Открытое занятие "Словарный запас"
план-конспект занятия (4 класс)

Колесова Елена Анатольевна

Расширить представления обучающихся о сущности сквернословия, как о пороке человеческого общества и юридической ответственности за сквернословие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnyy_zapas.odt18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Словарный запас».

Подготовил: Колесова Е.А.

Цель: профилактика сквернословия

Задачи:

- расширить представления обучающихся о сущности сквернословия, как о пороке человеческого общества и юридической ответственности за сквернословие;

-способствовать формированию культуры речи, культуры поведения;

- воспитывать отрицательное отношение к бранным словам.

Ход занятия.

1.Актуализация опорных знаний.

- Здравствуйте, ребята. Начинаем наше занятие. Предлагаю выбрать те варианты словарей с которыми вы работали, либо они вам просто знакомы понаслышке. ( на слайде словари Ожегова С.И., Ушакова К.Д, Даль В.И, Иванова И.И., Петрова П.П., Сидорова С.С.)

Расскажите при каких обстоятельствах вы познакомились с работами  этих авторов. И авторами чего являются эти люди? Что в этих книгах?

2.Введение в новую тему.

Тема занятия «Словарный запас».

Предлагаю разобрать это словосочетание дословно. Что означает слово «запас»? (багаж, богатство)

А слово «словарный»? (словесный, лексический, филологический, лингвистический). Т.е сегодня мы будем над чем работать? (над нашим словарным запасом, над нашим лексиконом).

На каждом занятии педагоги интересуются у вас, где могут пригодиться знания от их  занятия. Сегодня, я перефразирую вопрос. А что с нашим словарным запасом не так? Почему я поднимаю эту тему? (ответы детей)Да, наш лексикон засорен, болен, сломан). Подберите глаголы к выше перечисленным кратким прилагательным, чтобы они обозначали действия с целью исправления. (очистить, вылечить, исправить) Чем не цели для нашего занятия?

3.Новая тема.

Что такое словарь? Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке. Если хорошенько подумать, словарь – эта книга книг. Словари не только помогают правильно писать слова, определять их значение, объяснять их происхождение, но и расширяют кругозор, дают новые сведения из разных областей науки, техники, искусства и литературы, развивают культуру речи, приобщают к культуре русского народа.  Без словарей, без справочников в настоящее время обойтись невозможно, так как в них спрессованы огромные человеческие знания, В условиях интенсивного развития русского языка даже вполне владеющему языком невозможно удержать в голове все необходимые сведения о нем. Вместе с развитием языка развиваются и совершенствуются его нормы. Следовательно, нельзя раз и на всю жизнь обучиться нормам литературного языка.

Различают словари энциклопедические и лингвистические (или по-другому — филологические).

Если нужно узнать о том, когда произошло какое-нибудь событие, что означает тот или иной научный термин, узнать, когда жил ученый или писатель, что представляет собой город или страна, куда ты собираешься отправиться путешествовать, то нужно обратиться к энциклопедическим словарям. Они могут рассказать почти обо всем!

А в лингвистических словарях всех этих данных мы не найдем — там объектом описания является слово или его форма. Где в алфавитном порядке помещены слова и сведения о них: их значение, ударение, сочетаемость.

Очень важны толковые словари — с объяснениями значений слов. Самый известный среди толковых словарей — “Толковый словарь живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля, замечательного ученого (в 2023 году - 222 года со дня его рождения). Даль составлял свой словарь на протяжении всей жизни (53 года) , а ценность его труда подтверждается тем, что и сегодня  к нему постоянно обращаются знатоки и любители русского слова.

Толковый словарь русского языка под ред. Ушакова Д.Н. -  нормативный словарь русского языка.

Словарь русского языка под ред. Ожегова С.П. разработан на базе словаря УшаковаД.Н.. На сегодняшний день – самый распространенный словарь.

4.Работа в группах.

Предлагаю поделиться на две группы и поработать со словарями.

Первая группа ищет слово «сквернословие», другая- «оскорбление».

Оскорбление -умышленное унижение чести и достоинства личности.  

Я обратилась к словарю синонимомов за пояснением слова "оскорбление". Вот какой ответ словаря: болезненное, больное, гадкое , глубокое, гнусное, горькое, грубое, грязное, дерзкое, жестокое, кровное, мелкое, мелочное, невыносимое, незабываемое, незаслуженное.

 Сквернословие - это речь, наполненная скверными, неприличными выражениями.

Как вы думаете, синонимы, подходящие с слову "оскорбление", можно применить и для слова сквернословие?

- Почему  из  200000 слов, находящихся в этих словарях, я предложила найти значение именно этих. (ответы детей)

Сегодня на занятии я предоставлю доказательства того,то оскорбления и ругательства, имеют разрушительную силу, как для того, в чей адрес они отпускаются, так и для того, кем отпускаются.

