Программа внеурочной (внеклассной) деятельности для начальной и основной школы «Юный патриот»
рабочая программа (2 класс)

Нефёдова Марина Владимировна

Актуальность темы: патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, выработке взглядов, убеждений и установки поведения. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у детей любви к своей Родине и постоянной готовности к её защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от начальной школы: её роль в этом плане невозможно переоценить. Для этого нужна программа, которая позволит формировать у детей чувство патриотизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Сингапайская средняя общеобразовательная школа»

 

Программа внеурочной (внеклассной)  деятельности

для начальной и основной школы

 «Юный патриот»

название программы

социальное

направление внеурочной деятельности

2 класс

класс

8-9 лет

возраст

1 год

срок реализации

Нефёдова Марина Владимировна

Ф.И.О.

учитель начальных классов

должность

высшая

категория

п. Сингапай

Пояснительная записка

        Программа гражданско-патриотического воспитания детей младшего школьного возраста «Юный патриот» составлена в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, федеральных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.

Направление программы: социальное.

Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования и предусматривает участие второклассников в массовых гражданско-патриотических мероприятиях, выставках рисунков, акциях, военно-спортивных соревнованиях, встреч с ветеранами боевых действий, участниками локальных войн и тружениками тыла.

Новизна  программы заключается в самом содержании, в  стремлении изучать проблему патриотического воспитания углубленно, расширенно, с использованием современных  интерактивных методов и форм обучения и воспитания и диагностических методик по оценке уровня патриотического воспитания.

Актуальность выбора темы: патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, выработке взглядов, убеждений и установки поведения. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у детей любви к своей Родине и постоянной готовности к её защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от начальной школы: её роль в этом плане невозможно переоценить. Для этого нужна программа, которая позволит формировать у детей чувство патриотизма.

        Цель данной программы: формирование социально активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, своей семье.

Задачи программы:

1) изучение истории Отечества, родного края, посёлка, школы и семьи;

2) физическое развитие учащихся второго класса, выработка у них потребности в здоровом образе жизни; 

3) формирование опыта нравственно обоснованного поведения и взаимоотношения с другими людьми;

4) воспитание любови к своему посёлку, округу, к своей Родине, семье.

При этом средствами данной программы целенаправленно создаются условия для развития у детей познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

        

Особенности реализации программы:

1.  Определение видов организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов усвоения программы.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4.  Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, родителями, психологом.

Программа «Юный патриот» разработана с учётом специфических и возрастных особенностей развития детей  младшего школьного возраста от семи до девяти лет и рассчитана на 1 год.

Форма организации детского коллектива – внеурочная.

Программа «Юный патриот» может быть использована в образовательных учреждениях в рамках проведения гражданско-патриотических праздников и акций, при планировании и реализации социально-значимых проектов детских коллективов, в ходе организованной образовательной деятельности ОУ и во внеурочной деятельности учителей начальных классов.

        Основные принципы содержания программы:

•        принцип единства сознания и деятельности: деятельность понимается как форма активности сознания;

•        принцип наглядности: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

•        принцип успешности и социальной значимости: предполагает деятельность субъектов учебно-воспитательного процесса по формированию у обучающихся потребностей в достижении личностно-значимых и коллективных результатов, формирование позитивной самооценки, самоуважение, конструктивных способов самореализации, создание ситуации успеха в личностной и общественно полезной деятельности;

•        принцип системности и последовательности: обеспечение преемственности обучения;

•        принцип краеведческий: расширение кругозора ребёнка до масштабов родного посёлка, района, округа и страны, опираясь на его личный опыт;

•        принцип вариативности: наличие широкого спектра форм и видов внеурочной деятельности, возможность свободного выбора и добровольного участия в ней;

принцип ориентации на идеал: расстановка конкретных образов нравственно совершенных личностей, которые могут становиться побудителями к нравственному развитию подрастающего поколения;

принцип следования нравственному примеру: содержание урочной и внеурочной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения;

•        принцип возрастных и индивидуальных особенностей:  учёт возрастных и индивидуальных психологических особенностей воспитанников и обучающихся.

