Игра - путешествие по Архангельской области
учебно-методический материал (4 класс)

 Игра — путешествие по Архангельской области «Чудеса в решете» является совместным  занятием по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Юный краевед» и общеобразовательной программе «Литературное чтение на родном языке», осуществляемой по сетевому взаимодействию между МАОУ ДО «ДЦК» и МАОУ «СОШ №21».

В 2022 году исполняется 85 лет со дня основания Архангельской области. В целях ознакомления подрастающего поколения с исторической, краеведческой информацией, а также экологическими проблемами Архангельской области для  учащихся 4 класса была проведена игра – путешествие «Чудеса в решете».

Во время заочного путешествия по северному краю  школьники  посещают  разные уголки родного северного края. Архангельская область - это украшение России. Она оставляет яркие впечатления о себе у путешественников: огромные расстояния, изумительные архитектурные памятники и природные места. Материал, представленный в форме воображаемого путешествия, помогает  ребятам прикоснуться к истокам и больше узнать о своей малой родине.

        Выбранная форма проведения позволяет использовать материал как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Возраст обучающихся: 9 - 10лет  (начальная школа).

Продолжительность : 45 минут

Цель: популяризация знаний об Архангельской области.

Задачи: расширение знаний  о малой родине; развитие интеллектуальных и творческих способностей; воспитание интереса к истории родного края, бережного отношения к природе, уважения к людям.

Планируемые результаты: развитие познавательных интересов, расширение кругозора детей,  формирование чувства сопричастности к истории и культуре родного края, воспитание патриотизма.

Используемые методы: беседа,  рассказ, инсценирование сказки, игра.

Приемы: устного опережения (предварительное знакомство с особенностями, историей и культурой Архангельской области),  зрительного анализа (презентация о заповедниках Архангельской области).

Условия реализации: занятие  проводится в подготовленном  кабинете.

Материально – техническое обеспечение: ноутбук; мультимедийный проектор.

Методические ресурсы: Арктическая азбука. Национальный парк «Русская Арктика», 2020.

Беседы о Русском Севере. Т. А. Шарыгина. ТЦ. Сфера, 2017.

Архангельская область: словарь-справочник для младших школьников./ Э. И. Николаева; – Архангельск: Издательство АО ИОО,2011.

Морянка. Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах/ Э. И. Николаева – Архангельск: Издательство АО ИОО,2011.

Сайт: pomorie.ru

           Данный материал  может быть использован как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_metodmaterialov_kapitanova_n_s.docx531.78 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21

имени Героя Советского Союза Юдина Александра Дмитриевича»

Методическая разработка воспитательного мероприятия

Игра  - путешествие по Архангельской области «Чудеса в решете»

Учитель начальных классов

 МАОУ «СОШ №21»

Капитанова Наталья Сергеевна,

учитель высшей квалификационной категории.

Возраст участников: 9 -10лет

Количество - 20 человек

г. Северодвинск

2022

Пояснительная записка.

 Игра — путешествие по Архангельской области «Чудеса в решете» является совместным  занятием по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Юный краевед» и общеобразовательной программе «Литературное чтение на родном языке», осуществляемой по сетевому взаимодействию между МАОУ ДО «ДЦК» и МАОУ «СОШ №21».

В 2022 году исполняется 85 лет со дня основания Архангельской области. В целях ознакомления подрастающего поколения с исторической, краеведческой информацией, а также экологическими проблемами Архангельской области для  учащихся 4 класса была проведена игра – путешествие «Чудеса в решете».

Во время заочного путешествия по северному краю  школьники  посещают  разные уголки родного северного края. Архангельская область - это украшение России. Она оставляет яркие впечатления о себе у путешественников: огромные расстояния, изумительные архитектурные памятники и природные места. Материал, представленный в форме воображаемого путешествия, помогает  ребятам прикоснуться к истокам и больше узнать о своей малой родине.

        Выбранная форма проведения позволяет использовать материал как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Возраст обучающихся: 9 - 10лет  (начальная школа).

Продолжительность : 45 минут

Цель: популяризация знаний об Архангельской области.

Задачи: расширение знаний  о малой родине; развитие интеллектуальных и творческих способностей; воспитание интереса к истории родного края, бережного отношения к природе, уважения к людям.

Планируемые результаты: развитие познавательных интересов, расширение кругозора детей,  формирование чувства сопричастности к истории и культуре родного края, воспитание патриотизма.

Используемые методы: беседа,  рассказ, инсценирование сказки, игра.

Приемы: устного опережения (предварительное знакомство с особенностями, историей и культурой Архангельской области),  зрительного анализа (презентация о заповедниках Архангельской области).

