Технология сотрудничества во внеурочной деятельности как инструмент развития личностного потенциала младших школьников
статья (3 класс)

Галина Евгеньевна Соколова

Статья освещает формы сотрудничества учащихся начальной школы в краеведческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 11г. Ельца»

Внеурочная деятельность

Технология сотрудничества

во внеурочной деятельности

как инструмент развития личностного потенциала

 школьников.

Автор: Соколова Галина Евгеньевна,

 учитель начальных классов

Елец, 2023

Аннотация. Практика направлена на развитие личностного потенциала учащихся начальной школы  и помогает ребятам научиться взаимодействовать  во внеурочной деятельности  на примере  выполнения проектов краеведческой направленности. Практика реализована с учащимися начальных классов МБОУ «Гимназия № 11г. Ельца» с 2020 по 2023г.

Место реализации практики РЛП. МБОУ «Гимназия № 11г. Ельца».

Актуальность практики. Современное общество предъявляет к человеку высокие требования, проявляющиеся в способности успешно адаптироваться в изменяющихся условиях. Общепризнанно, что существование человеческого общества базируется на коллективной деятельности людей. Успешная социализация во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно  взаимодействовать при решении тех задач, которые ставит перед ними вукомир, смогут ли они развить в себе взаимопонимание, терпимость друг к другу. Одной из важнейших задач образования становится развитие у учащихся навыков общения, эффективного взаимодействия  и сотрудничества.

Цель практики: развивать  навык сотрудничества и взаимодействия во

внеурочной деятельности краеведческой направленности.

Задачи практики.

1. Развитие навыка взаимодействия и делового общения.

2.Формирование коммуникативной культуры школьников

3.Воспитание детской самостоятельности, инициативности и ответственности.

4.Развитие эмоциональной сферы личности младших школьников.

5.Развитие интереса к краеведческой деятельности

Средства        и        способы реализации практики: коллективные творческие дела, проектная деятельность, групповая коммуникация.

Сотрудничество в образовательном процессе представляет собой разветвленную сеть взаимодействий по следующим направлениям:

1) учитель – ученик (ученики);

2) ученик – ученик в парах (диадах) и в тройках (триадах);

3) общегрупповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе

4) учитель – ученик- родитель ( родители)

Описание практики.

1.Линия «учитель-ученики» ярко прослеживается  в групповой деятельности по созданию памятного альбома «Мы помним», приуроченного к годовщине празднования Дня Победы. Ребята  изучали домашние архивы, работали с интернет-сайтом «Память народа», оформляли стенд в  кабинете. Подробности жизни  участников ВОВ вызвали у ребят невольное восхищение. Учащимися был сделан вывод, что каждый причастен к историческим событиям, а корни человека  сохраняются в  традициях своей семьи, народа, родного края. При создании  альбома «Мы помним»  каждая группа учащихся имела возможность выбрать своё направление, определять способ решения проблемы, излагать свою точку зрения, поработать в команде. Данная форма взаимодействия раскрывает эмоциональную отзывчивость каждого ребёнка, развивает интерес  к истории и культуре своего края.

2. Взаимодействие «ученик – ученик»    применимо для участия во Всероссийском фестивале общекультурных компетенций «Время в движении».  Определилась пара учениц,  казалось бы, разных по интересам. Девочкам удалось построить  пешеходный маршрут по родному городу с помощью gps-трекера и представить его в оргкомитет фестиваля. В процессе реализации данной формы взаимодействия ученицы успешно проявили такие качества личности, как инициатива, креативность в поиске нестандартных решений, готовность действовать в новых  ситуациях.

3.Общегрупповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе можно проследить через участие в  акции «Эколята-юные защитники природы»

Роль учителя в общегрупповом взаимодействии- модератор, задача которого задать эмоциональный фон, помочь в распределении ролей  и выработке правил работы группы.  Ребята изготавливали кормушки, развешивали около школы и в микрорайоне, организовывали призыв через соцсеть ВКонтакте «Покормите птиц зимой!» Таким образом, учащиеся проявляли способность видеть альтернативные возможности и самостоятельно делать осознанный выбор.

4. Линия «учитель- родитель»   представлена  через благотворительную акцию «Дерево добра» , которая была организована  Почтой России. По инициативе учителя и поддержке родителей наш класс оформил полугодовую подписку на детский журнал «Золотой ключик» и подарил школе-интернат г. Ельца.