Для эффективного гражданско-патриотического воспитания и реализации данной программы применяются следующие подходы:

Системно-деятельностный подход. Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования. Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане. Это не рядоположенный вид социально-педагогической деятельности. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации пространства гражданско-патриотического воспитания младшего школьника.

Личностно-ориентированный подход. Личностный подход предусматривает учет своеобразия индивидуальности личности в воспитании ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а, следовательно, означает становление субъект-субъектных отношений. Личностно-ориентированная педагогика создает такую образовательную среду, где реализуются индивидуальные интересы и потребности реальных детей, эффективно накапливается детьми личный опыт в направлении принятия, выражения отношения и следования нравственным ценностям.

        Реализация программы подразумевает социальное партнёрство с:

1) НРМДОБУ «Д/с «Ручеёк» с.п. Сингапай;

2) детским садом НРМОБУ «Сингапайская СОШ»;

3) НРМОБУ «Сингапайская СОШ»;

4) библиотекой ДК «Камертон» с.п. Сингапай;

5) администрацией с.п. Сингапай;

6) пожарной частью с.п. Сингапай;

7) участковым с.п. Сингапай А.П. Карповым;

8) НРБУ «Атлант» (спортивные секции);

9) ячейкой общества совета ветеранов с.п. Сингапай;

10) священнослужителем отцом Иоанном (Приход храма в честь прп. Серафима Саровского) п. Чеускино.

Руководитель программы – учитель начальных классов, остальные участники - исполнители.

Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание подрастающего поколения, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоко нравственную личность, настоящего патриота своей страны. Пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной  войны.

Работа по изучению данной темы проходит в совместной деятельности с родителями учеников, которые не только помогают в подготовке и проведении различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Поэтому успех в патриотическом воспитании зависит  от умения педагогов работать с родителями. Работа педагога с родителями невозможна без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение различных мероприятий. Диагностирование показывает, что нет  родителей,  равнодушных к судьбе своих детей. Родители хотят, чтобы их ребенок был признан не только в кругу семьи, но и в обществе, а это невозможно без таких качеств, как ответственность, гражданственность, патриотизм, любовь, уважение к своему Отечеству, его традициям. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в детском коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь.

Продуктивность, взаимодействия педагогов и родителей в определенной степени обусловлено оптимальным выбором приемов, методов и форм работы.

В основе реализации программы используются разнообразные формы работы:

  • беседы;
  • проектная деятельность;
  • творческие отчёты;
  • уроки мужества;
  • встречи с ветеранами, военнослужащими, тружениками тыла;
  • соревнования;
  • праздники;
  • акции;
  • конкурсы сочинений, плакатов, рисунков, чтецов, «Смотр строя и песни»;
  • просмотр видеофильмов;
  • митинги у памятника «Верным сынам Отечества»;
  • экскурсии, походы;
  • читательские конференции;
  • викторины;
  • «Уроки мужества», «Уроки памяти», «Уроки доброты»;
  • фестивали;
  • познавательные игры;
  • классные часы;
  • работа военно-патриотического клуба «Медведь»;
  • часы духовного общения со священнослужителем.

Обучающиеся участвуют в общественной жизни школы и посёлка, выполняют практические работы, различные творческие задания. С детьми проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, праздники и развлечения, посвящённые знаменательным датам, военно-спортивные соревнования. Для успешного решения задач важны экскурсии и целевые прогулки, взаимодействие и сотрудничество с социумом с.п. Сингапай, с родителями детей, организация посильной помощи ветеранам боевых действий и труженикам тыла. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице у памятника, в музее, библиотеке и т. д.

Тематика мероприятий направлена на то, чтобы сформировать у детей уважительное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, языку, народным традициям.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практический, эвристический.

Содержание занятий по этой программе  содействует формированию у учащихся духовности, нравственности, патриотизма, любви к Родине, посёлку, семье.

Виды  деятельности учащихся разнообразны, что помогает детям держаться активной жизненной позиции, понимать, ценить и уважать заслуги прошлых поколений, стараться самим  добывать дополнительные  знания, кроме тех, что получены  на занятиях.

