Проект РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО СОУПРАВЛЕНИЯ в коррекционной школе 5-10 кл
проект

Чупина Ольга Петровна

Актуальность данного проекта

В современных условиях развития системы образования активизируется воспитательная функция образовательного учреждения в самых разных направлениях.

Проект направлен на обеспечение единства обучения и воспитания, формирование единого воспитательного пространства образовательного учреждения.

Школьное соуправление позволит повысить значимость тех общественных дел, которые раньше вызывали обыденность или формальное отношение.

Через соуправление могут и должны решаться такие задачи как: развитие, сплочение и координация ученического коллектива, принцип равноправия в совместной деятельности, обеспечивающие формирование личности, успешно адаптирующейся к современным условиям жизни и имеющей достаточный уровень общекультурной подготовки для жизни в обществе. 

Процесс соуправления строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в школе комфортно. По своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей, мог реализовать себя как субъект собственной жизни.

Исходя из этого, стратегическая цель ученического соуправления – создание среды, оптимально способствующей развитию ребенка с задержкой психического развития с опорой на личностно-ориентированную педагогику для дальнейшей успешной социальной адаптации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvitie_shkolnogo_soupravleniya.docx49.41 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОГКОУ «ИВАНОВСКИЙ

ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

ПРОЕКТ

«Развитие школьного ученического соуправления

в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Срок реализации: 3 года

Проект разработала Чупина Ольга Петровна

г.Фурманов

Направление «Создание условий для гражданского становления, духовно-нравственного и физического развития обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Наименование проекта: «Развитие школьного ученического соуправления в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Актуальность данного проекта

В современных условиях развития системы образования активизируется воспитательная функция образовательного учреждения в самых разных направлениях.

Проект направлен на обеспечение единства обучения и воспитания, формирование единого воспитательного пространства образовательного учреждения.

Школьное соуправление позволит повысить значимость тех общественных дел, которые раньше вызывали обыденность или формальное отношение.

Через соуправление могут и должны решаться такие задачи как: развитие, сплочение и координация ученического коллектива, принцип равноправия в совместной деятельности, обеспечивающие формирование личности, успешно адаптирующейся к современным условиям жизни и имеющей достаточный уровень общекультурной подготовки для жизни в обществе.  

Процесс соуправления строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в школе комфортно. По своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей, мог реализовать себя как субъект собственной жизни.

Исходя из этого, стратегическая цель ученического соуправления – создание среды, оптимально способствующей развитию ребенка с задержкой психического развития с опорой на личностно-ориентированную педагогику для дальнейшей успешной социальной адаптации.

Идея: развитие в школе ученического соуправления с чёткой структурой и содержательной завершённостью.

Постановка проблемы: Создание в школе условий для свободного участия обучающихся  в общественных школьных и внешкольных объединениях, что способствует развитию социальнообразовательной среды, в которой формируются социальные компетенции.

Важным элементом функционирования учреждения является соуправление – совместная деятельность обучающихся и педагогов.  

Причины: коллектив детей и коллектив взрослых действуют в школе изолированно друг от друга, не обеспечивая координацию деятельности по актуальным школьным проблемам;

пассивность социума.

Цель ученического соуправления: развитие ученического соуправления через активное сотворчество детей и взрослых, направленное на формирование навыков самостоятельного мышления, ответственности,  созидательного труда, демократической культуры, способствующих личностному и профессиональному самоопределению.  

Задачи ученического соуправления:

  • Способствовать проявлению педагогической и ученической инициативы;
  • Создание в учреждении коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с интеллектуальным недоразвитием.
  • Содействие творческому развитию личности обучающихся, их социальной активности, потребности в самореализации.

Продукт:  

  • Социально-активная личность, способная проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива;
  • Организация жизнедеятельности обучающихся в урочное и внеурочное время.

Принципы, на которых строится школьное ученическое соуправление: добровольность,  равноправие, открытость, ответственность, взаимопомощь, взаимоуважение, сотрудничество.

Система школьногоученического соуправления (далее ШУС)

  1. Утверждение положения по работе с ШУС на текущий учебный год (Приложение 1)
  2. Проведение учебы Лидеров ШУС по утвержденному календарно тематическому плану один раз в неделю, в рамках кружковой работы с обучающимися. (Приложение 2)
  3. Лидеры классов проводят работу по заполнению рапортичек, совместно с классными руководителями: заполнение, подведение итогов, сдача Рапортичек  куратору для подведения общих итогов за неделю. (Приложение 3)

Ожидаемый результат проекта:

  • Повышение гражданской позиции школьников;
  • Повышение заинтересованности в развитии ШУС;
  • Повышение ответственности в реализации ШУС.

