Программа нравственно-патриотического воспитания учащихся начальной школы «Юные патриоты»
рабочая программа

Якубова Любовь Юрьевна

Целью Программы является воспитание духовно – развитой, свободной, творческой личности с активной гражданской позицией, обладающей высоким уровнем самосознания, развитым интеллектом, ведущей здоровый образ жизни и  готовой к сознательному нравственному поведению.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

нравственно-патриотического воспитания учащихся начальной школы

«Юные патриоты»

Составитель
Якубова Любовь
 Юрьевна,

учитель начальных классов 
классный руководитель
 

г. Новый Уренгой

Актуальность программы обусловлена обострением проблем межличностного общения, потерей обществом многих нравственных устоев, все возрастающим вниманием общества к вопросам духовно-нравственного воспитания младших школьников. Очевидны противоречия между требованиями, которые предъявляет к младшим школьникам современная жизнь, и реальным уровнем духовно-нравственной воспитанности.  В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

Казалось, что речь о патриотизме, долге, чести ушли за пределы и остались только в историческом прошлом нашего народа. Оценивая современную ситуацию, можно заметить, как падает и деградирует облик подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений деятельности в общеобразовательных учреждений  по созданию необходимых условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, способного отстаивать её интересы.

Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамотные люди, которые в случае необходимости были бы готовы встать на ее защиту.

В настоящее время государством принимаются меры по возрождению системы гражданско-патриотического воспитания детей и подростков. Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения. Раскрытие сущности гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться в парадигме интересов личности и стратегии гражданско-патриотического воспитания: от прав, интересов, достоинства личности – к обязанностям, долгу, ответственности перед обществом и государством

I

Цели и задачи деятельности классного руководителя

Целью Программы является воспитание духовно – развитой, свободной, творческой личности с активной гражданской позицией, обладающей высоким уровнем самосознания, развитым интеллектом, ведущей здоровый образ жизни и  готовой к сознательному нравственному поведению.  Для достижения указанной цели решаются следующие задачи

  • воспитание верности Родине, её истории и традициям, формирование гражданской позиции, правовой культуры и ответственности за свои поступки
  • на основе изучения личности учащихся создание максимальных условий для физического, интеллектуального и нравственного развития детей
  • развитие индивидуальности каждого, подготовка детей к жизни в социуме
  • воспитание у детей ценностного отношения к своему здоровью и стремления к здоровому образу жизни;
  • укрепление связей с семьёй, формирование классного коллектива, воспитание уважительного отношения к каждому члену коллектива;
  • воспитание любви к природе, бережного отношения к окружающей среде, любви к чтению, бережного отношения к школьному имуществу
  • воспитание эстетического и художественного вкуса

Программа рассчитана на период с2011 по 2015 год. В процессе реализации Программы предполагается осуществить взаимодействие школы с различными общественными организациями


II

Программа деятельности классного руководителя

Работа в классе ведется по следующим направлениям: гражданско – патриотическое «Я – гражданин России», духовно – нравственное «Я - человек и личность» , общеинтеллектуальное  «Планета знаний», общекультурное «Мир прекрасного», социальное «Я – часть общества», спортивно – оздоровительное «Здоровый образ жизни» , правовое воспитание, работа с детьми девиантного поведения и работа с родителями, ученическое самоуправление

Нравственно - патриотическое воспитание нацелено на

- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни

- развитие гражданской и социальной ответственности

- воспитание патриотизма на материалах краеведения, истории и традициях школы, жизни знаменитых земляков

Духовно - нравственное воспитание направлено на

-   формирование   общечеловеческих   норм   гуманистической

морали, развитие культуры общения

- развитие внутренней свободы, способности к объективной

самооценке, чувства собственного достоинства.

Спортивно - оздоровительное воспитание нацелено на

- воспитание потребностей в здоровом образе жизни

- развитие потребностей заниматься физкультурой и спортом

-   воспитание   бережного   отношения   к   окружающей   природе,

экологическое воспитание

- развитие навыков гигиены и соблюдение режима дня

Общеинтеллектуальное воспитание - это

- воспитание отношения к учёбе, как к главному труду

-   воспитание   уважения   к   знаниям,   поднятие   престижа

образованности

- развитие сознательной учебной дисциплины

Главным  фактором   воспитательной   системы класса является духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Оно способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для старшего поколения. Это предпологает  становление своего “Я” в коллективе:

• отношение к жизни, здоровью

• отношение к творчеству, труду

• отношение к прекрасному вокруг

• отношение к школе как второму дому

• отношение к семье, родному краю, Родине

• отношение к народным обычаям, традициям, обрядам

Утверждение и развитие личности

• осмысление значимости приобретения знаний, умений, навыков

• формирование гражданско-патриотических, духовно-нравственных потребностей, жизненных ценностей

• стремление к здоровому образу жизни

• становление гражданской позиции

• развитие активной творческой самореализации

• умение общения и совместной деятельности

Особое внимание в воспитательной системе уделяется семье как среде первоначального развития ребенка, где закладывается основа личности. Семья – часть общешкольного коллектива, важнейший институт социализации   подрастающего поколения. Безусловно, школа   должна   определять   и направлять воспитательную политику. Семья должна выступать не как потребитель и заказчик, а как партнёр. Это обеспечивается, если приобщить родителей к педагогическому процессу, организовывать информационно- педагогические встречи; знакомить с результатами учебно- воспитательного процесса. Организуется целенаправленное взаимодействие с ней с учетом индивидуальных особенностей детей:

• посещение семей
• родительские лектории, собрания
• совместные туристические походы, поездки в театр, музеи
• организации классных вечеров отдыха с приглашением родителей

• заседания родительского комитета

При этом главной задачей является воспитание чувства чести рода, забота о продолжении рода, сохранение и умножение его добрых традиций.

Большое внимание уделяется спортивно-оздоровительной работе. Здесь работа проводится в тесном сотрудничестве с учителем физической культуры, медицинской сестрой школы и родителями:

- физкультминутки, которые проводят сами учащиеся;

- подвижные игры во время перемен,

- программа «Мы -  за здоровый образ жизни».


Все представленные аспекты воспитания в их взаимосвязи и взаимодействии оказывают целостное педагогическое воздействие на интеллектуальную, духовно-нравственную и эмоционально-волевую сферу ребенка.

Воспитательная работа ведется в процессе обучения, во внеурочной деятельности, во   внешкольной   деятельности (дополнительное  образование). Доминирующей целью интеграции внеурочной и урочной деятельности является личностное развитие ребенка. Необходимо стараться, используя различные методы и технологии, развивать любые, самые малые ростки успеха. Для этого требуется прежде всего готовность педагога создавать среду возможного успеха, в которой почти каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы. Поэтому главным фактором данной системы служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и позволяет фиксировать, достаточными ли  качествами обладает на данном этапе ребенок, чтобы называться достойным Человеком. Коллективная деятельность приводит к формированию внутри классного сообщества норм, правил и традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

Для реализации программы в данном классном коллективе наиболее эффективными будут следующие формы воспитательной работы – развлекательные мероприятия, походы и экскурсии, интерактивные формы интеллектуальной деятельности, спортивные командные игры и соревнования, встречи с интересными людьми.  Классный руководитель постоянно взаимодействует с культурно-досуговым центром, центром туризма, детской музыкальной школой, библиотеками, спортивной школой, домами творчества. 
             Каждый педагог должен помнить, что в центре его внимания должна быть не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса.

Базой для патриотического воспитания станут история школы и страны, традиции, поисковая и шефская работа в микрорайоне школы, тимуровское движение.

Воспитание патриотов происходит через

– урочную и внеурочную деятельность
– соблюдение и проведение традиционных мероприятий
– сохранение и пополнение музея, как центра военно-патриотического воспитания школьников;
– продолжение исследовательской и поисковой работы в микрорайоне школы
– проведение праздников и соревнований, посвященных военно-патриотической работе

Важнейшими, на мой взгляд, в этом процессе станут направления деятельности воспитателя в следующих сферах:

Философическое воспитание

Воспитание способности постоянного осмысления детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.

 Решаемая задача:

Учить школьников искусству поиска смысла жизни.

Диалогическое

Организация такой жизни воспитанников, когда они находятся в постоянном диалоге с собой, с картиной, с книгой, с музыкой, с другим человеком и т.д.

Решаемая задача:

Развивать способность смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать и находить слова, чтобы говорить об этом вслух.

Этическое

Формирование норм культурной жизни (если я несу людям своими словами и поступками истину, добро и красоту, значит, я следую нормам культурной жизни).

Решаемая задача:

Помочь ребенку овладеть набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе. 

Досуговое

Создание достаточно комфортных условий для раскрытия творческого потенциала детей.