Используются возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

Ожидаемые результаты реализации программы:

- формирование  устойчивого  интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;

- уважительное и бережное отношения к памятникам истории;

- любовь и бережное отношение к родной природе;

- посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;

- честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

 Личностные  УУД

Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений.

Познавательные УУД

Получение знаний о Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, заметки). Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками.

Регулятивные УУД

Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.

Коммуникативные УУД

Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью.

Критерии эффективности для обучающихся:

Знаю:

- что такое семья и для чего она создается;

- историю своего рода, своей семьи;

- традиции и обычаи своей семьи;

- как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям;

- роль каждого члена семьи в ее жизни;

- где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;

- важные даты в жизни семьи (день рождения семьи, дни рождения и именины членов семьи и др.);

- свои права и свои семейные обязанности;

- как и чем я могу помочь своим близким.

- историю России;

- историю Малой Родины и родного края;

- историю государственных символов России;

- имена и историю жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию;

- свой родной язык;

- родную литературу;

- культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народные праздники.

Умею:

- любить свою семью и всех своих родных и близких;

- быть благодарным;

- радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;

- понять и прощать, сочувствовать и помогать;

- уважать мнение других членов семьи;

- в согласии делать общие дела;

- осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;

- составить родословную моей семьи, вести семейную летопись;

- добросовестно выполнять свои обязанности;

- заботиться о старших и младших членах семьи;

- ухаживать за собой, не добавляя проблем старшим членам семьи;

- правильно выходить из конфликтных ситуаций, возникающих в семье;

- вести здоровый образ жизни;

- отстаивать честь и достоинство своей семьи достойными человека способами;

- делать приятное своим родным и близким.

- рассказать об истории своего Отечества;

- рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;

- рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями (в том числе о своих предках, родных и близких людях);

- грамотно изъясняться и писать на своем родном языке, использовать в своей речи живое слово своего народа;

- ценить красоту и богатства родной природы;

- умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины;

- умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране.

Действую:

- участвую в составлении родословной моей семьи, ее летописи;

- берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи;

- поддерживаю родственные связи с родственниками, живущими вне моего дома;

- добросовестно выполняю свои обязанности по дому;

- участвую в организации досуга семьи;

- помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;

- учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;

- берегу мир и покой моей семьи.

- изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;

- овладеваю богатствами духовного наследия России;

-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов, знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения Гимна, могу узнать герб России среди других гербов;

- читаю книги и смотрю фильмы, посвященные моему Отечеству и жизни замечательных людей;

- беру пример с достойных граждан своего Отечества, изучаю их жизнь и их деяния;

- участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;

- берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим меньшим;

- учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы;

- участвую в социально-значимых проектах, направленных на улучшение окружающей жизни;

- вношу свой посильный вклад в решение проблем страны.

Формы подведения итогов: викторины, игры, выставки рисунков, выпуск стенгазет к праздничным датам, конкурс «Смотр строя и песни», творческие проекты.

Контроль и оценка планируемых результатов: в основу изучения программы  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.

Диагностика изучения уровней

 проявления воспитанности младшего школьника

Основные отношения показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств

Отношение к Родине

1. Патриотизм

1.1. Отношение к родной природе

3 – любит и бережёт природу, побуждает к береж-ному отношению других;

2 – любит и бережёт природу;

1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;

0 – природу не ценит и не бережёт.

1.2. Гордость за свою страну

3 – интересуется и гордится историческим прош-лым Отечества, рассказывает об этом другим;

2 – интересуется историческим прошлым;

1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;

0 – не интересуется историческим прошлым.

1.3. Служение своими силами

3 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других;

2 – находит дела на службу малому Отечеству;

1 – участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;

0 – не принимает участия в делах на пользу мало-му Отечеству.

1.4. Забота о своей школе

3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других;

2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;

1 – в делах класса участвует при побуждении;

0 – в делах класса не участвует, гордости за школу не испытывает.

Отношение к умственному труду

2. Любознательность

2.1. Познавательная активность

3 – сам много читает и знает, обсуждает с друзья-ми узнанное;

2 – сам много читает;

1 – читает при побуждении взрослых, учителей;

0 – читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует.

