Разработки классных часов для начальной школы
классный час

Богоутдинова Валентина Федоровна

Классные часы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopsnost_letom.docx28.3 КБ
Файл blokada_leningrada.docx36.57 КБ
Файл kniga-tvoy_drug.docx31.64 КБ
Файл den_kosmonavtiki.docx26.37 КБ
Файл den_kosmonavtiki.pptx2.86 МБ
Файл semeynye_tsennosti.docx18.44 КБ
Файл semeynye_tsennosti.pptx2.35 МБ

Предварительный просмотр:

 Тема: Безопасность на летних каникулах

Форма проведения:  (беседа)

Цель: обобщить представления детей о лете, расширить знания о лекарственных растениях; развивать внимание, мышление, воображение.

Задачи:

- воспитывающие: содействовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью;

- обучающие: познакомиться с правилами безопасности летом;

- развивающие: развивать память, мышление

Планируемые результаты:

Личностные: формирование навыков безопасного поведения школьников в период летних каникул. 

Предметные  результаты: умение ценить и принимать базовые ценности, связанные с охраной природы и страны;

Метапредметные: формулировать у детей интерес к теме

Ресурсы: ноутбук, карточки, презентация, аудиозаписи

ХОД ЗАНЯТИЯ

I.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Как у вас настроение?

«Встанем мы все вместе дружно,

Поздороваться нам нужно,

Говорю я вам «ПРИВЕТ»

Улыбнитесь мне в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука.

Здравствуй друг,

Здравствуй, весь наш дружный круг.

II. Мотивационно-проблематизирующий этап.

Яркий шар вам с неба светит.
Его любой заметит. 
Радостно смотрит в оконце,
Это ласковое солнце… 

Время ягодок, грибов, 
Слышно пенье комаров,
А вокруг теплом все согрето.
Добро пожаловать в …. 

Ответ: лето. 

-Ребята, как вы думаете, о чем же мы сегодня с вами будем говорить?(ответы детей)

-Да, правильно. Сегодня мы будем говорить о лете и о безопасности во время летних каникул.

III. Деятельностный этап.

- Лето – наверняка ваше любимое время года. А Что такое лето? Трудно ответить на этот вопрос однозначно. У каждого человека возникают свои ассоциации, лишь только он услышит это слово. Давайте поиграем в игру «Ассоциации», чтобы ярче представить себе картину лета.

-Ребята, вы по очереди в быстром темпе называете свои ассоциации, возникающие у вас при слове «лето». Например: солнце, каникулы, пляж, свобода, поход, бабушка, лагерь, ягоды, арбуз, дача, море...

-Молодцы!!Вы отлично справились .

-А давайте сейчас представим, как совсем скоро мы окунёмся в летние каникулы и будем играть, загорать и веселиться!

-Что вы собираетесь делать во время летних каникул? (Ответы детей)

-Лето — это конечно же время для отдыха, но не нужно забывать о безопасности.

-Как вы думаете, какие опасности могут нас подстерегать в летнее беззаботное время?(ответы детей)

-Я хочу представить вам несколько видов опасностей, которые могут испортить ваши каникулы.

---Лето —время цветов, диких растений, ягод, грибов, но существуют и ядовитые грибы, ягоды и цветы, которые не в коем случае нельзя есть и пробовать на вкус, как бы они не выглядели аппетитно и съедобно. (ядовитые грибы ягоды с названием, на СЛАЙДЕ)

----Ребята, летом много ли времени вы проводите на солнце?(ответы детей). Разве солнце может быть опасным? Что вы об этом знаете? - Летом в жаркую солнечную погоду нужно быть очень осторожным. Нельзя находиться на солнце длительное время, так как можно получить солнечный ожог. Кто знает, что это такое? Солнечный ожог — это воспаление кожи, обусловленное избыточным воздействием (передозировкой) ультрафиолетового излучения. Солнечный удар возникает, когда человек долгое время находится под прямыми солнечными лучами на жаре. 

-Чтобы избежать солнечных ударов нужно:

      -Не находиться долгое время на солнце.

- Загорать только в утренние и вечерние часы.

- Всегда быть в головном уборе.

- Охлаждаться в воде.

- Находиться в тени.

ФИЗМИНУТКА

Давайте с вами немного отдохнём, я попрошу вас встать и задвинуть стульчики.

-Когда я буду говорить вам Цветы- вы поднимаете руки,

-когда говорю Деревья- хлопаете в ладоши,

-а когда говорю Кусты- хлопайте по коленям.

Всем понятно задание? Тогда начнем, будьте очень внимательны.

----Ребята поднимите руку те, кто из вас ездил с родителями на море, реке или бывал в лагере?

---Расскажите, что вам говорили родители или вожатые перед тем, как вы шли купаться?(ответы детей)

---Какие правила во время плавания вы знаете?(ответы детей)

---Не надо заплывать за буйки. Если стало не хорошо во время купания, то сразу вылезть на берег. Не заходить в воду без взрослых. Не купаться в местах с глубоким дном. Не купаться в местах, где бьют родники. При судорогах не теряться, стараться держаться на воде и позвать на помощь.

----Ребята, поднимите руки у кого есть велосипед?  Конечно, велосипед приносит большую пользу для нашего здоровья. Он укрепляет мышцы, как тела, так и сердца, так же улучшает дыхательные процессы. Но нельзя забывать, что велосипед может быть и опасным.

-Как вы думаете, чем же он может быть опасным?(ответы детей)

Чтобы с вами ничего не случилось, следует помнить некоторые правила:

  • Надо использовать шлем, наколенники, налокотники, защиту ладоней – перчатки.
  • Следите, чтобы велосипед был исправлен
  • Обратите внимание на защиту цепи
  • Следует ездить на специально отведенной дорожке.

-Давайте ответим на летние вопросы, ответами на них могут быть слова только да или нет, отвечать мы будем хором вы готовы?

-Летом мы купаемся?

-Летом теплее одеваемся?

-Летом кушаем яблоки и груши?

-На уроки ходим летом, огорчаемся при этом?

-На коньках по льду скользим и про лето говорим?

-В лагерь едем отдыхать и здоровье поправлять?

---МОЛОДЦЫ!!

----Существуют специальные дорожные знаки, которые помогут вам определить, где можно ездить на велосипеде, а где нельзя. Посмотрите на доску. Вот этот знак показывает: что дорожка, где установлен этот знак, предназначена только для велосипедистов. Следующий знак показывает, что эта дорожка для пешеходов и велосипедистов. А этот знак, который запрещает движение велосипедов .

----Сейчас наступает лето, а вместе с ним пора вкусных и сладких ягод. И мало кто из вас удерживается от соблазна съесть не мытую ягоду. А вы знаете, к чему может привести поедание не мытых ягод?(ответы детей)

---Может привести к тому, что может заболеть живот; может стошнить, а также может привести к развитию различных кишечных инфекций. Необходимо помнить, что в жаркое время года продукты питания быстро портятся, а срок их хранения сокращается. Чтобы избежать пищевого отравления не забывайте о профилактике:

  • Всегда надо мыть руки перед едой и после посещения туалета
  • Пользоваться только кипяченой водой
  • Тщательно промывать овощи и фрукты
  • Пить только кипяченое молоко
  • Приготовленные блюда хранить только в холодильнике и не более 2-х суток

-Ребята, а ходите ли вы с родителями в лес за грибами, ягодами? (слайд с изображением леса)(СЛАЙД №29)

----Ребята, какие правила  мы должны помнить, когда приходим в лес?(ответы детей)

-Не шуми и не тревожь обитателей леса.

-Не рви цветы, не ломай деревья.

- Не разоряй гнезда и муравейники.

- Оберегай растения и животных, занесенных в Красную книгу.

- Не оставляй мусор в лесу.

-Не разжигай костры. Береги лес от пожара.

