Структурирование учебного распорядка дня с помощью средств дополнительной коммуникации для обучающихся с расстройствами аутистического спектра детей первого года обучения
статья (1 класс)

Звягинцева Инга Александровна

В статье рассматриваются процессы структурирования учебного распорядка дня с помощью средств дополнительной коммуникации для обучающихся в расстройствами аутистического спектра детей первого года обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прямоугольник

Звягинцева Инга Александровна

воспитатель

ГБОУ школа № 755 «Региональный Центр аутизма»

Василеостровского района Санкт-Петербурга

Структурирование учебного распорядка дня с помощью средств дополнительной коммуникации для обучающихся с расстройствами аутистического спектра детей первого года обучения

Аннотация. В статье рассматриваются процессы структурирования учебного распорядка дня с помощью средств дополнительной коммуникации для обучающихся в расстройствами аутистического спектра детей первого года обучения. Асинхронное развитие детей с РАС, психоневрологические нарушения, необходимость создания коммуникативных условий предполагает создание определенного учебного распорядка. Анализируются возможности создания определенных условий для детей с данными нарушениями.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, ребенок, условие, обучение, коммуникация

Введение. Состояние современного образования в настоящее время находится в стадии трансформации и определения своей роли в структуре места получения информации будущих поколений. Школы представляют собой то место, которое выполняет определенные социальные функции. Деятельность образовательных организаций подчинена одной цели – информационному и культурному просвещению общества и непосредственно каждого ученика.

Развитие коммуникативных навыков детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС) является социально значимой и актуальной проблемой современной педагогики. Было выяснено, что при помощи использования определенных методик появляется шанс оказания поддержки особенных детей в зависимости от затруднений в каждом конкретном случае.

Основная часть. Педагог в коррекционной и учебной деятельности учитывает индивидуальные особенности детей с РАС, применяет определенные методики и структурирует учебный распорядок дня.  Основная методика направлена на предупреждение девиантного, дехадаптивного поведения, выявление мотивационных и коммуникативных потребностей ребенка, формирование доступности процесса обучения [1, c. 9].  

Структурирование учебного распорядка для детей с РАС включает:

  • Необходимость постепенного и индивидуального дозированного внедрения ребенка в учебный процесс.
  • Устанавливается регулярное посещение ребенком класса, учитывая индивидуальные особенности ребенка. Педагог наблюдает за тревожным состоянием, развитием усталости, перевозбуждением.
  • По мере привыкания ребенка к ситуации обучения оно должно приближаться к его полному включению в процесс обучения.
  •  Выбор уроков и занятий, которые начинает посещать ребенок, должен начинаться с тех, где он чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным и постепенно, по возможности, включает все остальные.
  • В начале обучения, при выявленной необходимости, наряду с посещением класса или группы, ребенок должен быть обеспечен дополнительными индивидуальными занятиями с педагогом по отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию и взаимодействие с учителем, адекватно воспринимать похвалу и замечания [5].

Хаустов А. В. выделяет 4 группы особых образовательных потребностей обучающихся с РАС:

  • 1 группа — образовательные потребности, связанные с особой организацией образовательного процесса.
  • 2 группа — образовательные потребности, связанные с адаптацией содержания основной общеобразовательной программы.
  • 3 группа — образовательные потребности, связанные с адаптацией способов подачи учебного материала.
  • 4 группа — образовательные потребности, связанные с преодолением трудностей в развитии, социализации и адаптации [2, c. 48].

Для обучающихся с РАС по варианту АООП 8.2, 8.3 или 8.4, а также по АОП, разработанной на основе варианта АООП 8.2 или 8.3, Стандарт предусматривает следующие направления коррекционной работы:

работа по структурированию учебного процесса состоит из формирования соответствующего поведения на занятиях, формирование навыков социально-бытового общения, преодоление трудностей взаимоотношений с учениками при помощи создания различных занятий, улучшение навыков вербального и невербального общения, формирование способности к осмыслению полученных знаний, развитие эмпатичных способностей учеников с РАС [3, c. 30].

Обучение в 1 классе для детей с РАС проходит с небольшой наполняемостью. Распорядок дня включает основные уроки, дополнительные уроки, коррекционные и развивающие занятия в подгруппах, проектную деятельность. Кроме того в расписание детей включают индивидуальные занятия по логопедии, дефектологии, нейропсихологии. Дополнительными занятиями являются обучение при помощи средств ИКТ. Программа подбирается индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от сложности и структуры нарушений. На первом этапе дети с РАС обучаются в отдельном классе, для них обеспечивается социальная интеграция в школе: они пользуются общей раздевалкой, школьной столовой, участвуют в общешкольных мероприятиях [4].

Альтернативная и дополненная коммуникация (АДК) является средством обеспечения коммуникативных навыков детей с РАС. Они позволяют научить их общаться, показать, что вокруг есть люди, у которых можно попросить желаемый предмет, попросить о помощи, сообщить если что-то болит или беспокоит.

