«Социализации детей с ОВЗ через внеурочную деятельность»
методическая разработка

Ночевнова Валентина Тарасовна

      В условиях современного мира особое  значение имеет проблема социализации детей в обществе - выбор профессии, определение идеалов, личностное становление, но особо эта проблема  стоит перед детьми  с ограниченными возможностями здоровья, детьми,  которые изначально «не такие как все». Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли приобрести  определенные ценности и нормы поведения, необходимые для существования в социуме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Социализации детей с ОВЗ через внеурочную деятельность»

      В условиях современного мира особое  значение имеет проблема социализации детей в обществе - выбор профессии, определение идеалов, личностное становление, но особо эта проблема  стоит перед детьми  с ограниченными возможностями здоровья, детьми,  которые изначально «не такие как все». Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в принятии таких детей в общество, чтобы они могли приобрести  определенные ценности и нормы поведения, необходимые для существования в социуме. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. В нашей школе существуют различные формы и способы работы, направленные на социализацию детей с ОВЗ, но одним из приоритетных направлений является внеурочная деятельность.

     Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья позитивного опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

     Основными задачами внеурочной работы с обучающимися с ОВЗ являются:

- создание социально-психологических условий, позволяющих обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию учеников с особыми потребностями в образовательном учреждении;

- всестороннее развитие ребёнка в соответствии с его возможностями;

- успешная социализация детей, обеспечение их полноценного участия в жизни общества.

     Другими словами,  нужно помочь детям с ОВЗ  приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, выработав у обучающихся  достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходах из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени.

Данные задачи реализуются в нашей школе-интернате  через основные направления воспитательной работы:

- Безопасность жизнедеятельности;

- Гражданско-патриотическое воспитание;

- Духовно-нравственное воспитание;

- Экологическую деятельность;

- Основы правовых знаний;

-Трудовое и экономическое воспитание, профориентационную работу;

- Охрану здоровья, профилактика алкоголизма, наркомании, табакокурения;

-Художественно-эстетическое  воспитание.

Внеурочная деятельность включает в себя:

- индивидуальные и групповые занятия, направленные на повышение общего развития детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) и их практическую подготовку к самостоятельной жизни и труду.

     Всю работу с обучающимися планирую по принципу доступности, использую индивидуальный, личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Работу по социализации веду ежедневно, непрерывно, в различных направлениях, начиная с режимных моментов, воспитательских занятий и различных видов деятельности детей, опираясь на их жизненный опыт, подбираю материал, который будет интересен и необходим для формирования и накопления опыта социального поведения. Моя задача, как педагога состоит в том, чтобы помочь детям разнообразными методами и приемами получить знания об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно (насколько это возможно) добывать знания и пользоваться ими. В работе использую средства социальной адаптации: дидактические игры, проблемные ситуации, трудовые задания, специально организованное общение, игровые ситуации, экскурсии в магазин, на почту, по улицам посёлка, в школьный музей, библиотеку. Используя все познавательные возможности детей, стараюсь развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять необходимую работу, жить в семье и трудовом коллективе. Для любого человека, а для ребенка с нарушением интеллекта особенно, восприятие жизни вырабатывается благодаря собственному опыту, в результате решения определенных ситуаций.

      На занятиях по самообслуживающему труду обучающиеся овладевают бытовыми умениями и навыками, необходимыми им в практике повседневной жизни (уход за одеждой, обувью, стирка, глажение, мелкий ремонт одежды, уборка постели, игровых и классных помещений, уход за растениями). Для поддержания чистоты и порядка в группе, классе отрегулирована система ежедневного дежурства. Еженедельно проводятся генеральные уборки игровых и классных комнат самими детьми.