(Слайд с правилами, к каждому правилу картинка)(ВСЁ ПООЧЕРЁДНО)

---Давайте проведем игру под названием «Рисуем лес». Она заключается в том, что каждый из вас по очереди будет выходить к доске и мелом рисовать только один какой-либо предмет живой или неживой природы, присущий лесу. В результате у нас должна получиться большая картина под названием «В лесу». Подсказки разрешаются. Повторять предметы можно. Постарайтесь включить свою фантазию на полную мощь!

Входе игры участники комментируют свои рисунки.

В заключение отмечаются самые оригинальные предметы.

IV. Оценочно-рефлексивный  этап

-Ребята, давайте с вами проведём викторину о лете и проверим как много вы усвоили информации, связанной с летом.

-Отвечайте, пожалуйста, по поднятой руке, ответы с места не выкрикивайте, за каждый правильный ответ вы будете получать очки, то есть солнышки.

-У кого больше всего наберётся очков, тот и станет победителем нашей викторины.

-Вы готовы? Тогда начнём.

1.Назовите летние месяцы. (Июнь, июль, август)

2.Желтые цветки этого лугового растения летом становятся воздушными белыми шарами, которые облетают при первом же порыве ветра. Назовите это растение.(Одуванчик)

3.Какого цвета шубка у зайца летом? (Серая)

4.Теплым летним утром на траве можно увидеть огромное количество капель воды. Как называется это явление природы? (Роса)

            ----Ребята расскажите, что нового вы сегодня узнали?

            ---- На этом наш классный час заканчивается. Всем спасибо и до скорых встреч. Желаю вам весело, активно, а главное безопасно провести свои летние каникулы.



Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность

«Урок мужества, посвященный снятию блокады Ленинграда»

Цель: создать условия  для  формирования гражданских и патриотических качеств через обращение к великому подвигу ленинградцев во время Великой Отечественной войны.

Задачи:

Образовательные задачи:

- Формировать у детей интерес к получению знаний о России, её героической истории

- Познакомить детей с героической историей обороны города Ленинграда, примерами боевых подвигов защитников Ленинграда;

- Расширить представления детей и исторические знания о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны;

- Познакомить детей с государственным праздником «День снятия блокады Ленинграда»

- Познакомить детей с жизнью защитников города Ленинграда вовремя ВО войны.

-  Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событиях блокадного Ленинграда

- Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихотворений о суровых годах ВО

-Продолжать знакомить детей с музыкальными произведениями времён великой отечественной войны

- Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады.

- Дать представление о воинах Великой Отечественной войны как освободителях народов от фашизма

Развивающие задачи:

- Развивать у детей интерес к истории своей страны;

- Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, воображения, развивать интерес к отгадыванию загадок.

- Развивать духовный кругозор личности ребенка, формировать гражданскую позицию дошкольников

- Развивать способность эмоционально воспринимать музыку героического характера

Воспитательные задачи:

- Воспитывать (формировать) чувство патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны.

- Воспитывать уважение к защитникам Родины, любовь к родной земле сопереживая, чувствуя себя частицей своей Родины

- Воспитывать уважение к прошлому своего народа; любовь к Отечеству, стремление сознательно гордиться великим историческим событиям, победами, достижениями;

- Воспитывать у детей любовь, гордость, уваженное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны, защитникам отечества - людям, отстоявшим город Ленинград, не сдавшим его врагу и к памяти павших;

- Формирование у подрастающего поколения патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества

- Воспитание чувства гордости за свою Родину и за свой народ и ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине.

- Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей;

- Обогащение словаря: вероломное нападение, бомбардировка, подвиг, блокада, «Дорога жизни», осажденный город, смелые, мужественные, храбрые, отважные, бесстрашные, удалые, сильные духом, могучие, героические, обелиск

Ход занятия:

Чтобы снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

Нам наше прошлое свято и дорого.

Гордость победами - горечь утрат.

Вечная память защитникам города,

Вечная слава защитникам города,

Вечная слава тебе, Ленинград.

Ленинград… В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны. Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда. Не было топлива. Замерло электричество. Вышел из строя водопровод. Начался голод. По Ленинграду ходила смерть. Но не сдавался город. Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. В городе начались пожары. Рушились дома от обстрелов. Люди погибали в домах и на улицах. Но ленинградцы держались. «Ленинград в блокаде!» – набатом неслось по стране. Вся страна пыталась помочь осажденному городу.

900 дней и ночей находился Ленинград в осаде. Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. Сколько человек погибло в блокаду? Точных данных до сих пор нет и, вероятно, никогда уже не будет. Исследования последних лет позволили назвать цифру в 1 миллион 200 тысяч погибших в блокадном Ленинграде. Когда полностью была снята блокада, в городе осталось лишь 560 тысяч жителей.

Ленинград – огромный город. Второй по размерам в нашей стране. Один из крупнейших в мире. На север, на юг, на восток, на запад бегут от него дороги. Разные здесь дороги: железные, шоссейные, морские пути, речные, пути воздушные. Вокзалы Московский, Балтийский, Финляндский, Витебский. Вокзал морской, вокзал речной. Аэропорт. Оборвались теперь дороги. Отрезали фашисты Ленинград от всей нашей большой страны. Нет ни метра, ни сантиметра, ни миллиметра свободной земли, по которой можно сюда проехать. Затихли пути железные, заглохли пути шоссейные. Корабли не выходят в море. И все же… С севера от Ленинграда – фашисты, с юга – фашисты. На запад от Ленинграда лежит Финский залив. Берега его тоже в руках у фашистов. Северо-восточнее и восточнее Ленинграда находится большое Ладожское озеро. И сюда, к Ладожскому озеру, пришли враги. Захватили северный берег, прорвались к южному. Стали наступать вдоль восточного берега. Однако не смогли они полностью обойти озеро. Остановили их на восточном берегу советские солдаты.

Часть Ладожского озера была в наших руках. Тут, по воде, по озеру, и вела теперь в Ленинград дорога. Нелегкой была дорога. Долгими тяжелым путем поступали грузы в блокадный город. Начинался их путь из города Вологды. Бегут вагоны на город Тихвин и дальше на город Волхов. Здесь, в Волхове, – стоп, остановка. Дальше железной дороги нет. Дальше дорога в руках фашистов. Город Волхов стоит на реке Волхов. Перейдут грузы на речные баржи. Река Волхов впадает в Ладожское озеро. Речные баржи не могут идти по озеру. Опасно. Высокие волны гуляют в озере. В городе Новая Ладога предстоит разгрузить речные баржи и загрузить грузами баржи озерные.

И вдруг – взяли фашисты Тихвин, отрезали Волхов. Не идут к Ленинграду грузы. Нельзя оставлять Ленинград без помощи. Было принято решение построить новую дорогу к Ладожскому озеру. Правда, не железную: очень долго железную строить. Начали строить дорогу автомобильную, дорогу для грузовых машин. Километр за километром, километр за километром через топи, леса, чащобы, через овраги, низины, болота, там, где раньше ходил лишь зверь, где душу живую не сыщешь, – ныне прошла дорога. Двести километров длиной дорога. Строили – двадцать дней. – Дорогу – за двадцать дней?! От Заборья к Новой Ладоге легла дорога. Вновь идут к Ленинграду грузы.

В ноябре 1941 года над Ладожским озером наступили морозы. Замерзла, остановилась дорога по воде через Ладожское озеро. Остановилась дорога – значит, не будет подвоза продуктов, значит, не будет подвоза горючего, не будет подвоза боеприпасов. Будет дорога! Вот по льду и пройдет дорога. Не каждый верил в такую дорогу. Неспокойна, капризна Ладога. Забушуют метели, пронесется над озером пронзительный ветер, сиверик, появятся на льду озера трещины и промоины. Ломает Ладога свою ледяную броню. Даже самые сильные морозы не могут полностью сковать Ладожское озеро. Труднейшие дни в Ленинграде. Прекратилось сообщение с городом. Ожидают люди, когда лед на Ладожском озере станет достаточно крепким. А это не день, не два. Смотрят на лед, на озеро. Толщину измеряют льда. Рыбаки-старожилы тоже следят за озером. Как там на Ладоге лед? – Растет. – Нарастает. – Силу берет. Волнуются люди, торопят время. – Быстрее, быстрее! – кричат Ладоге. – Эй, не ленись, мороз!

