Отверженные дети. Воспитательная работа при решении проблемы
консультация

Качановская Наталия Николаевна

Преподаватель педагогики: Н.Н. Качановская

В социальной педагогике работа с изгоем как направление стало формироваться около ста лет назад. Уже тогда было замечен, что в детских коллективах, как некоторый его атрибут, обязательно присутствует ребёнок, вызывающий негативное отношение своих товарищей.

Итак, в каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания своих товарищей, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания «со знаком минус» - становятся объектом насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребята - явление, к сожалению, частое и трудноисправимое.

Выстраивая свою работу с отвергнутыми детьми, изгоями, педагогу необходимо помнить - положение ребенка в коллективе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится педагог. В этом возрасте авторитет учителя несоизмеримо выше авторитета сверстников и даже авторитета родителей, и важно уловить момент и не допустить формирования в детском коллективе роли "гадкого утенка".

 Классу к шестому это будет сделать намного труднее, ведь для подростков голос учителя - совещательный. Если в классе есть ребенок, рядом с которым действительно опасно находиться другим детям, решение о его судьбе следует принимать вместе с коллегами, психологом, социальным педагогом, администрацией учебного заведения, не привлекая для этого "общественность". Не стоит превращать тяжелое, но необходимое решение в акт коллективного осуждения и изгнания. Отверженность и озлобленность переплетены друг с другом, одно непременно вызывает другое.

Существует несколько типов педагогического взаимодействия с учащимися при решении проблемы отверженности в детском коллективе.

 В большинстве случаев начинать следует с решительного пресечения провокационных действий в отношении «жертвы» со стороны других детей. Многие взрослые (и педагоги, и родители) избегают это делать, полагая, что дети должны решать эти проблемы сами, памятуя, что обратившиеся за помощью к взрослым дети падают в глазах сверстников. Это верно лишь отчасти.

Во-первых, речь идёт о помощи тем, кому дальше «падать» некуда.

Во- вторых, очевидно, что сам ребёнок исправить ситуацию не в состоянии.

И, наконец, хотя взрослый не может добиться, чтобы этого ребёнка любили, но может и должен потребовать, чтобы в отношении него не допускалось слов и действий, унижающих человеческое достоинство. Опыт показывает, что решительное вмешательство вполне способно пресечь подобные проявления.

Пресечь нежелательное поведение подростка легче вначале, когда оно только проявилось. Поэтому не стоит медлить. Подростки, третируя свою жертву, прекрасно понимают, что поступают плохо, что их действия выходят за рамки норм человеческого общения. Если педагог никак не реагирует на это, значит, он слаб, и у него нет средств для изменения положения. С таким педагогом можно не считаться, его слова можно игнорировать и в других ситуациях.

 Самая распространенная ошибка - это попытка педагога занять чью-либо сторону. Такой подход приводит к усугублению конфликтной ситуации, так как педагог становится орудием своих союзников и ставит под удар свои профессиональные качества.

Другой подход - перевод изгоя в другой класс, группу. Конечно, такой шаг снимает остроту социального конфликта, но у него есть весьма существенные изъяны: с уходом учащегося остается социальное место, в которое попадает другой учащийся; учащийся, переходя в другой коллектив, нередко начинает сам провоцировать к себе негативное отношение.

Вообще проблема "белой вороны" вполне решаема вербальными средствами. В данном случае достаточно эффективны дискуссионные формы социально-педагогической деятельности, помогающие членам коллектива разобраться в ситуации, найти в "белой вороне" привлекательные стороны, увидеть ее другими глазами, наладить позитивно окрашенные отношения.

Надо обратить внимание на публичность поведения изгоя- "клоуна". Привлекая к себе внимание, "клоун" через свое поведение старается обратить внимание на социальные парадоксы, отмеченные им в своем классе. Как показывает опыт наблюдения, первые свои клоунские действия учащийся испытывает на педагоге, ставя его публично в нестандартную ситуацию. К сожалению, далеко не все педагоги могут эффективно, с юмором, достойно выйти из создавшейся ситуации. Попытка педагога дать действиям "клоуна" негативно эмоциональную оценку только лишь укрепляет его тип поведения. Следовательно, педагогическое воздействие на клоуна необходимо строить по принципу "клин клином вышибают", ставя этого учащегося в нестандартную для него ситуацию.

