План-конспект занятия на тему "Природа-дар Земли" Кривова И.Ю. ГБОУ СОШ №493
план-конспект занятия (4 класс)

Кривова Инга Юрьевна

Цели занятия по теме: «Природа – дар Земли»  :        Углубить представления учащихся  о ценности природы для человека и роли человека в сохранении богатства природы.

                                                                                          Раскрыть сущности взаимозависимости человека и природы.

                                                                                          Развитие эмоционально-чувственного восприятия природы

                                                                                          Воспитание заботливого и бережного отношения к природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_zanyatiya_priroda_dar_zemli_krivova_i.yu_.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Кривова И.Ю.        

                             ГБОУ СОШ № 493 Санкт-Петербурга

                        Занятие по теме: «Природа – дар Земли».

Цель: углубить представления о ценности природы для человека и роли человека в сохранении богатства природы.

Задачи.

-раскрытие сущности взаимозависимости человека и природы

-развитие эмоционально-чувственного восприятия природы

-воспитание заботливого и бережного отношения к природе

Оборудование: глобус, маркеры, альбомные листы, контуры детских ладоней.

Ход мероприятия

Воспитатель: Добрый день ребята! Присаживайтесь.  Посмотрите на экран (видео о природе).

- Как вы думаете, о чем сегодня будет идти разговор? (по кругу ответы детей: о красоте нашей природы).  

- Тема нашего занятия «Природа – дар Земли».

-Учитель: ребята давайте подумаем, какая цель нашего занятия.

- эпиграфом  нашего урока будет служить такое высказывание «Природа не  может перечить человеку, если  человек  не перечит  ее законам» (Как вы его понимаете?)

- Что такое природа? (по кругу Ответы детей)

- В «Словаре русского языка» слово «природа» объясняется так: «все существующее на Земле, не созданное деятельностью человека. Местность за чертой городских поселений».

Природа — окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений.

Сегодня всех нас собрала очень важная тема природы.  И мы отправляемся с вами в путешествие на этом корабле «Земля». Земля у нас только одна …Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия в нем, но люди должны обращаться с ним бережно. Механизм жизни прочен необычно, но не беспредельно, В случае поломки пересесть нам будет не на что.

- Общение с природой благотворно влияет на человека, рождает в его душе гамму прекрасных чувств, которые повышают настроение, жизненный тонус, работоспособность. Поэты и писатели во многих своих произведениях рассказывают нам о красоте природы. Послушайте стихотворение Сергея Есенина «С добрым утром!»

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные,

и румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березы,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

- Ребята расскажите о том, что красивого в природе вы видите по дороге в школу или из школы.                

Рассказы учащихся.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы (Размышляем, беседуем):

1. Как вы думаете, что является бесценным в природе?

2. В чем смысл ценности природы для человека?

3. Что значит, бережно относится к природе?

4. Существует мнение, что человек-царь природы. Согласны ли вы с этим мнением?

5. Что значит любить и понимать природу?

6. Вспомните свое наиболее яркое впечатление от встречи с природой и расскажите о нем.

7. Как вы думаете, может ли природа чувствовать и понимать человека?

Воспитатель: Ребята, вам каждому, было дано задание, написать пословицы и поговорки, связанные с природой.

На середину круга приглашаются учащиеся класса. Расскажите нам о своих находках. (Выступления учащихся с пословицами).

         

Воспитатель: Итак, мы продолжаем своё путешествие.

Богата и разнообразна природа нашей Родины. Много в ней дремучих лесов, широких степей и многоводных рек. Но не бережное, нерациональное использование природных ресурсов привело к тому, что беднеет природа, исчезают многие растения и животные, погибают птицы и насекомые. С каждым годом опаснее для здоровья становится сама окружающая среда. Люди не всегда заботятся о природе, не умеют, а порой не хотят её беречь и охранять.

- А сейчас я вам прочитаю рассказ «Воскресенье в лесу». Этот рассказ с ошибками.

Ребята,  вы будете работать в парах (на листах-черновиках будете записывать какие поступки детей вредят природе.  Эти листочки вам потом будут нужны.).

Рассказ с ошибками «Воскресенье в лесу».

За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яички, положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!» — закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, — тихо сказала Маша, — это уж». «Все равно — гадина!» — ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!

Какие поступки детей вредны и опасны для природы? Чего нельзя делать?

  • Не включать громкую музыку.
  • Не вырывать грибы.
  • Не ломать ветки.
  • Не разводить костры.
  • Не оставлять мусор (полиэтилен разрушается через 250-300 лет, и железные банки 100 лет)
  • Не трогать яйца птиц.
  • Не брать диких животных домой.
  • Не разрушать муравейники.
  • Не уничтожать ужей.
  • Не рвать охапками цветов. 

Физкультминутка (Игра «Живая, неживая природа»)

 (Я буду называть объекты живой или неживой природы, если объект относится к живой природе, вы хлопаете в ладоши, не относится — приседаете, если объект не является объектом природы, а создан человеком - поднимаете руку)

— Сейчас я проверю не только ваши знания о природе, но и внимание. Называю слова:

солнце, дом, человек, береза, воздух, тигр, вода, пальто, корова, роза, сова, рыба, гриб, песок, стол, камень, белка, книга.

