов игр,
  • моделирование ситуаций,
  • экскурсии,
  • беседы,
  • развлечения и тематические мероприятия.

В процессе работы используются методы, которые условно можно разделить на три группы:

  1. Методы, которые используются в целях формирования представлений об основах безопасности жизнедеятельности: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, просмотр мультфильмов.
  2. Методы, которые используются в целях формирования умений применять полученные знания в повседневной жизни: сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации, дидактические игры.
  3. Методы, которые обеспечивают эмоциональное стимулирование и мотивационную деятельность по формированию основ безопасности жизнедеятельности, реализуются на информационном и поведенческом ключевых компонентах, что вызывает эмоционально-осознанное реагирование на проблемные ситуации, к жизни и здоровью человека.

Работа началась с оформления центра основ безопасности жизнедеятельности в классе, который был оснащен дидактическими играми «Внимание опасность», «Правила дорожного движения». Книжный центр был дополнен художественными произведениями, которые способствуют формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности.

Таблица 1 Планирование работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего школьного возраста.

Раздел

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Ребенок и другие люди

- Беседы:

«Злые намерения «доброго» человека».
-
Дидактические игры:
«Опиши внешность человека»,

«Найди правильную карточку»,
«Где ты живешь?».

Информация в родительский уголок:
«Если ваш ребенок потерялся», «Беседа с ребенком о незнакомцах».

Ребенок и природа

- Беседы:

«Роль человека в сохранении
природы»,

«Правила поведения в лесу»,
«Огонь в лесу - последствия»,

«Что случится, если пропадет пресная вода на Земле»,

«Правила поведения на водоемах»,

«Что делать, если надвигается гроза и ураган?».
-
Опытно-экспериментальная деятельность
«Чистой водицей можем напиться».
- Дидактические игры.
«Съедобное-несъедобное», «Найди пару»,

«Четвертый лишний», «Логические цепочки»,
«Кто, где живет», «Лабиринты»,

«Сбор грибов и ягод».
-
Чтение художественной литературы

Информация в родительский уголок:
«Грибы. Что мы о них знаем», «Прогулка с ребенком. Учимся наблюдать и запоминать».

Ребенок дома

- Беседы на тему:
«Осторожно, огнеопасно!»,
«Дома опасно – безопасно»,
«Порядок должен быть везде»,
«Электроприборы не игрушка»,
«Лекарства»,
«Шампуни, порошки, гели, чем они могут быть опасны»,
«Открытое окно и балкон – источник
опасности».
-
Рисование на тему «Пожарная часть».
-
Дидактические игры.
«Нельзя играть с огнем!»,
«Опасно-безопасно»,
«Найди пару»,
«Найди опасный предмет в комнате»,
«Разрезные картинки»,
«Логические цепочки».

Родители вместе с детьми дома нарисовали схематические планы своих квартир и пометили на них специальными значками опасные места. Так же родителям было предложено дома с ребенком составить список десяти самых опасных предметов, которые есть у них дома и обсудить с ними это.

Здоровье
ребенка

- Беседы на тему:
«Зачем мыть руки»,
«Витамины»,
«Полезная и вредная пища»,
«Режим дня»,
«Закаливание, что это?».
-
Дидактические игры.
«Четвертый лишний»,
«Дорисуй»,
«Правильно-неправильно»,
«Опасно-неопасно»

Информация в Уголок класса:
«Здоровый образ жизни начинается с семьи», «Режим дня школьника»,
«Здоровая пища», «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста».
Индивидуальные беседы с родителями:

«Режим ребенка дома», «Рацион школьника».
Родительское собрание: «Здоровье ребенка – залог гармоничного развития личности».

Эмоциональное
благополучие
ребенка

- Беседа на тему:

«Мы друзья»,
«Папа и мама иногда ссорятся».
-
Чтение художественной литературы.
- Игры на формирование умения детей общаться, развитие связной речи.

Наглядная информация в уголок класса:
«Конфликты в семье», «Влияние родительских установок на развитие личности ребенка»,
«Между нами, взрослыми».

Ребенок на
улицах города

Беседы на тему:
«Если ты потерялся»,
«Светофор – наш друг и помощник»,
«Дорога, какая она», Наглядная информация: «Пешеходный переход»,
«Что такое перекресток»,
«Игры во дворе»,
«Правила езды на велосипеде»,
«Общественный транспорт».

Наглядная информация: «Памятка родителям о правилах дорожного движения».

