5 ключей общения
классный час (1, 2, 3, 4 класс)

МУЗАФАРОВА КУЛЯШ МОЛДАБАЕВНА

5 ключей общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klyuchey_obshcheniya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Пять ключей общения»

Цель: помощь подросткам в развитии коммуникативных навыков, развитие у подростков навыков общения, осознавания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания и самовыражения

Задачи: отработка навыков установления контакта, отношения в различных ситуациях; развитие творческих способностей участников; расширение возможностей использования навыков невербальной коммуникации.

Форма работы: занятие с элементами тренинга.

Состав участников: подростки.

Необходимые материалы: стулья по количеству участников, изображение цветочного горшка, зеленые треугольники из бумаги, розовые цветы из бумаги, известная картина, распечатанная на листе, изображения героев мультфильма про Винни Пуха, ручки или карандаши, листы бумаги.

Ход занятия

Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии «Пять ключей общения».

Послушайте, пожалуйста, небольшую притчу:

«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три.

Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:

- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

- Да, водицы испить.

- Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»

Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело и зачем люди ссорятся, вступают в конфликты специально или неосознанно, тем самым усложняют свою жизнь и жизнь других. Поэтому тема нашего сегодняшнего занятия очень актуальна.

Сегодня наше с вами занятие будет посвящено такому полезному и, безусловно, очень нужному для всех людей навыку, как умение общаться. Мы проводим 50-80% нашего времени бодрствования в общении. По крайней мере, 45% этого времени мы слушаем.

На время нашего занятия в группе будут действовать правила, сейчас я вас с ними ознакомлю: нужно с уважением относиться к говорящему, не перебивать, не шуметь; необходимо уважать чужое мнение, даже если оно не совпадает с вашим; говорить необходимо от первого лица, начиная фразу «я…». Также вы можете предложить свои правила (ответы участников).

  • Упражнение «Поменяйтесь местами…»

Цель: знакомство, раскрепощение участников занятия.

Правила игры очень простые. Тот, кто стоит в центре круга (сначала это буду я) предлагает поменяться местами тех участников игры, у которых совпадают увлечения, или тех, кто имеет что-то общее (какой-то признак). Я говорю фразу: «Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое!» - и все, кому эта фраза подходит, меняются местами, а тот, кто стоял в центре должен успеть занять освободившееся место. Кому места не хватило – становится ведущим игры.

  • Упражнение «Посидите так, как сидит…»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Содержание: Ведущий предлагает участникам посидеть на своих стульях так, как сидели бы: король, курица на насесте, начальник милиции, преступник на допросе, судья, жираф, маленькая мышка, слон, пилот, бабочка и т. д.

Заметки для ведущего: Это упражнение очень смешное, не нужно останавливать смех и «клоунов», лучше посмеяться вместе с ребятами.

Молодцы ребята, вот мы с вами и познакомились!

  • Упражнение «Кактус»

Скажите, пожалуйста, без чего человеку будет очень сложно прожить? (ответы участников) Конечно, все ваши ответы верны. А сегодня мы поговорим про общение. Мы не Робинзон Крузо, и не живем на необитаемом острове. Мы живем среди людей и все мы нуждаемся в общении. Но, к сожалению, не любое общение проходит гладко. Случаются в нашей жизни и конфликтные ситуации. Давайте попробуем разобраться: из-за чего могут возникать конфликты.

Цель: рассмотреть положительные и отрицательные качества личности, определить их влияние на процесс общения.

На доску прикрепляется вырезанный из бумаги цветочный горшок. Участникам раздаются треугольные зеленые листочки, на которых им предлагается написать негативные черты характера. По очереди дети зачитывают то, что они написали, комментируют и прикрепляют магнитиком треугольники так, чтобы получилась форма кактуса.

Посмотрите, что у нас получилось? Наш кактус очень колючий. Колючки, которые на нем, мешают нам жить, мешают общаться с другими людьми без ссор и конфликтов, мешают ладить с окружающими. Сделаем вывод о том, что же мешает успешным взаимоотношениям?

А теперь давайте подумаем: кактус – цветущее растение? (ответы участников) Да! Кактус цветет! Давайте украсим наш кактус красивыми цветами! Участникам раздаются красные листочки, вырезанные в форме цветочков. На этих листах детям предлагается написать положительные черты характера. Участники по очереди «Украшают» кактус цветами, комментирую написанное на них.

Так что же помогает нам строить правильные взаимоотношения? (ответы участников)

Итак, ребята, мы с вами увидели, что личность человека многогранна: у нас есть и положительные, и отрицательные черты характера. Мы можем «уколоть» как колючки кактуса, а можем «расцвести» как цветы на нашем кактусе. И так же, как и любой цветок, мы нуждаемся в воде и солнышке – признании окружающих людей, близких, и конечно же, в похвале.

