Технология колеективного творческого воспитания И.П. Иванова
статья

Семченкова Галина Валентиновна

технолгия КТД Иванова И.П.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технология КТД38.56 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ

КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И.П. ИВАНОВА

Игорь Петрович Иванов, доктор  педагогических наук Российской Академии образования, профессор.  Педагоги считают академика И.П. Иванова изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о “педагогике сотрудничества”, называют ее “коллективное творческое воспитание”, “воспитание по Иванову”. Технология коллективного творческого воспитания – это такая  организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Коллективная – планируется, организуется, осуществляется, обсуждается воспитанниками и педагогами в общей совместной деятельности по реализации общих и индивидуальных целей, при отношениях ответственной зависимости.

Творческая – осуществляется не по шаблону, стандарту, а выступает в новых вариантах, предполагает импровизацию участников, личностную, индивидуальную окраску, поиск новых нетрадиционных способов взаимодействия.

Деятельность – технология направлена на активное преобразование действительности, себя, своего взаимодействия участниками педагогического процесса; в ее основе лежит разнообразие и смена видов деятельности в педагогическом процессе, деятельностный подход к его организации.

Постулаты КТД:

  • коллективное творчество;
  • единое дело и добровольное участие в нём;
  • свобода выбора форм деятельности;
  • содружество взрослых и детей;
  • развитие коллектива под влиянием лидеров.

Основными задачами КТД сейчас, в новых условиях, являются:

  • формирование и развитие коллектива;
  • развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;
  • развитие творчества как коллективного, так и индивидуального;
  • обучение правилам и формам совместной работы;
  • реализация коммуникационных потребностей детей.

В процессе КТД развиваются все стороны личности: познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы), эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности), действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).

Пять условий педагогического успеха.

  • Первое условие - общая забота.
  • Второе условие - единство уважения и товарищеской требовательности.
  • Третье условие - единство мыслей и действий, воли и чувств.
  • Четвертое условие - единый коллектив.
  • Пятое условие - творчество, а не шаблон.

Для успешной сотрудничества взрослого и ребёнка необходимо создание мотивации ребенка для участия в КТД.  Мотивы ребенка могут быть:

  • Потребность в коммуникации (общении).
  • Выполнение КТД для того, чтобы принимать участие в других делах. Желание выиграть (дух соревнования).
  • Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных).
  • Осознание развивающей роли КТД.
  • Осознание социальной роли КТД (необходимости КТД для других).

Виды КТД: общественно-политические,

трудовые,

познавательные,

экологические,

художественные,

спортивные,

досуговые.

Стадии коллективного творческого дела.

  • 1 стадия – предварительная работа коллектива
  • 2 стадия – коллективное планирование
  • 3 стадия – коллективная подготовка КТД
  • 4 стадия – проведение КТД
  • 5 стадия – коллективное проведение итогов КТД
  • 6 стадия – стадия ближайшего последействия КТД

Стадия КТД

Какие вопросы

решаются?

Формы и методы

деятельности коллектива

1. Предвари-тельная работа

С какой целью?

Что лучше сделать?

Для чего и с кем?

Кто может помочь?

Как подключить детей, родителей?  Кому быть организатором?

«Стартовые» («нацеливающие») воспитательные мероприятия:

- товарищеская беседа,

- рассказ-размышление,

- убеждение на собственном опыте.

При этом взрослые не навязывают дело, а размышляют вместе с детьми.

2. Коллективное планирование

Какое дело проведем?

На радость и пользу кому?

Где его провести?

Как лучше провести?

С кем вместе провести?

Кто будет ответственным?

Кто будет ведущим?

- Сбор-старт (обсуждение, предложений, анализ задач, совместное размышление);

- разведка дел;

- мозговой штурм;

- открытая дискуссия;

- деловая игра;

- побуждение (ободрением, похвалой, помощью, советом, доверием).

Выборы совета дела, творческой инициативной группы. Взрослые принимают участие в общей работе на равных основаниях.

3. Подготовка дела

Как развивать положительные качества воспитанников?

Как преодолеть их отрицательные качества?

Как включить всех в активный творческий поиск?

Как научить воспитанников преодолевать трудности?

- Увлечение добрым сюрпризом;

- помощь товарищеским советом;

- оказание доверия;

- товарищеское требование;

- подготовка проекта по «секрету»;

- товарищеский контроль;

- товарищеское обсуждение;

- увлечение делом, поиском, романтикой, героикой, игрой;

- уточнение проекта КТД;

- товарищеское поощрение от имени коллектива;

- традиции коллективной работы.

Позиция взрослых – выполнять стимулирующую функцию.

4. Проведение дела

Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД? Как увлечь воспитанников личным примером?

Как добиться радостной перспективы близкого успеха? Как научить ребят выходить из затруднительных положений?

Формы проведения КТД:

- «операции»;

- эстафеты;

- конкурсы;

- смотры;

- диспуты;

- соревнования и т.д.

Задача взрослых – вызвать и утвердить у ребят мажорный тон, бодрость, уверенность в своих силах и стремление преодолеть трудности.

5. Подведение итогов

Как научить ребят коллективно подводить итоги своей работы?

Как помочь воспитанникам проанализировать и оценить проделанную работу?

Как сделать, чтобы коллективный анализ стал традицией?

Сборы-«огоньки»:

- товарищеский разбор;

- гласное обсуждение;

- анализ и самоанализ;

- рефлексия;

- похвала;

- поддержка;

- деловой спор;

- награда;

- контроль;

- требование;

- товарищеская критика;

- порицание.

Взрослые должны помочь воспитанникам выяснить причины, породившие успех или неудачу.

6. Ближайшее последействие

Как научить ребят реализовывать выводы и предложения?

Как научить учащихся использовать полученный опыт в жизни коллектива?

Как научить воспитанников реализовывать собственные решения?

Как убедить ребят в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни?

- Радостная перспектива;

- творческие группы;

- расстановка сил;

- доверие;

- изменение режима;

- чередующиеся творческие поручения;

- преемственность в делах;

- взаимопомощь;

- товарищеское приучение.

Педагоги по-товарищески помогают в выполнении решений, принятых общим сбором. Смысл последействия – в расширении круга добрых дел.

Коллективное творческое воспитание — это система работы, строящаяся на основе отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников как старших и младших товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология коллективного творческого воспитания

Методический материал для учителя начальнойшколы....

Технология коллективного творческого воспитания Игоря Петровича Иванова.

Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения. Технология коллективного творческого воспитания ...

Методический семинар на конкурс "Самый классный - классный" - "Технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова при организации деятельности младших школьников краеведческой направленности."

Транслирование опыта организации коллективной творческой деятельности школьников при реализации задач гражданско-патриотического воспитания и духовно нравственного развития учащихся по средствам краев...

Коллективное творческое воспитание "идеология" и "технология"

Использование коллективного творческого воспитания  как средство формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников. Классный коллектив является основной социальной средой,...