Методическая разработка по организации внеклассной совместной деятельности в образовательном процессе начальной школы "Весёлые превращения"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Ткаченко Наталья Викторовна

Данное внеклассное занятие является частью коррекционно- воспитательной работы основанной на адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).

Цель: воспитание стремления к самостоятельности в доступных для обучающихся пределах; усвоение правил совместной деятельности.

Задачи:

- Содействовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся.

- Развивать и корректировать двигательную моторику.

- Воспитывать привычку здорового образа жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области

Институт развития образования

Конкурс методических разработок учителей по организации совместной

деятельности в образовательном процессе начальной школы

НАЗВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ 

_________________«Весёлые превращения»______________

НОМИНАЦИЯ________ внеклассная работа ________________________

             (урочная/ внеурочная деятельность/ внеклассная работа)

____Ткаченко Наталья Викторовна____

                                               ФИО учителя - автора

                                                 учитель  начальных классов________

                                          должность

                                        ГБОУ школа-интернат №3 г.о. Тольятти

Наименование образовательной организации (место работы)

Тольятти, 2023

Методический комментарий

Данное внеклассное занятие является частью коррекционно- воспитательной работы основанной на адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ школы- интерната №3 г.о. Тольятти.

Направление внеурочной деятельности: «Я умею …».

Форма организации обучающихся – линейный квест.

Цель: воспитание стремления к самостоятельности в доступных для обучающихся пределах; усвоение правил совместной деятельности.

Задачи:

- Содействовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся.

- Развивать и корректировать двигательную моторику.

- Воспитывать привычку здорового образа жизни;

Планируемые образовательные результаты

Личностные результаты:

социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, Предметные результаты.

Развитие межличностных и групповых отношений.

  Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

Развитие слуховых восприятий и двигательных   умений;

Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.

Демонстрационное оборудование: аудиозапись  логоритмического упражнения «Головами покиваем» Железновых, игрушка медведя, тряпичный мешочек, мячиками из мишуры, игрушки из кукольного театра (зайца и медведя), "волшебная" палочка.

Раздаточное оборудование: цветные карандаши, листы белой бумаги, шаблон круга -  всё по количеству детей, весёлый смайлик и  грустный.

Используемая литература:

Т.П.Трясорукова «Игры для дома и детского сада», Ростов-на-Дону, «Феникс, 2017г.

Г.В.Давыдова «Игры, считалки, загадки, стихи для развития речи», «Феникс, 2015г 

В.Данько «Школа чудес», М. «Просвещение», 1995 г.

Характеристика этапов занятия

Задачи этапа

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

Форма органи-зации

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1 этап. Организационный – (5 минут)

1.1

Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к занятию

Здравствуйте, ребята! Перед началом занятия вспомним нашу музыкальную разминку:

Головами покиваем,

Носиками помотаем,

И зубами постучим,

И немножко помолчим.

Плечиками мы покрутим,

И про ручки не забудем,

Пальчиками потрясем,

И немножко отдохнем.

Мы ногами поболтаем,

И чуть-чуть поприседаем,

Ножку ножкой подобьем

И сначала все начнем.

Стимули-рование положитель-ной мотивации.

Словесно-практический

Фронт-ная

Включает аудиозапись логоритмического упражнения «Головами покиваем» Железновых. Проверяет психологическую готовность класса к занятию

Стоя у своих стульев выполняют элементы коллективной игры

1.2

Мотивация к деятельности:

В гости к нам пришёл медведь, но не один, а с целым мешком смеха! Скажем нашему гостю: «Здравствуй!»

Шёл медведь, косматый мех,

Нёс в мешке весёлый смех.

Зацепил мешком за сук –

Смех и высыпался вдруг.

Раскатились по тропинке

Триста тридцать три смешинки,

А за ними из мешка –

Триста тридцать три смешка.

Мишка стонет:

- Ох, досада!

А лиса:

- Стонать не надо!

Вызывай на помощь, брат,

Триста тридцать трех ребят!

Ребята, помогите собрать в мешок смешинки!

Молодцы! Все смешинки собрали. Медведь, благодарит нас за помощь и в подарок оставляет нам свой волшебный мешок со смешинками. А сам торопится в лес к своим медвежатам. Скажем медведю: «До свидания!»

Внезапное появление объекта;

театрализа- ция;

Фронт-ная

Держит в руках игрушку медведя и «волшебный» мешочек с мячиками из новогодней мишуры, высыпает содержимое мешка на пол. Предлагает учащимся собрать смешинки обратно в «волшебный» мешок.