Приобретенные навыки и умения:

  • Ставить цель и достигать её.
  • Организовывать свою деятельность и деятельность других.
  • Работать в команде.
  • Передавать собственный опыт.
  • Анализировать свою деятельность.

Условия реализации ученического соуправления:

  • Формированиеуважительногоотношениякправамобучающихся.
  • Обязательноесоревнованиемеждуклассами.
  • Обязательноесотрудничествообучающихсяи учителей.
  • Справедливоеподведениеитогов. Награждение.
  • СистемавработеШУС.

Участники проекта: обучающиеся, педагоги, куратор, руководитель кружка «Лидер»

Риски:

  • формальный подход к деятельности школьного ученического соуправления;
  • несформированность гражданской позиции некоторых учащихся, нежелание принимать участие в общественной жизни школы.

Этапы реализации проекта:

Первый год. Аналитический этап.

  • разработка  Положения об ученическом соуправлении на текущий учебный год;
  • составление календарно-тематического плана работы для учебы Лидеров;
  • проведение апробации предложенной модели ученического соуправления.

Второй год. Реализационный этап:

  • корректировка положения об ученическом соуправлении на текущий учебный год;
  • активизация работы Лидеров классов;
  • создание стенда для отражения деятельности ученического соуправления;
  • проведение линейки-летучки один раз в неделю, для вручения переходящего кубка классу, занявшему по итогам соревнования по рапортичкам I место.

Третий год. Заключительный этап

  • корректировка положения об ученическом соуправлении на текущий учебный год;
  • подведение итогов проекта;
  • анализ работы провести в виде круглого стола.

       Что получают члены детской организации:

  • интересную жизнь, наполненную делами, с участием в них самих ребят;
  • возможность проявить себя, показать свои способности и таланты;
  • выполнение реальных дел, имеющих большое значение для окружающих;
  • участие в планировании работы детской организации;
  • возникновение таких отношений с учителями и друг с другом,  которые строились бы на принципах доверия, дружбы, взаимопонимания, взаимоуважения, равноправия;
  • наличие авторитетных лидеров соуправления с навыками организаторской работы;
  • наличие жизнеспособной, апробированной и мобильной системы координационной работы органов соуправления, выполняющей задачи школы, и др.
  • выполнение лидерами и учащимися функций управления;
  • повышение уровня воспитанности учащихся; социальная адаптация детей в современных условиях.

Вывод: Ученическое соуправление в учебном учреждении - это организация школьников, совместно с педагогическим коллективом. Соуправление в школе необходимо. Соуправление в школе влияет на жизнь учебного заведения, принимает законы школьной жизни, поддерживает инициативу учителей и администрации  учреждения.Такое сознание у малолетних граждан может и должна воспитать именно школа.

В итоге, проведенная работа по реализации данного проекта способствует:

  • приобретению навыков и умений:
  • ставить цель и достигать её;
  • организовывать свою деятельность и деятельность других;
  • работать в команде;
  • передавать собственный опыт;
  • анализировать свою деятельность.

Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ

Идея: развитие в коррекционной школе ученического  соуправления с чёткой структурой и содержательной завершённостью.

Постановка проблемы: Создание в школе условий для свободного участия обучающихся  в общественных школьных и внешкольных объединениях, что способствует развитию социальнообразовательной среды, в которой формируются социальные компетенции.

В специальной школе обучающиеся участвуют в соуправлении совместно с педагогами. Процесс соуправления строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в школе комфортно. По своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей, мог реализовать себя как субъект собственной жизни. Исходя из этого, стратегическая цель ученического соуправления – создание среды, оптимально способствующей развитию ребенка с задержкой психического развития с опорой на личностно-ориентированную педагогику для дальнейшей успешной социальной адаптации.

Настоящим положением определяются правила проведения соревнований по Рапортичкам между 5-12 классами коррекционной школы, награждение победителей и основными гарантиями реализации проекта.

Статья 1. Содержание рапортички для подведения итогов в соревновании между 5-12 кл.

  1. Рапортички для заполнения, получают лидеры классов в начале каждой недели.
  2. Рапортичка содержит готовую таблицу на листе А4 с двух сторон.

На первой стороне рапортички находится таблица для заполнения расписания уроков на неделю и оценок по пятибалльной системе, учителями-предметниками, за работу на каждом уроке класса. На этой же странице расположена таблица для заполнения учителями-предметниками замечаний и предложений по каждому уроку, ученику, если нужно.