22 ноября 1941 года по все еще полностью не окрепшему льду Ладожского озера пошла первая автомобильная колонна. 60 грузовых машин было в колонне по 27 километровой ледяной дороги. Ждут возвращения людей и автоколонны. – Вернутся? Застрянут? Вернутся? Застрянут? Прошли сутки. И вот: – Едут. С этого дня и началось постоянное движение по льду Ладожского озера. Нелегкой была дорога. Не всегда здесь удачи были. Ломался лед под напором ветра. Тонули порой машины. Фашистские самолеты бомбили колонны с воздуха. И снова наши несли потери. Застывали в пути моторы. Замерзали на льду шоферы. И все же ни днем, ни ночью, ни в метель, ни в самый лютый мороз не переставала работать ледовая дорога через Ладожское озеро. Стояли самые тяжелые дни Ленинграда. Остановись дорога – смерть Ленинграду. Не остановилась дорога. Дорогой жизни ленинградцы ее назвали.

В Ленинграде не было электричества. Николай Сергеевич Туманов написал книгу. Эта книга — уникальна. Она рассказывает о фантастическом проекте, осуществлённом в самые страшные годы блокады. Аналогов этого проекта не было в истории. Благодаря ленинградским кабельщикам, город получил свет уже 23 сентября 1942 года. Электрические подводные кабели были проложены по дну Ладожского озера, в условиях смертельного риска... Бригады ЛКС, а с ними были и водолазы, и моряки, и рабочие-добровольцы, — уложились в рекордно короткое время — сорок восемь дней! Ток пошёл на заводы, в школы, в квартиры ленинградцев. Операция длилась до полного снятия блокады. Только никто о ней не знал. Всё было тщательно засекречено. Имя автора проекта долго сохранялось в тайне. Хотя свой орден и медали Никодим Сергеевич Туманов получил уже в 1943-м! Все послевоенные годы он писал эту книгу и хранил документы, фотографии, вещи — свидетельства Ладожской эпопеи. Они публикуются сейчас впервые. Автор не дождался выхода своей книги, но его дело продолжила дочь — подвиг этих людей не остался забытым.

Борьба за воду.Из-за экстремальных холодов зимой 1941-1942 гг. глубина промерзания грунта в Ленинграде превзошла расчетные величины. Само по себе это еще не катастрофа - замерзание можно предотвратить непрерывным движением воды в сети. Однако обеспечить это по понятным причинам не удалось: перебои в подаче электроэнергии, разрывы водопровода. Восстановление и поддержание постоянного водоснабжения стало для ленинградских водопроводчиков первоочередной задачей. К началу 1942 года персонал Водоканала сократился вдвое: одни ушли на фронт, другие погибли от голода и бомбёжек. Работу аварийных бригад, слесарей, канализаторов, кочегаров взяли на себя женщины. Для блокадников вода была таким же залогом выживания, как и скудный хлебный паёк. Блокадный чай, обычный кипяток, он согревал в морозы и давал иллюзию сытости.  Вода была необходима для соблюдения элементарной гигиены, важной для выживания. К лету 1942 года водоснабжение квартир было восстановлено, но вода поднималась не выше первых этажей. У кранов во дворах или прямо на улицах ленинградцы брились, умывались, стирали бельё, мыли посуду.  Вода требовалась для сохранения города. Ею тушили пожары после артобстрелов и бомбёжек. Зимой 1941-го в Ленинграде практически не работала канализация. У людей не было сил выносить помои во двор, поэтому отходы выплёскивались прямо на лестницы. Сильные морозы предотвращали распространение заразы. С наступлением весны ленинградцы начали отмывать город от помоев и мочи. Именно вода спасла город от эпидемий.
Добыча воды стала для рядовых ленинградцев ежедневным подвигом. Зимой 1941-го воду брали из Невы, Фонтанки и других рек Ленинграда.Бурили лунки, топорами вырубали во льду проруби. В одном из таких мест, на набережной Фонтанки, 21, установлена памятная доска. Путь к колодцу или проруби был страшным и часто смертельным.
«Тропинка петляла между сугробами, из которых, бывало, торчала рука или нога замёрзшего человека. Возможно, он шёл за водой или возвращался…»
(Якобсон Эдуард Станиславович, блокадник).
  Очереди за водой, как и за хлебом, выстраивались с раннего утра. Люди были обессилены, вода расплёскивалась, поэтому вокруг колодцев и прорубей образовывались ледяные горы.Взобраться на такую горку с санками, а потом спуститься с полными вёдрами для истощённых людей было неимоверно сложной задачей. Чтобы уберечь драгоценную жидкость, вёдра и бидоны прикрывали полотенцами и дощечками.Это мало чем помогало, и часто, с трудом преодолев страшный путь к воде и выстояв многочасовую очередь на морозе, человек возвращался домой с полупустым ведром.Блокадники на собственном опыте испытали справедливость поговорки «Вода - основа жизни».
Блокадный хлеб. Из чего он только не выпекался – ленинградский блокадный хлеб! Разные были примеси. Добавляли к ржаной муке муку овсяную, ячменную, соевую, кукурузную. Применяли жмых – льняной, хлопковый, конопляный. Использовали отруби, проросшее зерно, мельничную пыль, рисовую шелуху и многое другое. По десять раз перетряхивали мешки из-под муки, выбивая возможное из невозможного. Хлеб был кисловатым, горьковатым, травянистым на вкус. Но голодным ленинградцам казался милее милого. Мечтали люди об этом хлебе. Пять раз в течение осени и зимы 1941 года ленинградцам сокращали нормы выдачи хлеба. 2 сентября состоялось первое сокращение. Норму установили такую: 600 граммов хлеба взрослым, 300 граммов – детям. Вернулся в этот день Валеткин отец с работы. Принес хлеб. Глянула мать: – Сокращение?! – Сокращение, – отозвался отец. Прошло десять дней. Снова с работы отец вернулся. Выложил хлеб на стол. Посмотрела мать: – Сокращение?! – Сокращение, – отозвался отец. По 500 граммов хлеба в день стали теперь получать взрослые. Прошло еще двадцать дней. Наступил октябрь. Снова сократили ленинградцам выдачу хлеба. Взрослым – по 400 граммов на день, детям – всего по 200. Прошел октябрь. Наступил ноябрь. В ноябре сразу два сокращения. Вначале по 300, а затем и по 250 граммов хлеба стали получать взрослые. Дети – по 125.


Каждый человек знает, как непросто спасти от угрозы хотя бы один шедевр. А что делать, если опасность угрожает целому городу-памятнику? В дни блокады Ленинграда, тысячи людей были мобилизованы, для спасения исторических и архитектурных монументов города на Неве.
Все основные архитектурные монументы города были разбиты на три группы. К самым сложным объектам относились шпили и купола соборов, которые могли служить ориентирами для немецкой артиллерии. Золотые купола закрашивали, рискуя жизнью, маскировочной краской, покрывали маскировочными чехлами. Маскировочными чехлами были покрыты не только шпили города, но и окрестности правительственных зданий, прежде всего Смольного. Эти чехлы были расписаны изображениями деревьев и зданий, что затрудняло ориентировку вражеским летчикам.
Ко второй группе относились крупные монументы, которые было решено укрыть мешками с песком и деревянными щитами. Под руководством скульпторов – рестораторов рабочие таким образом защитили
Медный всадник, памятник Николаю I, памятник Крылову и вазу в Летнем саду.
Наконец, ряд известных памятников были зарыты в землю. Эту судьбу разделили знаменитые кони Клодта с
Аничкова моста. Их сняли с пьедесталов и по специальным каткам откатили в Сад Аничкова моста, где их уже ждали ямы, прикрытые навесом.
Таким образом, к началу Блокады, только несколько ленинградских памятников были не укрыты от обстрелов. Символическая роль была отведена монументам полководцам: памятникам
М. Кутузову и Баркалаю де Толли у Казанского собора.