2.2. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

3 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим;

2 – стремится учиться как можно лучше;

1 – учится при наличии контроля;

0 – плохо учится даже при наличии контроля.

2.3. Саморазвитие

3 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;

2 – есть любимое полезное увлечение;

1 – нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения учителя;

0 – во внеурочной деятельности не участвует.

2.4. Организованность в учении

3 – работу на занятии и творческие задания выпол-няет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;

2 – работу на занятии и творческие задания выпол-няет внимательно, аккуратно;

1 – работает на занятии, но творческие задания выполняет под контролем;

0 – на занятии невнимателен, творческие задания не выполняет.

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие

3.1. Инициативность и творчество в труде

3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;

2 – находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;

1 – участвует в полезных делах класса, в школе, организованных другими;

0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу, и творчество не проявляет.

3.2. Самостоятельность в труде

3 –хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;

2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;

1 – трудится при наличии контроля;

0 – участия в труде не принимает.

3.3. Бережное отношение к результатам труда

3 – бережёт личное и общественное имущество, стимулирует к этому других;

2 – бережёт личное и общественное имущество;

1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;

0 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

3.4. Осознание значимости труда

 3 – осознаёт значимость труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;

2 – осознаёт значимость труда, сам находит работу по своим силам;

1 – не имеет чёткого представления о значимости труда, по выполнении работ по силам нуждается в руководстве;

0 – не осознаёт значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

4.1. Уважительное отношение к старшим

3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;

2 – уважает старших;

1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;

0 – не уважает старших, допускает грубость.

4.2.Дружелюбное отношение к сверстникам

3 – отзывчив к друзьям и близким, уважительно относится к сверстникам, осуждает грубость;

2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;

1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших; 

0 – груб и эгоистичен.

4.3. Милосердие

3 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;

2 – сочувствует и помогает слабым и больным;

1 – помогает слабым, больным при условии наличия контроля или поручения;

0 – неотзывчив, иногда жесток.

4.4. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 – честен в отношениях с товарищами и взрос-лыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других;

2 – честен в отношениях с товарищами и взрос-лыми;

1 – не всегда честен;

0 – нечестен.

Отношение к себе

5. Самодисциплина

5.1. Развитая добрая воля

3 – проявляет добрую волю и стремится развивать её, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли;

2 – проявляет добрую волю, стремиться развивать её;

1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;

0 – силой воли не обладает и не стремится её развивать.

5.2. Самоуважение, соблюдение культуры поведения

3 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;

2 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;

1 – нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;

0 – нормы и правила поведения не соблюдает.

5.3. Организованность и пунктуальность

3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;

2 – своевременно и качественно выполняет свои дела;

1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;

0 – начатые дела не выполняет.

5.4. Требовательность к себе

3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

2 – требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

1 – не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

        Диагностический инструментарий

Для выявления уровня сформированности у второклассников гражданско – патриотических качеств проводится мониторинг осознания учащимися следующих понятий: патриотизм, совесть, порядочность, мужество, доброта, толерантность, милосердие, честность ответственность, бескорыстие.

Основные результаты воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых   процедур, в которых ведущими методами будут:

1. Целенаправленные наблюдения классного руководителя, учителей предметников, педагогов ДО, библиотекарей.

2. Анонимные анкеты, позволяющие  анализировать ценностную сферу личности.

3.  Экспертные суждения (родителей, школьного психолога, библиотекаря);

Задача провидения диагностики воспитанности заключается в том, чтобы выделить группы детей с разным уровнем воспитанности и помочь им подняться на ступеньку выше, обеспечивая дифференцированный подход в выборе методов воспитания.

        Методики:

  • Методика «Неоконченное предложение», предполагающая  сочинение детей, продолжающее фразу «Когда слышу  слово «Родина», то я представляю…
  • Методика «Национальный портрет», представляющая собой беседу с младшими школьниками, о тех чувствах, которые вызывают у них люди и страна, в которой они живут.
  • Методика «Рассказы»  построенная на обсуждении неоконченных рассказов из книги И.А. Архиповой «Развитие духовного мира ребенка в начальной школе», связанных с проявлением духовно-нравственных  ценностей, качеств.
  • «Кто прав?» - методика  на выявление позиции собеседника, уважение к иной точке зрения (Г.А. Цукерман).
  • Рисуночные тесты «Моя Родина»,  «Моя семья»
  • Самооценочные суждения  детей.