Педагогические технологии и методики

Образовательная среда

Воспитательная среда

Развивающее обучение

Все  предметы  учебного  плана

Олимпиады, экскурсии;

Познавательные мероприятия

Модульная методика

Все  предметы  учебного  плана

Конференции, театральные сценки, устные журналы, творческие вечера

Исследовательские методы

Окружающий мир (в т.ч. краеведение), чтение, иностранный  язык

Информационные часы «По страницам газет и журналов», «Любимые теле- и радиопередачи», «Мы из другого государства»

Проектные методы

Русский  язык, литер. чтение, окр мир,  иностранный  язык,   технология

Создание портфолио учащегося, буклетов, творческих проектов

Игровые технологии

Все предметы учебного плана

Ролевые игры, интеллектуальные игры, часы рефлексии.

Групповые технологии

Все предметы учебного плана

Участие в акциях «Внимание! Ветеран» и «Милосердие».

Участие в выставках, конкурсах.

Классные часы

Информационно-

коммуникационные

Русский язык, литер.чтение,

информатика, иностранный язык, региональная литература

Книга рекордов класса «Самый-самый».

Создание электронного портфолио. Создание мультимедийных презентаций

Здоровьесберегающие технологии

Все  предметы  учебного  плана

Недели здоровья, спартакиады

Управление системой

В центре управления системой находится  не просто ребенок, а процесс развития его личности. А это значит, что приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия, выдвигается на первый план совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразной творческой деятельности всеми участниками  воспитательного процесса. Здесь очень важное место занимает личность самого классного руководителя, системность его работы и умелая организация ученического самоуправления.

Приоритетными принципами воспитательной системы класса являются

  • Принцип ориентации на социальные и ценностные отношения (за событиями, действиями, словами, поступками прежде всего нужно видеть человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры)
  • Принцип субъектности (необходимо содействовать развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге - своей жизни)
  • Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Задача о здоровье воспитанника есть крайне важная общественная задача классного руководителя. Это забота о здоровье духа воспитанника
  • Принцип воспитания творческой личности ребенка. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей 
  • Принцип опоры на классное ученическое самоуправление. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей
  • Принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели. В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации 
  • Принцип сотрудничества. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает»
  • Принцип человеколюбия и  взаимоуважения

Этапы организации воспитательного процесса

1 этап 2019-2020 г., 1 класс

  1. формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям
  2. развитие творческой активности, создание условий для ее проявления
  3. формирование у учащихся начальных навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования
  4.  воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни

Первый этап - становление системы. В качестве важной составляющей этого этапа следует выделить прогностическую стадию. Именно здесь осуществляется разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между ее элементами. Главная цель первого этапа - отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников. Компоненты системы работают отдельно, внутренние связи между ними недостаточно прочны, преобладают организационные аспекты, осуществляется педагогический поиск, формируются стили отношения между всеми участниками образовательного процесса, нарабатываются технологии, зарождаются традиции. Взаимодействие с окружающей средой чаще всего носит стихийный характер. Темп продвижения здесь должен быть достаточно высоким.

2 этап 2020-2021 г., 2 класс 

  1. формирование стремления к развитию совершенствованию своих творческих способностей
  2. создание условий для появления активности в организации жизни класса
  3. создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования
  4. формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек 

Второй этап - отработка системы. На этом этапе происходит развитие школьного коллектива, органов само- и соуправления, определяются ведущие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, идет отработка наиболее эффективных педагогических технологий. Главная трудность педагогического управления воспитательной системой на этом этапе состоит в согласовании темпов развития ученического и педагогического коллективов. Последний должен быть инициатором в организации жизнедеятельности школьного коллектива.

3 этап 2021-2022 г., 3 класс 

1.формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам
2. формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции
 
3. формирование стремления более глубокого самопознания, поощрение попыток самосовершенствования
 
4. формирование сознательного выбора здорового образа жизни

Третий этап - окончательное оформление системы. На данном этапе школьный коллектив - это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества. В центре внимания - воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений. Система накапливает и передает от поколения к поколению свои традиции. Воспитательная система школы и среда активно и творчески взаимодействуют друг с другом.

4 этап  2022-2023 г - перестройка воспитательной системы. Она обусловлена усилением дезинтегрирующих явлений, которые приводят к так называемому "кризису" системы. Могут возникнуть недовольство состоянием основных видов деятельности, сбои в установившемся порядке жизни школы и т.д. Причины возникновения кризисных явлений различны, но чаще всего сводятся к возникновению скуки в коллективе, отсутствию творчества в деятельности, дефициту новизны.