Лишь в июне-августе 1944 году, спустя полгода после окончательного снятия Блокады закопанные памятники были возвращены на свои исторические постаменты, а со шпилей и крупных скульптур были сняты защитные покровы. Для ленинградцев это событие стало знаменательным событием, еще раз символизировавшим то, что ужасы Блокады остались позади.       


В летописи подвига блокадного Ленинграда мы не должны забывать о подвиге сотрудников Всесоюзного НИИ растениеводства имени Н. И. Вавилова) – всемирно известного научного учреждения России. С началом Великой Отечественной войны много трудностей встало перед институтом. Еще до окружения города немецкими войсками было принято Постановление Правительства об эвакуации ряда заводов и институтов из Ленинграда, среди них был и Всесоюзный институт растениеводства, но осуществить это не удалось.

Жизни через Ладогу. Часть коллекции около 40 000 пакетов с семенами весом около полутонны была переправлена в г. Красноуфимск на самолете. Самая большая и наиболее важная часть коллекции была оставлена в осажденном городе. Оставшиеся сотрудники были вынуждены работать в тяжелейших условиях блокады, в не отапливаемых помещениях. Институт продолжал работать, не смотря на жестокие условия зимы 1941-42 гг. С наступлением холодов был забит главный вход, окна первого этажа были закрыты досками. Комнаты с коллекциями опечатывались, и входить в них поодиночке категорически воспрещалось. Работали комиссиями в составе 3-4 человек. Ключи от комнат хранились в сейфе у руководителя ленинградской группы К.А. Пантелеевой. Январь и февраль были наиболее тяжелыми месяцами в блокадном городе, когда температура воздуха опускалась до рекордно низкой отметки - 36-40°C. Зимой 1942 года, полчища мышей и крыс собрались в здании. Все меры защиты от грызунов не спасали положение. Крысы стали проникать в металлические коробки через отверстия и поедать зерно и семена. Из ленинградской группы умерли от голода 41/42 гг. 30 сотрудников. С весны 1942 г. стали готовиться к посевной с целью возобновления жизнеспособности семян и клубней под обстрелом немецкой артиллерии. На полях пригородного совхоза была высажена сохраненная коллекция картофеля, в течение всего лета и осени она охранялась от грабителей. Так повторялось на протяжении трех лет блокады. Таким образом, коллекция была спасена и частично размножена. По инициативе института весной 1942 г. в ряде хозяйств стали выращивать зелень и овощи для блокадного города. Пришлось уделять много времени проблеме использования дикорастущих трав в питании ленинградцев. Навязанная блокадой и голодом, эта проблема требовала быстрого решения. Уже ранней весной 1942 г. измученное голодом население стало собирать для еды листья одуванчика, крапивы, лебеды, но наряду с ними попадались и ядовитые растения. Сотрудники стали одними из организаторов работы по выявлению полезных трав в пригородах Ленинграда, регулярно читать лекции по использованию в пищу дикорастущих растений.

Крыс, конечно, было много, великое множество, они нападали на обессиленных людей, детей и после снятия блокады в Ленинград был направлен состав с несколькими вагонами кошек. Его называли кошачий эшелон или мяукающая дивизия.  Сначала кошки, измученные переездом, осматривались и всего боялись, но быстро оправились от стресса и принялись за дело. Улицу за улицей, чердак за чердаком, подвал за подвалом, не считаясь с потерями, доблестно отвоевывали они город у крыс. 

На улице Малая Садовая установлены памятнике коту Елисею и кошке Василисе.

Собаки блокадного Ленинграда. Известная петербургская журналистка, публицист и кинолог Елена Типикина собрала интереснейшие факты о том, как в блокадном Ленинграде удалось сохранить не только служебных собак, но и чистокровных племенных немецких овчарок. И о том, какую роль сыграли собаки в освобождении нашего города. Благодаря Елене сегодня мы можем хотя бы частично восстановить историю этих поистине легендарных собак. В довоенные времена в Советском Союзе разведение служебных собак являлось задачей государственного масштаба и строго контролировалось. Руководили этим процессом очень образованные и эрудированные люди. Они не просто любили животных, а любили их ради людей, прекрасно понимая, что уникальные возможности, заложенные природой, могут оказаться полезными человеку. В самом начале блокады в окруженном городе был создан 34-й батальона минно-розыскной саперной службы.

В течение всей блокады ближайшие пригороды Ленинграда были сплошной передовой. Зона сплошного минирования с двух сторон (с нашей стороны и со стороны противника, осаждавшего город) опоясала Ленинград кольцом. У саперов, конечно, были миноискатели, но они имели существенный недостаток – прибор звенел на любой металл. Не только на мины и неразорвавшиеся снаряды, но и на другие металлические предметы: и на осколки, которыми была усеяна земля, и на другое железо, в том числе и вполне мирного назначения. Это невероятно осложняло работу саперов. А ведь существовали еще противопехотные мины в деревянных коробках и противотанковые мины в пластиковых и картонных упаковках. Обнаружить такие мины саперам с обычным оборудованием удавалось крайне редко. Это существенно затрудняло процесс разминирования. Применение служебных собак позволяло ускорить процесс в 10 раз. В начале зимы 1941 года ленинградские дети и иждивенцы получали блокадный паек – 125 граммов хлеба в день. И вдруг – собаки… Собаки, которых надо кормить лучше, чем кормили людей. К тому же собаки плотоядны. Они не способны выжить, поедая хлебные крошки.

Самый большой вклад собаки 34-го внесли тогда, когда ленинградские войска пошли на прорыв блокады – собаки были направлены на разминирование коридоров для наступления наших войск и скорейшего прорыва блокадного кольца. Слава о них мгновенно облетела весь фронт. Разминирование было проведено в самые короткие сроки благодаря собачьим носам.

4000 мин обнаружила кинолог-сапер сержант Елизавета Александровна Самойлович-Еранина только со своей немецкой овчаркой по кличке Миг.

В лужских болотах зимой, в январе, собака обозначила посадкой мины в воде и болотной жиже. Хозяйка не сразу поверила, что Миг может распознать что-нибудь в таких условиях, но, засучив рукава, все же стала аккуратно шарить в ледяной воде. За четыре часа осторожной работы в тот раз Елизавета Александровна обнаружила и обезвредила 34 противопехотные мины в деревянных упаковках.

Широко известна надпись: «Проверено, мин нет». «Проверено, мин нет. Проверено Диком» – такая табличка устанавливалась на разминированных полях Ленинградского фронта. Кто же такой Дик? Дик – это шотландская овчарка, четвероногий боец-сапер 34-го отдельного батальона. Именно эта собака спасла Павловский дворец. За 40 минут до взрыва в фундаменте дворца пес обнаружил четырехтонный тротиловый заряд с часовым механизмом замедленного действия. Взрыв был предотвращен. За четыре года службы на фронте Дик обнаружил 12000 мин. Ну а после войны Дика демобилизовали, и пес вернулся в свою семью.

Но не только собаки-саперы принимали участие в боевых действиях на Ленинградском фронте. Воевали собаки, доставлявшие донесения. Были собаки-связисты, прокладывавшие линии связи: на спине закреплялась бобина с проводом, который разматывался при беге, что позволяло очень быстро устанавливать связь между боевыми подразделениями. Если саперами чаще всего работали породистые служебные собаки, то дворняжки и лайки часто служили помощниками санитаров санитарно-ездовой службы. Для транспортировки раненых использовали небольшие саночки или нарты, в которые запрягали от четырех до шести средних собак, но крупных достаточно было и трех. Санитар посылал упряжку к раненому, тот переваливался через низенький бортик, и собаки доставляли его на эвакопункт. За 10 дней прорыва блокады санитарно-ездовая кинологическая служба вывезла с передовой 1750 раненых. Огромным достоинством собачьей упряжки, помимо скорости, было то, что по команде «лежать» упряжка мгновенно укрывалась от вражеского огня – пряталась за любым холмиком, растворялась за любым бруствером.

