Выступление на МО учителей русского языка. Семинар-практикум для учителей по профилактике и коррекции дисграфии у школьников общеобразовательной школы.
материал (логопедия) по теме

Цыпуштанова Клавдия Степановна

Цель семинара-практикума: познакомить учителей русского языка с различными видами дисграфических ошибок, приемами и методами их устранения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_uchiteley_rus.yaz_.docx559.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья № 154" г. Перми
 

Выступление на МО учителей русского языка

Семинар-практикум для учителей

по профилактике и коррекции дисграфии у школьников

общеобразовательной школы

Подготовила и провела:

учитель-логопед Цыпуштанова К.С.

2014г.

Пояснительная записка

Учитель-логопед:  Цыпуштанова Клавдия Степановна                                                                                               Образовательное учреждение: МБС (к) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья № 154" г. Перми

 Название:  Семинар-практикум для учителей русского языка по профилактике и коррекции дисграфии у школьников.  

Ученики: Учителя русского языка.

Предмет:  логопедия         

Форма материала: презентация + практическое задание

Форма проведения: внеклассное  мероприятие на МО учителей русского языка

Цель:  

Познакомить учителей русского языка с различными видами дисграфических ошибок, приемами и  методами их устранения.

Продолжительность: по усмотрению логопеда

Авторский  медиапродукт:

- презентация /Дисграфия. Виды дисграфии. Профилактика и коррекция дисграфических ошибок /.

Средства: компьютер, мультимедиа. Практический материал /диктант учащихся  5 класса  на листочках/.

План семинара-практикума

1. Теоретическая часть (Вступительное слово учителя-логопеда /лекционный материал+ презентация/).

2. Практическая часть

Работа учителей русского языка (Анализ представленных учителем-логопедом диктанта; выделение  из данного диктанта специфических дисграфических ошибок; определение вида дисграфии по конкретному диктанту).

3. Заключительная часть.

Итог семинара. Рефлексия.

Рекомендована литература по предупреждению и устранению дисграфических ошибок,

заинтересовавшимся учителям в  данном материале, презентацию  и практический материал даны в компьютерном варианте и в письменном виде.

Ход мероприятия

Что должно насторожить учителя в устной и письменной речи учеников?:

1. Неправильное произношение звуков, которое может вызвать в дальнейшем дисграфию и дислексию;

2. Особый характер ошибок на письме:                                                                                                                                                     - ошибки не на правило;                                                                                                                                                                              - стойкие ошибки, не исчезающие в процессе обучения;                                                                                                                         - регулярно повторяющиеся ошибки в разных видах работ независимо от психофизического состояния ребёнка;

 - искажение графических образов букв;                                                                                                                                                   - искажение звукослоговой структуры слова и замена букв;

 - пропуски, перестановки, добавления букв и слогов;

- смешивание парных согласных в устной и письменной речи;

 - грубые аграмматизмы  в  устной речи и на письме.

Учителя русского языка обеспокоены таким явлением как дисграфия у школьников общеобразовательной школы. /Презентация/.

Дисграфия – («графо»-пишу,  «дис»- расстройство)-  это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловлено несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, двигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность.

Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями). При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии сглаживается.

Из-за чего происходит дисграфия у школьников?

У ребенка недоразвит или не сформирован фонематический слух и фонематическое восприятие.

Фонематический слух-это:

- способность различать звуки речи;

- опознавать звук в речевом потоке;

- способность различать слова, состоящие из одних фонем, но расположены в отдельной последовательности (сосна-насос);

- способность различать слова, которые отличаются одной фонемой (почка-точка-бочка-дочка-кочка….). Фонематическое восприятие - это умственные действия по анализу звукового состава. Ребенок не может определить количество, последовательность звуков в слове.

 Сотрудники кафедры логопедии ЛГПИ имени  А.И.Герцена  выделяют следующие виды дисграфии:

  1. Артикуляторно-акустическая дисграфия.
  2. Акустическая дисграфия.
  3. Дисграфия на почве нарушения звукового анализа и синтеза.
  4. Аграмматическая дисграфия.
  5. Оптическая дисграфия.

