"Диагностика воспитанности обучающихся
статья

Важность обеспечения качества образования получает всё более широкое признание, однако не менее важным аспектом профессиональной деятельности педагога дополнительного образования является решение воспитательных задач, поставленных им в своей образовательной программе. 

Таким образом, педагог должен не только проводить и анализировать занятия, учить обучающихся новым методам работы, но и оценивать результаты как учебной, так и воспитательной работы в творческом объединении, используя методы педагогической диагностики.

Одним из самых простых, и вместе с тем вполне объективных методов является тестирование обучающихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика воспитанности обучающихся

творческого объединения учреждения дополнительного образования

Кожевникова Наталья Ивановна

Педагог дополнительного образования

муниципального бюджетного учреждения

дополнительного образования города Дубны Московской области

«Центр дополнительного образования для детей «Дружба»»

Дополнительное образование детей является неотъемлемой частью современной системы общего образования. Модернизация российского образования открыла новые перспективы перед УДОД.

        Интеграция основного и дополнительного образования представляет собой весьма перспективное направление в контексте нового целеполагания развития российского образования, направленного на обеспечение компетентного подхода, суть которого в способности личности решать задачи различной степени сложности в разных сферах жизнедеятельности. Среди различных целей образования можно выделить следующие: формирование нации и государства, сохранение или изменение традиционных ценностей и мифов, сохранение семейных и общественных ценностей.

        Таким образом, при разработке и реализации современной образовательной политики нельзя оставить без внимания такой ключевой аспект образования, в том числе и дополнительного, как качество образования.

        Качество – это динамическая и постоянно меняющаяся концепция. Качество образования показывает, насколько хорошо обучающийся достигает успеха в каждой из следующих областей: реализация своего полного потенциала, умение жить и работать с достоинством, улучшение качества собственной жизни, принятие информированных решений и непрерывное образование.

        Важность обеспечения качества образования получает всё более широкое признание, однако не менее важным аспектом профессиональной деятельности педагога дополнительного образования является решение воспитательных задач, поставленных им в своей образовательной программе. Для определения эффективности правильности применения выбранных методов и технологий на определённых этапах реализации образовательной программы педагог ДО должен уметь анализировать свою работу, выявлять недостатки и вырабатывать пути исправления. Основными профессиональными умениями для этой работы педагогов ДО являются аналитические умения. Таким образом, педагог должен не только проводить и анализировать занятия, учить обучающихся новым методам работы, но и оценивать результаты как учебной, так и воспитательной работы в творческом объединении, используя методы педагогической диагностики.

        Одним из самых простых, и вместе с тем вполне объективных методов является тестирование обучающихся. Существует довольно много разновидностей тестов, и каждый педагог волен выбирать наиболее подходящие из них в зависимости от направления деятельности ТО, возраста обучающихся и особенностей коллектива.

        Например, для изучения профессиональных идеалов процедуру ранжирования предложенных качеств личности.  Для изучения свойств нервной системы у учащихся подходит методика оценки сходства различных вариантов поведения с собственным поведением по опросному листу. Также по ответам на вопросы возможно изучение интересов и склонностей школьника. Диагностику воспитанности, особенно при работе с детьми младшего школьного возраста, очень удобно проводить при помощи графических и рисуночных тестов. Для изучения склонности учащихся могут быть использованы дифференциально-диагностический опросник «я предпочту», ориентировочная анкета.

        Проведя анкетирование, педагог проводит математический анализ материала, а также имеет возможность сделать определённые выводы как по каждому испытуемому в отдельности, так и по учебному коллективу в целом.

Диагностика воспитанности

Данный тест относится к ряду методик, основное назначение которых – анализ результатов воспитательной работы, без которого невозможна её коррекция и дальнейшее совершенствование.

        Педагогические методики являются составной частью воспитательного процесса, даёт возможность прослеживать социально-психологические изменения в группе, формирование отношений детей, ценностные приобретения и характерологические продвижения.

        Общие условия применения педагогических методик:

  1. Соблюдение скрытой педагогической позиции по отношению к испытуемым, сохранение тайны педагогической цели.
  2. Исключение педагогического давления на производимый выбор, как предварительного, так и последующего оценочного.
  3. Создание условий, максимально приближенных к изолированности каждого испытуемого от влияния группы.
  4. Анонимность полученных показателей, сохранение тайны индивидуальных ответов перед учителями, родителями, другими детьми.
  5. Разнообразие методик и занимательность формы, переключающая внимание испытуемого с назначения теста на его форму.
  6. Единая математическая обработка результатов (в процентах), производимая для каждой возрастной группы.
  7. Предварительное планирование проведения методик на определённый период времени – от фиксирования начала до выявления результатов.

Разновидности графических тестов

1.Шкалирование.

Испытуемым предлагается шкала с обозначенными качествами в разной степени развитости. Полюсные точки шкалы – максимальная степень развитости качества (самый умный, самый глупый и т. д.). Приложение 1.

При анализе материалов подсчитывается:

  • количество детей, поставивших отметку своего «я» выше и ниже средней ступени;
  • количество детей, указавших крайние точки низа или верха;
  • процентное соотношение самооценок  в отношении разных качеств.

Приложение 1.

Самый умный                Самый сильный                    Самый ловкий                 Самый трудолюбивый

   

Самый глупый                   Самый …                                    Самый …                                    Самый …

Больше всего я люблю ………………………………………………………………………………………

Лучше всего я умею…………………………………………………………………………………………..

Я не могу без…………………………………………………………………………………………………...                 

Рисуночный тест.

Испытуемым предлагается ряд вопросов, ответы на которые необходимо давать в виде определённых рисованных объектов. Дети дают как количественные, так и качественные оценки событиям, мероприятиям, чертам характера, собственным умениям и навыкам, конкретным предметам и т. д. (Приложение 2)

Анализ материалов позволяет проследить личностные характеристики отдельных обучающихся, состояние группы в целом, отношение испытуемых к занятиям в данном творческом объединении.

Приложение 2.

Обучающимся предлагается нарисовать картинку, следуя за вопросами педагога.

  1. В нижней части листа напишите, чем больше всего нравится заниматься, будь то школьные уроки, занятия на кружках, в музыкальной школе или в спортивной секции. Это на нашем рисунке будет травка.
  2. В верхней части листа нарисуйте солнышко. А лучиков у этого солнышка будет столько, насколько вам нравятся наши занятия.
  3. Много ли у вас проблем возникает на занятиях в этом творческом объединении? Столько появится облаков или тучек на небе вокруг солнышка.
  4. Под солнцем растёт цветок. Нарисуйте сначала только стебель – это ваши умения. Высокий ли цветок у вас вырос?
  5. На этом стебле нарисуйте столько листиков, насколько ловкими вы были до того, как начали заниматься в этом творческом объединении.
  6. А теперь нарисуйте, пожалуйста, на вершине стебля цветок, который обозначает наши с вами занятия. А лепестков у него столько, насколько более ловкими, умелыми вы стали за время наших занятий.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Диагностика воспитанности обучающихся в УДО»

В предложеном пособии представлены методики, рекомендации по проведению мониторинговых исследований по данному направлению....

Спецификация стартовой предметной комплексной диагностики для обучающихся 1 класса.

Комплексная предметная стартовая диагностика  предназначена для учащихся 1-го класса, осваивающих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Работа состав...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Методические разработки по совершенствованию методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся.

Методические разработки по совершенствованию методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся....

Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями....

Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями...

Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и н...