Подобные упряжки доставляли на передовую инженерное имущество, снаряды и санитарное снаряжение. При этом собаки везли в нарте груз весом до 100 килограммов. Так собаки участвовали в прорыве блокады Ленинграда и в боевых действиях на Ленинградском фронте. На их счету – миллионы спасенных человеческих жизней.

Нигде радио не значило так много,как в нашем городе в дни войны.(Ольга Берггольц). Для жителей блокадного города радио стало единственной связующей нитью – друг с другом, со страной, с жизнью. Именно благодаря работе Ленинградского радио, его защитники и его жители никогда не утрачивали связи с «большой землей», кольцо информационной блокады вокруг осажденного города не сомкнулось.

Работники Ленинградского радио разделили с горожанами их нелегкую судьбу – также мерзли, голодали, но ни на секунду не оставляли трудовой вахты. Их живые, полные непререкаемой веры в Победу, голоса, вдохновляли и поддерживали ленинградцев в самые страшные месяцы войны. Многие писатели, поэты, артисты находили в себе силы выступать не только на концертах, но и по радио, радуя тысячи людей своими талантами.Николай Черкасов, Ольга Берггольц, Всеволод Вишневский, Моисей Блюмберг, Лазарь Маграчев – имена дикторов и журналистов радио блокадного Ленинграда стали настоящими символами Победы.

И вот, 18 января 1943 года, у микрофона - Ольга Берггольц: «Ленинградцы! Дорогие соратники, друзья! Блокада прорвана! Мы давно ждали этого дня, мы всегда верили, что он будет… Ленинград начал расплату за свои муки. Мы знаем - нам ещё многое надо пережить, много выдержать. Мы выдержим всё. Мы – ленинградцы».

В декабре 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Этого знака мужества и стойкости были удостоены те, кто выдержал все испытания и одолел врага.

Я вспомню всё и выпрямлюсь, как надо,

Чтоб стать ещё упрямей и сильней…

Взывай же чаще к памяти моей,

Медаль «За оборону Ленинграда».

Вечером 27 января 1944 года над Ленинградом грохотал праздничный салют. Армии Ленинградского, Волховского, второго Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили практически всю Ленинградскую область.

Блокаде, в железном кольце которой долгих 900 дней и ночей задыхался Ленинград, был положен конец.

Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало…

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий.

Смеялись, пели, обнимались люди…


Прошло больше 70 лет. Выросло не одно новое поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти.

Священное место для каждого ленинградца – Пискаревское мемориальное кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады. Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил. Горит Вечный огонь.

В центре кладбища возвышается торжественная фигура Матери-Родины. В руках у нее гирлянда из дубовых листьев. Это символ мужества и вечной славы. За монументом расположена гранитная стена. Она протянулась на 150 метров. На ней навечно высечены слова Ольги Берггольц:

Никто не забыт и ничто не забыто…
Подвиг свой ежедневный
Вы совершали достойно и просто…
Так пусть же пред жизнью бессмертной вашей
На этом печально-торжественном поле
Вечно склоняет знамена народ благодарный,
Родина-мать и город-герой Ленинград



Предварительный просмотр:

Классный час

для учащихся 1 класса

«Книга – твой друг на всю жизнь»


Цели:

  1. Познакомить с историей возникновения книг
  2. Прививать любовь к книгам
  3. Воспитывать интерес к чтению
  4. Развивать быстроту и правильность мышления, память, внимание

Предварительная работа:

  1. Конкурс рисунков «Мой любимый литературный герой»
  2. Организация выставки «Любимые книги»
  3. Проверка состояния учебников и книг «Операция Портфель»
  4. Найти пословицы, поговорки, загадки о книгах
  5. Экскурсия в школьную библиотеку

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Давайте начнем нашу встречу с загадки:

Склеена и сшита,

Без дверей закрыта.

Кто ее открывает,

Тот много знает.

Да, ребята, это книга. О книгах и пойдет сегодня речь. Книга – это самое занимательное чудо на свете. Она сделана из простой бумаги, наши глаза смотрят на страницу, и начинается волшебство. Раньше не было компьютеров, множества программ по телевидению; и книга была нам как друг. Сейчас все изменилось, появились электронные книги, многие перестали читать, но ценность книги от этого не изменилась. Ее нельзя ничем заменить.  Но книги в жизни человека появились не сразу. Давайте совершим небольшое путешествие в прошлое и узнаем , как появилась письменность и когда появились книги.

     Давным-давно , в каменном веке, люди не знали букв, не знали, что слова можно записывать. И вот, люди придумали делать небольшие рисунки на камне или деревяшке и передавать другим. А на рисунках изображали то, что хотели сообщить (показываю иллюстрации). Например, рядом нарисованы медведь, три палочки и стрела. Это значит, что в трех днях пути водятся медведи.

-Люди начали делать более простые рисунки. Например, волнистая линия означала воду, а квадратик – камень. Такие значки называют иероглифы

     В Древнем Египте вместо бумаги использовали папирус – листья растения, которых в Египте было много.

Эти листья длинные и крепкие и надписи на них получались четкими и ясными. Писать иероглифы было сложно, надо было запоминать много значков. Поэтому, в Древнем Египте, писать и читать умели только специально обученные писцы, царские чиновники и жрецы.

    В Древнем Вавилоне папируса не было, не было и бумаги, но зато было много глины, из нее – то и начали изготавливать таблички для письма.

-Пока глина была сырой и мягкой, на ней острой палочкой можно было выдавливать надписи. Но на глине очень трудно проводить кривые линии. Поэтому Вавилонские иероглифы скоро превратились в прямые черточки, похожие на клинышки (показываю иллюстрацию с изображением клинописи -Вавилонская письменность так и называется – клинопись. (как называется письменность? Индивидуальные ответы). После того, как на табличке выдавливалась нужная надпись, табличку высушивали на солнце или огне. Глина становилась твердой и долго сохранялась. Хранили такие таблички в деревянных ящиках, они занимали много места, что было очень неудобно.

  - Самая сложная письменность была в Китае. Сначала древние китайцы то же пользовались иероглифами очень похожими на рисунки. Каждый иероглиф обозначал отдельное слово. А писали в Древнем Китае на тонких бамбуковых пластинках или круглых палочках и нанизывали их на бечевку.  Позднее Китайцы начали писать свои книги тушью на очень тонкой бумаге и даже шелке тончайшей кисточкой.    

    Бумагу в Китае научились делать очень давно, раньше, чем в других странах и хранили секрет ее изготовления почти пять столетий. В Европу секрет изготовления бумаги проник лишь через 600 лет .

   -В Древней Руси писали на бересте. А кто из вас знает, что такое береста? Правильно, береста это кора деревьев

Чаще – березы. Берестяные книги появились у нас на Руси в 9 веке .  (Показываю кусок бересты, предлагаю потрогать и рассмотреть.)

Узнать больше

- Для изготовления книг бересту кипятили, cоскабливали  внутренний слой коры, а затем обрезали, придавая нужную форму. Береста становилась мягкой и эластичной. На бересте процарапывались буквы острым железным или костяным стержнем – писалом (чем процарапывались буквы на бересте). Как вы думаете, от какого слова произошло название такого стержня? Правильно,от слова "писать".

 -Рукописных книг было мало и стоили они дорого.

И вот, в 1553 году, в Москве, была построена первая книгопечатня, а первопечатником стал Иван Федоров. (Показываю иллюстрации).