Артикуляторно-акустическая дисграфия.

Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи.

 Ребенок пишет слова так, как их произносит. Отражает дефектное произношение на письме.  «салф» вместо «шарф», «колова», «коова», «кохова» - «корова», «ченок» - щенок,  «сыплёнок» - цыплёнок, «вось» - «лось».

Акустическая дисграфия.

Причиной возникновения этого является  нарушение  дифференциации, распознавания близких звуков речи.

Характерные ошибки: 

  •  Замена букв, соответствующих фонетически близким звукам:

свистящие-шипящие   (САПКА – ШАПКА)

звонкие-глухие             (ТЫМ – ДЫМ)                                                                                                                                          аффрикаты        (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
лабиализованные гласные   ( О – У; Е -Ю) («тОча» - туча)

cоноры    ( Р – Л; й – Ль)

  • Неправильное обозначении мягкости  согласных на письме:  "писмо", "лубит", "больит" и т.д.

Дисграфия на почве нарушения звукового анализа и синтеза.

Причина возникновения – Нарушением анализа и синтеза слов на уровне предложения /затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки/. Нарушением звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.

    Характерные ошибки:

  • Пропуски, замены гласных, согласных;  
  • перестановки, добавления букв;
  • пропуски, добавления, перестановки слогов;
  • слитное написание слов;
  • раздельное написание слов;
  • слитное написание предлогов с другими словами;

Например:                                                                                                                                                                                                                - плюшевого - плюшегово, ковром - корвом, на лугах – на галух

- санки - снки, кричат – кичат;

- весна - весена, школа – шекола, ноябрь - ноябарь, дружно - дружено, Александр – Александар,                                                       бант - «бонт» , уроки -  «ураки».                                                                                                                                                            -  Белка сидит НАВЕТКЕ.

 - Миша вышел на У  ЛИЦУ.

Аграмматическая дисграфия.

Причина возникновения – недоразвитие  лексико-грамматического строя речи. Несформированность морфологических и синтаксических обобщений.

Это выражается в неправильном согласовании и управлении

 Характерные ошибки:

  •  Проявляется – в виде аграмматизмов.
  •  неправильное употреблении предлогов, рода, числа;
  • пропуск  членов предложения;
  • нарушение последовательности слов в предложении;
  • нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями;    
  • нарушение согласования («бела дом») ("красивый сумка", "веселые день");
  • на уровне слова: замена префиксов, суффиксов (захлестнула -«нахлестнула»), (козлята – «козлёнки»);
  • нарушение падежных окончаний («много деревов»);
  • нарушение предложных конструкций (под столом – «на столом»);
  • Изменение падежа местоимений (около него - «около ним»);
  • Числа существительных («дети бежит»).
  • Персеверации (застревание).
  • «За зомом росла мамина». (За домом росла малина).

Оптическая дисграфия.

Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций: зрительного  гнозиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений                Характерные ошибки:

  • замена букв, состоящего из одного количества одинаковых элементов:                                                                                        - не дописывание элементов букв: «и» вместо «ш»; «ш» - «щ»; «л»- «м»; «х»  - «ж», «и» - «у».                                                                                                                    - добавление лишних элементов «ш» вместо «и»; четыре палочки у «ш» или «щ».
  • Замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов   (В - Д, Б - Д, Ш - Т и т.д.);
  • «зеркальное» изображение букв. (З-Е).

Смешенная дисграфия

Несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма.

3_klass_disgrafiya_sovmestno_s_dizorfografiej-1 

Практическая часть

Проанализировать диктант с целью выявления дисграфических ошибок и определения вида дисграфии.

Каждому  учителю дается листок с диктантом  учащегося  5 класса.

Обсуждение.  Один учитель выступает и  перечисляет дисграфические ошибки и называет вид дисграфии.

Правильные ответы проверяются на компьютере.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\IMG_20141023_0001.jpg

Анализ письменной работы

Это смешенная форма дисграфии.

Виды дисграфии

Пути коррекции

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.

Коррекция звукопроизношения. 

Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия /способность правильно слышать и узнавать в потоке речи  различные фонемы-звуки/.

