Внеурочное мероприятие "О доброте и бессердечии"
методическая разработка (4 класс)

Куцуева Ирина Константиновна

Внеурочное мероприятие прививает детям этические качества личности и нормы в обществе. Воспитывает доброе отношение к окружающим, желание помочь, отзывчивость. дать понятие «добра» и что входит в это понятие; что такое «зло» , "бессердечие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_dobrote_i_besserdechii.docx59.74 КБ

Предварительный просмотр:

                               «О доброте и бессердечии»

Подготовила: Куцуева И.К.

учитель начальных классов

МБОУ «СОКШ № 4»

2022 г.

Город Нефтеюганск

Информационная карта

Субъект РФ

ХМАО-Югра

Название муниципального образования

Г. Нефтеюганск

ФИО

Куцуева И.К.

Место работы

МБОУ «СОКШ № 4»

должность

Учитель начальных классов

Тематическое направление

Духовно-нравственное

Тема методической разработки

Словари –наши помощники.

Класс(возраст обучающихся)

1-4 классы

Воспитательное мероприятие по внеурочной деятельности

«О доброте и бессердечии»

Планируемые результаты:

  • Дети умеют оценивать слова и поступки героев.
  • Дети понимают, что нужно стремиться проявлять доброе отношение друг  другу.
  • Дети имеют представление о доброте и бессердечии..
  • Дети выражают свои мысли и предположения.
  • Дети положительно относятся друг к другу, не перебивают друг друга.
  • Дети доверяют друг другу.
  • Дети проявляют внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения;

Задачи:

Воспитательные:

на примере художественного произведения формировать представление о доброте и бессердечии..

воспитывать у детей положительное отношение друг к другу и не перебивать друг друга.

воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу.

Развивающие:

развивать у детей стремление проявлять доброе отношение к окружающим.

Обучающие:

учить детей оценивать слова и поступки героев;

учить детей выражать свои мысли и предположения;

учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения;

учить детей доверять друг другу.

Цель:

  • Формирование у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;
  • Формирование умения правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные качества у людей, героев, персонажей.

Предварительная работа

Подготовка пересказа рассказа В.Осеевой «На берегу реки».

Экскурсия в реабилитационный центр «Детство» (проведение игр)

Оборудование: цветные карандаши, фломастеры, снежинки,

Ход мероприятия:

Каким русским словам дает начало слово “добро”? Изобилие удивительное, ни в одном другом языке нет ничего подобного.

Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Добро – все положительное, хорошее, полезное. Оно соединяет, объединяет, роднит, вызывает симпатию, дружбу.

Вспомните словосочетания, в которых есть слово “добро”.

Давайте вспоминать.

Учащиеся:

Доброжелательность

Добролюбие

Добросердечность

Добропорядочность

Добрососедство

Добросовестность

Вспомните, когда в последний раз вы делали добро? В чем оно выражалось?

 Учащимся предлагается, разделив лист пополам, и поставив в одной части +, а в другой –  записать свои положительные и отрицательные качества, отвечая на вопрос:

“Какой я”?

Кто из вас отметил в себе такое качество, как доброта?

Какого человека называют добрым?

(Добрый – делающий добро другим, отзывчивый).

Какими другими словами можно назвать доброго человека?

Чтение и обсуждение сказки В.Сутеева «Мешок яблок»

Учитель:

-Послушайте сказку В. Сутеева «Мешок яблок и подумайте, о чем мы сегодня будем говорить.

Ходил Заяц с мешком по лесу, искал грибы-ягоды для своих зайчат, но, как назло, ничего ему не попадалось: ни грибов, ни ягод.

И вдруг посреди зелёной поляны увидел он дикую яблоню. А яблок румяных на ней и под ней — видимо-невидимо! Недолго думая раскрыл Заяц свой мешок и стал в него яблоки собирать.

Тут Ворона прилетела, на пенёк села и каркает:

— Карр! Карр! Безобразие! Каждый будет сюда приходить, ни одного яблока не останется!

— Напрасно каркаешь, — говорит Заяц, — здесь яблок на весь лес хватит. А у меня зайчата дома голодные сидят.