Садятся на стулья. Смотрят за действиями учителя.

Выполняют просьбу учителя.

Отрабатывают элементарные правила общёния.

1.3

Создать целевую установку на предстоящую деятельность

Ребята, а смешинки не простые, это смешинки задания! Поиграем с ними? Чтобы справиться с заданиями, мы должны быть дружными и помогать друг другу. Скажем все вместе наш девиз! Один за всех и все за одного!

Инструктаж

Фронт.

Побуждает учащихся к действию

Отвечают на поставленные вопросы.

Хоровое проговаривание девиза занятия

2 этап. Основной – (30 минут)

2.1

Активизировать интерес к прохождению первого этапа заданий

Посмотрите, это «смешинка» - игра. Внимательно слушайте, я начинаю читать первое задание.

Вы – весёлые ребята,

Любите бегать и скакать.

Собирайтесь в хоровод!

У меня порядок строгий,

Знайте все свои места.

Ну, трубите веселее:

Тра-та-та, тра-та-та!

Начинается игра!

Постановка проблемных

вопросов

Фрон.

Достаёт «смешинку» из мешка, показывает, читает задание

Строятся в круг

2.2

Прохождение первого этапа заданий. Формировать готовность  учащихся к совместной деятельности

Застучали ножки

По ровненькой дорожке,

Застучали много раз –

Будет весело у нас.

Кулачками сильно бей,

Только ручки не жалей!

Постучим мы каблучком

И покружимся волчком!

А теперь мы побежим,

Прогуляться мы хотим.

Побежали веселей

И потопали дружней!

Мы поднимем ручки вверх

Поиграем лучше всех!

Ах, веселая игра,

Веселее детвора!

Игровой

Фрон.

Показывает движения, осуществляет контроль

Выполняют движения согласно тексту

2.3

Сформировать промежуточные итоги

Первое задание выполнено. Как вы думаете, мы стравились с заданием?

Постановка обобщающих вопросов

Фрон.

Задаёт вопросы, обобщает ответы детей

Садятся на стульчики. Отвечают на вопросы.

2.4

Ввод новых героев. Активизировать активность участников путем использования вопросов, игровых заданий

Готовы приступить ко второму заданию? Давайте посмотрим, какое задание приготовили «смешинки».

 Ой! Ребята, посмотрите, наша "смешинка" превратилась в медвежонка Мишу и его друга, зайчика Серенькие ушки!

Здравствуйте, ребята!

Внезапное появление объекта

Фрон

Достаёт "смешинку" и роняет её за ширму от кукольного театра. Достаёт из-за ширмы куклу- медведя и куклу-зайца

Отвечают на поставленные вопросы.

 

2.5

Концентрировать внимание, побуждать к дальнейшим совместным действиям

Медведь: Зайчик, ты, встречал кого-нибудь в лесу?

Зайчик: Я? Я - нет. А если встречу... если встречу...

Медведь:  Ну, так что?

Зайчик:  Встречу льва - не задрожу,

На лопатки уложу...

Медведь:  Что ты, что ты говоришь!

Льва-то - на лопатки?..

От него ты побежишь -

Засверкают пятки!

Зайчик:: Ну, не льва... Ну, встречу рысь

И скажу: "А ну-ка, брысь!"

Медведь:  Что ты, что ты говоришь,

Кто же шутит с рысью!

И от рыси побежишь,

Понесёшься рысью.

Зайчик: Ну, не рысь... Ну, захочу -

И за хвост... кота схвачу!

Медведь:  Кота?! За хвост?!.. За что?

Зайчик:  Я сказал за хвост...

Медведь:  (к детям): Ребята, за что?!

Зайчик:  Да говорю же тебе - за хво-о-ст...

Медведь: (разводит руками): Да что он тебе сделал, кот?!

Зайчик:  (опустив голову): Ну-у... он.. вот...

Медведь:  А вы, ребята, своих котов хватаете за хвостов? Ой, нет. Хвостов за котов? Ну, как правильно? (Дети поправляют.)

  Нет, наши дети не обижают котов и других животных. А хвастаться, зайчик, не хорошо, если ты умеешь делать что-то очень хорошо, то помоги нам выполнить второе задание, которое приготовили нам «смешинки»  Делай это задание вместе с нами.

Сюрпризный момент Театрализация

Фрон.