2.

Акустическая форма дисграфии.

Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия

Фонематический слух- это:

- способность различать звуки речи;

- опознавать звук в речевом потоке;

- способность различать слова, состоящие из одних фонем, но расположены в отдельной последовательности (сосна-насос);

- способность различать слова, которые отличаются одной фонемой

 (почка-точка-бочка-дочка-кочка….) 

Фонематическое восприятие- это умственные действия по анализу звукового состава. Ребенок не может определить количество, последовательность звуков в слове.

-обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.

-уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.

-выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

-определение положения звука по отношению к другим.

3.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Развитие языкового анализа и синтеза.

Развитие слогового анализа и синтеза.

Развитие фонематического анализа и синтеза.

1. Приёмы формирования звукового анализа и синтеза:

-различать  и выделять гласные - согласные;

-определять твердость и мягкость согласных;                                                                                                          -последовательно называть звуки в слоге, слове и определять каким по счёту стоит заданный звук;

-делить слова на слоги;                                                                                                                       -определять количество слогов и их последовательность;

-определять количество звуков в каждом слоге и общее количество звуков в слове;

-составлять схему слова;

-образовывать новые слова с помощью «наращивания» звуков, слогов  (рот-крот, пол-полка);

-образовать новые слова путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук, слог (дом -сом, лом; сок -песок -носок);

-письменные задания: вставить пропущенную букву, выбрать нужную букву, найти «опасные буквы».

2. Упражнения   для преодоления замен букв: 

-определить каким по счёту стоит звук в слове, затем написать слово и проверить                    ( с-5, ш-3 – пушистый);

-графический диктант - составить схему предложения и подписать буквы С-Ш над теми словами, в которых есть эти звуки;

-записать диктуемые слова в два столбика Н-Р: под буквой С или Ш;

-выбрать или придумать  и  записать  слова  с  буквой  С,   а затем  -  с буквой Ш;

-выбрать или придумать и записать слова, в которых содержатся сразу оба дифференцируемых звука;

-вставить вместо точек пропущенные в словах буквы С или Ш (капу . та, ко . ка,   .умка).

4. Аграмматическая   дисграфия.

Развитие лексико-грамматического строя речи.

1.Уточнение и обогащение словаря:

-подобрать синонимы, антонимы;

-подобрать глагол, прилагательное к существительному;

-образовывать прилагательное от существительного;

-образовывать глаголы с различными приставками.

2. Словообразование и словоизменение.  Согласование различных частей речи в роде, числе и падеже. 

-добавить существительное к глаголу, к прилагательному, к числительному;

-вставить пропущенное слово или предлог в предложение;

-найди общую часть в однокоренных словах;

-впиши приставку, окончание;

-изменить  часть слова (приставку, суффикс, окончание);

3. Формирование структуры предложения:

-составление графической схемы предложения;

-изменение порядка слов в предложении;

-изменить одно слово в предложении;

-дополнить предложение /распространить второстепенными членами/;

-увеличивать предложение по одному слову;

-считать слова в предложении. Назвать 2, 3, 5 и т.д. слово в предложении;

-сократить предложение по одному слову;

-составить из  данных слов предложение.

5.

 Оптическая дисграфия.

Развитие зрительно-пространственных функций:

  • зрительного гнозиса /способность узнавать предметы/;
  • зрительного мнезиса /запоминание формы предметов, цвета…/;
  • зрительного анализа и синтеза;
  • пространственных представлений.

Для различения сходных по начертанию букв можно предложить следующие задания:         -выбор из всех букв алфавита, сходных по начертанию букв;

-узнавание недописанных букв;

-узнавание букв, наложенных друг на друга;

-конструирование букв из элементов;

-найди неправильные буквы;

-переделать букву, сделать из одной буквы другую;

-письмо под диктовку оптически сходных букв, а также слогов и слов, включающих эти буквы;

-расшифруй и запиши слова:

1 = б   ! = д     по!1оро!ок,  1лю!о, 1у!ильник,  !о1ро!ушный.