Мыслители, филологи, лингвисты утверждают, сквернословие - это признак особой деградации нашей культуры, признак нашего духовного и нравственного разложения. Ещё римский философ Сенека (2000 лет назад) говорил: «Речь – это показатель ума». Современная медицина доказывает, что осторожное, бережное обращение со словом — необходимая часть для  ведения здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни.

 Все знают, что ругаться матом нельзя. Почему нецензурная речь присутствует в нашем обиходе? Ваше мнение.

Согласно социологического опроса, проведенного среди подростков, у которых  спросили, почему они во время разговора используют мат, они ответили: 

1) для повышения эмоциональности речи, 
2) оскорбления, унижения адресата речи, 
3)демонстрации агрессии,
4) демонстрации отсутствия страха,
5) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов
.

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего.

Как вы думаете, как давно пришел в наш обиход мат?

5. Историческая справка.

Мистические корни сквернословия уходят в далёкую языческую древность. Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить свою жизнь от злобных нападок демонического мира, вступали с ним в контакт. Этот контакт мог быть только двояким. Демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его. Так вот, пугали демона именно скверной бранью, демонстрацией своего непотребства. Подобное можно наблюдать в начале драки. Когда противники, делая свирепую гримасу, кричат друг другу о своей жестокости, о своей гневной невменяемости, о готовности совершить тот или иной поступок. То есть, придают себе более скверности, чем есть на самом деле. Для страха или от страха. Призывали демона теми же словами, демонстрируя свою одержимость, свою готовность единения с ним. Таким образом, так называемый «мат» является языком общения с демоническими силами. 

Если обратиться к истории древней Руси, то скверные слова были включены в заклинания. Ведьмы использовали их в своих наговорах, посылали проклятия. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной.

Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. За использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни. Чем не лечение сквернословия?

6. Мозговой штурм.

 Оскорбления, которые мы слышим ежедневно,  употребляем сами, уже  даже не замечаем, что таким образом оскорбляется честь и достоинство личности. Эти слова крепко засели в наш лексикон. Как же вылечиться, очиститься или избавиться от дурной привычки? Может с помощью наказаний?

В современном обществе, как думаете, существует наказание за употребление нецензурной лексики и нанесение оскорбления? (ответы детей        )

Предлагаю ознакомиться со статьями уголовного и административного кодексов РФ. (слайд)

Ст. 130 «Оскорбление» УК РФ гласит:

«1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до 120 часов (5дней), либо исправительными работами на срок до шести месяцев.

2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до 180 часов (7 дней), либо исправительными работами на срок до одного года».

Ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от 5-15 минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток. (минимальный размер оплаты на сегодняшний день — 16.242 руб). Сделайте вывод. Кого то язык может до Киева довести, как говорится в известной пословице, а кого то ...? Вот еще одно доказательство того, почему не стоит ругаться.

7.Физминутка.

Предлагаю немного отдохнуть и послушать интересные факты о красивых словах. Самое длинное предложение на французском языке состоит из 823 слов (2 страницы) и содержится в романе Виктора Гюго «Отверженные». Самое длинное предложение - около 25.000 слов принадлежит польскому писателю Ежи Анджеевскому. Его книга "Врата рая" состоит всего из двух предложений. Первое предложение - численностью 25.000 слов. И второе предложение, оно уместилось ровно в одну строчку. (всего 87 страниц)

Я вам предлагаю составить одно предложение, расставив все слова в правильном порядке и соблюдая пунктуацию.(Если не умеешь говорить - учись читать). Поясните смысл цитаты Люция Помпони, сказанного 2000 лет назад. (ответы детей).

8. Гипотеза.

Имеется еще одно доказательство тому, сто не стоит сквернословить и оскорблять друг друга.

В начале 20 века японский ученый Масару Эмото заявил, что вода несет в себе важные послания и жизнь человека самым тесным образом связана с ее качеством. Масару Эмото рассказал о своем открытии, сделанном во время исследовательской работы: мысль, слово, музыка влияют на молекулы воды. Он даже запечатлел на пленку все изменения, происходившие с кристаллами воды. А фотографии, сделанные при помощи специальной камеры, вызвали большой резонанс в обществе. Исследовавший воду в разных уголках нашей планеты, он взбудоражил общественность заявлением о том, что она обладает памятью и представил фотодоказательства многолетних трудов. "Каждое слово обладает вибрациями, а красивые слова создают красивую природу", – заявил прессе врач альтернативной медицины Масару Эмото, эксперименты которого очень просты. Над чашками с водой люди выражали свои эмоции, ругались, молились, говорили приятные слова на разных языках мира. Прозрачной жидкости показывались картинки, воздействовали на нее  работающим телевизором и сразу же замораживали между стеклянными пластинами.  Снимки замороженных кристаллов изумили всех: было видно, что структура жидкости искажалась, когда произносились ругательные слова или звучал агрессивный хеви-метал. И наоборот, когда играла классическая музыка, показывались красивые картинки, то молекулы имели совершенную форму на фото. Масару Эмото запечатлел "эмоции" воды, впитывающей энергию человека, – как негативную, так и положительную.