Обыгрывает и озвучивает кукольных героев, в конце представления ставит игрушки на специальные подставки

Следить за действиями учителя, посильное участие в представлении

2.6

Прохождение второго этапа заданий

Это задание на внимание игра "Делай как я". Будьте внимательны, игра начинается!

А ну-ка похлопай, как я!

 А ну-ка похлопай, как я!

А ну-ка все вместе, а ну-ка все раз,

Так хлопают только у нас! (Потопай, попрыгай, помяукай и т.д.)

Репродуктив-ный 

Фрон.

Показывает движения согласно тексту.

Выполняют действия согласно тексту.

2.7

Сформировать промежуточные итоги

Второе задание выполнено. Вам понравилось? Трудно было? Что помогло, нам, стравиться с заданием?

Прощаемся с нашими новыми друзьями и говорим, им, большое спасибо!

Постановка контрольных вопросов

Фрон

Задаёт вопросы, обобщает ответы детей

Анализируют, отвечают на вопросы.

2.8

Прохождение третьего этапа заданий. Активизировать интерес, творческие способности, воображение учащихся.

  Достанем ещё одну "смешинку".  Ой! Я, только дотронулась до "смешинки", а она превратилась в "волшебную палочку".

Все, ребята, подбегайте, место в круге занимайте. Есть волшебная игра,

Мы волшебники - друзья!

Мы на корточки присели

И согнувшись, посидели.

Словно ёжики-комочки,

Все в иголочках клубочки.

Над головой мы ладошки смыкаем,

Вправо и влево наклон выполняем.

Это кораблик по морю плывёт,

Ветра попутного к берегу ждёт.

Чтоб на цаплю быть похожей,

Ногу мы поднимем тоже.

Руки в стороны подняли

Раз - и ноги поменяли

И нисколько не устали.

А теперь мы чайкой стали,

Над волною полетали.

Руки, словно два крыла.

Катит к берегу волна.

Мы на берег прилетели

И на камушек присели.

Долго мы не усидим,

Друг за дружкой побежим.

Мы бежим, бежим по кругу,

Догоняем мы друг друга.

Ноги наши не устали,

 Мы ещё сильнее стали.

А теперь идём мы шагом

Под российским нашим флагом.

Наши бравые ребята

Маршируют, как солдаты.

Постановка проблемного вопроса.

Сюрпризный момент

Фрон.

Достаёт из "волшебного" мешка "волшебную" палочку и по ходу действия взмахивает "волшебной» палочкой

  Встали в круг, и выполняют действия в соответствии с текстом.  

По окончанию игры садятся на стульчики

2.9

Сформировать промежуточные итоги

  Молодцы! В кого мы превращались?

(в ёжика, кораблик, цаплю, чайку и солдатов).

Постановка контрольных вопросов

Фрон.

Включает презентацию  №2

«Правила ухода за зубами». Проводит беседу по слайдам презентации

Работают с вертуальными  мнемокарточками, отвечают на вопросы

2.10

Прохождение основного четвёртого этапа заданий. Активизировать поисковую активность учащихся

Достаём ещё одну "смешинку",  Посмотрите, "смешинка" превратилась в круг и карандаш. Мы получили новое задание. Сейчас карандаш покажет удивительные превращения круга. Да, да, самого обыкновенного круга. И в этом, карандашу, поможете вы сами!  Внимание! Начинаем выполнять задание!

Вот карандаш, а вот тетрадь.

Давай учиться рисовать!

Поможет нам весёлый друг.

Кто он такой? Обычный круг.

Обычный? Это как сказать!

Он кем угодно может стать.

Не веришь? Зря!

Давай начнём,

Он встречи ждёт с карандашом.

Ребята, на что похож круг?

(На колобок).

  Нарисуем колобка.

Видите, сразу ожил круг!

Подмигнул лукаво вдруг.

На тебя он посмотрел, улыбнулся

И запел: - Я из сказки колобок!

У меня румяный бок.

Здесь в тетрадке на странице

Не найдёт меня лисица.

  Хороший колобок получился, как настоящий.

Мы листок перевернём,

Рисовать опять начнём. Во что ещё мы можем превратить  круг? (В яблоко).

С ветки круг друзьям кивает:

- Не боюсь, не упаду!

Я в тетрадке созреваю,

Как на яблоне в саду!

    Круг превратился в яблоко, спелое, с красным бочком, растёт на веточке с листочком.

Наготове голубой карандаш.

Где он круг весёлый наш?

Нарисуем и закрасим его синим карандашом.

Круг!

Но это снежный ком!

Кем будет наш круг? (Снеговиком)

Будет он снеговиком!

