Куклотерапия
презентация к уроку

Куклотерапи́я — метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра, разработанный детскими психологами И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой.

Куклотерапия - это частный раздел арттерапии (терапии искусством), основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности.

Раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Идентифицируя себя определенным образом, ребенок в условной ситуации проецирует свой внутренний мир и испытывает реальные чувства, диагностируемые, направляемые и корректируемые психологом.

Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем сказки, с любимой игрушкой. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции достаточно долгое время являются куклы.

История возникновения

На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти, невесте, покидающей дом матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов. А «сугубо детский» кукольный театр, или «театр Петрушки», до начала XX века вообще показывал исключительно спектакли «для взрослых». Так что неудивительно, что весьма серьезные дяди и тети поставили куклу на службу науке психологии, а их клиентурой являются как дети, так и взрослые.

Истоки куклотерапии можно найти в психодраме Морено. В 1940 году Якоб Леви Морено основал в США Институт социометрии и психодрамы. Он решил воспроизводить в условиях клиники те самые ситуации, которые наиболее травмировали его пациентов, и для этого создал специальный лечебный театр, который назвал психодрамой. Врачи вместе с больными и их родственниками писали достаточно простые сценарии и совместными усилиями ставили спектакль. Зрительный зал тоже состоял из больных, родственников и лечебного персонала.

Куклотерапия популярна как в зарубежной (Ф. Зимбардо, 1991), так и в отечественной практике коррекционной работы (И. Г. Выгодская, 1984; А. И. Захаров, 1986; А. Спиваковская, 1988, и др.).

Цель куклотерапии - помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Функции куклотерапии:

  • коммуникативная - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
  • релаксационная – снятие эмоционального напряжения;
  • воспитательная – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
  • развивающая – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;
  • обучающая– обогащение информацией об окружающем мире.

 

Нарушения, с которыми работает данный метод:

  • различные отклонения в развитии речи, заикание
  • эмоциональная неуравновешенность, неадекватная самооценка
  • тревожность, страх
  • проблемы в общении
  • дезадаптация
  • эмоциональные травмы
  • протестное, оппозиционное, демонстративное, дезадаптивное поведение.

В куклотерапии используются такие варианты кукол:

- куклы-марионетки,

Принцип изготовления простых марионеток предложен Вальдорфской школой. Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая - руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции), а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать - в каком настроении находится герой куклы).

-пальчиковые куклы,

Это разновидность перчаточных кукол, это фигурки различных персонажей, одевающихся на пальчики.

-теневые куклы,

Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы.

-веревочные куклы,

Такая кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. 

-плоскостные куклы,

Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Типы вождения кукол-

Снаружи - ребенок управляет стоящими куклами, объемными куклами.

Сверху - работа с куклами-марионетками.

Изнутри - ребенок управляет перчаточными куклами, куклами-костюмами.

Снизу - управление колпачковыми и перчаточными куклами.

 

Способы обращения с куклой в арт-терапии

Кукольный спектакль или кукольный театр. 

Методика и этапы работы кукольного театра

1. Диагностика. Отбор детей с повышенным уровнем тревожности для участия в спектакле куклотерапии.

2. Подготовка к спектаклю:

отбор репертуара для детского кукольного театра (выбор сценария будущего спектакля, внесение “ситуаций повышенной тревожности”), эмоциональная подзарядка детей, психологическая поддержка детей в момент выхода к зрителям; изготовление облегченных кукол для детей, привлечение детей-актеров к созданию образа куклы;

начало вживания в образ куклы;

изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка.

3. Рассказ и беседа по сценарию спектакля:

альтернативный выбор: “Кто бы кого хотел сыграть?”; распределение ролей с учетом изученных особенностей ребенка;

внутреннее самоопределение, анализ внутренних резервов самим ребенком, “примерка” к роли; “Я очень хочу сыграть”, “Я сделаю все, чтобы сыграть”.

4. Встреча с родителями детей. Выработка правильного стиля взаимодействия с ребенком в семье.

5. Репетиции по отдельным сценкам.

6. Использование анализа детей.

7. Видеосъемка отдельных сцен спектакля и просмотр с обсуждением.

8. Проигрывание отдельных сценок в театральных уголках.

Использование кукол в работе с детьми с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут отличатся моторной неловкостью, эмоциональной неразвитостью, низкой познавательной активностью и значительно сниженной способностью к подражательной деятельности. Для успешного взаимодействия с такими детьми возможно будет требоваться посредник и как раз таким посредником может стать кукла.

Именно с помощью куклы ребенок может приобрести психологическую защиту и сможет действовать от имени куклы. Общение с такой куклой поможет поспособствовать формированию личности ребёнка и расширит его возможности взаимодействия с окружающим миром. От имени куклы дети научатся задавать вопросы и отвечать на них. Особенно важен этот момент для аутичных детей. Благодаря куклотерапии в группе создается особая «терапевтическая» среда, которая стимулирует развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и мы можем достичь следующих результатов:

  • развивается связная речь детей
  • развивается эмоциональная и моторная адекватность детей
  • повышается само качество коммуникации
  • у детей развивается пространственная ориентация
  • формирование нравственно-этических навыков
  • преодоление поведенческих проблем

В куклотерапии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья используются куклы, которые соответствуют возможностям самого ребёнка и помогут развивают его, например, пальчиковый театр.

Пальчиковые куклы отображают разных животных из любимых сказок, они яркие и красивые. Благодаря своей фактуре они учат ребенка дифференцировать свои ощущения.