Воспитатель: Продолжаем путешествие. Скажите, пожалуйста, что у меня в руках.  Правильно Красная книга Ленинградской области!

- Почему она красная? Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись! Еще один неосторожный шаг и может быть поздно. К сожаленью, бывая на природе, не всегда люди останавливаются перед красиво цветущими растениями, чтобы полюбоваться ими, а, как правило, стремятся сорвать их для букета. Нет слов, природа беспредельно разнообразна, красива и щедра, но нельзя допускать, чтобы ее щедрость оборачивалась разорением. За последние годы некогда широко распространенные растения и животные стали встречаться редко, а в некоторых местах полностью исчезли. Вот в красную книгу и занесены списки редких и исчезающих растений и животных.

Красная книга — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные.  Красная книга является основным документом, в котором обобщены материалы о современном состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, на основании которых проводится разработка научных и практических мер, направленных на их охрану, воспроизводство и рациональное использование 

Красная книга – книга тревоги.

Знай, все растения в ней – недотроги.

Рвать не нужно их друзья!

Охраняйте их друзья.

Воспитатель: Сегодня природа нуждается в защите и заботе! Ребята, давайте сформулируем правила поведения в природе. Я вам раздам контур руки, а вы на нём с одной стороны пишете несколько правил поведения в природе (вам помогут ошибки из рассказа), а на второй стороне я предлагаю написать, что бы вы могли  сделать по защите окружающей среды.

(Ребята выходят к доске, читают то, что они написали на контуре рук ).

В результате можно составить общие правила поведения в природе.

Воспитатель: Молодцы ! Посмотрите, своими руками вы вырастили такой прекрасный цветок. Ребята, пусть цветы вечно цветут на нашей земле и радуют нас.

Учитель: А теперь скажите какие меры человек принимает для охраны природы? (создаёт заповедники, заказники, национальные парки).

- В нашей стране запрещена охота на все виды животных, занесенных в Красную книгу. С целью сохранения животных организуются заповедники и национальные парки.

Воспитатель: А теперь вы поработаете в группах. Вы – представители организаций по защите природы. Вы должны придумать мини - плакат по охране окружающей среды, а потом представить нам. Вы должны нас убедить в том, что природу нужно беречь. Кто из вас будет более убедительным? 

   Есть хорошая пословица «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих»

Нужно использовать любые средства, чтобы защитить то, что нам дала природа. Мы можем буквально все, если захотим.  

Подводим итоги нашего занятия.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте встанем в круг, и будем передавать глобус с пожеланиями, называться он будет, «Выбор за тобой».

(Например: «Я передаю в твои руки этот хрустальный земной шар. Хочу, чтобы на нашей Земле всегда был чистым и прозрачным воздух, чистая вода, не погибали животные и растения от кислотных дождей, не прекращали пение птицы и т. д.»).

Воспитатель: Спасибо, ребята! Закончилось наше путешествие. Мы сегодня узнали очень много нового и интересного. Мы теперь знаем, что великий учитель — это природа, а человек — это частичка природы.

Человек, растения, деревья, цветы, животные, птицы, насекомые, звери — тоже частички Матушки-Природы. Мы должны научиться заботиться о них и беречь — это жемчужины Земли, это бесценные украшения жизни.

Самопознание учит нас всегда помнить о том, что природа — это дар Земли. Именно поэтому мы должны дорожить Матушкой-Природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить д...

План- конспект внеурочного занятия в 1 классе. Тема: "Знаки и символы"

Тема урока: Знаки и символы     Тип урока: Урок - игра     Формы: смотр знаний, игра, работа в группах.     Цель: закрепить представления де...

План-конспект внеурочного занятия

Предмет: Развитие речевой креативности детей младшего школьного возраста. Класс: 1Тема урока:  «Синонимы»Цель урока: Путём наблюдения, сравнения, анализа  познакомить детей с сино...

Игровые технологии в обучении дошкольников математике. План - конспект игрового занятия «О многих шестиногих…»

Настоящая методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования и педагогам – дошкольникам  для организации и проведения занятия по математике  с детьми от 4 до 5 лет в...

План-конспект внеклассного занятия по музыке 2 класс

Внеклассное занятие потеме "Русская народная песня-зеркало жизни русского народа". Основное содержание посвящено жизни  девочки, девушки.женщины на Руси....

План-конспект внеурочного занятия "Вежливые слова"

Внеурочное занятие для 1 класса ( "Занимательный русский язык") на данном занятии обучающиеся знакомятся с "волшебными" словами, на практике учатся их применять....

План-конспект интегрированного занятия по технике безопасности на занятиях аппликацией.

Памятка по технике безопасности для занятий в кружке аппликации. Правила безопасной работы с ножницами Соблюдай порядок на своём рабочем месте. Перед работой проверь исправность инструм...