 Работа с жертвой

Во-первых, объясните ему, что вы сможете защищать его, если будете твердо уверены, что сам он не будет провоцировать товарищей. Нужно учащемуся сказать, что вам очень важно быть справедливым и никого не наказывать напрасно; нужно взять с него слово, что он не будет переходить к рукоприкладству, даже если его дразнят.

Во-вторых, подскажите ему, как лучше себя вести, чтобы скорее отстали. Обидчики получают удовольствие не от самого процесса произнесения обидных слов, а от эффекта, которого достигают. Когда жертва плачет, злится, пытается возражать, убегает, они чувствуют свою власть над ней. Если же не обращать на них внимания, все удовольствие от повторения одних и тех же слов пропадает, это скоро становится скучным. Подскажите ребенку несколько "волшебных фраз", остужающих пыл дразнящих. Если они с хохотом скачут вокруг, показывая пальцем, можно спокойно сказать: "Я рад, что вам так весело". Если говорят оскорбительные вещи, можно ответить: "Ты можешь так думать, если тебе это нравится" или "Я уже заметил, что тебе нравится говорить гадости о людях".

Принцип тот же: не надо обсуждать навязываемую обидчиками тему (свою внешность, качества и т.д.), спорить, оправдываться, сердиться. Надо кратко и спокойно охарактеризовать их поведение, их мотивы, переложив ответственность за происходящее на них: это не я такой, это ты такой, что тебе нравится меня дразнить. Конечно, сказать это должным тоном и вовремя непросто, но помогает практически всегда.

Необходимо обратить его внимание на то, как общаются между собой остальные ребята. Возможно, что слова и поступки, которые ваш подопечный воспринимает как оскорбление, просто в данной группе - стиль поведения и совершаются они без намерения его обидеть, надо обсудить с ребёнком, стоит ли и стремиться к тому, чтобы нравиться всем людям вокруг. Помогите ему понять, что это нелегко и невозможно. Может быть, тогда он будет принимать чью- то отрицательную реакцию спокойнее.

Установить причины неприятия учащегося другими членами коллектива - только половина дела. Стоит попробовать завоевать их уважение. Помогите ребёнку разобраться какая деятельность особенно ценится в их среде, покажите как добиться в ней успеха (конечно, если она не асоциальная). Необходим тесный контакт с родителями в работе в этом направлении. Без их помощи справиться с этой проблемой будет сложно.

Работа с коллективом

Если травля в коллективе уже началась, прямо объявите детям, как вы к этому относитесь. Не бейте на жалость. Говорите не о жертве, а об обидчиках, фокусируйтесь на их качествах.

Скажите, что вы будете очень огорчены, если узнаете, что в вашем коллективе есть люди, которым приятно кого-то обижать и мучить. Твердо объявите, что такое поведение недопустимо, и вы в своем коллективе этого терпеть не намерены. Обычно этого бывает достаточно, чтобы обидчики притихли (они всегда трусоваты).

На фоне затишья можно принимать меры по повышению статуса ребенка-жертвы и найти для него комфортное место в детском коллективе.

Рекомендации педагогу

Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами детей. Необходимо обговорить с ребятами, что если у кого-то что-то не получается, в этом нет ничего смешного. Все мы учимся, и каждый имеет право на ошибку. Насмешнику следует сделать строгое замечание. Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на учебных занятиях.

Так же следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес любого члена группы детей. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете. Важно помочь непопулярным детям показать свою полезность для коллектива (один прекрасно рисует, другой хорошо играет на гитаре, третий очень много знает о музыке, технике и т.д.).

 Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве. Обратить их внимание на чувства жертвы, на положительные качества его. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя в мирных делах и самоутвердиться за счет своих способностей.

 Главная задача для педагога - постараться создать все условия для поднятия статуса отверженного ребенка в данном коллективе. Всем своим поведением педагог должен демонстрировать перед коллективом ценность каждого члена, свое внимание к нему, положительное отношение. Насмешки, ирония, прерывание ответа недопустимы.

Перечислим некоторые методы воздействия, помогающие изменить статус непопулярного ребенка в группе:

· Предъявлять к ним конкретные, ясно сформулированные требования.

· Не злоупотреблять наказаниями.

· Подчеркивать «сильные стороны» отвергнутого ребёнка, использовать его положительные черты, умения и навыки.

· Демонстрация педагогом своего доброжелательного отношения к ребенку.