На второй стороне рапортички помещена таблица для заполнения лидерами основных пунктов:

- посещение учащимися кружков, организованных в школе во внеурочное время;

- посещение учащимися классов кружков, организованных  вне школы;

- участие класса в жизни школы (перечисление мероприятий, в которых класс принял участие);

- участие в жизни своего класса (перечисление мероприятий, организованных в классе);

- дежурство класса по школе;

- лучший дневник класса;

- лучший ученик класса;

- добрые дела;

- шефство.

За каждый выполненный пункт, в графе напротив, выставляются баллы, которые суммируются.

Статья 2. Технология проведения соревнования между 5-12 классами

2.1. Итоги соревнования между классами подводит руководитель кружка «Лидер» по сданным рапортичкам, заполняет таблицу за неделю, за месяц и за четверть. Итоги могут подводить наиболее ответственные ребята, заполнить таблицу на стенде, сделать выводы и подвести итог.                                                                                          

Статья 3.  Награждение классов победителей в соревновании между 5-12 классами

3.1. Для вручения переходящего кубка классу, победившему в соревновании, проводится короткая линейка-летучка на перемене каждую неделю.

Лидеры приглашают свой класс и проводят линейку самостоятельно.

Лидер класса, по заранее составленному графику, дает команду:

- «Класс! Равняйсь! Смирно!»

- «Лидерам классов сдать рапорта!» - «5 класс!»

- Ответ: «5 класс в количестве 8 человек на линейку построен!»

- Переходящий кубок вручается 7-му классу, на 2 месте-9а, на 3 месте-9б класс.

- Поздравляем победителей!  Разойдись!)

Статья 4. Выступление агитбригады

4.1. Подготовленные дети, не реже 1 раза в месяц демонстрируют  короткое выступление перед началом летучки.

Статья 5. Основные гарантии реализации Проекта

5.1. Линейку проводят сами лидеры, без участия педагогов. Вручение переходящего кубка может производить куратор или его заместитель, без комментариев, это главный принцип соуправления, чтобы не ругать отстающих и не обсуждать публично итоги за неделю. Все коротко, по-деловому.  

5.2. После линейки, можно обсудить результаты в своем классе, чтобы поддержать детей и вдохновить на будущие победы. Администрация так же может присоединиться к обсуждению результатов класса на классном часе или собрании класса.

Статья 6. Награждение грамотами и призами классов-победителей

6.1. По итогам полугодия и года проводится расширенная линейка с награждением грамотами (призами) классов-победителей в соревновании между 5-12 классами

6.2. По итогам полугодия и года грамотами награждаются классы за I, II, III место с указанием Лидеров классов и классных руководителей.

6.3. По итогам полугодия и года награждаются активисты, проявившие себя в агитационных выступлениях, юных корреспондентов школьной газеты, по представлению редактора школьной газеты.

6.4. По результатам года, по решению Администрации школы классы-победители могут быть награждены поездками на природу, экскурсию и др.

6.5. По результатам года, по решению Администрации школы и представлению руководителя кружка «Лидер» награждаются Грамотами классные руководители, помогающие организовать работу внутри классов, способствующую проведению классных собраний и выполнению всех пунктов Рапортички.

Приложение 2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КРУЖКА «ЛИДЕР И КОМАНДА»

НА 2019-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Дата

Тема учебы лидеров классов

Содержание

I четверть

07.10

Организационное заседание кружка «Лидер»

Знакомство, создание доброжелательной атмосферы, работа по осознанию себя как личность

14.10

Обучение интерактивным методам: Упражнение «Путаница»

21.10

Развитие навыков самооценки и понимания других.

Упражнение «Зеркало», «Комплемент»

II четверть

11.11

Развитие навыков управления эмоциями.

Упражнение «Хоровод», «Радость»

Желательно во время называния чужого имени смотреть на адресата.

Отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого. Разрядка, знакомство, сплочение группы

18.11

Развитие навыков принятия и исполнения решений

Упражнение «Самопохвала», «Гнев»

25.11

Обучение интерактивным методам

Упражнение «Сорви шапку», «Пальцы»

02.12

Развитие навыков общения и взаимодействия

Упражнение «Взаимодействия»

09.12

Развитие навыков самооценки и понимания других

Упражнения «Коршун и бабочка» «Рука в руке»

16.12

Проведение тренинга на развитие навыков управления эмоциями и эмоциональным состоянием.