  • Упражнение «Представление и проблемы героев»

Цель: Развитие умения понимать себя и других людей по поведению.

Содержание: Участникам предлагается вспомнить героев сказки про Винни-Пуха и охарактеризовать их. Характеристики записываются на доске. Участникам предлагается подумать и озвучить, что нужно изменить в себе Пятачку, Кролику и Иа. С участниками обсуждается, как героям нужно воплотить данные рекомендации в жизнь.

Винни пух. Характер неунывающий, общительный, сладкоежка, любит ходить в гости и есть мёд. Всегда готов прийди на помощь.

Иа-Иа. Типичный меланхолик, постоянно грустит. Ходит всегда унылый и печальный. Но, несмотря на это, он все ровно всегда готов всегда помочь своим друзьям. Ослик Иа — не верит в собственные силы, ожидает неудачи, пессимистично смотрит на мир.

Пяточок. Маленькая розовая свинка. Постоянно ходит с Винни и сочиняет песенки. Всегда находится в беспокойстве и тревоге. Пугливый, тремор, постоянные попытки забиться в уголок и спрятаться от страшного мира. Пятачок — зависим и не уверен в себе, не умеет противостоять влиянию.

Кролик. Боится загрязниться, боится воров, негодяев, сверхаккуратность, сверхпунктуальность, требовательность, муки совести. Кролик — активно навязывает другим свою точку зрения, считает, что он знает все, требует подчинения.

Сова. Как и положено Сове, она умна. Умеет писать и читать. Мнительные личности, склонные к редким максимально-решительным действиям.

Тигруля. Веселый, отзывчивый, добрый и вечно играющий. Любит прыгать на хвосте и играть с друзьями.

Заметки для ведущего: Пятачку надо научиться говорить «нет» и отстаивать свою точку зрения. Кролику следует научиться просить и принимать отказ. Ослику необходимо поверить в собственные силы и научиться разрешать ситуации.

  • Упражнение «Завершение предложения»

Цель: развитие коммуникативных навыков участников.

Время: 15–20 мин.

Ведущий вызывает четырех добровольцев. Они отсаживаются несколько в стороне от основной группы.

Одному из добровольцев ведущий предлагает сделать рассказ о чем-то, что произошло как-то с ним в реальной жизни. При этом существует одно условие: каждое свое предложение рассказчик не заканчивает. Вместо него это делают трое других участников (по очереди). Интрига состоит в том, что в конце рассказа рассказчик выбирает из трех того, кто, на его взгляд, был ближе всего к тому, что хотел сказать он сам. Примерно выглядит это так:

Как-то раз шел я по улице и…

  • ...

На самом деле я шел по улице и увидел бездомную собаку. Я зашел в магазин рядом, чтобы купить там…

Да я зашел, чтобы купить колбасу. Но выхожу я из магазина, а…

Затем проводится обсуждение:

  • Каким образом можно догадаться о том, что не договорил собеседник?
  • Как вы думаете, почему кому-то удается чаще угадывать ход мысли собеседника, а кому-то реже?
  • Упражнение «Объявление об объявлении»

Цель: развитие умения заявлять о себе.

Содержание: Ведущий предлагает участникам дать объявление о себе в газету. Объявления должны быть короткими, но нести максимум информации об авторе. Затем объявления зачитываются, и проводится обсуждение, что является основным: желание помочь кому-то, получить что-то или заявить о своих способностях. Ведущему здесь важно подчеркнуть, что совершенно не важно, хотел ли подросток похвалиться своими способностями или объявить о своем стремлении помогать другим, главное — он о себе заявляет.

Заметки для ведущего: Нужно напомнить ребятам о правилах: в объявлении не должно содержаться информации аморального или жестокого характера. Некоторые подростки, бравируя, предлагают в объявлении далеко не безобидные услуги. Застенчивым ребятам нужно помочь, так как зачастую из-за заниженной самооценки они не могут найти в себе чего-то положительного, что могло бы заинтересовать других людей.

  • Мини-лекция

«Невербальная коммуникация. Жесты и позы всегда говорят о чем-то»

Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов. Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении? 

• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу; 

• невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника; 

• наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д. 

5 подсистем невербального общения: 

1. Пространственная подсистема (межличностное пространство). 

2. Взгляд. 

3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя: внешний вид собеседника, мимика (выражение лица), пантомимика (позы и жесты). 

4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая: вокальные качества голоса, его диапазон, тональность, тембр. 

5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся: темп речи, паузы, смех и т.д. 

Рассказ о трёх подсистемах, имеющих наибольшее значение, несущих максимум информации о собеседнике – взгляд, пространственную и оптико-кинетическую подсистемы.