 · Организация ситуаций, где ребенок может проявить себя с хорошей стороны.

· Очень важно бывает сблизить ребенка с низким статусом с лидерами или с кем-либо из «предпочитаемых» детей. В этом случае его положение заметно улучшится. Для этого им можно поручить общее дело.

 · Но главное - это путем кропотливой воспитательной работы помочь отверженному ребенку преодолеть те отрицательные черты, которые явились причиной изоляции: постараться преодолеть аффективность - вспыльчивость, обидчивость; помочь в преодолении застенчивости, выработать уверенность в себе и т.д.

 Профилактика

Для предотвращения травли в коллективе необходимо начинать воспитательную работу с детьми чуть ли не с первого дня их пребывания в учреждении образования. Естественно, ведущая роль здесь отводится классному руководителю, куратору. Необходимо провести социометрию группы. Наибольшие опасения вызывают те дети, кто не получил ни одного выбора вообще, — это группа риска. Те же, у кого есть хоть один взаимный выбор, более или менее благополучны.

 Следует помнить, что воздействие на взаимоотношения между детьми должно быть прежде всего косвенным. Осознанным, целенаправленным, но не навязчивым, не в лоб, так как прямые призывы с кем-то дружить, а с кем-то не дружить редко достигают цели.

О группе детей, в котором происходит травля, нельзя говорить как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости - детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в группе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.

«Ученический коллектив – группа учеников, объединенных общей социальнозначимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.» А.С.Макаренко

 

Список литературы:

Тем, кого интересует как создать в классе комфортную обстановку, рекомендуем прочесть:

 1. Глассер В. Школа без неудачников. - М., 1992

2. Иванова С.П. Современное образование и психологическая культура педагога. - Псков, 1999

3. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. - М., 2001

4. Прутцманн П. Дружный класс как маленькая планета. - СПб: Светлячок, 1998 Серия "Самосовершенствование личности" (Селевко Г.К. и др.) - М.: Нар. образование, 2001

5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? (псих. игры и упражнения)- М.: Генезис, 1998

 

 

Буллинг — это не просто новое слово, которое недавно появилось в статьях и разговорах на педагогические темы. Оно означает очень тревожное явление — травлю ребёнка, которая стала обыденностью.  В учебных заведениях происходит всё больше и больше насилия, в первую очередь психологического. Цель издевательств — подавление персональных черт, индивидуальности ребёнка. Обычно издевается другой ученик — «гонитель» (название возникло от слова bully — хулиган). Делает он это в присутствии целой группы «наблюдающих» детей, чтобы произвести на них впечатление. Однако так же часто встречается коллективная форма травли, в которой участвует несколько преследователей. Для неё правильнее использовать другой термин — моббинг (от mob — толпа). 

Также травля, начавшаяся в учреждении образования, продолжается в интернет-пространстве.  Травля в интернет-пространстве называется кибербуллингом.   Ребенок, вернувшийся домой и зашедший на свою страницу в социальной сети, вновь сталкивается с травлей, оскорблениями, унижениями. Его агрессоры могут распространять в Интернете фотографии с ним, сделанные в учреждении образования, придумывать лживую информацию, делать мемы из фотографий. Это еще больше усугубляет состояние ребенка.

Неоднократно были зафиксированы случаи, когда подростки заканчивали жизнь самоубийством из-за травли в интернете. Рассматривая травлю в учреждении образования, важно затрагивать эту сторону явления, поскольку социальные сети давно стали неотъемлемой частью человеческой жизни, и агрессоры регулярно прибегают к кибербуллингу, чтобы усугубить боль жертвы и найти новые поводы для унижений.

 

Статистика

По данным западных источников, 50% учащихся до 14 лет подвергается школьным преследованиям. В подростковом возрасте, по мере взросления, распространённость явления снижается.

Исследования в школе начались значительно позже. Но они также выявили, что издевательства — массовое явление. Так исследователи обнаружили, что 22% мальчиков и 21% девочек в возрасте 11 лет уже подвергались издевательствам со стороны других детей. У подростков в возрасте 15 лет данные показатели ниже — 13 и 12% соответственно. Однако, психологи считают, что данные преуменьшены. 

В целом трудно найти взрослого, который, вспоминая свои школьные годы, мог бы сказать, что совершенно не подвергался дискриминации или не участвовал в ней как гонитель.

