РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мы любим русский язык» 1 класс
методическая разработка (1 класс)

Китрашова Тамара Павловна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по внеурочной деятельности

 

«Мы любим русский язык»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_my_lyubim_russkiy_yazyk_1_klass.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

                         Отдел образования Администрации Егорлыкского района

МБОУ ЕСОШ № 7 им. О.Казанского

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

методическим советом

Заместитель директора

директор

______________.

______________.

______________.

Протокол №1

Протокол №1

Приказ №186

от "29" августа2022 г.

от "30" августа  2022 г.

от "30" августа2022 г.

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Мы любим русский язык»

общеинтеллектуальное направление

Уровень общего образования (класс): начальное образование, 1 класс «В»

Количество часов: 33 часа

Учитель: Китрашова Тамара Павловна.

Год составления: август 2022 г.

        

        

ст.  Егорлыкская

Ростовская область

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

  1. Федерального Закона «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.).
  2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.05.2021 № 286 
    "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".
  3. Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
  4.         Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
  5.         Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
  6.         СанПиН 1.2.3685-21;
  7. Примерной рабочей программы воспитания (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23.06.2022г. №3/22).
  8. Устава МБОУ ЕСОШ №7 им.О.Казанского.
  9. Учебного плана МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского ст. Егорлыкской на 2022-2023 учебный год.
  10. Положению рабочей программе МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского, утвержденного приказом от 29.06.2022г. №152/1.

Цель курса: формировать основы предметных знаний, умений и навыков по русскому языку, а также общеучебных умений, необходимых для успешного решения учебных, практических задач и продолжения образования.

Основными задачи:

  • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  • способствовать развитию смекалки и сообразительности.
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

Согласно учебному плану на изучение курса внеурочной деятельности «Мы любим русский язык» в 1 классе отводится 33 часа из расчёта 1 час в неделю.

Согласно учебному плану и в соответствии с календарным графиком МБОУЕСОШ №7 им. О. Казанского на 2022-2023 учебный год расписанием учебных занятий МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского в условиях пятидневной рабочей недели рабочая программа составлена на 33 часа.

Срок реализации программы 1 год.

2. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты:

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

- положительного отношения к урокам русского языка;

- уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

- интереса к языковой и речевой деятельности;

- представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

- представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);

- первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;

- мотивации к творческой проектной деятельности.

-умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

-интерес к изучению языка;

-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
  • патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
  • духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
  • эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
  • физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
  • трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
  • экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
  • ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.

Метапредметные результаты:

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;

- понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;

- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебных пособиях;

- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;

- понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;

- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

 - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

 - осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);

- проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

         Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

- слушать собеседника и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- принимать участие в диалоге;

-задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

-принимать участие в работе парами и группами;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы:

-  представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;

 - представление о значимости языка и речи в жизни людей;

-  умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;

- практические умения работать с языковыми единицами;

-  представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;

 - представление о правилах речевого этикета;

 - адаптация к языковой и речевой деятельности.

3.Содержание учебного курса

Содержание курса «Мы любим русский язык» направлено помочь сформировать читательскую грамотность как непременную составляющую функциональной грамотности обучающихся, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве.

1.Речь устная и письменная

Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и речь письменная.

2. Что такое слово?

Понятие слова, знакомство с ребусом.

3.В мире звуков

Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух»

4.  Игротека

Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма»

5.  Звуки и буквы – не одно и то же

В чем заключается различие между звуками и буквами

6.        Что такое метаграммы?

Знакомство с метаграммами. Разгадывание метаграмм.

7.        Жили были гласные и согласные.

Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв.

8.        Игротека

Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метаграмм.

9.        Волшебник Ударение.

Роль ударения в слове. Понятие «омограф»

10.        Такие разные согласные

Способы отличия твердых согласных звуков от мягких

11.        Такие разные, разные согласные

Парные и непарные звонкие и глухие согласные

12.        Игротека

Поиск амографов в предложении. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости – глухости, твердости-мягкости. Решение метаграмм.  Рифмование слов.