Вывод: дети младшего школьного возраста достаточно подготовлены к решению задач по этой проблеме, если будет проводиться планомерная, грамотно организованная работа со стороны учителя в тесной взаимосвязи с родителями.

Формирование навыков безопасного поведения младших школьников будет эффективным, если придерживаться выбранных организационных форм и методов подготовки младших школьников в области безопасности жизнедеятельности в процессе организации учебно-воспитательной работы.

pravila-prodlenki-v-shkole.jpg


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдеева, Н. Н. Безопасность [Текст] : учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей младшего школьного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – М. : Детство-Пресс, 2017. – 144 с.
  2. Андронова, В. А. Формирование основ безопасного поведения в младшем школьном возрасте [Текст] // Педагогические чтения в ННГУ: сборник научных статей / Отв. ред. И.В. Фролов; Мин. обр. науки РФ, Мин.обр. НО, Арзамасский филиал ННГУ. – Нижний Новгород – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. – С.491-494.
  3. Егорова, Э. Я. Педагогические условия формирования у школьников позитивного отношения к здоровью и безопасному поведению [Текст] : Дис. на соискание уч. степени к.п.н. / Э. Я. Егорова. – Йошкар-Ола, 2014. – 199 с.
  4. Иовенко, И. В. Теория и практика формирования у учащихся общеобразовательной школы культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях [Текст] : Дис. на соискание уч. степени д.п.н. / И. В. Иовенко. – М., 2013. – 408 с.
  5. Козловская, И. А. Организация занятий по обучению школьников безопасному поведению на улице [Текст] / И. А. Козловская // Справочник старшего воспитателя школьного учреждения. – 2019. – №6. – С.29-34.
  6. Костецкая, Г. А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы [Текст] / Г. А. Костецкая // Безопасность жизнедеятельности. – М. : «Новые технологии», 2016. – С.37-40.
  7. Купецкова, В. Ф. Формирование навыков безопасного поведения младших школьников в процессе внеурочной работы в общеобразовательном учреждении [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / В. Ф. Купецкова. – Пенза, 2018. – 35 с.
  8. Мошкин, В. Воспитание культуры личной безопасности [Текст] / В. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2010. – №8. – С.13-16.
  9. Науменко, Ю. Л. Пути и механизмы эффективного формирования навыков безопасного поведения школьников [Текст] / Ю. Л. Науменко // Актуальные проблемы профессионального образования в современных условиях. – М. : Академия педагогических и социальных наук, 2016. – 169 с.
  10. Сократов, Н. В. Культура здоровья с основами безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебное пособие / Н. В. Сократов. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2016. – 364 с.
  11. Сорокина, Л. А. О состоянии готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни [Текст] / Л. А. Сорокина // Образование и наука. – 2016. – №6. – С.49-58.
  12. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения школьников на улице [Текст]: учебное пособие / Т. Г. Хромцова. – М. : Центр педагогического образования, 2017. – 80 с.
  13. Шипунова, В. А. Детская безопасность [Текст]: учебно-методическое пособие / В. А. Шипунова. – М. : Цветной мир, 2013. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у учащихся навыков безопасного поведения на дорогах и улицах».

Выступление на тему: «Формирование у учащихся навыков безопасного поведения на дорогах и улицах».        Считаю, что обучение правилам дорожного движения следу...

Родительское собрание "Воспитание у детей навыков безопасного поведения на дороге".

Родительское собрание"Воспитание у детей навыков безопасного поведения на дороге"...

Методическая разработка по теме "Формирование навыка чтения"

Почему при современной постановке обучения чтению  в начальной школе наши дети недостаточно хорошо читают?Почему снижается интерес к чтению?Это    актуальная проблема!...

Обучение родителей методам формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

При подготовке к занятиям по ПДД и в процессе проведения урока перед учителем возникают сложные методические вопросы, связанные как с выбором средств, форм и методов изложения учебного материала, с вы...

консультация для родителей. Пример родителей - один из основных факторов успешного воспитания у детей - навыков безопасного поведения на улице.

На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. В современном мире между человеком и машин...

Методическая разработка / интерактивный дидактический материал к проведению викторины по сказкам в группе продленного дня.

Описание ЭОР «Интерактивный дидактический материал для учащихся 1- 2 класса  Викторина «Там, на неведомых дорожках…»...

«Методическая разработка плана-конспекта внеурочного мероприятия по проблемам безопасного поведения детей и подростков в информационной среде»

Тема: « Как не попасть в сети социальных сетей?» - круглый столКатегория участников:  6 – 8 классыЦель: Познакомить учащихся с  опасностями, которые подстерегают их в ...