А.М.Сидоркин считает, что в результате кризиса могут произойти

• смена ведущих видов деятельности, способствующая восстановлению целостности системообразующих связей и приводящая к новому этапу субъектного развития

• возникновение на базе прежней воспитательной системы новой, сохраняющей некоторые ценности и традиции старой системы

• исчезновение системы, когда нет нового витка развития, разрушаются все основные системообразующие связи и формы

Этапы развития воспитательной системы сообразуются с этапами развития коллектива, являющегося его ядром. Так, на этапе становления системы происходит и становление коллектива. В процессе упорядочения содержания деятельности и структуры системы коллектив становится инструментом массового воспитания, а на этапе ее функционирования в заданном режиме - субъектом воспитания личности. Создание в школе коллектива - это появление нового интегративного качества воспитательной системы, свидетельствующего о ее целостности.

Технология создания и развития воспитательной системы школы складывается из следующих элементов: выявление ведущей идеи, формулировка основных целей и задач, разработка на их основе теоретической концепции, конкретизация составляющих системы и механизмов их взаимодействия, определение соответствующих теоретической концепции инновационных педагогических технологий и возможностей их реализации в рамках предполагаемых подструктур, проектирование необходимых для этого условий и воплощение их на практике, продуктивное освоение среды

Самоуправление класса

Принципы жизнедеятельности классного коллектива: 
Познай себя – это интересно! 
Сотвори себя – это необходимо!
 
Утверди себя – это возможно!
 
Прояви себя – это реально!

Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов. 

Принципы деятельности органов самоуправления: добровольность, демократизм, гуманизм, социальная направленность, творчество, вариативность, самостоятельность. 
Для достижения данных принципов необходимо предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса, формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность, воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.

Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности. 


Структура самоуправления класса

Общешкольное самоуправление

(игра «Путешествие на планету Знаний»)

Классное собрание

(дети + родители + классный руководитель)

Совет коллектива класса

ОБРАЗОВАНИЕ

ПАТРИОТ

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

 

РЕДКОЛЛЕГИЯ

КУЛЬТУРА И ДОСУГ

ЧИСТЮЛИ

 

СЕКТОР ВРЕМЕННЫХ ПОРУЧЕНИЙ

Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает 
• классный ученический совет, его председателя и заместителя
 
• избирает представителей на школьную ученическую конференцию
 
• решает вопросы жизни классного коллектива
 
• утверждает общественные поручения
• слушает отчеты об их исполнении
• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса

В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый старостой класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления. Староста класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Староста класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.  Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.

Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения.

Сектор «Патриот» организует и проводит мероприятия по гражданско-патриотической тематике (в частности мероприятии, приуроченные к памятным датам: Дню согласия и примирения, выводу советских войск из Афганистана, освобождению России от немецко-фашистских захватчиков, Дню защитника Отечества, Дню Победы и т.д.), отвечает за возложение цветов к памятнику воинам и за  участие класса в ежегодном смотре песни и строя. 

Сектор «Образование» - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин. 

Сектор «Экология» - отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса, организовывает субботники и генеральные уборки.

 Сектор «Культура и досуг» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе, отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление развлекательной программы. 

Сектор «Редколлегия» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах. 

Сектор «Физкультура и спорт» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе. 

Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Совет школы и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий. «Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве тречетырех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета: 
- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
 
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
 
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
 
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
 

Таким образом внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.

Самоуправление играет роль системообразующего фактора в жизнедеятельности классного сообщества и построения воспитательной системы. Основа его организации – разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими желаниями и индивидуальными возможностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность, полезную для него, класса и школы. В нашем классе нет ни одного ученика, который не имеет «должности».

Постоянные групповые поручения помогают ребятам сдружиться, учат сотрудничеству. Временные поручения выполняются  ребятами независимо от группы.

Алгоритм воспитательной деятельности включает пять элементов (этапов)

ПЕРВЫМ ЭЛЕМЕНТОМ алгоритма выступает определение тех качеств личности учащегося, которые будут положительно влиять на результативность его деятельности.

В рамках ВТОРОГО ЭЛЕМЕНТА осуществляется диагностика (изучение) индивидуально-психологических качеств учащихся с последующим уточнением, накоплением и систематизацией их показателей. Для решения этой задачи используются методы диагностики. Здесь же определяется соответствие их уровня требованиям и формируются цели воспитания, в которых находят отражение ответы на три вопроса: Какие качества личности необходимо сформировать? Какие развить до нужного уровня (совершенствовать)? Какие следует расформировать или снизить?