Буллинг деформирует личность не только жертвы, но и инициаторов

Опасность этого явления традиционно недооценивают. Повсюду бытует снисходительное, равнодушное отношение к травле в детской среде со стороны родителей, учителей, властей, общества: дескать, дети ещё маленькие, они ничего не понимают, это всё несерьёзно!

Нередко родители жертвы поддерживают и даже поощряют издевательства, высказываясь в духе: «Дети должны пройти «жизненную закалку», столкнуться с реальными трудностями». Социализация состоит в том, чтобы ребёнок воспитывался не в тепличных условиях, а в обычном детском коллективе, где, добавим от себя, на отношения между детьми никто не обращает внимания!

Однако, буллинг — это очень серьёзно. Известно множество случаев, когда преследования приводили к попыткам суицида. Также всё чаще жертва буллинга с помощью ножа или ружья пытается отомстить обидчикам.

Однако вместо того, чтобы найти подлинную причину таких происшествий — попустительство насилию в среде детей, — вместо устранения причин и системной профилактики у нас лишь усиливают контроль и охрану, что, на самом деле, приводит к прямо противоположному эффекту.

В этой основной массе случаи буллинга не ведут к криминальным происшествиям. Они «лишь» выливаются в деформацию личности, стойкую учебную демотивацию, ненависть к школе, ведут к глубокой и стойкой депрессии у жертвы.

Для преследователей это также не обходится без последствий. Агрессивные модели поведения, оставшись безнаказанными, незамеченными взрослыми, надолго закрепляются и проявляются позже уже в других условиях и по совсем другим поводам. Возрастает также масштаб агрессии и её результатов, ведь рано или поздно опасное поведение будет замечено и пресечено.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Отверженные дети. Воспитательная работа при решении проблемы

Преподаватель педагогики: Н.Н. Качановская

В социальной педагогике работа с изгоем как направление стало формироваться около ста лет назад. Уже тогда было замечен, что в детских коллективах, как некоторый его атрибут, обязательно присутствует ребёнок, вызывающий негативное отношение своих товарищей.

Итак, в каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания своих товарищей, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания «со знаком минус» - становятся объектом насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребята - явление, к сожалению, частое и трудноисправимое.

Выстраивая свою работу с отвергнутыми детьми, изгоями, педагогу необходимо помнить - положение ребенка в коллективе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится педагог. В этом возрасте авторитет учителя несоизмеримо выше авторитета сверстников и даже авторитета родителей, и важно уловить момент и не допустить формирования в детском коллективе роли "гадкого утенка".

 Классу к шестому это будет сделать намного труднее, ведь для подростков голос учителя - совещательный. Если в классе есть ребенок, рядом с которым действительно опасно находиться другим детям, решение о его судьбе следует принимать вместе с коллегами, психологом, социальным педагогом, администрацией учебного заведения, не привлекая для этого "общественность". Не стоит превращать тяжелое, но необходимое решение в акт коллективного осуждения и изгнания. Отверженность и озлобленность переплетены друг с другом, одно непременно вызывает другое.

Существует несколько типов педагогического взаимодействия с учащимися при решении проблемы отверженности в детском коллективе.

 В большинстве случаев начинать следует с решительного пресечения провокационных действий в отношении «жертвы» со стороны других детей. Многие взрослые (и педагоги, и родители) избегают это делать, полагая, что дети должны решать эти проблемы сами, памятуя, что обратившиеся за помощью к взрослым дети падают в глазах сверстников. Это верно лишь отчасти.

Во-первых, речь идёт о помощи тем, кому дальше «падать» некуда.

Во- вторых, очевидно, что сам ребёнок исправить ситуацию не в состоянии.

И, наконец, хотя взрослый не может добиться, чтобы этого ребёнка любили, но может и должен потребовать, чтобы в отношении него не допускалось слов и действий, унижающих человеческое достоинство. Опыт показывает, что решительное вмешательство вполне способно пресечь подобные проявления.

Пресечь нежелательное поведение подростка легче вначале, когда оно только проявилось. Поэтому не стоит медлить. Подростки, третируя свою жертву, прекрасно понимают, что поступают плохо, что их действия выходят за рамки норм человеческого общения. Если педагог никак не реагирует на это, значит, он слаб, и у него нет средств для изменения положения. С таким педагогом можно не считаться, его слова можно игнорировать и в других ситуациях.

