Педагогический опыт
материал (2, 4 класс)

Катайкина Ольга Михайловна

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя ГПД Катайкиной О. М.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей детей в условиях группы продлённого дня».

 Воспитательное пространство ГПД - это, во-первых, среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, во-вторых, это специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие. Каждый ребенок - ключевая фигура воспитательного пространства.

 Творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и приобрели опыт позитивного общения.

Цель моей педагогической деятельности -

  • гармоничное развитие личности каждого ребенка с учетом его возраста:
  • развитие у ребенка познавательных процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

  Главная задача - создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка, признаками сформированности детского коллектива.

  Воспитательная программа способствует достижению основной цели воспитательной работы и решению приоритетной задачи. Разработка данной программы строилась на основе следующих технологий:

  • Технология здоровьесбережения,
  • Технология гуманного коллективного воспитания В. А. Сухомлинского,
  • Технология коллективного творческого воспитания
  • Игровые технологии,
  • ИКТ.

  Попытаюсь обосновать выбор именно этих современных воспитательных технологий.

Во - первых, все они, действительно, актуальны. Учащиеся самым непосредственным образом включены в активный познавательный процесс.

Во - вторых, все они достаточно универсальны, т.к. с одинаковой эффективностью могут быть использованы, как в учебном, так и в воспитательном процессах.

В-третьих, все применяемые мной современные технологии интегральны, т.к. не взаимоисключают, а легко дополняют друг друга. И это делает их применение достаточно мобильными и легкими в реализации.

В - четвертых, все они являются здоровьесберегающими, т.к. обеспечивают сохранение здоровья детей через получение положительных эмоций, обеспечивают, в достаточной мере, двигательную активность учащихся. А это важно в наше время: в традиционной школе здоровье детей находится под угрозой, и только около 4-5 % учащиеся заканчивают среднюю школу здоровыми. Очень важны здоровьесберегающие технологии и в наш век компьютеризации.

В-пятых, все они личностно - ориентированные и, позволяя ученику работать в зоне ближайшего развития и давая ему право выбора и дифференцированный подход в обучении и воспитании, эти технологии способствуют эффективному развитию способностей и возможностей каждого ученика.

В - шестых, все выбранные и применяемые мной технологии помогают оптимизировать воспитательный процесс и делают его увлекательным и интересным. А это очень важно в наше время, когда информационное пространство сегодня настолько возросло, что требует эффективных средств воспитания и воспитатель вынужден искать такие средства воспитания, которые помогут сделать его увлекательным и интересным для ученика.

  Необходимым условием эффективной работы ГПД является чёткое и хорошо продуманное планирование всех направлений работы, реализующее комплексный системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения учащихся. И первое с чего необходимо начать планирование – это изучение основных законов государства в области образования и локальных актов школы: закон РФ «Об образовании», «Конституция РФ», «Конвенция прав ребёнка», «Устав ОУ», должностные обязанности воспитателя ГПД, методические рекомендации «Организация и режим работы группы продленного дня».

  Планирование – это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми. Оно основывается на сотрудничестве педагога и детского коллектива, осмыслении ими целей и задач и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной.

Исходя из этого, я определила для себя следующие приоритетные направления:

  • создание условий для личностного развития воспитанников;
  • создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в группе продленного дня (бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной);
  • создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру.

  Все направления деятельности имеют свою цель и задачи. Для их достижения я прорабатываю пути реализации, составляю тематическое планирование клубных часов на весь учебный год.

  В течение учебного года корректирую мероприятия в соответствии с общешкольными мероприятиями и планом воспитательной работы классных руководителей, что способствует умственному, физическому, эмоциональному и творческому развитию учащихся.

Постоянно контактирую с учителями, посещаю уроки с целью наблюдения за детьми во время учебного процесса, это даёт возможность лучше узнать детей, их характер, уровень развития и обучения, найти правильный подход к каждому ребёнку.

  Эффективно использую словесные, наглядные, практические, исследовательские методы. Разнообразные методы и формы работы никогда не оставляют ребят равнодушными, вызывают повышенный интерес ко всему происходящему.