ТРЕТИЙ ЭЛЕМЕНТ алгоритма предполагает выбор наиболее целесообразных (эффективных) для конкретного ученика форм, методов, средств и приемов воспитательного взаимодействия (воздействия).

В ходе решения задач ЧЕТВЕРТОГО ЭЛЕМЕНТА осуществляется собственно индивидуальное воспитательное взаимодействие с учетом результатов и решений, принятых в рамках второго и третьего элементов.

Заключительный ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ алгоритма предусматривает анализ результативности проводимой индивидуально-воспитательной работы, а также внесение при необходимости соответствующих корректив (уточнение или изменение целей воспитания, форм, методов, средств и приемов воспитательного взаимодействия и др.)  

Показатели эффективности организации воспитательного процесса

  • включенность в воспитательный процесс всего педагогического коллектива школы
  • включенность родителей в воспитательный процесс
  • создание воспитывающей среды и положительного психолого-педагогического климата
  • демократический характер планирования (участие в планировании тех, кто планирует, и тех, для кого планируют)
  • наличие сложившейся системы стимулирования участников воспитательного процесса
  • охват учащихся таким содержанием деятельности, которое соответствует их интересам и потребностям
  • наличие естественной связи: воспитание на уроке, воспитание вне урока, воспитание вне школы
  • наличие детского самоуправления, соответствующего различным направлениям детской деятельности
  • удовлетворенность учащихся и родителей воспитательным процессом и наличие положительных результатов воспитания
  • постоянное нарастание динамики в оценке учащимися роли школы, класса, учителей, товарищей, удовлетворенности обучением, использованием досуга, отношений с родителями

Таким образом, координируя усилия участников учебно-воспитательного процесса (родителей, учителей и учеников), классный руководитель осуществляет деятельность по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.


Диагностический инструментарий для определения эффективности воспитательной программы

При изучении эффективности воспитательной работы целесообразно использовать следующие методики

Аспекты изучения

I.Сформированность познавательного потенциала личности учащегося.

Диагностические средства

1. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости

2. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка

3. Школьный тест умственного развития (ШТУР)

4. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

5. Педагогическое наблюдение

II.Сформированность нравственного потенциала личности учащегося.

1. Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности

2. Методика С.М. Петровой «Пословицы» для определения направленности личности

3. Методики Б.П. Битинаса и М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся

4. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. 5. Педагогическое наблюдение.

III.Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося.

1. Методика выявления коммуникативных склонностей

2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

3. Педагогическое наблюдение

IV.Сформированность эстетического потенциала личности учащегося

1. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

2. Педагогическое наблюдение

V.Сформированность физического потенциала личности учащегося.

1. Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся 2. Выполнение контрольных нормативов

3. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся

VI.Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.

1. Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»

2. Методики Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении

VII.Сформированность общешкольного коллектива.

1. Методика Р.С. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива (СПСК)»

2. Методика М.И. Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления»

3. Методика Л.В. Байбородовой для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия


III

Ожидаемые результаты

6. Ожидаемые результаты:

В результате реализации данной программы воспитания предполагается

  • создание в школе оптимальных условий для формирования личности с высоким чувством патриотизма, любви к Родине, готовности служить Родине
  • формирование умений и навыков самопознания, самовоспитания, саморазвития
  • воспитание активной гражданской позиции
  • позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих
  • издание печатного материала из опыта работы педагогического коллектива школы по воспитанию гражданственности и патриотизма у школьников

 Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением к России.

Другим важным результатом реализации модели станет изменение личности педагога. Его деятельность приведет к формированию новых ценностей, осознанию необходимости взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса на основе равноправного партнерства, изменению им видов, форм, подходов, содержания педагогической деятельности, личной заинтересованности в ее результатах. Каждый педагог умело создаст  необходимые условия для реализации учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления, также будет способствовать  развитию и углублению знаний об истории и культуре родного края.

IV. Содержание воспитательной программы

I направление – «Интеллект»

  • определение круга реальных возможностей ученика и зоны его ближайшего развития
  • создание условий для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии
  • формирование интеллектуальной культуры учащихся, развитие их кругозора и любознательности
  • сохранение любопытства и информационной насыщенности

II направление – «Нравственность»

  • формирование у учащихся нравственной культуры миропонимания
  •  развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным    нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях
  • формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора

 III направление – «Здоровье»

  • формирование собственной я-позиции учащихся к проблеме  сохранения и защиты собственного здоровья
  • формирование у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания

IV направление – «Гражданин»

  • обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития
  • формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом
  • формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию

 V направление – «Общение»

  • знакомство учащихся с традициями и обычаями общения  различных поколений
  • формирование у учащихся культуры общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»
  • создание в классном коллективе одинаковых условий для общения всех учащихся класса.
  • обучение учащихся приемам преодоления проблем в общении

VI направление – «Досуг»

  • создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности
  • использование активных и нестандартных форм  внеклассной  деятельности учащихся, отвечающих их интересам и  возможностям
  • развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие  неудачи
  • использование досуговой  деятельности как средства развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий

VII направление – «Семья»

  • организация и совместное проведение досуга детей и родителей
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов,  детей, родителей
  • обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми

Примерная тематика классных часов


Гражданско-патриотическое воспитание «Я – гражданин России»

1 класс

1 «Моя школа. Мой город. Моя Отчизна» беседа

2 Изучение государственных символов РФ. Флаг РФ беседа

3 Изучение государственных символов РФ. Герб РФ беседа

4 Изучение государственных символов РФ. Флаги советской эпохи беседа

5 Вступление в Ребячью Республику праздник

6 Знакомство с символикой школьной детской организации «Ребячья республика» беседа

7 «День народного единства – наш общий праздник» показ слайдов

8 «День рождения нашего города» экскурсия

9 Заседания экипажа класса, планирование деятельности на месяц

10 «Воины прошлого и будущего» беседа

11 «Сыны Отечества:  история российского офицерства»

2 класс


1 «Люди мира, на минуту встаньте!» классный час с презентацией
 
2 «У войны — не женское лицо» классный час
 
3 «Праздник Народного единства. Что мы празднуем?» беседа
 
4 «Аты - баты! Стань солдатом!» классный вечер
 
5 Мы составляем наш автопортрет. Анкетирование
 
6 "История Отечества, история Северного Урала" урок-путешествие
 
7 «Ему было всего 19"(посвящается погибшим в Афганистане) классный час с презентацией
 
8 "Я ребенок – я гражданин" ролевая игра
 
9 "Символы государства" классный час
 


3 класс


1 "Ради жизни на земле" литературно-музыкальная композиция с презентацией
 
2 «Знаменательные события, известные люди в истории Ямала» беседа
 
3 «Этих дней не смолкнет слава!» беседа
 к Дню Победы
4 "Великая Отечественная война» классный час с презентацией
 
5 «Всему начало - отчий дом» классный час
 
6 "Защитник Отечества — каков он?" ролевая игра
 
7 "Я ребенок – я гражданин" классный час
 
8 "Живая память" (посвящается погибшим в Афганистане) классный час с презентацией
 
9 "Идут по войне девчата" классный час
 
10 «Конституция – закон жизни» урок-презентация 

4 класс


1 "На войне детей не бывает" историко-литературная композиция
 
2 Игра "Счастливый случай" классный час, посвященный 23 февраля
 
3 "Горжусь тобой, моя Россия" классный час
 
4 «Урал - жемчужина России» урок гражданственности и патриотизма (презентация)
 
5 «Поговорим об ответственности» правовая беседа с презентацией
 
6 «Чеченский разлом» беседа-встреча с ветераном чеченской войны
7 «Закон, по которому мы живём» классный час с презентацией
 
8 «Семейная летопись» классный час
 
9 «Поле русской славы. Куликово поле» классный час с презентацией

Нравственное воспитание «Я - человек и личность»
1 класс

1 «Законы школы - наши законы» беседа

2 «Иди, мой друг, всегда дорогою добра» беседа

3 «Мои родители. Почет и уважение к старшим» беседа

5 «Легко ли быть школьником?» игра

6 «Давайте делать добрые дела» акция к Дню пожилого человека

7 «Культура поведения в общественных местах» ролевая игра

8 «С любовью на все времена» к Дню Матери

9 «Стоит ли смеяться? Культура поведения»

10 «Чудо, имя которому книга» экскурсия в библиотеку

2 класс


1 «По каким правилам мы живём?»
 классный час

2 «Уроки нравственности». Анкетирование, составление нравственного кодекса
2 «Человек – сам себе враг?» классный час
3 «Наш класс. Законы жизни» беседа
 
4  День памяти жертвам Беслана, беседа
 
5 «Отношение к школе и её имуществу» беседа
 
6 «Праздник мам»
7 «Семейная летопись» классный час
 
8 «Он первый. День космонавтики» классный час с презентацией
 


3 класс


1 «Мои духовные ценности. Уроки нравственности». Диагностика духовных ценностей учащихся.
 