 Самая распространенная ошибка - это попытка педагога занять чью-либо сторону. Такой подход приводит к усугублению конфликтной ситуации, так как педагог становится орудием своих союзников и ставит под удар свои профессиональные качества.

Другой подход - перевод изгоя в другой класс, группу. Конечно, такой шаг снимает остроту социального конфликта, но у него есть весьма существенные изъяны: с уходом учащегося остается социальное место, в которое попадает другой учащийся; учащийся, переходя в другой коллектив, нередко начинает сам провоцировать к себе негативное отношение.

Вообще проблема "белой вороны" вполне решаема вербальными средствами. В данном случае достаточно эффективны дискуссионные формы социально-педагогической деятельности, помогающие членам коллектива разобраться в ситуации, найти в "белой вороне" привлекательные стороны, увидеть ее другими глазами, наладить позитивно окрашенные отношения.

Надо обратить внимание на публичность поведения изгоя- "клоуна". Привлекая к себе внимание, "клоун" через свое поведение старается обратить внимание на социальные парадоксы, отмеченные им в своем классе. Как показывает опыт наблюдения, первые свои клоунские действия учащийся испытывает на педагоге, ставя его публично в нестандартную ситуацию. К сожалению, далеко не все педагоги могут эффективно, с юмором, достойно выйти из создавшейся ситуации. Попытка педагога дать действиям "клоуна" негативно эмоциональную оценку только лишь укрепляет его тип поведения. Следовательно, педагогическое воздействие на клоуна необходимо строить по принципу "клин клином вышибают", ставя этого учащегося в нестандартную для него ситуацию.

 Работа с жертвой

Во-первых, объясните ему, что вы сможете защищать его, если будете твердо уверены, что сам он не будет провоцировать товарищей. Нужно учащемуся сказать, что вам очень важно быть справедливым и никого не наказывать напрасно; нужно взять с него слово, что он не будет переходить к рукоприкладству, даже если его дразнят.

Во-вторых, подскажите ему, как лучше себя вести, чтобы скорее отстали. Обидчики получают удовольствие не от самого процесса произнесения обидных слов, а от эффекта, которого достигают. Когда жертва плачет, злится, пытается возражать, убегает, они чувствуют свою власть над ней. Если же не обращать на них внимания, все удовольствие от повторения одних и тех же слов пропадает, это скоро становится скучным. Подскажите ребенку несколько "волшебных фраз", остужающих пыл дразнящих. Если они с хохотом скачут вокруг, показывая пальцем, можно спокойно сказать: "Я рад, что вам так весело". Если говорят оскорбительные вещи, можно ответить: "Ты можешь так думать, если тебе это нравится" или "Я уже заметил, что тебе нравится говорить гадости о людях".

Принцип тот же: не надо обсуждать навязываемую обидчиками тему (свою внешность, качества и т.д.), спорить, оправдываться, сердиться. Надо кратко и спокойно охарактеризовать их поведение, их мотивы, переложив ответственность за происходящее на них: это не я такой, это ты такой, что тебе нравится меня дразнить. Конечно, сказать это должным тоном и вовремя непросто, но помогает практически всегда.

Необходимо обратить его внимание на то, как общаются между собой остальные ребята. Возможно, что слова и поступки, которые ваш подопечный воспринимает как оскорбление, просто в данной группе - стиль поведения и совершаются они без намерения его обидеть, надо обсудить с ребёнком, стоит ли и стремиться к тому, чтобы нравиться всем людям вокруг. Помогите ему понять, что это нелегко и невозможно. Может быть, тогда он будет принимать чью- то отрицательную реакцию спокойнее.

Установить причины неприятия учащегося другими членами коллектива - только половина дела. Стоит попробовать завоевать их уважение. Помогите ребёнку разобраться какая деятельность особенно ценится в их среде, покажите как добиться в ней успеха (конечно, если она не асоциальная). Необходим тесный контакт с родителями в работе в этом направлении. Без их помощи справиться с этой проблемой будет сложно.

Работа с коллективом

Если травля в коллективе уже началась, прямо объявите детям, как вы к этому относитесь. Не бейте на жалость. Говорите не о жертве, а об обидчиках, фокусируйтесь на их качествах.