Набрал Заяц полный мешок яблок. Мешок тяжёлый — не поднять. С трудом потащил его Заяц волоком по лесной тропинке…

И вдруг голова его уткнулась во что-то мягкое. Поднял голову Заяц и обомлел — перед ним Медведь стоит!

— Что у тебя там в мешке? — спросил Медведь. Заяц пришёл в себя, открыл мешок и говорит:

— Вот… Яблоки… Угощайтесь, дядя Миша!

Попробовал Медведь одно яблоко.

— Ничего яблочки! Освежают! — проревел он, набрал большую горсть яблок и пошёл своей дорогой.

А Заяц — к себе домой.

Идёт Заяц по лесу, а со всех сторон бегут к нему бельчата, пищат хором:

— Дяденька Заяц! Дайте яблочек!

Ничего не поделаешь, пришлось снова мешок открывать.

По дороге домой Заяц встретил своего старого приятеля Ежа.

— Куда идёшь, Колючая Голова? — спросил Заяц.

— Да вот, за грибами собрался, а грибов нигде не видно. Хожу с пустой корзинкой.

— Ты лучше у меня яблок возьми. Бери, не стесняйся, у меня их много! — сказал Заяц и насыпал Ежу полную корзинку яблок.

Вышел Заяц на лужок, а там Коза со своими козлятами гуляет. Их Заяц тоже яблоками оделил.

Ходил, ходил Заяц и устал.

Присел было на какой-то бугорок, как вдруг…

— Спасибо, дружище! — сказал Крот и исчез под землёй вместе с яблоками.

В заячьем домике давно ждут Папу Зайца. Чтобы скоротать время, Мама Зайчиха рассказывает сказку своим голодным зайчатам.

И тут кто-то постучал в дверь…

Дверь распахнулась, и на пороге появились бельчата с большим лукошком, полным орехов.

— Вот! Это вам мама просила передать! — пропищали бельчата и убежали.

— Чудеса… — прошептала Зайчиха.

Пришёл Ежик с корзиной, полной грибов.

— Хозяин дома? — спросил он Зайчиху.

— Да нет. Как с утра пошёл, так и не возвращался.

Попрощался Ёж, ушёл, а корзину с грибами оставил Зайчихе.

Соседка Коза принесла капусты и крынку молока.

— Это для ваших детей, — сказала она Зайчихе.

Чудеса продолжались…

Со стуком откинулась крышка подпола, и показалась голова Крота.

— Это дом Зайца? — спросил он.

— Да, мы тут живём, — сказала Зайчиха.

— Значит, я правильно подкоп вёл! — обрадовался Крот, и полетели из подпола всякие овощи: морковка, картошка, петрушка, свёкла. — Привет Зайцу! — крикнул Крот и исчез под землёй.

А Ворона всё каркает:

— Карр! Карр! Всем яблоки раздавал, а меня хоть бы одним яблочком угостил!

Смутился Заяц, вытряхнул из мешка последнее яблоко:

— Вот… Самое лучшее! Клюй на здоровье!

— Очень мне нужно твоё яблоко, я их терпеть не могу! Карр! Карр! Что делается! Родным голодным детишкам пустой мешок несёт!

— А я… А я сейчас обратно в лес пойду и снова мешок полный принесу!

— Куда же ты пойдёшь, глупый! Смотри, какая туча собирается!

И побежал Заяц обратно в лес.

А когда прибежал к своей заветной яблоне, то там… Волк сидит.

Увидел Волк Зайца, облизнулся и спрашивает:

— Тебе чего здесь нужно?

— Я… Яблочки хотел собрать… Зайчатам…

— Значит, ты яблочки любишь?

— Лю… Люблю…

— А я зайцев очень люблю! — зарычал Волк и бросился на Зайца.

Вот тут-то и пригодился зайцу пустой мешок! Накинул его Заяц Волку на голову и наутёк пустился.

Уже поздно ночью приплёлся Заяц к своему дому.

А дома давно крепким сном спали сытые зайчата. Только одна Зайчиха не спала: тихо плакала в своём уголке.

Вдруг скрипнула дверь.

Вскочили зайчата.

— Ура! Папа пришёл!

Зайчиха подбежала к двери: на пороге стоял Заяц, весь мокрый.

— Я ничего… совсем ничего вам не принёс, — прошептал он.

— Зайчик мой бедный! — воскликнула Зайчиха.