 -В наше время, на печатание книги уходит намного меньше времени, ведь на помощь пришли современные станки

 

Письменность — очень важный этап эволюции и развития всего человечества. Люди — существа социальные, им необходимо общение для полноценной жизни. Но с ходом времени одной только речи им стало недостаточно. Появилась тяга к чему-то больше. Это и стало зарождением письменности.

Причин ее появление может быть несколько. Это и обыденная необходимость в срочной передачи информации, и желание увековечить моменты из жизни, и тяга к творчеству. Позже, с развитием цивилизации, необходимость в письменности только увечилась, у нее появилось чисто прикладное назначение. Необходимо было вести учеты и составлять переписи.

Первыми, самые примитивные видами письменности в древние времена стали узелковая письменность или предметное письмо и рисуночное письмо или пиктография.

Приемы рисуночного письма можно встретить в самых разных уголках мира. Первым известным ее представителем стала наскальная живопись. Люди, жившие в пещерах, оставляли в рисунках послания для своих соплеменников либо же зарисовывали какие-то сценки из повседневной жизни, например, сцены охоты, чтобы увековечить их.

Пиктография примечательна своей простотой и наглядностью. У нее нет какой-то конкретной символики, к ней не надо подбирать шифр, и она будет понятна любому человеку из любой части света.

Стабильная письменность появилась примерно к 3300 г. до н.э. в Шумере, к 3000 г. до н.э. в Египте, к 2000 г. до н.э. в Китае. Во всех этих регионах процесс ее шел по одной схеме: пиктограмма - иероглиф – алфавит. Изначально использовали простые значки в основном для хозяйственных нужд, подсчета собранных податей и учета урожая. Затем начали входить в обиход иероглифы, полноценный письменные знаки, индивидуальные для каждого языка. Иероглифы могли обозначать как отдельные звуки и слоги, так и целые слова и даже словосочетания.

Следующей ступенью в развитии письменности стал алфавит. Его основное отличие от предшествующих способов заключалось в том, что в алфавите каждая буква обозначала конкретный звук и ничего кроме.

Первый алфавит появился у финикийцев в первом тысячелетии до н.э. Он состоял из двадцати двух знаков, каждый из которых означал одну букву, которая, в, свою очередь, обозначала конкретный звук. Основную роль в финикийском алфавите играли согласные. Буквы в нем, как и в любом другом алфавите, располагались в определенном, строгом порядке.

Старославянский алфавит, например, который использовали в Древней Руси, появился в девятом веке. Его составителями стали братья Кирилл и Мефодий. Они сформировали старославянский алфавит на основе византийского письма.

     Печатные книги появились не сразу, писец переписывал каждую фразу. Поэтому книги очень ценились, т.к. создавались очень медленно. Сейчас книги печатают на печатных станках в типографиях.

Ученик:

Новых книг живые строки

Открывают путь широкий.

Жить без книг мы не смогли бы,

Дорог нам их вечный свет.

Книгам добрым, интересным

Все: Всем мы классом шлем привет.

Ученик: Русская народная пословица говорит: «Кто много читает, тот много и знает». Книги, как мудрые добрые друзья, вводят нас в удивительный и прекрасный мир, рассказывают о земле и космосе, знакомят с замечательными людьми. Читая, вы становитесь умнее, сильнее, добрее.

К сожалению, книжки иногда болеют. Правда они не чихают, не кашляют, не стонут, не жалуются и не плачут, но они страдают: как-то незаметно начинают желтеть, сохнуть, рассыпаться на листочки.

(Входит девочка-«книжка»)

Книжка:

Я – книга. Я – товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной…

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен!

Твой учебник – не альбом,

Рисовать не надо в нем.

Бейся над любой задачкой,

Но задачник не испачкай.

Книгу свято береги,

Она твой друг и твой помощник.

В меня закладку положи,

Не рви и заверни в обложку.

Ах, не трогайте меня грязными руками,

Видите, как я чиста,

Посмотрите сами.

Беспорядка, грязи я очень не люблю,

С добрыми ребятами дружно я живу.

Ведущий: Какие же правила обращения с книгами помогают нам сохранять их?

Дети отвечают:

  1. Бери книгу только чистыми руками.
  2. Оберни книгу, вложи в нее закладку.
  3. Переворачивай страницы за верхний правый угол.
  4. Не перегибай книгу при чтении.
  5. Не делай в книге пометок, не загибай страницы.
  6. Если книга порвалась – подклей ее.

Ведущий: Чтобы узнать, хороший ученик или нет, достаточно посмотреть на его учебники.

(Выходят две ученицы. Их костюмы – обложки книг. Одна красиво оформлена. А другая – рваная, растрепанная. Ученик, сидя за партой, читает стих С. Ильина «Две книжки»)

Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
- Ну, как твои делишки? -

Одна спросила у другой.
- Ох, милая, мне стыдно перед классом,
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки… Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты

И голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей,

Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
- Твои мне не знакомы муки,

Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,

Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки,

На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу, – о них

И говорить-то неприлично…
Зато и я его учу

Не как-нибудь, а на «отлично».

Ведущий: О книге известно много пословиц и загадок. Послушайте и объясните.

  1. «Книга подобна воде – дорогу пробьет везде».
  2. «С книгой жить – век не тужить».
  3. «Книги – мост в мир знаний».
  4. «Прочел хорошую книгу – встретился с другом».
  5. «С книгой поведешься – ума наберешься».
  6. «Золото добывают из земли, а знания из книг».
  7. «Из глубины моря достают жемчуг, а из глубины книг черпают знания».
  8. «Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает».
  9. «Книга поможет в труде, выручит в беде».
  10. «Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает».
  11. «Ученье – свет, а неученье – тьма».
  12. «Книга – источник знаний».
  13. «Хорошая, умная книга – первый друг человека».

Ведущий: Сейчас отгадайте загадки.

  1. Снаружи смотришь – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены

Вместились сказки старины.

И Черномор, и Царь Додон,

И добрый дед Мазай…

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай!

(Библиотека)

  1. Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком.

(Книга)

  1. Белое поле, черное семя,

Кто его сеет, тот и умнеет.

(Книга)

  1. Крошки-птички сели в ряд

И словечки говорят.

С виду черные, кривые,

От рождения немые,

А как только встанут в ряд,

Сразу все заговорят.

Черные птички

На каждой страничке

Стоят, ожидают,

Когда их разгадают.

(Буквы)

  1. – Я все знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.

(Книга)

Ведущий: Перед нашим занятием вы рисовали своих любимых литературных персонажей. К сожалению, книжные герои не смогли приехать к нам в гости. Они прислали телеграммы, но забыли поставить подписи. Давайте вместе разгадаем, кто прислал эти телеграммы.

  • «Приходил волк и съел шестерых козлят. Спасите моих братцев!»

(Козленок из сказки «Волк и семеро козлят»)

  • «Буду, буду умываться по утрам и вечерам»

(Грязнуля из «Мойдодыра» К.Чуковского)

  • «Малыш, пришли еще варенья!»

(Карлсон из сказки А.Линдгрен)

  • «Все закончилось благополучно, только хвост мой остался в проруби…»

(Волк из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»)

  • «Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите!..»

(Муха-цокотуха из сказки К.Чуковского «Муха-цокотуха»)

  • «Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас  животы разболелись!..»

(Цапли из «Телефона» Чуковского)

  • «Бабушка и дедушка, спасите! За мной гонится лиса!»

(Колобок)

  • «Поздравляю Иа с днем рождения!»

(Сова из сказки А.Милна «Винни-Пух и все, все, все»)

  • «Лиса заняла мой домик, а меня выгнала. Помогите!»

(Заяц из сказки «Заюшкина избушка»)

  • «Спасибо, ласточка, за чудное спасение!»

(Дюймовочка из сказки Г.Х.Андерсена)

Ведущий: Ребята, кто пишет для вас интересные и увлекательные книги? Каких детских писателей вы знаете и любите?