Скажите, что вы будете очень огорчены, если узнаете, что в вашем коллективе есть люди, которым приятно кого-то обижать и мучить. Твердо объявите, что такое поведение недопустимо, и вы в своем коллективе этого терпеть не намерены. Обычно этого бывает достаточно, чтобы обидчики притихли (они всегда трусоваты).

На фоне затишья можно принимать меры по повышению статуса ребенка-жертвы и найти для него комфортное место в детском коллективе.

Рекомендации педагогу

Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами детей. Необходимо обговорить с ребятами, что если у кого-то что-то не получается, в этом нет ничего смешного. Все мы учимся, и каждый имеет право на ошибку. Насмешнику следует сделать строгое замечание. Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на учебных занятиях.

Так же следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес любого члена группы детей. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете. Важно помочь непопулярным детям показать свою полезность для коллектива (один прекрасно рисует, другой хорошо играет на гитаре, третий очень много знает о музыке, технике и т.д.).

 Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве. Обратить их внимание на чувства жертвы, на положительные качества его. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя в мирных делах и самоутвердиться за счет своих способностей.

 Главная задача для педагога - постараться создать все условия для поднятия статуса отверженного ребенка в данном коллективе. Всем своим поведением педагог должен демонстрировать перед коллективом ценность каждого члена, свое внимание к нему, положительное отношение. Насмешки, ирония, прерывание ответа недопустимы.

Перечислим некоторые методы воздействия, помогающие изменить статус непопулярного ребенка в группе:

∙ Предъявлять к ним конкретные, ясно сформулированные требования.

∙ Не злоупотреблять наказаниями.

∙ Подчеркивать «сильные стороны» отвергнутого ребёнка, использовать его положительные черты, умения и навыки.

∙ Демонстрация педагогом своего доброжелательного отношения к ребенку.

 ∙ Организация ситуаций, где ребенок может проявить себя с хорошей стороны.

∙ Очень важно бывает сблизить ребенка с низким статусом с лидерами или с кем-либо из «предпочитаемых» детей. В этом случае его положение заметно улучшится. Для этого им можно поручить общее дело.

 ∙ Но главное - это путем кропотливой воспитательной работы помочь отверженному ребенку преодолеть те отрицательные черты, которые явились причиной изоляции: постараться преодолеть аффективность - вспыльчивость, обидчивость; помочь в преодолении застенчивости, выработать уверенность в себе и т.д.

 Профилактика

Для предотвращения травли в коллективе необходимо начинать воспитательную работу с детьми чуть ли не с первого дня их пребывания в учреждении образования. Естественно, ведущая роль здесь отводится классному руководителю, куратору. Необходимо провести социометрию группы. Наибольшие опасения вызывают те дети, кто не получил ни одного выбора вообще, — это группа риска. Те же, у кого есть хоть один взаимный выбор, более или менее благополучны.

 Следует помнить, что воздействие на взаимоотношения между детьми должно быть прежде всего косвенным. Осознанным, целенаправленным, но не навязчивым, не в лоб, так как прямые призывы с кем-то дружить, а с кем-то не дружить редко достигают цели.

О группе детей, в котором происходит травля, нельзя говорить как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости - детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в группе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.

«Ученический коллектив – группа учеников, объединенных общей социальнозначимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.» А.С.Макаренко

Список литературы:

Тем, кого интересует как создать в классе комфортную обстановку, рекомендуем прочесть:

 1. Глассер В. Школа без неудачников. - М., 1992

2. Иванова С.П. Современное образование и психологическая культура педагога. - Псков, 1999

3. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. - М., 2001

4. Прутцманн П. Дружный класс как маленькая планета. - СПб: Светлячок, 1998 Серия "Самосовершенствование личности" (Селевко Г.К. и др.) - М.: Нар. образование, 2001

5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? (псих. игры и упражнения)- М.: Генезис, 1998


Буллинг — это не просто новое слово, которое недавно появилось в статьях и разговорах на педагогические темы. Оно означает очень тревожное явление — травлю ребёнка, которая стала обыденностью.  В учебных заведениях происходит всё больше и больше насилия, в первую очередь психологического. Цель издевательств — подавление персональных черт, индивидуальности ребёнка. Обычно издевается другой ученик — «гонитель» (название возникло от слова bully — хулиган). Делает он это в присутствии целой группы «наблюдающих» детей, чтобы произвести на них впечатление. Однако так же часто встречается коллективная форма травли, в которой участвует несколько преследователей. Для неё правильнее использовать другой термин — моббинг (от mob — толпа).  