И вдруг страшный удар потряс дом.

— Это он! Волк! Заприте дверь! Прячьтесь все! — закричал Заяц.

Зазвенели стёкла, распахнулось окошко, и появилась большая голова Медведя.

— Вот! Держи от меня подарок, — прорычал Медведь. — Мёд настоящий, липовый…

Утром вся заячья семья собралась за столом. А на столе чего только нет! Грибы и орехи, свёкла и капуста, мёд и репа, морковка и картошка.

А злая Ворона удивляется:

— Никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра появиться?

Учитель

-А как вы думаете, благодаря какой черте характера, у зайца появилось столько друзей?

( Доброте. Добрый человек- что волшебник.)

 

 Стать добрым волшебником,

Ну-ка, попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить

Желанье другого-

Одно удовольствие,

Честное слово!

Проведение тренинга «Снежинка доброты»

 Дети встают в круг, в руках у детей снежинки.

Задание: Что же я могу сделать доброго?

( Затем дети подходят к доске, говорят, какие добрые дела они могут сделать и прикрепляют к заранее заготовленной елке.)

Учитель

-Но лучше совершать добрые поступки, чем говорить о них.

Обсуждение рассказа В Осеевой  «Три товарища»

Вспомним рассказ «Три товарища. Подумайте, кого из товарищей можно назвать добрым человеком?

Вопросы для обсуждения:

-Что вы можете сказать про друзей?

- Кто из друзей был по-настоящему добрым?

-Как вы думаете, если вы совершили добрый поступок, то о нем надо говорить?

( высказывания детей)

Доброе дело только то, о котором не трубишь на весь мир.

Пересказать, заранее прочитанное учеником рассказ В.Осеевой «На берегу реки».

В. Осеева

НА БЕРЕГУ РЕКИ

Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.

– Интересно,– сказал Толя,– как это свершаются подвиги? Я очень хотел бы совершить какой–нибудь подвиг!

– А я об этом даже не думаю...– ответил Юра и вдруг остановился.

С реки донеслись отчаянные крики о помощи.

Оба мальчика помчались на зов. Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега, бросился в воду.

А Толя бегал по берегу и кричал:

– Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?

Между тем Юра с трудом вытащил на берег плачущего малыша.

– Ах, вот он! Вот кто кричал! – обрадовался Толя.– Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что было бы.

На следующий день Толя громко хвастался, как они спасли малыша. А Юра скромно стоял в сторонке.

-Какой поступок совершил Юра?

-Можно ли его поступок назвать подвигом?

-Какие качества продемонстрировали Толя и Юра?

-Почему Толя рассказывал о подвиге, а Юра нет?

-А как бы вы поступили в данной ситуации?

-Какие добрые дела вы делаете ежедневно?

Ребята! Мы с вами посетили реабилитационный центр.

-Какие чувства вы испытывали к особенным деткам?

-Как вы думаете, понравилось ли деткам с вами общаться?

Игра «Я беру тебя с собой» (триз-технологии)

(Назовите добрые качества человека)

Духовные ценности человека - нравственные идеалы.

-Ребята! Какие духовно-нравственные ценности должны быть у человека?  

Подведение итогов

Добрым быть- совсем, совсем не просто!

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от света,

Доброта на фантик, не конфета!

Только надо, надо добрым быть…

Вывод: Доброта, отзывчивость и скромность- основополагающие качества, без которых человек на может  быть по-настоящему счастливым.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность -Доброта

Конспект внеурочного занятия2 класс «Д» МБОУ гимназии №76Курс «В мире добрых слов»...

Классный час "Доброта и бессердечие"

Методическая разработка классного часа...

Внеурочное занятие "Доброта спасёт мир"

Данное мероприятие адресовано учителям начальных классов для организации работы по духовно нравственному воспитанию в целях реализации ФГОС. Разными методами и приёмами у детей формируется представлен...

Классный час "Доброта и бессердечие"

Внеклассное мероприятие по нравственному воспитанию...

О доброте и бессердечии

Доброта..Что она обозначает?...

Сценарий классного часа во 2 классе "О доброте и бессердечии"

Целью данного мероприятия является уточнение представлений детей о понятиях "добро" и "бессердечие".Применяется метод интеллект- карт для развития критического мышления....