2 «Нет уз святее товарищества». Практикум
 
3 «Человек среди людей»
 
4 «Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?» беседа
 
5 «Этикет и мы! Проблема разговорной речи» беседа
 
6 «Дом без одиночества» классный час с презентацией
 
7 «Весенний калейдоскоп» праздник, посвящённый 8 марта
 
8 «Мои права и обязанности» классный час
 


4 класс

 
1 «Что такое культурный человек?» классный час
2 «Что такое интеллигентность?» беседа
3 «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности» классный час
4 «Сладкая жизнь» КВН, посвящённый 8 марта
 
5 «Как научиться управлять собой» классный час
 
6 «Я и учитель» диспут
 
7 «Мы составляем наш автопортрет» беседа
 
8 «День памяти воинской славы» классный час
 

9  «Есть ли у юных идеалы?!» дискуссия 
10 «Умеем ли мы общаться?» деловая игра
 

Экологическое воспитание «Я отвечаю за окружающий мир»


1 класс


1 «Как растения показывают погоду и время» беседа с презентацией
 
2 «Берегите эти земли, эти воды» беседа с презентацией
 
3 «Эти забавные животные» беседа
 
4 «Охрана и использование животного мира» классный час с презентацией
 
5 «Природа нашего края» беседа
 
6 «Мир вокруг нас» классный час
 
7 «Моё место в природе» беседа


2 класс


1 Конкурс знатоков природы, игровая программа
 
2 «В защиту матери-земли» классный час
 
3 «Береги лес от пожаров» классный час
 
4 «Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя» КВН
 
5 «В мире животных» урок-путешествие
 
6 «День воды» внеклассное занятие
 


3 класс


1 «И я – природа» беседа
 
2 «Экологическая тропа» заочное путешествие по заповедникам
 
3 «Чернобыльская катастрофа» урок памяти
 
4 «Глобальный экологический кризис» классный час с презентацией
 
5 «Цветы в жизни человека» классный час
 
6 «Планета заболела» конкурс плакатов
 
7 «Знаешь ли ты деревья?» игра-лото
 
8 «Осень в лесу» праздник
 


4 класс


1 «Робинзонада с растениями» классный час с презентацией
 
2 «Тайна старого леса» игра
 
3 История возникновения и развития экологии, беседа
 
4 «Оранжерея на окне» практическая работа
 
5 «Жизнь под угрозой» внеклассное мероприятие
 
6 «Колобок на новый лад» игровая экологическая программа
 
7 «Цветы в легендах и преданиях» классный час с презентацией
 


Физическое воспитание «Здоровый образ жизни»


1 класс


1 «Здоровье – бесценное богатство» анкетирование
 
2 «О вкусной и здоровой пище» беседа
 
3 «В здоровом теле…» беседа с презентацией
 
4 «Папа, мама, я – спортивная семья» спортивная игра
 
5 «Правила дорожные знать каждому положено» цикл бесед
 
6 Соблюдение правил техники безопасности, цикл бесед
 
7 «Урок здоровья» классный час
 
8 «Умелые пожарные» классный час
 


2 класс


1 «Я выбираю здоровье» беседа
 
2 «Вино вину творит» классный час с презентацией
 
4 «Урок здоровья» ролевая игра
 
5 «Формула здоровья» дискуссия
 
6 «Суд над сигаретой» ролевая игра
 
7 «Не сломай судьбу свою» классный час с презентацией
 
8 «Большие гонки». соревнование
 
9 «Неболейка» театрализованное представление


3 класс


1 «Спортивное казино» игровая программа
 
2 «Берегите жизнь» спектакль
 
3 «Человек и наркотики» классный час
4 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. цикл бесед
 
5 «Как уберечься от гриппа?» классный час с приглашением медработника
 
6 «Витамины и биологические добавки» классный час с презентацией
 
7 «Про злого колдуна Сколиоза Близорукого и добрую фею Гигиену Прекрасную» театрализованное представление


4 класс


1 «Влияние кофе, чая, шоколада, газированной воды на организм человека» классный час с презентацией
 
2 «Не пей, Иванушка,- козленочком станешь» театрализованное представление.
 