13.        Русские народные загадки

Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.

14.        Зачем шипят шипящие?

Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима»

15.        Познакомьтесь: алфавит!

Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и звуков.

16.        Привет, пословица!

Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы.

17.        Поговорим о предложении

Разновидности предложений по цели высказывания. Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры.

18.        Еще немного о предложении

Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения с соответствующей интонацией.

19.        Игротека

Понятие «Шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту.

20.        Знакомимся с анаграммами

Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы.

21.        Что такое текст?

Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста.

22.        Что мы пишем с большой буквы?

Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные.

23.        О безударных гласных

Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.

24.        О парных звонких и глухих согласных

Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова

25.        Слова - приятели

Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары

26.        Игротека

Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди групп слов синонимов, подборе синонима к данному слову.

27.        Слова – неприятели

Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов.

28. 29        Волшебное слово предлог.

Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.

30. 31       Что за зверь такой - фразеологизм?

Знакомство с фразеологизмами и их значением. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.

Понятие «Омоним». Упражнение в умении различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения.

32.  Учимся различать слова разных частей речи.

  Упражнение в умении различать слова разных частей речи.

33. Учимся различать слова разных частей речи.

  Упражнение в умении различать слова разных частей речи.

4.Тематическое планирование.

Тема занятия

Часы

1

Речь устная и письменная

1

2

Что такое слово?

1

3

В мире звуков

1

4

Игротека

1

5

Звуки и буквы – не одно и то же

1

6

Что такое метаграммы?

1

7

Жили - были гласные и согласные

1

8

Игротека

1

9

Волшебник Ударение.

1

10

Такие разные согласные

1

11

Такие разные, разные согласные

1

12

Игротека

1

13

Русские народные загадки

1

14

Зачем шипят шипящие?

1

15

Познакомьтесь: алфавит!

1

16

Привет, пословица!

1

17

Поговорим о предложении

1

18

Еще немного о предложении

1

19

Игротека

1

20

Знакомимся с анаграммами

1

21

Что такое текст?

1

22

Что мы пишем с большой буквы?

1

23

О безударных гласных

1

24

О парных звонких и глухих согласных

1

25

Слова - приятели

1

26

Игротека

1

27

Слова – неприятели

1

28

Волшебное слово предлог

2

29

Что за зверь такой   фразеологизм?

2

30

Учимся различать слова разных частей речи.

2

ИТОГО

33

  1. Календарно-тематическое планирование.

Название раздела, тема занятия

Форма проведения занятия

Часы

ЦОР/ЭОР

Дата

план

факт

1

Речь устная и письменная

лекции;

1

http://LearningApps.org/3482904

02.09

2

Что такое слово?

практические занятия с элементами игр и игровых элементов.

1

http://LearningApps.org/3483161

09.09

3

В мире звуков

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

1

http://LearningApps.org/3483422

16.09

4

Игротека

индивидуальная и групповая работа

1

http://LearningApps.org/display?v=pt7z61cm217

23.09

5

Звуки и буквы – не одно и то же

практические занятия с элементами игр

1

http://LearningApps.org/2600173

30.09

6

Что такое метаграммы?

индивидуальная и групповая работа

1

http://windows.edu/ru

07.10

7

Жили - были гласные и согласные

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов

1

http://windows.edu/ru

14.10

8

Игротека

анализ и просмотр текстов;

1

http://windows.edu/ru

21.10

9

Волшебник Ударение.

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

1

http://windows.edu/ru

28.10

10

Такие разные согласные

индивидуальная и групповая работа

1

http://windows.edu/ru

11.11

11

Такие разные, разные согласные

лекции;

1

http://school-collektion.edu/ru

18.11

12

Игротека

индивидуальная и групповая работа

1

http://school-collektion.edu/ru

25.11

13

Русские народные загадки

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

1

http://school-collektion.edu/ru

02.12

14

Зачем шипят шипящие?