Позы и жесты человека всегда несут определенную информацию. 

Некоторые жесты говорят о состоянии человека: 

1.Восторг (размахивание руками, интенсивное потирание ладоней, прищелкивание средним и большим пальцами, слегка согнутые в локтях руки прижаты к корпусу).

2.Удивление (разведение рук на уровне пояса, ладони вперед-вверх, протягивание рук на уровне груди к собеседнику, всплескивание руками).

3.Предвкушение приятного (потирание раскрытых ладоней друг о друга).

4.Неуверенность, незнание (пожимание плечами, разведение рук в стороны раскрытыми ладонями вверх с одновременным приподниманием плеч).

5.Внимание (наклон головы чуть вперед набок, небольшой поворот головы в сторону ухом к говорящему).

6.Растерянность, смятение, досада (опущенная голова, теребление пальцев).

7.Отчаяние (голова, обхваченная руками).

8.Возмущение (резкий хлопок рукой по бедрам, резкий указательный жест рукой в сторону объекта возмущения).

9.Испуг, страх (ладонь прикрывает рот, руки перекрещены).

  • Упражнение «Испорченный телефон» («Крокодильчик»)

Цель упражнения: совершенствование коммуникативных навыков; общение без помощи слов; способности понимать партнера на невербальном уровне.

4 человека выходят из кабинета, одному показывается известная картина. Он должен объяснить жестами что на ней нарисовано следующему. И т.д. У четвертого спрашиваем какая картина изображена на листе.

Обсуждение того, какие средства рассказчик использовал для передачи сообщения. На что обращал в первую очередь внимание слушатель.

  • Обратная связь и рефлексия занятия

Ребята! Сейчас мы с вами должны составить памятку «Пять ключей общения». Вспомните, пожалуйста, о чем мы с вами говорили на занятии и составьте «золотые правила» общения!

В конце занятия попросить участников высказать обратную связь по прошедшему занятию. Высказаться должны все, можно предложить вариант по кругу или с перекидыванием игрушки следующему участнику.

Из анализа работы: 

Занятие понравилось, было интересно узнать, как ещё, помимо слов, можно передавать информацию. 

Во время выполнения упражнений столкнулись с рядом сложностей, но все их удалось в последствии преодолеть. Сначала казалось невозможным объясниться без слов, а в процессе оказалось, что при отсутствии речи мы начинаем обращать большее внимание на мимику, жесты и прочее, которые помогают нам понять других людей.

  • Упражнение «Ладошка»

Цель: Повышение самооценки, обучение подростков умению находить в других людях положительные качества.

Содержание: На листе бумаги каждый участник обводит ладошку и внутри контура пишет качество, которое нравится в самом себе. Листки передаются по кругу, а остальные участники дописывают те качества, которые нравятся в хозяине ладошки. Листки необходимо подписать. Когда «ладошки» вернутся к своему хозяину, все ребята благодарят друг друга.

Обязательно необходимо зафиксировать внимание участников на том, что пишутся только положительные качества.

Заметки для ведущего: Если в группе уже выявлены изгои, то их «ладошки» могут оказаться пустыми или с оскорблениями. Чтобы предотвратить это, нужно объявить всем, что, если они не могут найти положительное в других, значит, они ненаблюдательны, ведь не бывает такого, чтобы в человеке не было ничего хорошего.

Список литературы:

1. Браткин А., Скоробогатова И. «Чемоданчик тренера: сборник разминок, необходимых в любом тренинге»

2. Леванова Е.А., Соболева А.Н., Плешаков В.А., Голышев Г.С. «Игра в тренинге. Личный помощник тренера»

3. Лидерс А.Г. «Психологический тренинг с подростками»

4. Фопель К. «Групповая сплоченность»

5. Фопель К. «На пороге взрослой жизни»

6. Чуричков А., Снегирев В. «Головоломки и занимательные задачи в тренинге»

7. Чуричков А., Снегирев В. «Копилка для тренера: сборник разминок, необходимых в любом тренинге»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошк...

Урок обучения грамоте по теме "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении".

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении" ставит следующие задачи:   практическое знакомство с целями и ср...

программа внеклассных мероприятий по формированию культуры общения и профилактике конфликтов "Общение"

По мнению В.В. Давыдова: «Общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эффективно-оценочного характера. Общение удовлетворяет особую потре...

час общения. Игровая программа "Наше общение"

игра путешествие по станциям помогает ученикам 1 класса учиться лучше понимать других людей...

Конспект классного часа "Общение-ключ ко всему"

Цель: Развитие интереса к проблеме общения в современном обществе и формирование навыка культурного общенияЗадачи:• Привить младшим школьникам нормы общения • Узнать уров...