Проект Ученическое соуправление в начальной школе
проект

Чупина Ольга Петровна

Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. От уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому учителю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_soupravlenie_v_nachalnoy_shkole.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГКОУ «ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

ПРОЕКТ

«Самоуправление в начальной коррекционной школе»

Автор: Чупина О.П. учитель начальных классов г. Фурманов.

                                          Наши дети – это наша старость.

                                          Правильное воспитание - это наша счастливая старость,

                                          Плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,

                                         это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

                                                                                                                      А.С.Макаренко

Организация ученического самоуправления для младших школьников может быть представлена в виде игровой модели.

Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.

Механизм построения и функционирования системы самоуправления

 в начальной школе.

Многие классные руководители предлагают осуществлять самоуправление в начальных классах  в форме сказочного королевства, космического экипажа, внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Я считаю, что можно использовать более серьёзные формы детского самоуправления, в которых младший школьник сможет примерить на себе реальные социальные роли, а не роли сказочных персонажей.

Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к происходящему в стране.

                Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. От уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому учителю.

Задача, классного руководителя - научить ученика быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права.

       Свою задачу классный руководитель видит в оказании помощи ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям все больше самостоятельности; помогать каждому при подготовке любого дела; выстраивать доверительные отношения с детьми.

       Систему классного самоуправления начинают формировать в 1 классе сразу, как только дети приходят в школу. Формируется актив класса. Затем формируются  группы по интересам.

Цели и задачи самоуправленческой деятельности.

         Создавая органы классного самоуправления, классный руководитель ставит перед собой следующие цели и задачи.

ЦЕЛЬ:

привлечь каждого ребенка к участию в общественной жизни класса и школы;

развитие у учащихся инициативы, творчества и самостоятельности;

воспитание ответственности за порученное дело.

ЗАДАЧИ:

  • Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в конкретных делах класса;
  • Формирование демократических основ органов ученического самоуправления с конкретными, определёнными и посильными для них функциями
  • Развитие у детей организаторских и управленческих способностей, самостоятельности и ответственности
  • Воспитание достойных творческих лидеров.
  • Сделать школьную жизнь интересной и увлекательной, быть полезными окружающим людям

Организация самоуправления:

  • Учит ребят умению руководить и подчиняться;
  • Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными;
  • Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма;
  • Вырабатывает правильное  отношение к критике;
  • Создаёт условия для проявления и развития способностей каждого  ученика;
  • Даёт возможность чётко и качественно организовать работу в классах, школе.
  • Самоуправленческая деятельность осуществляется в разных видах:
  • Участие в планировании, разработке, проведении ключевых дел коллектива;
  • Выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;
  • Дежурство по классу и по школе;
  • Участие в школьных и классных мероприятиях: досуг, классные и школьные  праздники, спорт и спортивные мероприятия,
  • Самообслуживание в столовой;
  • Деятельность школьной прессы; 
  • Уборка пришкольной территории.

Выбранная форма самоуправления соответствует форме действующей

в классе воспитательной системы:

Структура органов самоуправления в классе гибкая и вариативная (в течение года возможны изменения в совете класса), включает в себя различные группы, обеспечивающие каждому ученику право участия в жизнедеятельности коллектива. Наряду с постоянными, в классе могут действовать и временные советы дела, создание которых определяется конкретной задачей.

Поручения

В годы советской власти, все кто приходил учиться в 1 класс, к празднику Октября становились октябрятами. Первое новшество, которое ждет октябрят поручения.

Проводится сбор, на котором класс нужно разделить на звездочки.

Каждому давали поручение. После этого учащиеся чувствуют себя старше. И они хотят показать и доказать себе и всем окружающим, что они готовы к самой серьезной ответственности.

Поручения воспитывают волю, настойчивость,  самостоятельность, и организованность, и умение доводить всякое дело до конца. Поручение, если оно дается малышам с учетом их характера, поможет развить склонность и интересы детей и избавиться от слабостей и недостатков.

Поручение дается на не большой срок – от двух недель до месяца. Смена командиров в звездочке происходт, не реже одного раза в четверть. За год всем учащимся полезно побывать в роли командиров.

В день смены поручений, смены командиров проводился сбор звездочки. Ребята рассказывали, как они справлялись с поручениями, а все обсуждали, что было в их работе хорошего, что не получилось и почему, какие выводы надо всем сделать на будущее.