9.Видео "Эксперимент Масару Эмото"

- Вы посмотрели видеоролик эксперимента. Давайте сделаем вывод. (ответы детей). Человек на 80 % состоит из жидкости, и те слова, которые отпускаются в его адрес накапливаются в организме. И как они влияют на него, мы только что увидели по видео. Бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание, притягивая болезни и  укорачивая жизнь.

Здесь нет наказания деньгами, нет наказания тюрьмой, а какое прослеживается наказание? (ответы детей). Да, оно не мгновенное, но оно всё таки может настигнуть в недалеком будущем. Таким образом, сквернословие остается в самом человеке или возвращается с большей силой.

10.Эсперимент.

- Для того, чтобы избавиться от сквернословия психологи советуют выполнять  упражнение «Борьба со сквернословием». Взять картинку с изображением чудища - написать плохие слова, затем порвать и выбросить (делать упражнение до тех пор, пока не избавишься от сквернословия). Я вам предлагаю на листочках написать плохие слова, сложить листок несколько раз. (педагог показыавет банку с водой) Представьте, что сосуд с водой — это наш социум, наше общество. Оно чистое, не загрязненное. Теперь бросайте свои листочки в воду. Каким стал условный социум? (Ответы детей). Предлагаю процедить содержимое через воронку. Вы видите, что листки бумаги не проходят через фильтр, остаются в воронке. А что с водой? Она очистилась от плохих слов. Каким вновь стало общество? Что для этого потребовалось? (ответы детей)

 Как наша группа борется со сквернословием? Как мы учимся  фильтровать нашу речь?(Тот, кто оскорбляет или ругается матом должен написать целую страницу красивых слов в  «Тетрадь красивых слов». А в конце учебного года подвести итог и выявить самого «красноречивого».)

11.  Подведение итогов. Рефлексия.

- Предлагаю вернуться к целям занятия. Что это означает?( что занятие подошло к концу, необходимо подвести итоги).

Целями занятия было найти ответы на вопросы : как вылечить лексикон, как исправить, как его очистить? Я жду ваших ответов на эти вопросы.

- Предлагаю выполнить упражнение «Волшебный микрофон». Каждый, кто держит «волшебный микрофон» в руках, подарит комплимент своему соседу слева. Для этого выберете из словаря (на слайде) синонимы к слову "красноречивый"(сладкоглаголиевый, выразительный, речистый, вещий, велеречивый, благоязычный, златоустый, экспрессивный, колоритный)

Сила звука измеряется в единицах, называемых беллами - в честь А.Г. Белла - изобретателя телефона. Однако на практике используют десятые доли белла, т.е. децибелы. Определите для себя, насколько вы меня сегодня хорошо услышали? Донесла ли я до вас информацию настолько четко и шумно, как ее можно сравнить с шумом отбойного молотка? (на доску вывешивается картинка с информацией о звуке, измеряемого децибелами). Детям необходимо соотнести себя со шкалой звуков, насколько ими четко и ясно воспринята сегодняшняя информация.

Словом, можно убить,

Словом, можно спасти,

Словом, можно полки за собой повести.

Словом, можно продать,

и предать, и купить,

Слово можно

в разящий свинец перелить.

Посмотрите какое могущество автор предал «слову», какую он ему отвел роль. Какие слова будут заполнять ваш лексикон, я не знаю. Я только верю и надеюсь, что наши занятия, наши беседы и семейные часы не пройдут мимо вас, а пройдут через вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изложение 2 класс. Ёжик делает запасы.

В данной разработке предлагается конспект урока по развитию речи и презентация для написания изложения....

Логопедическая работа по развитию словарного запаса.

Практико - ориентированный проект по теме "Логопедическая работа по развитию словарного запаса у учащихся !-го класса общеобразовательной школы с общим недоразвитием речи"Проект содержит тематическое ...

Логопедическая работа по развитию словарного запаса.

Практико - ориентированный проект по теме "Логопедическая работа по развитию словарного запаса у учащихся !-го класса общеобразовательной школы с общим недоразвитием речи"Проект содержит тематическое ...

Дидактический материал по обогащению словарно-лексического запаса младших школьников

В рамках реализации проекта "Развитие речи младших школьников на уроках русского языка" представлен дидактический материал по работе над обогащением словарно-лексического запаса младших школьников....

Упражнения для пополнения и обогащения словарного запаса.

Эти упражнения использую ежедневно на уроках русского языка и литературы....

Презентация "Словарный запас слов"

В презентации рассматриваются следующие вопросы:Что такое словарь? Как он формируется?Какие речевые ошибки встречаются у учащихся?Какие существуют методические приёмы при работе над значением нового с...

Логопедическая помощь в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у младших школьников с речевыми нарушениями

Среди наиболее существенных задач по развитию речи можно назвать пополнение лексики, работу над грамматическим оформлением речи, усвоение словосочетаний, овладение связью слов в предложении, мод...