Также травля, начавшаяся в учреждении образования, продолжается в интернет-пространстве.  Травля в интернет-пространстве называется кибербуллингом.   Ребенок, вернувшийся домой и зашедший на свою страницу в социальной сети, вновь сталкивается с травлей, оскорблениями, унижениями. Его агрессоры могут распространять в Интернете фотографии с ним, сделанные в учреждении образования, придумывать лживую информацию, делать мемы из фотографий. Это еще больше усугубляет состояние ребенка.

Неоднократно были зафиксированы случаи, когда подростки заканчивали жизнь самоубийством из-за травли в интернете. Рассматривая травлю в учреждении образования, важно затрагивать эту сторону явления, поскольку социальные сети давно стали неотъемлемой частью человеческой жизни, и агрессоры регулярно прибегают к кибербуллингу, чтобы усугубить боль жертвы и найти новые поводы для унижений.

Статистика

По данным западных источников, 50% учащихся до 14 лет подвергается школьным преследованиям. В подростковом возрасте, по мере взросления, распространённость явления снижается.

Исследования в школе начались значительно позже. Но они также выявили, что издевательства — массовое явление. Так исследователи обнаружили, что 22% мальчиков и 21% девочек в возрасте 11 лет уже подвергались издевательствам со стороны других детей. У подростков в возрасте 15 лет данные показатели ниже — 13 и 12% соответственно. Однако, психологи считают, что данные преуменьшены.  

В целом трудно найти взрослого, который, вспоминая свои школьные годы, мог бы сказать, что совершенно не подвергался дискриминации или не участвовал в ней как гонитель.

Буллинг деформирует личность не только жертвы, но и инициаторов

Опасность этого явления традиционно недооценивают. Повсюду бытует снисходительное, равнодушное отношение к травле в детской среде со стороны родителей, учителей, властей, общества: дескать, дети ещё маленькие, они ничего не понимают, это всё несерьёзно!

Нередко родители жертвы поддерживают и даже поощряют издевательства, высказываясь в духе: «Дети должны пройти «жизненную закалку», столкнуться с реальными трудностями». Социализация состоит в том, чтобы ребёнок воспитывался не в тепличных условиях, а в обычном детском коллективе, где, добавим от себя, на отношения между детьми никто не обращает внимания!

Однако, буллинг — это очень серьёзно. Известно множество случаев, когда преследования приводили к попыткам суицида. Также всё чаще жертва буллинга с помощью ножа или ружья пытается отомстить обидчикам.

Однако вместо того, чтобы найти подлинную причину таких происшествий — попустительство насилию в среде детей, — вместо устранения причин и системной профилактики у нас лишь усиливают контроль и охрану, что, на самом деле, приводит к прямо противоположному эффекту.

В этой основной массе случаи буллинга не ведут к криминальным происшествиям. Они «лишь» выливаются в деформацию личности, стойкую учебную демотивацию, ненависть к школе, ведут к глубокой и стойкой депрессии у жертвы.

Для преследователей это также не обходится без последствий. Агрессивные модели поведения, оставшись безнаказанными, незамеченными взрослыми, надолго закрепляются и проявляются позже уже в других условиях и по совсем другим поводам. Возрастает также масштаб агрессии и её результатов, ведь рано или поздно опасное поведение будет замечено и пресечено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути их решения

Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения....

Педагогический проект «Система воспитательной работы в классе как способ решения проблемы коллективообразования»

Описание системы воспитательной работы, применяемой для достижения определённой цели....

«Трансформация воспитательной работы в режиме круглосуточного пребывания детей: достижения, проблемы, перспективы»

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы«Школа-интернат № 9»Доклад«Трансформация воспитатель...

Особенности развития речи детей с ЗПР в младшем школьном возрасте и пути решения проблемы

В стае, дается краткая характеристика детей с задержкой психического развития. Рассматриваются какие нарушения встречаются при формировании письменной речи. Даны рекомендательные задания...

Научно-педагогические основы решения проблемы содержания и организации работы групп продленного дня.

Сегодня, в начале III тысячелетия, режим продленного дня опять заявляет о себе как о педагогически значимой воспитательной системе. В педагогической среде начинает осознаваться известная аксиома: школ...