Такой разговор очень важен – он учил ребят самостоятельно, коллективно и справедливо оценивать свою работу и работу товарищей, накапливать полезные умения, опыт.

Какие же поручения звездочкам и конкретные обязанности существовали?

Книголюбы поддерживали связь с библиотекой, следили за тем, чтобы прочитанные книги возвращались вовремя; оформляли «Уголок книголюба»: проверяли читательские дневники; организовывали выставки лучших читательских дневников; рассказывали об интересных книгах; помогали учитель на уроках внеклассного чтения.

Санитары следили за внешним видом ребят; проверяли сменную обувь, чистоту рук перед едой; смотрели за порядком в столовой, за уборкой посуды после завтрака; оказывали возможную медицинскую помощь; заботились о том, чтобы школьные принадлежности имели опрятный вид; следили за своевременной сдачей справок школьному врачу после болезни; контролировали выполнение ребятами режима дня.

Почемучки рассказывали о чем-нибудь интересном из окружающей нас жизни; выпускали тематические газеты; загадывали загадки; со второго полугодия работали с газетой «Ленинские искры», следили за текущими событиями в стране, за рубежом, дополняли рассказ учителя о них.

Хозяева класса дежурили по классу, следили за чистотой парт, подоконников, доски, пола; поздравляли товарищей с днем рождения; выпускали газеты; готовили класс к уроку труда, рисования; раздавали проверенные тетради.

Природоведы рассказывали об интересных явлениях природы, заполняли классный календарь наблюдений за природой; проверяли заполнение индивидуальных дневников наблюдения; ухаживали за растениями в классе и в коридоре; помогали учителю при подготовке к уроку природоведения.

Смена поручений происходили через две недели, командир звездочки выбирался на тот же срок. Итоги подводили не общем сборе октябрятской группы. Результат отмечали на экране соревнования.

Тут важно, что каждый октябренок живет и воспитывается в системе взаимной заботы друг о друге и заботы об окружающих.

   Октябрята, может быть, не очень-то хорошо справлялись со всеми этими сложными обязанностями. Но ведь должны же они учиться! И инициативе, и творчеству, и самостоятельности, и навыкам общественников-организаторов.

ВЫВОДЫ:

  • Самоуправление в классе - необходимый компонент современного воспитания
  •  Его цель в современных условиях - адаптация школьников к  непрерывно изменяющимся жизненным условиям;
  • Самоуправление   способствует личностному   росту    школьников, развитию их ответственности и самостоятельности;
  • Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные  потребности учащихся.  Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но и        жизнь страны, в целом;
  •      Самоуправление формирует готовность участвовать в различных проектах,  мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но и страны. Самоуправление формирует готовность участвовать в различных проектах.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

   1. Создание в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и сотрудничества, психологического комфорта.

   2. Развитие творческих возможностей каждого ребенка с учетом его внутренних психологических наклонностей.

   3. Осуществление планомерного контроля  за состоянием здоровья учащихся, контроль за причинами пропусков уроков.

   4. Формирование основ правил поведения в общественных местах.

   5. Воспитание любви к родному краю и к Родине.

   6. Сплочение детского коллектива; развитие творческих способностей учащихся, саморазвитие, самовыражение личности на основе познавательной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соуправление в начальной школе

Презентация к выступлению на школьном педсовете (март 2011 года)...

Модель ученического самоуправления в начальной школе.

О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные спо...

Модель ученического самоуправления в начальной школе

О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, н...

Педагогический проект "Методы работы по сплочению ученического коллектива в начальной школе".

Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности по сплочению ученического коллектива в начальной школе. Система работы классного руководителя  по сплочению ученического кол...

Педагогический проект "Методы работы по сплочению ученического коллектива в начальной школе".

Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности по сплочению ученического коллектива в начальной школе. Система работы классного руководителя  по сплочению ученического кол...

Модель ученического самоуправления в начальной школе

Что такое самоуправление. Цели и задачи самоуправления. Организация самоуправления в начальной школе в форме работы групп с системой сменных поручений....

Проект РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО СОУПРАВЛЕНИЯ в коррекционной школе 5-10 кл

Актуальность данного проектаВ современных условиях развития системы образования активизируется воспитательная функция образовательного учреждения в самых разных направлениях.Проект направлен на обеспе...