Пальчиковый театр - лучший тренажер для развития речи и эмоциональной сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Он развивает у ребенка способность поддерживать диалог и говорить самостоятельно, кроме того, игра просто повышает настроение. С помощью пальчиковых кукол осуществляются сказочные театральные постановки.  

Таким образом, куклотерапия – это новая технология для разрешения психологических проблем у взрослых и детей. Методика развивает возможности эмоциональной саморегуляции, творческие способности, корректирует поведенческие трудности, предупреждает развитие психических расстройств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukloterapiya.pptx1.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КУКЛОТЕРАПИЯ 1 Подготовила: учитель-логопед Бессольнова А.С.

Слайд 2

2 Куклотерапи́я - метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра, разработанный детскими психологами И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой. Куклотерапия - это частный раздел арттерапии (терапии искусством), основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности.

Слайд 3

3 Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем сказки, с любимой игрушкой . В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный взаимодействия ребенка и взрослого. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции достаточно долгое время являются куклы .

Слайд 4

4 История возникновения На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти, невесте, покидающей дом матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов. А «сугубо детский» кукольный театр, или «театр Петрушки», до начала XX века вообще показывал исключительно спектакли «для взрослых». Так что неудивительно, что весьма серьезные дяди и тети поставили куклу на службу науке психологии, а их клиентурой являются как дети, так и взрослые.

Слайд 5

5 История возникновения Истоки куклотерапии можно найти в психодраме Морено. В 1940 году Якоб Леви Морено основал в США Институт социометрии и психодрамы. Он решил воспроизводить в условиях клиники те самые ситуации, которые наиболее травмировали его пациентов, и для этого создал специальный лечебный театр, который назвал психодрамой. Врачи вместе с больными и их родственниками писали достаточно простые сценарии и совместными усилиями ставили спектакль. Зрительный зал тоже состоял из больных, родственников и лечебного персонала.

Слайд 6

6 Цель куклотерапии - помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Функции куклотерапии: коммуникативная - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив; релаксационная – снятие эмоционального напряжения; воспитательная – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций; развивающая – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики; обучающая – обогащение информацией об окружающем мире.

Слайд 7

7 Нарушения, с которыми работает данный метод: различные отклонения в развитии речи, заикание эмоциональная неуравновешенность, неадекватная самооценка тревожность, страх проблемы в общении дезадаптация эмоциональные травмы протестное, оппозиционное, демонстративное, дезадаптивное поведение.

Слайд 8

8 В куклотерапии используются такие варианты кукол: куклы-марионетки пальчиковые куклы теневые куклы веревочные куклы плоскостные куклы

Слайд 9

9 Типы вождения кукол Снаружи - ребенок управляет стоящими куклами, объемными куклами. Сверху - работа с куклами-марионетками. Изнутри - ребенок управляет перчаточными куклами, куклами-костюмами. Снизу - управление колпачковыми и перчаточными куклами.

Слайд 10

10 Методика и этапы работы кукольного театра Диагностика Подготовка к спектаклю: Рассказ и беседа по сценарию спектакля Встреча с родителями детей. Выработка правильного стиля взаимодействия с ребенком в семье Репетиции по отдельным сценкам. Использование анализа детей. Видеосъемка отдельных сцен спектакля и просмотр с обсуждением. Проигрывание отдельных сценок в театральных уголках.

Слайд 11

11 Использование кукол в работе с детьми с ОВЗ Благодаря куклотерапии в группе создается особая «терапевтическая» среда, которая стимулирует развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья , и мы можем достичь следующих результатов: развивается связная речь детей развивается эмоциональная и моторная адекватность детей повышается само качество коммуникации у детей развивается пространственная ориентация формирование нравственно-этических навыков преодоление поведенческих проблем

Слайд 12

12 Литература Осипова А.А. Общая психокоррекция . Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002 Шишова Т.Л., Медведева И.Я. -Разноцветные белые вороны. Татаринцева А.Ю. – Детские страхи: куклотерапия в помощь детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские страхи: куклотерапия в помощь детям.

Программа коррекции тревожности и страхов с использованием куклотерапии. Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Время. Продолжительность кажд...

Статья И.Медведевой и Т. Шишовой "Куклотерапия, или что такое драматическая психоэлевация"

Данна статья предназначена для родителей, которые имеют какие-либо сложности в воспитании своих детей. Авторы статьи - профессиональные психологи и педагоги - описывают методику коррекции девиального ...

«- Сказко, - куклотерапия» в соединении с «драматической психоэлевацией» (описание собственного опыта психокоррекции)

Выбор темы обусловлен необходимостью индивидуализированного психолого – педагогического сопровождения детей риска школьной дезадаптации.         К детям э...

программа коррекции тревожности и страхов средствами куклотерапии для младших школьников и их родителей "Кукляндия - весёлая страна"

Работа по реализации занятий по программе «Кукляндия – веселая страна» ведется с 2006 г. на базе Государственного учреждения Республики Марий Эл «Республиканский центр социальн...

Развитие творческих способностей младших школьников посредством куклотерапии

Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллекти...

Использование метода куклотерапии в работе психолога.

Куклотерапия – это частный раздел арт-терапии (терапии искусством), основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности. К...

Использование куклотерапии в работе с детьми с ОВЗ в том числе со слуховой депривацией .

В мтериале описан  метод психологической коррекции  при помощи куколотерапии, содержится алгоритм создания куклы Севаерная берегиня....