23.12

Упражнения «Рука в руке» «Хромая обезьяна» «Аплодисменты»

III четверть

13.01

Развитие навыков управления эмоциями

Упражнение «Куда уходит зрелость»

20.01

Учеба актива «Как подвести итог дела»

Возможность демократического и ненавязчивого решения или обсуждения любых вопросов и проблем.

Взаимодействие "личность - группа", обратная связь.

27.01

Упражнение «Ха и Ах» «Похвала»

03.02

Упражнение «Я не люблю» «Рассмешить партнера»

10.02

Развитие навыков общения и взаимодействия

«Рассмешить партнера» «Пожелания»

17.02

Упражнение «Инициатор движения»

25.02

Упражнение «Испорченный телефон»

02.03

Упражнение «Грусть»

10.03

Упражнение «Ярость»

16.03

Подведение итогов за III четверть

IV четверть

06.04

КТД «Переменка»

Осознанное отношение к поручениям, ответственность и дисциплина актива классов, инициатива и творческий подход в общественных делах

13.04

Учеба актива « Учимся планировать дело»

20.04

Упражнение «Пилка дров»

27.04

Акция «Скажи наркотикам: НЕТ!»

12.05

Упражнения «Я такой же, как ты» «Профессиональные вопросы»

18.05

Учеба актива «Учимся общаться»

25.05

Подведение итогов за IV четверть

Приложение 3

РАПОРТИЧКА (первая сторона)

                              (месяц)  – (неделя) _______ класс Лидер класса ____________________________

Понедельник-

Вторник-

Среда -

Четверг -

Пятница -

1 урок

2 урок

3 урок

4 урок

5 урок

6 урок

7 урок

СРЕДНЕ

АРИФМ.

У р о к ?!

Ф. Имя нарушителей

Замечания по классу

Урок_______

Урок_______

РАПОРТИЧКА (вторая сторона)

                              (месяц)  – (неделя) _______ класс Лидер класса ____________________________

Содержание

Фамилии, имена участников

Баллов

Всего баллов

КРУЖКИ в школе

Ф. Имя

Футбол

Ф. Имя

3

Баскетбол

Ф. Имя

3

Шахматы

Ф. Имя

3

Колибри

Ф. Имя

3

Чудо в ладошках

Ф. Имя

3

Рукодельница

Ф. Имя

3

Танцевальный

Ф. Имя

3

Лидер

Ф. Имя

10

АКЦИИ – АГИТКИ

Ф. Имя

3

Кружки ВНЕ школы

Ф. Имя

3

Заметка в газету

10

Школьные меропр.

Конкурсы

3

Соревнования

3

Концерты

3

Классные меропр

КЛАССНЫЙ ЧАС

3

Дежурство по школе

Оценку ставит дежурный администратор по пятибалльной системе

СОБРАНИЕ В КЛ.

5

ДОБРЫЕ ДЕЛА

3

ЛУЧШИЙ УЧЕНИК

3

ЛУЧШИЙ ДНЕВНИК

3

Доп. Балл Лидеру

Рапортичку заполнить, подвести итог за неделю, сдать во время

5

Доп. Балл от Лидера

Если за неделю нет замечаний в Рапортичке

5

И Т О Г:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развитие речи во 2 классе коррекционной школы Vlll вида по теме" Деление слов по слогам для переноса"

Цели: обобщение и систематизация знаний и умений учащихся о переносе слов с одной строки на другую; закрепление навыков правописания изученных орфограмм; развитие словесно- логического мышления, памят...

Интегрированный урок по письму и развитию речи во 2 классе коррекционной школы по теме:" Написание с большой буквы кличек домашних и диких животных".

Цели: развивать умения у учащихся различать название животных и его кличку; коррекция мыслительных операции (анализа и синтеза), культуры речи, творческих способностей учащихся; закрепление знаний о ...

Конспект урока развитя речи в 1 классе коррекционной школы 8 вида. Тема: "Чайная посуда"

-  Познакомить детей с названием предметов чайной посуды: чашка, блюдце, чайник, чайная ложка, сахарница, молочник, чайный сервиз, чайная пара.-  Обобщить названия предметов чайной посуды в ...

Рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида...

Задания для коррекциии школьно-значимых функций в коррекционой школе VIII вида.

В данной работе предлагаются задания для диагностики и коррекции школьно-значимых функций:памяти, внимания, речи, зрительно-моторной координации. Данный материал окажет помощь  в работе учителю, ...

Семинар по развитию школьного ученического самоуправления.

Подробный план работы МО  на школьном семинаре по теме: "Развитие школьного ученического самоуправления"...

Проект Ученическое соуправление в начальной школе

Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. От уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удов...