(Дети отвечают)

Ведущий: Сегодня мы подвели итоги нашей работы с книгой. Вы узнали много нового и интересного о писателях, о книгах, нарисовали любимых героев, отгадали загадки и вспомнили пословицы о книгах. Я желаю вам обрести много хороших друзей – прочитать много интересных книг.



Предварительный просмотр:

Классный час «День космонавтики» во 2 классе

Цель: систематизировать знания детей в области космонавтики.
Задачи: расширение общего кругозора детей, развивать самостоятельность мышления, любознательность, воспитание патриотизма, гражданственности.
1. Развивать познавательную и творческую активность, прививать интерес к изучению космоса и истории космонавтики.
2. Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.

Ход проведения

  1. - Ребята, отгадайте загадки и догадайтесь, о чем пойдет речь на нашем занятии.
    -Чудо-птица, алый хвост.
    Прилетела в стаю звезд. (Ракета)


-Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету
Дети, кто, скажите это? (космонавт)

Так, о чём мы сегодня с вами будем говорить?

Правильно, День космонавтики.
Слайд 1

Учитель. Ребята, 12 апреля вся наша страна отмечает День космонавтики. Сегодня мы поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем этот праздник.
Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Всегда ли люди имели правильное представление о космосе и планете Земля?
Дети. Нет.
Учитель. Раньше, давным-давно, когда люди начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба с множеством сверкающих звезд.(Слайд 2)
С тех пор прошли тысячи лет, на нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Их манил космос. Основоположники космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский и Сергей Павлович Королев. (
Слайды 3-4).
В общую работу включились новые тысячи изобретательных умов и новые сотни тысяч умелых, талантливых рук… И вот создали космические корабли, и полетели в Космос.

Но прежде чем полетел первый космонавт, 3 ноября 1957 года в безжизненном, холодном, всегда черном пространстве космоса забилось живое сердце. В герметической кабине спутника жила, дышала, летела над миром собака Лайка.
Слайд 5.
За Лайкой полетели другие собаки. Может кто-нибудь из вас знает этих двух знаменитых собак? Вслед за Лайкой, дети, последовали Белка и Стрелка (показ фото Белки и Стрелки). Слайд 6

12 апреля 1961 года – день полета первого в мире космонавта. Кто он?

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на ракете «Восток» облетел вокруг нашей планеты за 108 минут (1 час 68 минут). Мир затаил дыхание.
Послушайте стихи о Гагарине.
Слайд 7.

В космической ракете.
С название «Восток»
Он первым на планете,
Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом в песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

Взлетел в ракете русский парень,
всю землю видел с высоты.
Был первым в космосе Гагарин?…
Каким по счету будешь ты?

Летит, летит ракета
вокруг земного света,
а в ней сидит Гагарин -
простой советский парень!
Слайд 8.
Учитель. А как вы думаете, космонавт - это мужская профессия? (Выслушиваются ответы детей.)
Оказывается, космос покоряется и женщинам. Имя одной женщины-космонавта известно всему миру. Это - Валентина Николаевна Терешкова (портрет).
Слайд 9.

 А впервые вышел в открытое космическое пространство известный космонавт - Алексей Леонов. Слайд 10.
С тех пор много космонавтов разных стран побывали в космосе. Не только космонавты нашей страны, но и американцы, японцы, китайцы, французы. В космосе - невесомость. Это неблагоприятное явление для космонавта. Под действием невесомости у человека начинает кружиться голова, его укачивает. Также в открытом космосе большая разница температур: то высокая, то низкая. Поэтому космонавт должен быть тренированным и здоровым человеком.
Прежде чем отправится в путешествие, послушаем стихотворение.
По порядку все планеты.
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета,
Под названием Плутон.

2. Путешествие по неизведанным планетам.

Давайте и мы с вами, ребята, отправимся в этот поход. Поднимите руки, кто из вас хочет полететь в космос? (Все поднимают руки) Отлично!

1. Неизведанная планета. Слайд 11.
Ребята давайте полетим с вами на Космолете. А как космонавт летает? (Ж-ж-ж-ж). Летим, Летим!
Прилетели! Заглушили все свои моторы!
Вот мы с вами попали на первую планету. На этой планете, до нас, еще никто не был. Ни одного раза, не ступала нога человека. Давайте придумаем ей название. (Дети придумывают название планете). Здесь живут Марсиане. Но с Марсианами надо научиться разговаривать. Они не понимают ни русского, ни английского языка. Но раз мы прилетели к ним в гости, то нам следует научиться, с ними здороваться.
Я попрошу выйти ко мне 5 человек. (Выходят на середину зала). Ребята, вы должны поздороваться друг с другом жестами, но эти жесты не должны повторятся. И так начали! (Дети жестами здороваются друг с другом). Молодцы! Полетели на следующую планету? (Дети соглашаются).

2. Планета «Загадок». Слайд 12.
Полетели! (Ж-ж-ж-ж). Летим, летим! Прилетели. Жители этой планеты предлагают нам ответить на загадки, которые они приготовили для вас. (За каждый правильный ответ экипаж получает звездочку).

Загадки
1. Чтобы глаз вооружить,
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть, чтоб
Нужен мощный … (
телескоп).
2. Телескопом сотни лет,
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …
(астроном).
3. Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна,
В небе полная … (
Луна).
4. До Луны не может птица,
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это…
Делать быстрая …
(Ракета).
5. У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски …
(Космонавт).
6. Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете —
На орбите как назло,
Появилось … (
НЛО).
7. НЛО летит к соседу,
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый … (
Гуманоид).
8. Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету.
Не поможет скорость…
(Света).

3. Планета «Звездная». Слайд 13.
Полетели! (Ж-ж-ж-ж). Летим, летим! Прилетели.
Эта планета, ребята, «Звездная». На этой планете очень много звезд и звезды на это планете так и падают. (Из рук руководителя праздника падают разноцветные звездочки, сделанные из бумаги).
Игра «Кто быстрее соберет звезды»
Мне нужны 5 человек. (выходят 5 человек). Вот видите сколько звезд. Давайте соберем подарки. Я считаю до 5-ти, а вы собирайте эти звезды (на полу рассыпаны звезды). Итак, готовы? Начали! 1-2-3-4-5. Стоп! Считаем, сколько звезд вы насобирали. (Руководитель подходит к каждому ребенку и у каждого пересчитывает собранные звезды). Победителя (тот, у кого больше оказалось звезд) я награждаю почетной звездой. (Дается большая красная звезда, нарисованная на бумаге). А кто проиграл, не расстраивайтесь, потому, что вам остаются те звезды, которые вы насобирали. (Дети рассаживаются на свои места).

4. Следующая планета, на которой мы приземлились – 
«Планета вопросов». Жители этой планеты приготовили для вас блиц опрос. Слайд 14.
1. Какой прибор используется для исследования звездного неба? (Телескоп).
2. Какое название имеет специальный аппарат, который может передвигаться по поверхности Луны? (Луноход).
3. Как называется место, с которого запускаются ракеты.
(Космодром).
4. Как звали первого космонавта — назовите ФИО.
(Юрий Алексеевич Гагарин).
5. Какого числа человек впервые полетел в космос. (12.04.1961).
6. Как назывался корабль Гагарина?
( «Восход-1»).
7. («Сколько раз, он облетел земной шар.?
(Один раз).
8. Что сказал Юрий Гагарин в момент старта
?( Поехали).
9. В чем космонавты хранят пищу? (
В тюбиках).
10. Кто первым вышел из корабля в открытый космос? (
Алексей Леонов).
- Молодцы, ребята! Ответили на все вопросы.

5. А мы покидаем эту планету. Отправляемся на другую планету.
Полетели! (Ж-ж-ж-ж). Летим, летим! Прилетели.
Вот мы с вами попали на планету «Сказочную».
Слайд15.
Игра «Отгадай, из какой это сказки».