Тематический план по реализации программы

№ п/п

Тема

Формы проведения

Вид

Месяц

Теор.

Практ.

1

Моя семья

Беседа в сопровождении слайдовой презентации

1

0

Сентябрь

2

Наше семейное древо

Творческий проект

0

1

3

Герб нашей семьи

Творческий проект

0,5

0,5

4

Профессии наших родителей

Конкурс стенгазет

0

1

5

 Спасатель-профессия героическая

Урок мужества

0,5

0,5

Октябрь

6

Час духовного общения по теме «Семья»

Беседа с участием священнослужителя – отцом Иоанном

1

0

7

Моя мама лучшая на свете

Конкурс рисунков

0

1

8

Урок мужества,  посвящённый воинской доблести и бессмертному подвигу советских и российских воинов

Урок мужества

1

0

9

 День народного единства

Праздничный концерт

0

1

Ноябрь

10

Героев знать, на них держать равнение

Беседа в сопровождении слайдовой презентации

1

0

11

 День Героев Отечества в России

Классный час

1

0

12

Семья – территория безопасности

Творческий конкурс рисунков и поделок

0

1

Декабрь

13

 Ура! Ура! Ура! Армейская игра!

Военно-спортивное мероприятие

0,5

0,5

14

 Югорские старты, посвящён-ные Дню округа

Спортивное мероприятие

0,5

0,5

15

Моя Югра

Библиотечный урок

0,5

0,5

16

 У меня ты, Россия, как сердце одна!

Тематическая  программа

0,5

0,5

Январь

17

 И сладко песнь в честь Родины поётся, и кровь кипит, и сердце гордо бьётся

Конкурс стихов о Родине

0

1

18

Зарничка

Военно-спортивная игра

0

1

19

Отчизны верные сыны

Классный час

1

0

Февраль

20

Смотр строя и песни

Конкурс

0

1

21

Один день в армии

Игровая программа

0,5

0,5

22

Мы помним твой подвиг, солдат!

Библиотечный урок

1

0

23

А. Гайдар «Тимур и его команда»

Читательская конференция по книге

0,5

0,5

Март

24

 Час духовного общения по теме «Образ защитника Отечества»

Беседа с участием священнослужителя – отцом Иоанном

1

0

25

Армейский калейдоскоп

Экскурсия с научно-познавательной викториной  

0,5

0,5

26

74 произведения о Великой отечественной войне

Литературная акция

0,5

0,5

Апрель

27

Юрий Гагарин – первый в космосе

Интерактивная игра

0,5

0,5

28

 День Весны и труда

Классный час

0,5

0,5

29

Георгиевская ленточка

Акция

0,5

0,5

30

 Мы славным вашим подвигом гордимся!

Единый урок мужества

1

0

Май

31

День Победы. Помним. Гордимся

Митинг у памятника «Верным сынам Отечества»

0,5

0,5

32

 Навстречу Дню Победы

Литературно-музыкальный час

0,5

0,5

33

Музей боевой славы

Экскурсия  

0,5

0,5

34

Берём пример со старших!

Встреча с юнармейцами школы

0,5

0,5

Итого

17,5

16,5

Содержание программы

№ п/п

Тема

Содержание

Социум

1

Моя семья

Рассказы детей о семейных традициях. Написание заметки о своей семье. Беседа о нравственных качествах.

Родители

2

Наше семейное древо

Работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков. Рисование родословного древа. Защита творческого проекта.

Родители

3

Герб нашей семьи

Изготовление герба своей семьи. Защита творческого проекта.

Родители

4

Профессии наших родителей

Изготовление стенгазеты для школьного конкурса с использованием информации о профессиях родителей класса.