Условия реализации: занятие  проводится в подготовленном  кабинете.

Материально – техническое обеспечение: ноутбук; мультимедийный проектор.

Методические ресурсы: Арктическая азбука. Национальный парк «Русская Арктика», 2020.

Беседы о Русском Севере. Т. А. Шарыгина. ТЦ. Сфера, 2017.

Архангельская область: словарь-справочник для младших школьников./ Э. И. Николаева; – Архангельск: Издательство АО ИОО,2011.

Морянка. Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах/ Э. И. Николаева – Архангельск: Издательство АО ИОО,2011.

Сайт: pomorie.ru

           Данный материал  может быть использован как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

D:\Documents\Desktop\FRBCP3lOaLc.jpg

Игра — путешествие по Архангельской области «Чудеса в решете»

                                                           «Увидеть и познать свой край можно либо

                                                         своими глазами, либо с помощью книг»

М.В. Ломоносов

Цель: активизация знаний по истории и культуре Архангельской области.

Задачи:

1. Обобщение и расширение знаний по истории  Архангельской области.

2. Воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к родному краю, людям, природе.

3.Приобщение к истории и культурному наследию малой родины.

Оборудование: ноутбук, проектор, выставка старинных предметов быта (решето, прялка, туес, глиняный горшок,  деревянная ложка, детская варежка, деревянный бочонок), надписи для игры, карточки, костюмы для инсценировки.

Ход мероприятия.

Вступление. (Видеофрагмент)

        Есть такая страна-сторонушка,

        Возле морюшка студёного,

        Возле моря, моря Белого, 

        Возле морюшка сурового….

        И зовётся эта земля Архангельская область,  Русский Север, Поморье. Это и есть названия нашей малой родины. Она является частью большой Родины – России.

Отгадайте загадку.

       Кругло, широко, из леса взято.

       Дыр много, а вылезти некуда. (Сито, решето)

- Для чего его используют? (Просеивают муку)

       Приглашаю Вас  в путешествие по нашему краю «Чудеса в решете».

Сегодня  волшебное решето поможет нам перенестись в разные исторические эпохи  и  разные города нашей области.

       Во время путешествия вам предстоит узнать  что-то необычное, интересное. А то, что вы увидите и услышите должно остаться в вашей памяти.

       В этом году Архангельской области исполнилось 85 лет! Для края и для человека это целая жизнь. В них уместились и радости, и горести, и трагедия всего народа, какой была Великая Отечественная война. Но, не смотря на всё это, наш край в настоящее время живёт и развивается.

       Богата событиями история нашей малой родины. В 12-15 веках Поморье было колонией Великого Новгорода. В 15-17 веках в состав Поморья входили районы по берегам Белого моря, Онежского озера, реки: Онега, Северная Двина, Мезень, Печора, Кама. В 16 веке Поморье присоединили к Москве, а с 19 века наш край стали называть Русским Севером.

      Особый характер поморов - сильный, независимый, волевой отмечен многими исследователями. Родом из поморов – Михаил Васильевич Ломоносов, гениальный русский ученый; Федот Шубин – скульптор, Степан Писахов - писатель-сказочник и многие другие.

      Сегодня мы с вами поговорим об истории и культуре нашего края, вспомним традиции и обычаи северян, окунёмся в красоты нашей северной природы.

      С самого рождения человек начинает накапливать знания о своей Родине: о людях, их труде и заботах; о жизни, которая была в далёком прошлом, страницах истории своей малой родины; о природе и о многом другом.

      Мы с вами  в течение трёх лет  знакомились с историей нашего края. И сегодня, на нашей  игре  мы проверим полученные знания  и совершим для себя новые открытия.

      Итак, в добрый путь по страницам истории Архангельского области.

Игра «Правда ли, что…»

- Архангельская область занимает такую же площадь, как Франция. Италия, Германия? (Да).

- Берега области омывают воды тёплого Чёрного моря? (Нет)

- У нас зимой выпадает снег выше колен? (Да)

- В области растут вечнозелёные растения? (Да)

- В Архангельске по улицам ходят белые медведи? (Нет)

- В некоторых реках края водится красная рыба? (Да)

- Северные избы можно разобрать по брёвнышку и перевезти в другое место? (Да)

- На Масленицу жители области объедались блинами? (Да)

- Наши предки поморы на своих судёнышках доплывали до далёкой Норвегии? (Да)

Станция 1. Визитная карточка Архангельской области.