 Личный пример педагога и родителей   помогает ребенку  осознавать важность   для него окружающего мира,  учит грамотно с ним взаимодействовать.

В процессе взаимодействия ученики понимают, что успех или неудача  общего дела зависит и от того, насколько сплочённо и дружно работает их команда, в какой мере они придут к взаимопониманию и согласию. При работе над формированием умения общаться и работать в группе опираюсь на следующие принципы: разнородность группы по интеллекту; одно задание на группу; необходимость участия каждого члена группы в его выполнении; обозначение ролей учителем, распределение ролей учениками; один комплект материалов (текст, задание и т.д.); одна оценка за проделанную работу на группу.

Для создания ситуации взаимодействия на занятиях  внеурочной деятельности   проектирую условия, которые способствуют активному вовлечению всех участников группы в обсуждение новой темы, анализа изучаемого объекта, подготовке материала к работе над тематическим проектом, партнёрскому общению, что означает признание и принятие личности каждого, его мнения, интересов, особенностей, устремлений, развитию внутренних сил ребёнка, ответственности за свои действия.

Совместное решение  когнитивных задач, творческая деятельность учащихся  в группах приносит положительные  результаты. Ребята формируют собственную точку зрения, учатся её аргументировать,  стремятся применить  полученные знания в конкретных ситуациях. Таким образом, развивается навык делового общения, формируются «гибкие» навыки.

Данные эффективности практики. Обогатив свой опыт, учащиеся  с интересом принимают участие в коллективных проектах разного уровня. Это подтверждает сформированность мотивации ребят к сотрудничеству, осознанность и рефлексивность в отношении  своего личностного потенциала.

Таким образом, использование  технологии сотрудничества и взаимодействия во внеурочной деятельности краеведческой направленности раскрывает  личностный потенциал учащихся  в решении  жизненных ситуаций, связанных с выполнением типичных ролей ученика, товарища, члена семьи, гражданина своей страны.

Риски. 1.Недостаточный уровень  привлечения учащихся  к мероприятиям. 2.Психологическая неготовность учащихся работать в группе.

Способы минимизации. 1.Популяризация успехов реализации проекта на уровне ОО, через соцсеть ВКонтакте.

2. Ознакомление с положительным опытом взаимодействия учащихся.

Алгоритм внедрения практики (дорожная карта). 

1.Организация и проведение мероприятий по внедрению технологии сотрудничества.

 Участие в конкурсе «Доброволец России 2020».

 Участие в акции «Дерево добра» 2020.      

 Проект  «Мы помним» 2021г .

 КТД «Эколята-молодые защитники природы» 2021г.

Всероссийский детский экологический форум «Зелёная планета 2021» Всероссийский фестиваль общекультурных компетенций «Время в движении» 2022г.

 Проект «Мой класс, моя школа» 2022-2023 учебный год.

2.Организация информационного сопровождения мероприятий.

 Освещение в соцсети ВКонтакте на странице классного руководителя, на сайте ОО   https://vk.com/galina_sokolova11

Возможность тиражирования. Практику по внедрению технологии сотрудничества во внеурочной деятельности возможно тиражировать  в любой образовательной организации с учащимися  как начальных классов, так и среднего звена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личностного потенциала младшего школьника средствами поисково - исследовательской деятельности

    Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, т...

Презентация "Проектная деятельность как инструмент развития общеучебных умений младших школьников "

Классификация проектов  По доминирующей деятельности учащихся•Практико-ориентированные проекты (нацелены на социальные интересы самих участников проекта или его заказчика)•Исследовательские...

« Развитие творческого потенциала младших школьников на занятиях кружка «Природа и творчество» в рамках реализации ФГОС НОО во внеурочной деятельности»

« Развитие творческого потенциала младших школьниковна занятиях кружка «Природа и творчество» в рамкахреализации ФГОС НОО во внеурочной деятельности»...

Развитие творческого потенциала младшего школьника в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности

Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные ...

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младшего школьника (из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Школа №32 им. прп. Серафима Саровского Безик Анны Александровны)

Данный материал может быть использован учителя начальных классов в качестве обобщения опыта по теме. Адрес презентации: https://cloud.mail.ru/public/CeEE/XRSY2ZvXj...

Статья "Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов младших школьников"

: в статье рассматривается влияние внеурочной деятельностина достижение личностных результатов обучающихся...

Развитие личностного потенциала младших школьников путем интеграции предметных областей.

Развитие личностного потенциала младших школьников путем интеграции предметных областей....