Занятие по формированию познавательных интересов у детей старшей группы на тему "Зима"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру

Фарзалиева Гюлжихан Мустафаевна

У детей недостаточное представление о характерных особенностях зимней погоды, о свойствах снега и о том, почему животные и птицы ведут себя по-разному. У них также отсутствует понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Дети не умеют составлять описательные рассказы из-за ограниченного словарного запаса прилагательных и глаголов. Они не способны видеть красоту зимнего пейзажа. Участие детей в данном проекте поможет максимально расширить их знания и представления о зиме, свойствах снега и природных явлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_temu_zima.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность:

Дети в недостаточной степени имеют представление о характерных явлениях зимней погоды; о свойствах снега, почему ведут себя по-разному животные и птицы. Дети не видят взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Не умеют составлять описательный рассказ, так как у них бедный словарный запас прилагательных и глаголов. Не умеют видеть красоту зимнего пейзажа. Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и представления детей о зиме, свойствах снега, природных явлениях, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.

Цель проекта:

Расширить знания детей о зиме, свойствах снега и природных явлениях; Способствовать развитию наблюдательности и воображения детей; Побудить детей видеть красоту зимнего пейзажа и ценить природу.

Задачи проекта:

Закрепить знания детей, о зимних явлениях природы: мороз, снег, иней, гололед, метель, вьюга, пурга и т. д. Закрепить знания о зимних развлечениях, о свойствах снега. Развивать связную речь, побуждать детей к словесному описанию изменений в природе в зимнее время года, наблюдательность, память, внимание, слуховое восприятие, мышление, способность чувствовать красоту природы каждого. Расширить и углубить знания детей о лесе и его обитателях животных, и птицах, об одежде людей в разное время года, научить сравнивать разные времена года. Формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Воспитывать интерес и уважение к чужому и собственному труду, умение видеть его результаты. Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам как к живому объекту, бережное отношение к птицам желание помогать им в зимних условиях, уважение к чужому труду. Развивать интерес к элементарному проведению исследовательских операций.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

Умение называть зимние природные явления, формировать знания о свойствах снега, зачем люди надевают теплую зимнюю одежду, как и где зимуют животные и птицы. Участие в зимних забавах (катание на санках, катание с горки, игры в снежки, снежная карусель, кто быстрее, кто дальше т. д.). Умение рассказывать по картине, описывать ее. Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости, доброжелательности.

Предварительная работа.

Подбор методической литературы, игр, сказок, рассказов, стихотворений, картин, иллюстраций. Рассматривание репродукций.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

Социально-коммуникативное развитие.

Цель: расширение и углубление знаний детей о зиме как о времени года. «Зимние месяцы» «Зачем нам зима?» «Животные и растения зимой» «Зимние забавы», «Птицы зимой», «Зимние приметы» «Где прячутся насекомые зимой?» «Что делают деревья зимой?» «Жизнь зимнего водоема».

Словесные и дидактические игры:

Цель: совершенствование знаний и представлений у детей о временах года, сезонных изменениях в живой и неживой природе, совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас детей. «Времена года», «Кто, где живет?», «Что в мешке Деда Мороза»

Опыты: «Какой бывает снег», «Разноцветные сосульки», «Определение чистоты снега», «Замерзание воды», «Почему тает снег».

Физическое развитие

Цель: формирование двигательной активности детей. «Два мороза», «Мороз – Красный нос», «Вокруг снежной бабы», «Ловишки, со снежком», «Снежная карусель», катание на санках – ледянках и лыжах, скольжение по ледяным дорожкам, и др.

Познавательное развитие.

Цель: вызвать у детей интерес к познавательной деятельности и экспериментированию, развивать наблюдательность, познавательную активность и инициативу.«Где прячутся листья?», «Какой бывает снег?», «Снег, вода, лед» Наблюдение на прогулках, за природными явлениями: (снегопад, метель, вьюга, иней, оттепель) и изменениями погоды, птицами, деревьями, работой взрослых в зимнее время года, выявление простейших связей между явлениями в природе: во время снегопада дует сильный ветер – метель, зимой на улице сильный мороз – вода замерзает, во время оттепели образуются сосульки (капель) и т. п. ; развитие наблюдательности, внимания, любознательности

Речевое развитие.

Цель: привить любовь и познавательный интерес к художественной литературе, вырабатывать умение выразительно и эмоционально рассказывать и пересказывать художественные произведения; развивать умение составлять творческие рассказы из личного опыта, совершенствовать связную речь. Чтение художественной литературы:

Русские народные сказки: «Рукавичка», «Зимовье зверей», «Снегурочка», С. Маршак «Двенадцать месяцев», С. Есенин «Поет зима, аукает…», И. Суриков «Зима», «Белый снег», В. Бианки «Лес зимой», З. Александрова «Снежок». «Лисичка-сестричка и серый волк», «Зимовье», «Зимняя сказка», «Снегурочка», «Рукавичка». Разучивание стихов и загадок о зиме. Составление рассказа по картинам: «Зима», «Дети гуляют», «Зима в лесу», «Зимние забавы», «Собираемся на прогулку», «Дети на празднике елки».

Прослушивание ауди записи сказок «Морозко», «Снегурочка», песен «Зимушка хрустальная», «Пришла зима», «Едут санки». Разучивание стихотворений: «Птичьи гнезда опустели», «Если снег идет».