Родители

5

 Спасатель-профессия героическая

Беседа о профессии спасатель. Значение слов ПОДВИГ, ГЕРОЙ. Чтение рассказа «Самое дорогое», беседа по содержанию. Разгадывание кроссворда. Беседа о качествах героев.

МЧС, пожарная часть

6

Час духовного общения по теме «Семья»

Беседа священнослужителя отца Иоанна со второклассниками. Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, воспитание любви к близким людям.

Приход храма в честь прп. Серафима Саровского п. Чеускино

7

Моя мама лучшая на свете

Рисование портрета своей мамы. Чтение стихов о маме.

 

8

Урок мужества,  посвящённый воинской доблести и бессмертному подвигу советских и российских воинов

24 октября 2014 года Государственная дума РФ объявила 3 декабря памятной датой России — Днём неизвестного солдата. Беседа о могиле неизвестного солдата у стены Кремля, в Александрийском саду. Просмотр видеоклипа песни «Письма войны». Минута молчания.

9

 День народного единства

Праздничный концерт в ДК «Камертон».

ДК «Камертон»

10

Героев знать, на них держать равнение

Беседа с труженицей тыла с.п. Сингапай М.П. Малай. Вопросы о ее детском нелёгком труде во время войны. Чтение стихотворений о ВОВ.

Труженица тыла

11

 День Героев Отечества в России

Знакомство с историей праздника; обсуждение какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали героем; формирование нравственных качества личности на примерах героев современной России; обсуждение образов и подвигов юных героев времен Великой Отечественной войны.

12

Семья – территория безопасности

Изготовление поделок и рисование плакатов для школьного конкурса.

Социальный педагог

13

 Ура! Ура! Ура! Армейская игра!

Совместное участие второклассников и воспитанников подготовительной группы ДОУ «Ручеёк» в военно-спортивной игре. Чтение стихов о военных профессиях и проведение флешмоба.

НРМДОБУ «Д/с «Ручеёк»

14

 Югорские старты, посвящённые Дню округа

Викторина «Земли малые, а народы удалые». «Веселые старты», посвященные Дню образования ХМАО-Югры.

15

Моя Югра

Беседа в библиотеке об истории родного края, знакомство с художественной литературой о Югре, просмотр видеофильма о достопримечательностях родного края.

Поселенческая библиотека п. Сингапай

16

 У меня ты, Россия, как сердце одна!

Главные символы страны, пословицы и поговорки о любви к Родине, хоровод «Во поле берёза стояла», промыслы русских умельцев, флешмоб «Вперёд Россия!»

Волонтёры школы

17

 И сладко песнь в честь Родины поётся, и кровь кипит, и сердце гордо бьётся

Участие в школьном конкурсе и чтение стихотворений о Родине.

ДК «Камертон»

18

Зарничка

Военно-спортивная игра на улице совместно ребятами подготовительной группы ДОУ «Ручеёк»

НРМДОБУ «Д/с «Ручеёк», администрация с.п. Сингапай

19

Отчизны верные сыны

Встреча с ветераном боевых действий и родителем класса Соболевым Д.И. Беседа о прохождении военной службы в Чеченской республике в период второй чеченской войны. Просмотр видеороликов о подвиге российских солдат.

Ветеран боевых действий

20

Смотр строя и песни

Участие в школьном конкурсе «Смотр строя и песни».

ОГИБДД ОМВД России по Нефтеюганскому району

21

Один день в армии

Игровая программа с конкурсами для мальчиков в честь Дня защитника Отечества.

Родители

22

Мы помним твой подвиг, солдат!

Библиотечный урок о ВОВ. Чтение стихов, рассказов, документальных материалов о Великой Отечественной войне. Просмотр видеоклипа.

Поселенческая библиотека п. Сингапай

23

А. Гайдар «Тимур и его команда»

Проведение читательской конференции о биографии и творчестве А. Гайдара. Инсценировка сцены из рассказа «Тимур и его команда» «На чердаке». Просмотр отрывков из художественного фильма о помощи подростков односельчанам.  