Я буду показывать вам предмет, а вы мне скажите, в какой сказке он используется?
1. Что это за фрукт? (Яблоко) А в какой сказке встречается яблоко?(«Белоснежка и 7 гномов»).
Слайд 16.
2. А сейчас что вы видите на картинке? (Цветок) В какой сказке встречается цветок? («Аленький цветочек»). Слайд 16.
3. Угадайте, что это такое? (Ореховая скорлупа) В какой сказке она встречается? («Дюймовочка»). Слайд 17.
4. А это что такое? (Яйцо). В какой сказке оно использовалось? («Курочка – Ряба»). Слайд 17.
5. А это что такое? (Горошина). В какой сказке она встречается? («Принцесса на горошине»). Слайд 18.
6. Что это за обувь? (Это сапог). В какой сказке он встречается? («Кот в сапогах»).
 Слайд 18.
Еще одна планета, на которую мы приземляемся это «Планета Фантазия».
Слайд 19.
Представьте, что вы встретили настоящего инопланетянина. Как вы думаете, как он мог бы выглядеть? Придумайте и нарисуйте, как по-вашему, мнению, может выглядеть инопланетянин.
Рисуем.
- Молодцы! Хорошие получились рисунки. И мы заканчиваем наше путешествие и возвращаемся на нашу планету – Земля. Слайд 20.
Молодцы, ребята, вы хорошо слушали и играли. Я хочу нашу встречу завершить словами космонавта Юрия Гагарина: «Облетев Землю в корабле – спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её.» Давайте будем выполнять завет первого летчика – космонавта!
Слайд 21.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Константин Эдуардович Циолковский

Слайд 8

Космический корабль Восток-1

Слайд 12

Звездная планета

Слайд 14

Планета Фантазия

Слайд 15

Планета Земля



Предварительный просмотр:

Воспитательное мероприятие на тему «Семейные ценности» 4 класс

Цель: помочь  учащимся раскрыть понятие «семья», «семейные ценности».

Задачи : воспитывать уважение к семейным традициям, чувства    

    любви и уважения к родителям, гордости за свою семью; прививать потребность уважительных отношений в семье.

Планируемые результаты:

-почтительное  отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

-бережное отношение к традициям  своей семьи .

Формы организации познавательной деятельности: квиз.

Оборудование: презентация; карточки с частями пословиц; (рисунки) со словами для «Домика семьи».

                        План  занятия

1.Организационный момент.

2. Этап целеполагания и определения темы.

-«Какое слово пропущено в пословицах?

- Притча «Семья». Обмен мнениями.

3.Работа над понятием «семья», семейные ценности, традиции.

4.Квиз «Семейные ценности и традиции»

-обобщение знаний, вывод

5.творческое задание -«Домик счастливой семьи» - коллективная работа

6. обсуждение, обмен мнениями.

Ход занятия

1.Организационный момент. (1мин)

- Сегодня, мы поговорим на  очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.

2. Этап целеполагания и определения темы.(3 мин)

- внимательно посмотрите на слайд, прочитайте. Здесь даны пословицы. Какое слово пропущено в пословицах? (Правильно. Семья)

- Послушайте, пожалуйста, притчу.

Притча о семье.

В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: "Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?"

Старец взял бумагу и написал на ней что-то.

Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово.

- Как вы думаете, какое слово написал старец на бумаге? (Понимание)

(все слова, которые вы назвали – это семейные ценности)

И сегодня мы говорим с вами о …..семье, семейных ценностях и традициях.

3.Работа над понятием «семья», семейные ценности, традиции.

А что такое семейные ценности???                                            (слайд 3)

Семейные ценности – это  то, что уважается, ценится всеми членами семьи и является общим полем их интересов.

- какие семейные ценности вы можете назвать???

4.Квиз «Семейные ценности и традиции»                      (см.презентацию слайды 4-17)

Хорошо, молодцы. Теперь нам предстоит пройти квиз

5. Творческое задание «Соберите Домик счастливой семьи» (слайд 18)

-Счастливая семья- это дом, в котором черпаются ценности для будущей взрослой жизни. Именно здесь, ребята, вы научитесь ответственности, уважению, состраданию, искренности.

-Чтобы всем в семье было хорошо, давайте соберем этот домик счастья.

-Семья будет счастливой, если в ней будут царить…

Верность, помощь, уважение, доброта

Любовь, понимание, дружба, забота

6. обсуждение, обмен мнениями.

как вы считаете, для чего человеку семья?  

 На доске «Домик счастья»:        

   Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие.  А значит, все будут счастливы.

7. рефлексия

Спасибо за работу. Все молодцы. На этом наше занятие подходит к концу.

О чём мы с вами говорили сегодня?

Как вы считаете, насколько важно было то, о чём мы с вами говорили?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какое слово пропущено в пословицах? ____________ дорожить — счастливым быть. Вся ____________ вместе, так и душа на месте. ___________ сильна, когда над ней крыша одна. Человек без _________, что дерево без плодов. семья семьи Семьей Семья

Слайд 2

Семья. Семейные ценности и традиции Какие вы знаете семейные ценности? Квиз

Слайд 3

Традиции 1. Как называются обычаи, порядки, сформировавшиеся в семье за определённый период времени? Поколение Династия

Слайд 4

Иван, не помнящий родства 2. Как называли в старину человека, не знающего своей родословной? Иван, не помнящий себя Незнайка

Слайд 5

3.Что является символом семейной родословной? Колыбель Стол Дерево

Слайд 6

Наследство 4. Определите продолжение фразы: «Традиции семьи - прекрасное …………………..»? Средство Детство Стихотворение И.

Слайд 7

5. Одно из личностных качеств человека, укрепляющее внутрисемейные отношения Эгоизм Агрессивность Ответственность

Слайд 8

Крепость семьи 6. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой веревкой. Что символизировал этот обычай? Крепкое здоровье Благополучие

Слайд 9

Лебеди 7. Какие птицы символизируют верность? Ласточки Голуби

Слайд 10

8. Чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии. Любовь Дружба

Слайд 11

9. Внимание, попечение, уход. Забота Помощь

Слайд 12

10. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств Уважение Понимание

Слайд 13

Вся семья вместе, так и …» душа на месте Не нужен и клад, когда … в семье лад В дружной семье и в холод … тепло Дерево держится корнями, а человек … семьёй д уша на месте семьёй в семье лад тепло 11. Продолжите пословицы:

Слайд 14

Итоги О чём мы с вами говорили сегодня? Как вы считаете, насколько важно было то, о чём мы с вами говорили на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа в начальной школе «Конституция – Основной закон государства»

познакомить учащихся с Конституцией России;объяснить основные обществоведческие понятия;развивать познавательный интерес к своей Родине...

разработка классного часа в начальных классах на тему "Права человека"

Цель:   раскрыть понятия «права человека», «права ребенка»; познакомить учащихся с                 Декларацией...

«Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников» Методическая разработка классного часа в начальной школе

"Разговор о правильном питании"Цель:- познакомить с понятиями: "полезные продукты", "аппетит", "витамины";- научить различать полезные и вк5усные продукты...

Разработка классного часа в начальной школе "Символы России и Воронежской области"с презентацией.

В этой разработке знакомят детей с символами России - гимном, флагом,гербом....

Методическая разработка классного часа в начальной школе "О честности и правдивости"

Методическая разработка классного часа в начальной школе "О честности и правдивости"...

Методическая разработка классного часа в начальной школе «Конституция – Основной закон государства».

Цель мероприятия - гражданско-патриотическое воспитание младших школьников.  Задачи: познакомить учащихся с Конституцией России;объяснить основные обществоведческие понятия;развивать познава...

Разработка классного часа для начальной школы «Песенные корни земли Александровской»

Разработка классного часа для начальной школы «Песенные корни земли Александровской» ...