3  Стресс в нашей жизни, тренинг
 
4 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения, цикл бесед
5 «Коктейль здоровья» классный час
 

Трудовое воспитание


1 класс


1 «Слава рукам золотым!» устный журнал
 
2 «Мой дом – наведу порядок в нём»
 классный час 
3 «Без труда ничего не даётся» классный час с презентацией
 
4 Беседы о профессиях. Классный час с презентацией
 
5 «Мамина помощница» праздник
 


2 класс


1 Беседы о профессиях, классный час с презентацией
 
2 «Волшебный узелок» выставка
 
3  «Об аккуратности» беседа
 

4 «Мои обязанности в семье» беседа 

5 «О лени и лентяях» классный час 


3 класс


1 «Труд в нашей жизни» беседа
 
2 Внеклассное мероприятие «Кулинарный поединок»
3 «Подарок для мамы» мастерская
 
4 «Я в мире профессий» классный час
 
5 «Подари книге вторую жизнь» акция
 


4 класс


1 «Любой труд у нас в почете» классный час
 
2 «Разделение труда. Классификация профессий» классный час
 
3 «Путешествие в Город мастеров» классный час с презентацией
 
4 Трудовые десанты.
 

Эстетическое воспитание «Мир прекрасного»


1 класс


1 «Музыка и мы» беседа
 
2 «Красота внешнего облика. Мои жесты» беседа
 
3 «Юные дарования» конкурс
 
4 «Культура чаепития» ролевая игра
 
5 «Голубые цветы Гжели» классный час с презентацией
 
6 Путешествие в страну "Чистых слов" классный час
 
7 «Лотерея вежливости» классный час
 
8 «Мы ищем Золушку» конкурсная программа
 
9 "Культура поведения в школе и школьный этикет" классный час
 


2 класс


1 «О красоте и мужестве» беседа
 
2 «Музыкальная семья» классный час с презентацией
 
3 «Жостовский букет» классный час с презентацией
 
4 «Широкая масленица» праздник
 
5 «Русские посиделки» праздник
 
6 «Царица Осень» праздник
 
7 «Для чего нужна улыбка?» классный час

8 «Песнь души». Знаменитые русские песни, классный час


3 класс


1 «Золотая хохлома» классный час с презентацией
 
2 «Птица счастья» классный час
 
3 "Волк и семеро козлят на новый лад" музыкальная сказка
 
4 «Гость в доме – хозяину радость» ролевая игра
 
5 «Русская басня» (познавательно-развлекательное занятие
 
с элементами театрализации)
 
6 Русские традиции. Масленица. Классный час с презентацией
 
7 «Отговорила роща золотая» классный час с презентацией
 
8 «Как стать интересным собеседником» классный час
 


4 класс


1 «Красота и труд вместе идут» классный час
 
2 Человек и творчество. Великие творения человечества, классный час с презентацией
 
3 «Секреты Золушки» конференция идей
 
4 Русские традиции. Рождество, классный час с презентацией
 
5 «Осенний бал» вечер
 
6 «Светский этикет» классный час
 
7 «Умею ли я слушать» классный час
 
8 «Язык, мимика, жесты как средства общения» беседа
 

V
Критерии и способы изучения эффективности программы воспитания

Для исследования эффективности программы воспитания «Юные патриоты» целесообразно использовать следующие критерии

  • Уровень воспитанности
  • Сформированность ценностных отношений учащихся
  •  Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе
  • Формирование мотивации к обучению
  • Умение общаться, сознавать свои поступки


Для изучения эффективности программы воспитания используются:
 
• различные методики и диагностики;
 
• беседы с учащимися;
 
• наблюдения;
 
• интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою
 позицию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание учащихся начальной школы

Нравственное воспитание- одна  из самых важных задач школы. В статье говорится о том,как происходит становление и развитие детского коллектива.Диагностика нравственной воспитаности учащихся. Диаг...

Программа внеурочной деятельности для начальной школы «Юный патриот»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития чувства патриотизма....

Программа физического воспитания учащихся начальной школы

Программа авторская.Разработана на материале рекомендаций А.П.Матвеева(2011),  В.И.Ляха(2012) и В.А.Родионова(2004)...

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы «Русь Златоглавая. Ты – её частичка».

Срок реализации программы 4 года, возраст воспитанников 7-10 лет.С первого класса ребята принимают участие в работе школьного духовного центра «Светоч», проводятся факультативные занятия «Изучаем осно...

Элективный курс для учащихся начальной школы "Юный эколог"

Программа «Юный эколог» - имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.Теоретические основы программы – исследования возраст...

Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы

Программа отражает цель и задачи, ожидаемые результаты, сроки реализации, подробное содержание воспитательной работы....

Программа по внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Юный патриот»

Рабочая программа учебного предмета «Юный Патриот» для 2 класса разработана на основе примерной программы начального и основного образования, разработанной на основе стандарта второго поколения под ре...