Учитель русских учителей
статья

Каретникова Ульяна Геннадьевна

Каждый народ обладает собственными установками и ценностями, которые передаются из поколения в поколение - это и есть самая лучшая воспитательная система, ведь она естественна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ush-y.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Учитель русских учителей

         27 июня 2022 года Президент Российской Федерации  В.В. Путин подписал  указ о праздновании  Года педагога и наставника.  2023 год - это  год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, которого  называют «учителем русских учителей».
        Константин Дмитриевич родился в Туле. Детство и юность прошли в родовом имении на Украине, в Черниговской области. Начальное образование он получил дома,  в 12 лет был зачислен в 3-й класс гимназии в Новгороде - Северском. Потом поступил на юридический факультет Московского университета, который закончил с отличием. В 22 года получил кандидатскую степень по юриспруденции. Молодого учёного пригласили заведовать кафедрой законоведения в ярославский Демидовский лицей. Руководство заведения признавало в нём талантливого педагога, но его либеральные взгляды и популярность среди учеников вызывали обеспокоенность. После увольнения из лицея Константин Дмитриевич некоторое время зарабатывал публикациями, переводил статьи из иностранных журналов, писал обзоры и рецензии. В 1854 году получил должность преподавателя словесности в Гатчинском сиротском институте. Эта работа помогла учёному войти в историю. В библиотеке лицея он обнаружил отличную коллекцию книг по педагогике. Эти книги потрясли учёного и вдохновили на собственные педагогические исследования. Его статья «О пользе педагогической литературы», вышедшая в «Журнале для воспитания», имела огромный успех. К.Д. Ушинский стал постоянным автором издания: регулярно публиковал там свои идеи об образовании в России. Его статьи печатались в самых читаемых журналах своего времени: «Современнике» и «Библиотеке для чтения».
        В 1859 году  он получил должность инспектора в Смольном институте благородных девиц. Педагог Виктор Острогорский восхищался Ушинским: «Благодаря энергии и таланту одного человека в какие-нибудь три года совершенно обновилось и зажило полной жизнью огромное учебное заведе-ние, дотоле замкнутое, рутинное и не возбуждавшее в обществе никакого интереса. В Петербурге заговорили о Смольном и его необыкновен-ных учителях. Чиновники разных ведомств, приезжали из города послушать удивительные уроки, особенно в младших классах. Вошли в моду четверги Ушинского. В эти дни в его квартире в Смольном собиралась столичная педагогическая элита.
        В самом же Смольном появились сборники Гоголя, Лермонтова. Математика, которая вводила всех в уныние, вдруг превратилась в увлекательную игру разума. «Уничтожьте школьную скуку, говорил Ушинский,  и вся смрадная туча, приводящая в отчаянье педагога и отравляющая светлый поток детской жизни, исчезнет сама собой». Параллельно Константин Дмитриевич продолжал публиковаться. С 1860 года К. Д. Ушинский - редактор официального журнала Министерства народного просвещения, который превратил из казённого бюллетеня в прогрессивное издание, где всерьёз писали о перспективах всеобщего образования.
Константин Дмитриевич путешествует по Франции, Германии, Швейцарии, Италии и Бельгии. Бывает везде, от частных гимназий до детских садов. В Россию возвращается спустя несколько лет, но, вопреки обыкновению, больше не ищет места в образовательных учреждениях. Он вышел на новый уровень.  К. Ушинский пишет книги. Ещё в Западной Европе Константин Дмитриевич написал две работы - «Родное слово» и «Детский мир». Они стали первыми отечественными многотиражными учебниками для начальной школы.
        Книги К. Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» вышли за границей в 1864 году. К «Родному слову» прилагалось руководство для учителей и родителей - первое полноценное методическое пособие. Оно содержало рекомендации по преподаванию и  по организации учебного процесса.
Учёный фактически создал русскую педагогику, какой мы знаем её теперь.
Успех был громадным. «Детский мир» вышел тиражом в 3600 экземпляров (что по тем временам немало) и в первый же год был переиздан дважды. «Родное слово» пережило 150 переизданий только в царской России, и даже современные школьники учатся читать и писать по текстам из этой книги.
