«Воспитание межэтнической толерантности младших школьников»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Шаманова Татьяна Владимировна

Основы толерантности формируются у младших школьников в процессе образовательной деятельности, во время досуга, занятий внеурочной деятельности. Одним из главных аспектов по воспитанию толерантности у школьников является взаимодействие педагога и социума. Поэтому, кроме теоретических занятий в школе, я организую практическую совместную работу по толерантному воспитанию младших школьников с родителями и сельским домом культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shamanova_t.v.docx925.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Т.В. Шаманова, учитель начальных классов

                                       МКОУ Тинская ООШ

 Саянский район

«Мы рождены, чтобы жить совместно,

наше общество – свод из камней,

который обрушился бы,

если бы один не поддерживал другого».

 «Воспитание межэтнической толерантности младших школьников»

Основы толерантности формируются у младших школьников в процессе образовательной деятельности, во время досуга, занятий внеурочной деятельности. Одним из главных аспектов по воспитанию толерантности у школьников является взаимодействие педагога и социума. Поэтому, кроме теоретических занятий в школе, я организую практическую совместную работу по толерантному воспитанию младших школьников с родителями и сельским домом культуры.

В нашей школе учатся дети разных национальностей (русские, азербайджанцы, марийцы, тувинцы и другие) и проблема воспитания толерантного отношения к представителям другой национальности, культуры очень актуальна. Для решения этой проблемы я при взаимодействии с администрацией школы организовала изучение курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и обычаи народов России» совместно с сельским домом культуры (СДК).

Работу, в этом направлении, я начала с беседы с родителями по вопросам толерантного отношения к людям в семье и поиску интересных форм работы в этом направлении. По результатам анкетирования, выяснилось, что детям и родителям интересно не только изучение новых сведений о традициях других народов, но и практическое изготовление предметов обихода, костюмов, национальных кукол, музыкальных инструментов определенного периода и другое.

         

Так как такой вид деятельности имеет свои особенности, то мы обратились за помощью в сельский дом культуры (СДК) к специалистам.

В результате мы организовали совместную деятельность по трем  направлениям.

  • Одежда, традиционный костюм:  работу в этом направлении мы с детьми начинаем с изучения  дополнительной литературы по теме. Учащиеся  по собранному материалу составляют презентации, оформляют мини-проекты. На защиту проектов  приглашаются родители, которые приносят с собой  элементы  старинных традиционных костюмов и знакомят детей с этими элементами, историей их происхождения.  Практическая часть  по созданию эскизов  костюмов проходит в доме культуры. Руководитель объединения обсуждает с родителями и детьми  выбор костюма и помогает в его изготовлении. На заключительном этапе  дети и родители презентуют свои  выполненные кукольные  модели на фестивале национальных кукол. В ходе тесного сотрудничества родителей, детей, учителей и работников культуры формируются навыки коммуникативного общения, уважение к традициям другого народа. У детей появляется желание  глубже изучить историю своих предков. На основе данного материала мои учащиеся пишут исследовательские работы, которые отмечены на муниципальном и краевом уровне.

D:\мне материал к внеурочке\куклы азерб.jpgC:\Users\Максим\Desktop\фотки для конференции22\грамота куклы эльва милана.jpgC:\Users\школа\Desktop\12фото для татьяны ив\в клубе\SAM_8462.JPG

  • Традиционная русская и азербайджанская кухня: это направление курируют родители. Знакомят учеников  с рецептами блюд, проводят фестивали, где представляют блюда народов, проживающих на территории поселения.
  •  Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды: это направление  предоставляет каждой семье  рассказать о своих традициях, ценностях и познакомить с историей своей семьи. У каждой семьи выполнен герб семьи, с учетом семейных традиций и историей предков. К гербу составляется древо семьи, с учетом нескольких поколений.  И вся выполненная работа презентуется всей семьей. Многие из этих выполненных работ имеют награды муниципального и краевого уровня.  И самое большое мероприятия, которое длится в течение долгого промежутка времени это разучивание игр и песен разных народов,  изучение  и проведение национальных обрядов.  Модели музыкальных инструментов, используемых в обрядах и играх, учащиеся изготавливают сами  с использованием 3d ручки.

C:\Users\Максим\Desktop\фотки для конференции22\музык инстр 3д ручка.jpgD:\семейное древо22марта18г\SAM_2958.JPG

Я используя различные пути и средства в воспитании толерантности, но одна из форм моей работы, описанная выше  создает систему взаимодействия детей и взрослых, при которой формируется ценность терпимого, равноправного, уважительного отношения людей друг к другу.

Хотелось добавить, что в течение всей работы ребята получают дополнительное развитие, совершенствуют социальные навыки, развивают навыки общения и получают первую информацию для определения их будущей профессии.

Список использованной литературы

1.Рабочая программа курса «Праздники, традиции и ремесла народов России» в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г. и авторской программы Л.Н. Михеевой «Праздники, традиции и ремесла народов России».

2. Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. — 2-е изд., стереотип. — М.:, 2003. — С. 74–85.

3. Русский костюм /Под ред. В. Рындина.-М.:ВТО,2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Воспитание толерантности младших школьников".

В разработку входят игры на обучение общению, УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ  ТОЛЕРАНТНОСТИ, НА РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ, УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СОТРУДНИЧЕСТВА....

Программа воспитательной работы в начальных классах «Воспитание культуры толерантности младших школьников в рамках ФГОС» «Мир принадлежит терпеливым»

Наименование программы Программа «Воспитание культуры толерантности младших школьников» «Мир принадлежит терпеливым».Основание для разработкиЦель  программы: формирование у детей навыко...

Учебно - методическое пособие "Воспитание толерантности младших школьников средствами поликультурного образования" Автор - составитель С. В. Бобинова

Предложенная программа по воспитанию толерантности и методические материалы для проведения классных часов, родительских собраний, система психолого - педагогических тренингов для учащихся младшего шко...

Воспитание толерантности младших школьников в системе развивающего обучения Л,В.Занкова

Статья содержит материал о системе воспитания толерантных отношений в классе....

Программа «Воспитание культуры толерантности младшего школьника»

Новизна программы и инновационная направленность выражается в новом комплексном подходе к организации духовно – нравственного воспитания обучающихся и их родителей, путем системной работы над...

Воспитание толерантности младшего школьника.

Воспитание толерантности младшего школьника....

Дипломная работа на тему "Воспитание межнациональной толерантности младших школьников посредством внеклассной воспитательной работы"

Данная дипломная работа была написана на основании роста конфликтов, возникающих из-за национальной неприязни....