Выступление на тему: "Мотивация – важный элемент в формировании положительного отношения к учению"
материал

Бердникова Анастасия Сергеевна

Выступление на тему: "Мотивация – важный элемент в формировании положительного отношения к учению"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация – важный элемент в формировании положительного отношения к учению

Бердникова Анастасия Сергеевна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 55», учитель начальных классов

    Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется, либо оказывается крайне неустойчивой. По мнению педагога Арнаутовой Е.П., мотивация учения представляет собой исключительный интерес для педагога и родителей, так как является ведущим фактором активности личности. Без учёта особенностей мотивации никакое эффективное социально-педагогическое взаимодействие с ребёнком невозможно.

     Мотивация учения выполняет три функции: побуждающую, направляющую (организующую), смыслообразующую. Побуждающая функция неустойчива, действия должны быть рассчитаны на создание организующей и смыслообразующей функций мотивации. Сформировав побуждение к учению, вызвав первичный интерес, познавательные мотивы первого учебного уровня (желание ходить в школу, удовлетворить любознательность) уступают место мотивам более высокого самообразовательного уровня. В результате учение становится потребностью.

    Работа по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой вид деятельности (эмоциональный, мотивационно-целевой, познавательный). Каждый блок рассматривается с позиции получаемого результата, который выступает основанием для использования в других блоках.

   Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство – причину познавательного интереса.

Учитель использует для этого следующие приёмы:

1) создание ситуации успеха, выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;

2) положительный эмоциональный настрой, создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркая и эмоциональная речь учителя;

3) рефлексия, оценка собственной деятельности и деятельности других, оценка результата деятельности, поиск ответов на вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «Почему было трудно?», «Что открыли, узнали на уроке?» и т.д.);

4) занимательность, необычное начало урока, использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

     Мотивационно-целевой блок решает задачу обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации, что возможно благодаря следующим приёмам:

1) самостоятельное определение обучающимися целей последующей деятельности;

2) предоставление права выбора через разноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости;

3) практическая направленность деятельности, соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.

   Познавательный блок направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Данная задача реализуется посредством следующих приёмов:

1) включение учащихся в коллективную деятельность через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу;

2) необычная форма преподнесения материала;

3) создание проблемной ситуации, побуждение к анализу, сравнению учебных объектов, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;

4) сотрудничество на уроке через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;

6) стимулирование деятельности через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

     Важно отметить, что каждый из рассмотренных приёмов, методов и средств у каждого учителя будет иметь свои особенности. Они зависят от условий применения, педагогического мастерства учителя.

     Таким образом, воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: организованная включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, содействие учителя в виде организации творческого процесса, мотивирующих ученика на поиск творческих решений заданий, включение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.

Список использованной литературы

  1. Арнаутова, Е. П. Общение с родителями: зачем? / Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова. – Москва : Просвещение, 1993 – 114 с.
  2. Жабина Е.С. Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению [Электронный ресурс]: статья/ Е. С. Жабина; Волгоград., 2021 – Режим доступа : https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/454309-statja-rol-uchitelja-v-formirovanii-polozhite


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление "Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учению"

В работе уделено внимание созданий "ситуаций успеха на уроках"как положительного отношения к учебе...

выступление "Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учению"

В работе уделено внимание созданий "ситуаций успеха на уроках"как положительного отношения к учебе...

выступление "Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учению"

В работе уделено внимание созданий "ситуаций успеха на уроках"как положительного отношения к учебе...

Статья : Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учению.

Известно,  что  отрицательное  отношение  к  учению  возникает  при  отсутствии  успехов.  Напротив, приятные  переживания,  связанные...

Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учению.

Известно,  что  отрицательное  отношение  к  учению  возникает  при  отсутствии  успехов.  Напротив, приятные  переживания,  связанные...