        Ушинский долго работал над трёхтомником «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». Воспитание личности происходит через всестороннее развитие: физическое, умственное, нравственное и эстетическое. Он подчёркивал связь интеллектуального и морального, этики и науки, утверждая, что именно чувство прекрасного запускает процесс познания. Учёбу ради учёбы Ушинский критиковал, утверждая, что образование должно иметь конкретную цель: сформировать правильное понимание жизни, которое сделает человека полезным себе и обществу. В своих работах по педагогике учёный не раз говорил о том, что систему воспитания невозможно создать искусственно или позаимствовать за границей. Каждый народ обладает собственными установками и ценностями, которые передаются из поколения в поколение - это и есть самая лучшая воспитательная система, ведь она естественна. На ней и должна основывать-ся педагогика. Константин Дмитриевич  утверждал: если растить ребёнка на лучших образцах родной культуры, не придётся искусственно прививать патриотизм. Кстати, на вопрос, что стоит позаимствовать русским у Запада, учёный отвечал: «уважение к своему отечеству». Он предлагал лучшую систему обучения  искать в народе, оптимальным способом подачи материала  считал диалог. Обучение в формате текстов и лекций  ценил невысоко, считая живое общение более эффективным. Именно в беседах с учителем ученик развивает память, мышление и воображение. Только в диалоге учитель может заразить ученика жаждой знаний и духовного роста, а потом показать ему пути для самообразования. Только благодаря диалогу человек может научиться отстаивать свою точку зрения. Да и вообще иметь её.
        По мнению К.Д. Ушинского, у педагога есть более важная задача, чем передать знания, - научить мыслить. Поэтому огромное внимание он уделял развитию логического мышления. В своём учебнике «Первые уроки логики» Ушинский популярно объясняет логические законы и важнейшие приёмы: сравнение, поиск сходств и различий, построение суждения, принципы причинно-следственных связей. Учёный считал, что для развития мышления  не нужно ничего придумывать специально - достаточно использовать принцип наглядности. Дети от природы наблюдательны, и если поощрять их тягу к исследованию и учить на понятных примерах, двигаясь постепенно от простого к сложному, можно добиться прекрасных результатов.
 Ушинский не раз отмечал, что труд поддерживает в человеке нравственность и чувство собственного достоинства. Образование - это уже труд, но очень важно, чтобы трудолюбие человека не ограничивалось усердием в учёбе. Важно воспитать ребёнка так, чтобы он понимал, зачем получил знания, и был готов применять их на благо себе и обществу. Поэтому учить ребёнка следует тому, что он в будущем сможет использовать. К сожалению, об этом и сейчас многие забывают. В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский пишет о необходимости совмещать физический и интеллектуальный труд, не только для гармоничного развития, но и для удовольствия.
        Ушинский твёрдо верил, что нравственное и духовное развитие важнее знаний, и один хороший воспитатель полезнее, чем десяток учителей. Он считал необходимым воспитывать в детях способность самостоятельно развиваться, критически оценивать, стоять на своём и действовать осознанно. За это К. Д. Ушинского не любили чиновники от образования. А Константин Дмитриевич постоянно утверждал: «воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель». Система может дать знания, но не знания делают человека личностью. Этому может научить только другая личность - живой человек, наставник, воспитатель.
        Он мог бы сделать больше, но здоровье не позволило. Усиленные учёные литературные работы Ушинского, которыми ознаменовались последние годы его жизни, с медицинской точки зрения были для него пагубны, потому что они истощили его слабые физические силы и были существенной причиной его преждевременной кончины. Третий том «Человека как предмета воспитания…» так и остался недописанным. Он умер 3 января 1871 года, попросив перед смертью прочесть ему «Ундину» Жуковского и успев помолиться вместе с детьми. Ему было 47 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..

Сценарий  праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися  начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....

Учитель-друг, учитель-наставник.

"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...

САМОАНАЛИЗ УРОКОВ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГИМНАЗИИ Г, БАЛХАША ПОРОШИНОЙ Л. В.

САМОАНАЛИЗ УРОКОВ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГИМНАЗИИ Г, БАЛХАША ПОРОШИНОЙ Л. В....

Пособие для учителей русского языка. Тестовые задания по русскому языку по теме "Части речи"

Пособие для учителей русского языка. Тестовые задания по русскому языку по теме "Части речи" для учащихся 5-7 классов коррекционной школы VIII вида....

Выступление на МО учителей русского языка. Семинар-практикум для учителей по профилактике и коррекции дисграфии у школьников общеобразовательной школы.

Цель семинара-практикума: познакомить учителей русского языка с различными видами дисграфических ошибок, приемами и методами их устранения....

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....

Методические рекомендации для учителей русского языка по теме "Работа над словарными словами на уроках русского языка и чтения"

Данный материал рекомендован для использования кна уроках русского языка и чтения при работе с обучающимися с легкой степенью умственной отсталости....