      Славен край поморский, земля двинская художествами, промыслами, ремёслами знатными, богатствами недр неисчислимыми, красотой природы божественной, людьми великими! Сколько почётных титулов, высоких званий и достопримечательностей у Севера! Приглашаем вас раскрыть чудеса нашего края вместе.

      Богата северная земля полезными ископаемыми. Добыча и

использование полезных ископаемых на  Севере начались ещё в 12 веке.

В настоящее время зарегистрировано около 270 промышленных месторождений, 30 видов минерального сырья и около 560 месторождений торфа.

- Месторождение, какого минерала, было открыто в Архангельской области почти 20 лет назад. (Месторождение алмазов)

Задания на карточках. (Работа в парах)

- Постарайтесь вспомнить, чем же богат был наш край в прошлом?

1.Из ряда слов выбрать те, которые указывают на то, чем был богат северный край в прошлом.

Например: соль, рыба, мех, лес, кожа, кость, речной жемчуг, смола, воск, зола, икра.

2.Разложить предметы на две группы: что вывозили с севера и что привозили на север.

 Например.

       Привозили: медные подсвечники, иголки, бумаги и др.

       Вывозили: мех, кожу, дерево и др.

Слова для справок.

       Медные подсвечники, иголки, бумага, шелк, бижутерия, фарфор, очки, изюм,       булавки, иголки, изделия из железа и стали, ножи, ножницы, замки, кружки и блюда из меди и олова, драгоценные металлы в монетах, слитках и изделиях, вино, сахар, пряности, сукно.

       Мех, оленью кожу, лошадиную кожу, лосиную кожу, конский волос, свиную щетину, гусиный пух, дерево, речной жемчуг, соль, шерсть, тюленье сало, моржовое сало, китовое сало, говяжье сало, лен, полотно, холст, канаты, моржовую кость.

Станция 2.  По городам и весям.

- Назовите не менее 6 городов нашей области. (Северодвинск,  Новодвинск, Котлас, Онега, Каргополь, Коряжма,  Вельск, Сольвычегодск,  Мезень, Шенкурск, Мирный).

       Каждая группа выбирает один из городов и создаёт визитную карточку города: герб, когда основан, где расположен, чем знаменит.

( На альбомном листе ребята  выполняют творческую работу и подписи к ней).

Ученик читает стихотворение новодвинской поэтессы Анны Опариной.

       В Холмогоры хочу, в Карпогоры,

       И в Мезень, где леса и угоры…

       И зовет, и волнует меня

       Вся Архангельская земля.

       Манит Верколой, Емецком, Вельском

       И пейзажем задумчивым, сельским

       С колоколенкою, крестом,

       С поселившимся подле Христом.

       А какие на Севере люди!

       С ними трудно мне точно не будет:

       Столько искренней есть доброты

       И душевной у них красоты…

Задание.

-  Назовите известных людей Архангельской области: М.В. Ломоносов, С.Г. Писахов, Б.В. Шергин, К.П. Гемп, Ф.А. Абрамов, Н. Рубцов, А. Борисов,

Г. Седов и другие. (Портреты представлены на слайде)

- Чем прославили эти люди наш северный край?

       Мы хорошо знакомы с  творчеством северного сказочника С. Г. Писахова.

Читая сказки, мы узнали много старинных слов и сейчас постараемся объяснить их значение.

Игра «Заморочки из бочки». (Слова на карточках).

(Ребята объясняют значения старинных слов.)

Станция 3.  Чудеса в сказках и в жизни.

-Ребята, а вы знаете волшебные сказки? Назовите их.

-Чем они отличаются от других сказок?

-С помощью каких волшебных предметов и явлений в сказках происходят чудеса? ( Северное сияние, радуга, топор и др.)

Ученик читает стихотворение.

     Жил угрюмый старичок

     Маленького роста.

     Сказки сказывал в свой век,

     Живя довольно просто.

     Про медведей, про моржей,

     Про архангельских людей.

     Как на Севере живут,

     Где рыбачат, как поют.

     Как грустят, как веселятся,

     Как по морю к ним добраться,

     В сказках реки есть, моря,

     В них вся Поморская земля!

Инсценирование сказки С.Г. Писахова «Северно сияние»

Станция 4. Чудеса в природе.

     Как удивителен мир вокруг нас! Посмотрите, как много загадок, чудес и тайн можно открыть для себя. И все это невообразимое разнообразие создает великий скульптор, архитектор и творец - природа.

Дети  рассказывают о заповедниках, заказниках, национальных парках  Архангельской области. (Презентация)

Станция 5.  Чудо из чудес.

     Природа является также источником творческой деятельности человека.