Театрализованная деятельность: «Рукавичка», «Заюшкина избушка».

Художественно-эстетическое развитие.

Цель: формировать умения отражать в работе свои впечатления и знания о природе и природных явления зимой.

Рисование: «Елочка зеленая иголочка», «Дерево зимой» ,«Снегурочка», «Наша новогодняя елка», «Снеговик».

Лепка: «Снеговик», «Снегурка в белой шубке», «Снежинка»

Аппликация: «Новогодняя ёлка», «Снеговик», «Бусы на ёлку», «Домик деда Мороза», «Пирамидки в подарок малышам».

Конструктивно- модельная деятельность: снеговик (из втулок), «Лыжник «(из шишек),

Пальчиковые игры (гимнастика): «Снежок», «Веселые гномы», «У кормушки».

Работа с родителями:

Цель: развивать интерес родителей к жизни детского сада, знакомить с элементарной проектной деятельностью.

Совместная выставка поделок родителей и детей на тему: «Парад дедов морозов», «Креативная ёлочка», « Ёлочная игрушка своими руками», « Снеговик» ,

Оформление папок-передвижек для родителей: «Зима », «Игры на прогулке», «Давайте поиграем»

Консультация для родителей: «Одеваем детей по сезону».,

Инструктаж для родителей: «Катание на тюбе» (ватрушка)

ПРОДУКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме «Зима»;

Пополнить картотеку дидактическими играми по развитию знаний у детей о зимнем времени года;

Подбор рассказов о животных и птицах зимой; Зимние забавы - на прогулке Выставка рисунков на зимнюю тематику .

Выставка работ детей совместно с родителями «Новогодняя сказка».

Ожидаемые результаты:Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период. Воспитание бережного отношения к природе.

Воспитание самостоятельной, творческой активной личности

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!. Нашу встречу предлагаю начать с загадки:

По дворам шныряет,

Крохи подбирает.

Дети: Воробей

Воспитатель: Вы наверно догадались, что сегодня мы поговорим о зимующих птицах. Какие птицы остаются зимовать с нами?

Дети: вороны, галки, воробьи, синицы, голуби, дятлы ит. д. (По мере называния воспитатель выставляет иллюстрации зимующих птиц) .

Воспитатель: Как воробьи клюют корм?

Дети: Хватают большой кусочек и улетают на дерево.

Дети: Другие клюют прямо на дороге или в кормушке.

Воспитатель: Где живут воробьи?

Дети: Они занимают пустые гнёзда

Воспитатель: А сам могут строить гнёзда?

Дети: Да, могут.

Ребёнок читает загадку:

С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте что за птица?

Называется …

Дети: Синица

Воспитатель: Выберите из предложенных картинок птичку-синичку. Правильно. Что едят синицы?

Дети: Они любят несолёное тесто, сало, семена

Воспитатель:-Где живут синицы?

Дети: Они прилетают и селятся близко к жилью человека.

Воспитатель: Ребята, а какую пользу приносят синицы?

Дети: Уничтожают вредных насекомых.

Воспитатель: Каких?

Дети: Жучков, мошек.

Воспитатель: А где синицы их находят?

Дети: В щелях, в коре деревьев.

Воспитатель: Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками: ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля.

Ребёнок: Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

Дети: Дятел

Воспитатель:- Ребята, как ещё называют дятла?

Дети: «Лесной доктор»

Воспитатель: Как вы думаете, почему дятла еще называют «Лесной доктор»?

Дети: Он спасает деревья. Он выстукивает клювом ствол деревьев, находит там пустоту, и достаёт оттуда личинки.

Воспитатель: А чем ещё питается дятел?

Дети: Семенами шишек.

Воспитатель:- Верно, а какие стихи вы знаете о птицах? (дети читают стихи)

Игра “Собери картинку”.

(У детей конверты с разрезными картинками, на которых изображены перелетные птицы.)

Воспитатель: Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.

(Дети складывают картинки и показывают их всем)

Воспитатель: Как мы с вами можем помочь зимующим птицам?

Дети: Можно вывешивать кормушку и каждый день насыпать в неё пшено, рис, сухие ягоды, крошки.

Воспитатель: Молодцы, ребята. На этом наше занятие подходит к концу. Обязательно расскажите своим родителям о зимующих птицах, о том, как им помочь зимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Формирование познавательных интересов у детей" на уроках русского языка и литературного чтения

Существует  тесная  связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу      ребёнок лучше усваивает знания, с...

Формирование познавательного интереса у детей с особыми образовательными потребностями на уроках математики

Для успешного обучения и воспитания детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельнос...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе «Свойства воды »

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.Основные задачи:1.Образовательные задачи:Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлени...

Система работы по выявлению и формированию познавательного интереса одарённых детей средствами дистанционного взаимодействия на образовательном портале Якласс

Презентация содержит наглядный материал (таблицы, графики, краткие аннотации) по теме "Система работы по  выявлению и формированию познавательного   интереса  одарённых  ...

Методические рекомендации по формированию познавательного интереса у детей с нарушением зрения

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступн...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Осенние задачки"

Закрепление навыков счёта в пределах 7, совершенствование умения различать и правильно называть плоские геометрические фигуры, уточнять представления о последовательности частей с...