  Чтобы процесс воспитания содержал в себе интерес и значимость, я учитываю возрастные особенности детей, создаю в коллективе дружескую атмосферу, которая ведет к успеху в творческих делах и влияет на доброжелательное взаимопонимание ребят. Обучаю детей коммуникативным навыкам, развиваю в них чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других, умения выслушать другого человека, способности сочувствию, сопереживанию, развиваю способности к самоанализу. В конечном итоге формирую умения и навыки в сфере общения. Особенно это удаётся во время совместных занятий по интересам, коллективно - творческих дел, отдыха на природе, экскурсий, разнообразных игр и во время индивидуального общения.

  Я считаю для воспитателя очень важно умение видеть и наблюдать детей «изнутри», чувствовать их настроение, понимать мотивы их поведения, ход мыслей и потребностей. Только в том случаи можно считать свою работу результативной, когда найден подход к каждому ребенку, когда можешь помочь решить их проблемы, реализовать их способности.

Индивидуальную работу с учащимися строю на:

  • изучении индивидуальных особенностей учащихся;
  • установлении межличностных контактов с каждым ребенком;
  • оказании индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности группы, выполнении правил и норм поведения в учебном заведении;
  • взаимодействии с родителями с целью индивидуального развития учащихся;
  • диагностике результатов воспитания.

  Игровую технологию, как ведущую для младшего школьника, органичено внедряю во все направления работы. Игра, вечный спутник детства. Если ребенок ежедневно погружается в различные виды игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то личный опыт ребенка обогащается, формируется память, внимание, способность восприятия. Поэтому в ежедневный план работы включаю различные подвижные и спортивные игры во время прогулки, спортивного часа, игр по интересам. Большое значение в воспитании подрастающего поколения имеет трудовое воспитание.

  Детей приучаю к труду с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, с использованием элементарных приемов труда, навыков самообслуживания, знакомлю с профессиями взрослых людей, воспитываю чувства уважения к людям любой профессии.

  Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество воспитателя с родителями. Сделать родителей активными участниками воспитательного процесса – это важная задача воспитателя. Вся моя работа ведется в тесном контакте с родителями. Постоянно обсуждаю с родителями вопросы, связанные с воспитанием, учебным процессом, организацией досуга. Встречи проходят в форме бесед, консультаций, анкетирования и т.д. Родители интересуются школьной жизнью своих детей, помогают мне и словом и делом, и сами довольны жизнедеятельностью группы.

  Творчество – норма детского развития. Стараюсь формировать творческую личность. Для детей младшего школьного возраста характерно литературное, изобразительное, музыкальное и драматическое творчество. Поэтому для развития творческих способностей привлекаю учащихся к участию в различных мероприятиях. Дети с интересом участвуют в разнообразных по форме и содержанию мероприятиях. Принимают участие в различных конкурсах.

  Изучение состояния эффективности воспитательного процесса в группе осуществляю с помощью диагностики. Диагностика необходима по той причине, что отсутствие достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности учащихся, формировании коллектива класса, состоянии и результатах воспитательного процесса ставит под сомнение педагогическую целесообразность деятельности воспитателя.

  В качестве объектов исследования состояния и эффективности воспитательного процесса я выбрала: уровень воспитанности учащихся, формирование классного коллектива, наличие у учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в группе.

  Наряду с воспитательной работой в ГПД совершенствую своё педагогическое мастерство. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. И с появлением в работе педагога компьютера и Интернета значительно повышаются возможности самообразования.

  Тема моего самообразования: «Информационно - коммуникационные технологии. Применение компьютерных технологий в работе».

  Я изучила соответствующую научно-методическую литературу, познакомилась с передовым педагогическим опытом, освоила компьютерные программные продукты, создала электронные презентации при помощи Power Point, создала собственные профессиональные сайты, опубликовала свои материалы на различных профессиональных сайтах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт по теме "Использование терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

Обобщен опыт работы по использованию терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми младшего и младшего школьного возраста....

Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"

Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы».  Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, г...

Актуальный Педагогический Опыт

Работа с леворукими детьми....

педагогический опыт.Педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"

педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"...

ПК 4.3.Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оценивать образовательные технологии в области начального общего образования.

ПК  4.3.Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической  литературы,  самоанализа  и  анализа  деятельности  других педагогов,  оцениват...