Чтобы определить, что ребенок будет использовать в качестве альтернативной коммуникации, нужно обратить внимание на его индивидуальные особенности:

1. Использование устной речи. При наличии у ребенка отклонений в виде повторений отдельных слов или фраз за другими людьми используют данный способ АДК. Ребенок еще не владеет основами функциональной речи, но может произносить отдельно услышанные фразы. Данный способ можно использовать для формирования функциональной коммуникации.

2. Система коммуникации обменом изображениями (PECS). Широко развита среди работы с детьми, различающими фотографии и рисунки. PECS также успешно применяется для обучения просьбам («мандам») детей, которые произносят отдельные слова, но которые не умеют имитировать чужую речь. При улучшении основ коммуникации данный способ следует переводить к другим АДК. PECS также является хорошим выбором для тех детей, у которых есть проблемы с двигательной имитацией или выполнением серии движений, которые потребуются для жестов, либо тех детей, которые негативно реагируют на подсказки методом «рука на руке». В рамках этой системы можно использовать фотографии, рисунки или небольшие предметы.

3. Использование доски с рисунками. Применимы для детей с развитой реакцией на изображения/рисунки. Для каждого занятия педагог разрабатывает конкретную доску, что улучшает разнообразие средств коммуникации, улучшение обучения при помощи жестов.

4. Использование языка жестов. Применимо совместное использование с занятиями PECS. Обеспечение коммуникациям в различных условиях. Жесты применимы для детей с плохой реакцией на зрительные стимулом и хорошим развитием двигательной имитации.

5. Устройства или приложения с совмещением изображений и голоса. Подходят для детей, которые хорошо реагируют как на зрительную информацию, так и на слуховые стимулы. Нужно следить за тем, чтобы ребенок не использовал устройство для самостимулирующего поведения вместо коммуникации.

6. Коммуникация обменом предметами. Подходит для детей, которые неспособны на дискриминацию между изображениями (проблемы с различением изображений) [6].

Заключение. Развитие способностей коммуникавной компетенции при помощи дополнительных средств играет главенствующую роль в становлении познавательной деятельности ребенка. У детей с расстройствами аутистического спектра имеются проблемы в способности корректирования телесных ощущений. Мозг может иметь спутанную реакцию в упорядочивании ощущений при коммуникации с определенным количеством людей или предметов. И данная нагрузка может тревожить ребенка, ведь он не может ее полностью контролировать. Центральная нервная система может испытывать серьезные нагрузки и перегружаться. Поэтому педагогам очень важно правильно корректировать учебный процесс.  Ребенок с РАС не может корректировать ощущения собственного тела.

Велика роль педагога-психолога, работающего с семьей ребенка с умственной отсталостью. Специалист должен задействовать родителей в процессе воспитания и развития ребенка, показать им то, что ребенок в них нуждается, и именно родительская поддержка самая важная в жизни особенных детей. Важно показать, что ребенок развивается, сформировать устойчивый интерес за процессом его развития. Родители, увидев первые результаты кропотливой работы, будут еще более замотивированы на развитие своего ребенка.

Коррекционно-развивающие занятия помогают в решении данных проблем.

Список литературы

  1. Андреева,С.В. ДИСТАНЦИОННАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ // Специальное образование. 2021. №2. С. 6-19.
  2. Скрипкина, Н. В. Создание специальных образовательных условий для детей с расстройствами аутистического спектра (на примере работы городского ресурсного центра «Росток» г. Челябинска) / Н. В. Скрипкина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14043/ (дата обращения: 13.12.2022).
  3. Хаустов, А.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125с.
  4. Шаргородская Л.В. Создание специальных образовательных условий обучения в начальной школе детей с расстройствами аутистического спектра. Динамическая модель интеграции. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №34 2018 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-34/the-creation-of-special-educational-conditions-for-learning-in-elementary-school-children-with-autism-spectrum-disorders-dynamic-model-of-integration (Дата обращения: 14.12.2022)
  5. Особое образовательное пространство для ребенка с РАС // mbsou.edummr.ru URL: https://mbsou.edummr.ru/wp-content/uploads/Методические-рекомендации Особое образовательное пространство для ребенка с РАС.pdf (дата обращения: 12.12.2022).
  6. Выбор средств коммуникации для детей с расстройствами аутистического спектра // www.art-talant.org URL: https://www.art-talant.org/publikacii/31344-vybor-sredstv-kommunikacii-dlya-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 14.12.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка связной речи у обучающихся с расстройством аутистического спектра средствами словесных игр

Сегодня в современном профессиональном педагогическом сообществе очень много говорят, рассуждают, делятся опытом, рассылают методические рекомендации по работе с детьми  с расстройством аутистиче...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом  классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Математика» во2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Математика» во2-ом  класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий природный мир » во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Окружающий природный мир » во 2-ом  класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий социальный мир » во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Окружающий социальный мир » во 2-ом  класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Речь и альтернативная коммуникация» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Речь и альтернативная коммуникация» во 2-ом   класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учеб...