Волонтёры школы

24

 Час духовного общения по теме «Образ защитника Отечества»

Беседа священнослужителя отца Иоанна со второклассниками. Родина, Отечество - святые  слова для каждого человека. Защищать свою землю – долг народа. Защитник на Руси - великая честь. Качества, характеризующие защитника Отечества. Святой, солнце Земли русской – А. Невский.

Приход храма в честь прп. Серафима Саровского п. Чеускино

25

Армейский калейдоскоп

Экскурсия в детскую библиотеку г. Нефтеюганск.  Научно-познавательная викторина о военных профессиях, технике, великих сражениях ВОВ. Мастер-класс по изготовлению в технике оригами военного самолёта.

Детская библиотека

г. Н-Юганск

26

74 произведения о Великой отечественной войне

Подведение итогов литературной акции ко Дню Победы: прочитанные в течение учебного года стихов, рассказов, повестей о Великой отечественной войне.

Школьная библиотека

27

Юрий Гагарин – первый в космосе

История покорения космоса, известные космонавты страны, дата и имя первого покорителя космоса, животные, побывавшие в космосе.

28

 День Весны и труда

История праздника Весны и труда. Рабочие профессии и пословицы и поговорки о труде. Видеоролик о Первомайской демонстрации во времена СССР. Чтение стихов о празднике 1 мая. Празднование праздника в разных странах.

ДК «Камертон»

29

Георгиевская ленточка

История возникновения Георгиевской ленты и её значение. Кодекс акции «Георгиевская ленточка». Как правильно носить Георгиевскую ленточку.

Волонтёры школы

30

 Мы славным вашим подвигом гордимся!

Знакомство с пионерами – героями ВОВ. Просмотр видеоролика «Дети о Победе».

31

День Победы. Помним. Гордимся

Митинг у памятника «Верным сынам Отечества». Участие в акции «Бессмертный полк». Чтение стихов о ВОВ. Минута молчания. Возложение живых цветов к памятнику.

Труженики тыла

32

 Навстречу Дню Победы

История великой отечественной войны в стихах, прозе и музыкальных композициях.

Педагог-организатор

33

Музей боевой славы

Экскурсия по «Музею боевой славы» совместно с кадетами НРМОБУ «СОКШ» №4 г. Нефтеюганск.

СОКШ №4

г. Нефте-юганск

34

Берём пример со старших!

История создания отряда «Легион» в нашей школе. Достижения юнармейцев и участие в значимых мероприятиях района. Форма летняя и зимняя юнармейцев.

Отряд «Легион»

Список источников

Литература, используемая для разработки программы:

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2012.

2. Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

3. Новицкая М.Ю., Афанасьева С.Ю., Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе: методическое пособие. – М.: дрофа, 2010.  

4. Позднякова Е.А. Гражданское воспитание в школьном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2017.

5. Соловьева Е.В. Наследие. Программа по приобщению детей школьного возраста к традиционной отечественной культуре: учебно-методическое пособие (Патриотическое воспитание). – М.: Дрофа, 2010.

6. Шорыгина Т.А. Беседы о Великой Отечественной войне. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

Интернет-ресурсы:

1.        Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-cjllection.edu.ru

2.        Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»: www.km.ru/education

3.        Учебные материалы на сайте: http://1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для начальной школы «Юный патриот»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития чувства патриотизма....

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Юный художник"

Программа разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности Григорьева Д.В. «Художественное творчество. Социальное творчество»Целью работы является использование нетрадиционной техники...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для начальной школы "Юный горожанин"

Программа «Юный горожанин» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности и прис...

Формирование предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках английского языка и в рамках внеурочной деятельности в начальной и основной школе.

Доклад на краевой научно-практической конференции "Иноязычное воспитание: содержание и технологии реализации" 22.08.2018...

Программа нравственно-патриотического воспитания учащихся начальной школы «Юные патриоты»

Целью Программы является воспитание духовно – развитой, свободной, творческой личности с активной гражданской позицией, обладающей высоким уровнем самосознания, развитым интеллектом, ведущей здо...

Программа по внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Юный патриот»

Рабочая программа учебного предмета «Юный Патриот» для 2 класса разработана на основе примерной программы начального и основного образования, разработанной на основе стандарта второго поколения под ре...