Задание.

Соотнесите природные материалы и   изделия из них.

        Глина - глиняные игрушки, посуда.

        Дерево - постройки,  мебель, посуда, прялка, веретено.

        Шерсть - варежки, носки, одежда.

Посмотрите, пожалуйста, на красочную карту ремёсел и назовите их родину. (Глиняная игрушка — Каргополь, резьба по кости — Холмогоры и др.)

Занимаясь ремеслом поморы  вкладывали в изделия свою душу.

Задание.

Северное ремесло в каждом доме живёт.  Выберите правильный ответ

(Дети работают в группах).

1. В семейных мастерских изготовлением поделок занимались:

       только отец и старший сын;

все члены семьи;

только дети.

2. Какая прялка на Севере пользовалась большой популярностью?

мезениха;

городецкая;

борецкая.

3. Прялка являлась:

семейной реликвией;

        подарком жениха;

        роскошью.

4.Что обозначал « конь» на крыше дома?

символ семьи;

        символ солнца;

символ мужского начала.

5.Родиной глиняных игрушек считают:

Вельск;

Мезень;

Каргополь

6.В северодвинской традиционной росписи применяют:

красный и черные цвета;

синий;

красный и зеленый.

7.Изделиями из кости славится:

Холмогоры;

Шенкурск;

Сольвычегодск

8.На Севере известны шаркунки. А что это?

обувь;

посуда;

игрушки.

9.Мужские ремесла представлены в творчестве северных мастеров            такими видами народного творчества, как:

орнаментальное вязание;

резьба по дереву;

роспись по дереву.

10.Один из самых древних видов женского ремесла – это орнаментальное вязание. Какой традиционный материал используется в работе?

        ткань;

нитки;

        овечья шерсть.

Кто сказал, что на свете не бывает чудес.

Чудес у нас столько, что их всех не счесть.

О них мы вам сейчас  споем.

(Дети исполняют частушки собственного сочинения)

       1.Кто на Севере бывал

  Ночи белые видал

  Полюбил он всей душою

  Север наш дорогой.

2.Не таим мы адреса

  Мы  из Северодвинска

  Знаешь ты, и знаю я

  Чем славны наши края.

3.А изделиями из  кости

   Все не налюбуются

   И в Париже, и в Нью - Йорке

   Наша кость красуется.

4.Неспроста говорят,

  Что наш Север богат.

  Лесорубы и поморы

   Чудеса здесь творят.

5.Любовались гости чудом

   Громко восхищалися

   Ну а  знаниями нашими

   Сражены осталися

6.Будьте веселы, здоровы

          Всем дарите добрый свет.

          Приезжайте к нам на Север

          И живите до 100 лет.

Рефлексия.

Наше путешествие «Чудеса в решете» заканчивается.

Давайте повторим, что за чудеса вы увидели, что вам запомнилось.

Задание.

Возьмите карточку из нашего волшебного решета и продолжите фразу:

        Север – край…(белых ночей);

        Север – держава …(леса);

        Север – ворота …(в Арктику);

        Север – Родина …(М.В.Ломоносова);

        Север – центр …(резьбы по кости, атомного судостроения);

        Север – первый …(морской порт).

Дети могут предложить несколько вариантов продолжения фразы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Котлас- город Архангельской области

Классный час в начальной школе. Цель занятия познакомить учащихся с историей возникновения города, его достопримечательностями. Воспитать чувство патриотизма и любви к родному краю....

Красная книга Архангельской области

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Заповедники и заказники родного края", 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"...

История Архангельской области

Архангельской области - 75 лет. Презентация  рассказывает об  образовании Архангельской области....

Заочная экскурсия в город Каргополь Архангельской области

Заочная экскурсия подчинена цели развития у детей познавательных интересов, формированию чувства любви к родному краю....

Проект внеурочного мероприятия с использованием региональной программы «Увлекательное путешествие по Архангельской области».Тема: "Путешествуем по родному краю".

Проект внеурочного мероприятия с использованием региональной программы "Увлекательное путешествие по Архангельской области" Тема: "Путешествие по родному краю"...

Урок по реализации регионального содержания в образовании. Конспект обобщающего урока по окружающему миру «Путешествие по Архангельской области»

Урок по теме «Путешествие по Архангельской области» предназначен для учителейначальных классов, а также для руководителей курсов внеурочной деятельности краеведческой направленности. Данны...

«Путешествие по Архангельской области»

Внеклассное мероприятие «Путешествие по Архангельской области» позволяет в игровой форме обобщить и закрепить знания детей о нашем регионе....