2 = п   3 =  т    2арЗа,  2лоЗник,  2оЗо2,  2лоЗ.

|| - п   ||| - т     ||ор|||ной   ||ос|||авил   за||ла|||ку    на    ||аль|||о.

-исправь ошибки,  найди правильное слово:

бубина  дудина будина бидуна дубина дубна

-найди и исправь ошибки:

Воп таучок тлепёт понкую паупинку. Обнажбы лесоруды свалили дуд.

Приемов и методов в работе с дисграфиками существует много.  Графический диктант. 

Именно графический диктант позволяет тренировать учащихся в различении смешанных звуков на сложных по звуковому составу.  Способствует укреплению слуховой наблюдательности и памяти, развивает логическое мышление.

  • Корректурная правка:

  • Звуковой анализ слов.

Определение количества звуков в слове с целью предупреждения пропусков букв и вставки лишних букв.

        Словарный диктант: речка              Графическая запись . . . . .  

  •  Слоговой анализ слов для тренировки выделения слов на слоги.
  •  Словарный диктант: летний     Графическая запись:   е     и           стульчики   у и и

Слоги отмечаются с выделением гласных в них, если гласные звучат четко, либо без этого, если гласные в безударной позиции.

Словарный диктант: заморозил             Графическая запись: _  _    _   _

  •  Дифференциация на письме оптически сходных букв.

Бобры добры идут в боры.  б-д.  Графическая запись  Б б д б д б 

На площади растут старые тополя.   п-т.  Графическая запись:  - п тт т тп.

  •  Дифференциация согласных звуков по артикуляторно-акустическому сходству.                                           Например: л-р. Раз Валера наловил полное ведро раков. Графическая запись: р лр лл л р р.
  •  Дифференциация согласных звуков  по акустическому сходству.                                                                               з-с.     В воздухе заскользили ласточки. з з с з с
  •  Ударение. Выделение в слове ударного гласного звука. Дети записывают только ударную гласную.

        Словарный диктант: Победа, победил.  Графическая запись:      е        и.

        В лесу высокие сосны.       у-о-о.   Графическая запись:            у о о.

  •  Предлоги.  В  стороне от дороги синел лес.  V  -  V -   -   -.
  •  Определение количества слов в предложении.

       

ПОЖЕЛАНИЕ УЧИТЕЛЯМ /презентация/

Список использованной литературы:

  • Дмитриев С.Д, Дмитриев В.С. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М., 2005.
  • Дорофеева Г. В.Пишем без ошибок. Издательство « Эксмо-Пресс», 2013 г.
  • Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» – М. «Просвещение», 2001 г.
  • Ильин М.И. Учимся писать грамотно. Издательство. «Литера», 2010 г.
  • Иншакова О.Б.Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция.  – М. – Воронеж, 2001.
  • Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей». – С-Петербург, И.Д «МиМ», 1997 г.
  • Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников.» – С.-Петербург., Союз, 2001 г.
  • Парамонова Л.Г.Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПБ, Лен. Изд-во «Союз». 2001г.
  • Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М. Владос.1997.
  • Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

для учителей начальной школы и русского языка на тему: «Методы и приемы профилактики и коррекции дизорфографических ошибок у учащихся»

В статье представлен практический материал для учителей начальных классов и русского языка на тему "Методы и приёмы профилактики и коррекции дизорфографических ошибок у учащихся"...

Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР.

Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с  общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в струк...

Примерные игры и упражнения для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников (логоминутки).

В структуре урока логоминутки могут занимать различное место. Проведенные в начале урока, они выступают в качестве увлекательного задания, быстро организующего учащихся, активизирующего зрительное и ...

Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у младших школьников

Вопрос чтения и не читающих современных детей на сегодняшний день встает критически остро. Снижение мотивации к  читательской деятельности и потребности учиться у детей неразрывно связано с...

Игры и упражнения по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза у младших школьников с речевыми нарушениями.

laquo;Дисграфия - частичное расстройство письма, основным симптомом которых является наличие стойких специфических ошибок». Выделяют следующие виды дисграфий:- артикуляционно-акустическая ...

Профилактика и коррекция дисграфии у школьников

Дисграфия – («графо»-пишу,  «дис»- расстройство)-  это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого хара...