  Посмотрите, какой снеговик у нас получился. Предлагаю отдохнуть и поиграть с нашими пальчиками

Мы слепили снежный ком.

Шляпу сделали на нём.

Нос приделали и вмиг,

Получился снеговик.

Итак, во что мы превратили круг? (колобок, спелое яблоко, снеговика). Но что будет нарисовано сейчас? Я загадаю вам загадку. Догадаетесь ли, ребята?

Круг влетел в тетрадку.

- Ой!

Кто-то бил меня ногой!

- Успокойся, круг, не плачь!

Ты теперь... (футбольный мяч!)

Молодцы! Мы прекрасно справились с третьим заданием.

Посмотрите, а мешок смеха пуст! Мы выполнили все задания мы молодцы!

Постановка наводящих вопросов.

Эвристический метод, метод образного видения

Инд.

  1. Достаёт из мешка круг из цветного картона и карандаш.
  2.  Подходит к мольберту, вызывает, поочерёдно, учащихся и просит с помощью   шаблона нарисовать круги, и превратить их, с помощью цветных карандашей в колобок (яблоко с листочком, снежный  ком и мяч).
  3. Проводит пальчиковую игру «Снеговик», показывает движения согласно тексту

Концентрируют внимание на словах педагога, выполняют действия по указанию педагога (рисуют круг по шаблону жёлтым (красным, синим. зелёным) карандашом, дополняют круги мелкими деталями, создавая необходимый образ. Выполняют элементы коллективной игры (лепят двумя руками комок, соединяют ладони в кольцо и кладут на голову, приставляют кулачки к носу, обрисовывают двумя руками фигурку снеговика.

)

2.11

Репродуктивная деятельность. . Наличие видимого конечного результата.

 Перейдём к нашим столам, там вас ждут белые листы бумаги и цветные карандаши, а также трафареты нашего друга – круга. Давайте подумает, на что ещё может быть похож круг?

(Солнышко, воздушные шары, арбуз, цыплёнка, черепаху, филина и т. д.)

Берите бумагу, карандаши и трафареты. Мы волшебники! Превращения начинаются!

Практический (динамичное ведение творческой деятельности)

Инд.

Контроль за выполнением действий учащихся

Садятся за рабочие столы. Выполняют задание педагога

3 этап. Заключительный – (5 минут)

3.1

Сформулировать основной итог занятия

Посмотрите, как много превращений можно сделать из простого круга при помощи карандаша и своей фантазии. Сделаем выставку из наших работ, повесим рисунки на стенд. Найдём самое интересное превращения круга.

Что вам понравилось на занятии? Что было самым интересным? Какие задания были трудными? Чему надо ещё научиться?

Что нам помогло справиться со всеми заданиями?

Вы все правы. Нам помогла дружба. Вместе мы сила! Дружно скажем: «Один за всех и все за одного!»

Самоонализ и самооценка

Фрон.

Побуждает к анализу продукта репродуктивной учебной деятельности и обобщает ответы детей.

Подводит к логическому завершению

Подводит итог занятия

Самостоятельное подведение итогов занятия, обоснования практического применения продуктивной деятельности учащихся. Хоровое проговаривание девиза занятия

3.2

Оценить достигнутые результаты

Рефлексия: Наше весёлое путешествие подошло к концу, мы прекрасно справились со всеми заданиями. Перед вами лежат весёлый смайлик и  грустный. Если вам понравилось занятие поднимите весёлого смайлика, если нет, то грустного. Спасибо за работу!

Само-контроль, использова-ние смайликов

Фронт.

Подводит итог занятия. Побуждает детей самостоятельно дать оценку занятию, благодарит за работу

Эмоциональная оценка занятия и достигнутых результатов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

Методические материалы по организации внеурочнойдеятельности в образовательных учреждениях, реализующихобщеобразовательные программы начального общегообразования...

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовате...

Методическая разработка урока, с использованием ЭОР в образовательном процессе

Разработка урока литературного чтения. Стихотворения Э. Асадова В нашей жизни....

Развитие одаренных детей через организацию и внедрение в образовательный процесс гендерно-ориентированного подхода

Развитие одаренных детей через организацию и внедрение в образовательный процесс гендерно-ориентированного подхода...

Методическая разработка по организации и проведению школьной Спартакиады среди обучающихся начальной школы.

Данная методическая работа содержит положения по организации и проведению мероприятий Спартакиады школьного уровня в начальной школе. Методические рекомендации включают общее положение и положения по ...