лекции;

1

http://school-collektion.edu/ru

09.12

15

Познакомьтесь: алфавит!

анализ и просмотр текстов;

1

http://school-collektion.edu/ru

16.12

16

Привет, пословица!

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

1

http://fcior.edu.ru

23.12

17

Поговорим о предложении

анализ и просмотр текстов;

1

http://fcior.edu.ru

30.12

18

Еще немного о предложении

лекции;

1

http://fcior.edu.ru

13.01

19

Игротека

индивидуальная и групповая работа

1

http://fcior.edu.ru

20.01

20

Знакомимся с анаграммами

анализ и просмотр текстов;

1

http://fcior.edu.ru

27.01

21

Что такое текст?

индивидуальная и групповая работа

1

http://www.mon.gov.ru

03.02

22

Что мы пишем с большой буквы?

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

1

http://www.mon.gov.ru

10.02

23

О безударных гласных

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

1

http://www.mon.gov.ru

03.03

24

О парных звонких и глухих согласных

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

1

http://www.mon.gov.ru

10.03

25

Слова  - приятели

анализ и просмотр текстов;

1

http://www.mon.gov.ru

17.03

26

Игротека

самостоятельная работа

1

http://www.ed.gov.ru

31.03

27

Слова – неприятели

работа с разнообразными словарями;

1

http://www.ed.gov.ru

07.04

28.29

Волшебное слово предлог

анализ и просмотр текстов;

2

http://www.ed.gov.ru

14.0421.4

30.31

Что за зверь такой   фразеологизм?

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

2

http://www.ed.gov.ru

28.0405.05

32.33

Учимся различать слова разных частей речи.

работа с разнообразными словарями;

2

http://www.ed.gov.ru

12.0519.05

Итого:

33 ч

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского

от «29» августа 2022г. № 1

Председатель МС

___________________/                 /

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

___________________/                      /

 «30» августа 2022г.

Лист корректировки рабочей программы по предмету

«Мы любим русский язык»

1 «В» класс

в 2022 - 2023         учебном году

учителя Китрашовой Т.П.

На основании расхождения количества учебных часов, предусмотренных рабочей программой, и фактическим количеством проведённых учебных уроков по причине внесения изменений в календарный учебный график

МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского на 2022 - 2023 учебный год

в рабочую программу по предмету внесены следующие изменения:

№ п/п

Тема урока по планированию

Количество уроков по плану

Фактически проведено

Внесенные изменения

Количество сокращённых часов за счет повторения

Количество

сокращённых часов за счет объединения тем

  1. При коррекции рабочей программы изменяется количество часов, отводимых на изучение раздела ______________________________________________________. Объём запланированных по тематическому планированию часов осуществляется за счёт (объединения близких по содержанию тем уроков/за счёт часов резерва/ за счёт часов повторения тем) (нужное подчеркнуть).
  2. Темы, ориентированные на достижение требований обязательного минимума содержания государственных образовательных программ, не исключены.
  3. Не исключены тематические контрольные работы.
  4. В результате коррекции количество часов на прохождение программы по предмету «______________________» за ____________________учебный год уменьшается, но при этом обеспечивается полное выполнение рабочей программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности НОО по русскому языку "Сочинитель"

Программа "Сочинитель" составлена с соответствии с ФГОС НОО на основе методического сборника авторов  Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991...

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности кружка "Занимательный русский язык"

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности кружка "Занимательный русский язык"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся любить книгу"

Рабочая программа по курсу «Учимся любить книгу» для 1-4 классов общеобразовательной школы составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами.Курс «Учимся любит...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Практикум по русскому языку»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Практикум по русскому языку»  составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобр...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Мы любим рисовать"

Программа " Мы лююбим рисовать" предназначена для ддетей в возрасте от 7 до 10 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение до...