    Коррекционные занятия проводимые мной  в кабинете «СБО», формируют основные понятия и навыки, связанные с сохранением здоровья, заботой о своей внешности, с бытовыми проблемами в доме (уют, кулинария, стирка, бытовая техника, уборка), Формируются основные понятия и опыт общения и поведения в ближнем и формальном окружении; ориентировка в магазинах, умение пользоваться услугами службы быта, связи, медицинской помощи. На практических занятиях в кабинете СБО готовили винегрет, учились делать бутерброды, готовили блюда из картофеля, пекли блины.  Такие занятия по социально-бытовой ориентировки очень важны, они носят практический характер. Умения, которые дети приобретают на занятиях, они с успехом применят во взрослой жизни.

     Формирование трудовых умений и навыков также способствуют расширению социального опыта обучающихся и облегчению процесса интеграции их в общество. Дети учатся приемам работы с инвентарем при уборке помещения (подметание и мытье пола, вытирание пыли, дежурство в столовой и группе, поливка комнатных цветов) и уборке территории школы с/х инвентарем: (уборка сухих листьев, подметание дорожек, чистка снега, уход за цветочными клумбами). Работая на огороде, на клумбе  дети полют и поливают грядки, ухаживают за цветами, высаживают рассаду, собирают урожай. Организую «трудовые» десанты по благоустройству территории школы. Задачи трудового воспитания осуществляю ещё и через такие формы работы как: беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры, творческие работы, экскурсии, участие в общественно-полезном труде, подготовке массовых мероприятий, учебной и самостоятельной деятельности, изготовление сувениров и поделок к праздникам.  

     В своей работе я много времени уделяю  развитию творческих способностей ребят, что способствует лучшему эстетическому восприятию ими окружающего мира. На занятиях по   изготовлению творческих работ, совершенствуются трудовые умения и навыки обучающихся, дети учатся творчески подходить к любому виду труда. Одним из важных звеньев являются занятия ручным трудом. При проведении таких занятий создаю благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей: развивается мелкая моторика рук, эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность. Результатом такого творчества стало множество поделок, которые отправляю на конкурс декоративно-прикладного творчества.  Свои поделки, сувениры, игрушки, поделки  дети  с  удовольствием дарят гостям  школы, своим родным и близким. Ребята участвуют в оформлении уголков в спальне и классе.    

        Важным направлением процесса социализации является система оздоровления и физического воспитания детей. Формирование на занятиях, воспитательских часах у детей  позиции уважения к себе и чувства самозащиты, бережного отношения к своей жизни, здоровью и потребности в безопасном и здоровом образе жизни; на овладении ими умениями и навыками правильного поведения, направленными на профилактику опасных ситуаций. О прогнозировании опасных ситуаций, об оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и о выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей. Работа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей и привития им навыков здорового образа жизни, гигиенических навыков и ответственного отношения к своему здоровью. Прививаю детям привычки соблюдать личную гигиену, своевременно принимать меры, уберегающие от травматизма и распространения инфекционных заболеваний. Совместно с медицинскими работниками проводим беседы о личной гигиене, о половом воспитании,  инфекционных заболеваниях.

   Приобщение обучающихся к спорту через участие в соревнованиях школьного, областного, всероссийского уровней, часы досуга, являются средством реабилитации, оздоровления, адаптации и терапии организма обучающихся. Дети, участвуя в областных спортивных мероприятиях по теннису, мини футболу, дартсу, шашкам занимают призовые места, приобретают навыки общения с детьми  других школ.   Обучающиеся ежегодно принимают участие в конкурсах декоративно-прикладного  творчества.

     С удовольствием обучающиеся посещают школьные спортивные секции, кружки.  Кружковая работа также социализирует детей в окружающее общество, вырабатывает у них раскрепощенность  в общении, развивает их творчество, формирует разнообразные умения, что является важным фактором социальной поддержки, возможностью продолжить свое образование по своим интересам и наклонностям. Посещение различных кружков во внеурочное время способствует  тому, что ребенок с нарушением интеллекта не чувствует себя изолированным в обществе и жизни. Как правило, тематика кружков связана с изготовлением различных поделок своими руками, что тоже пригодится в жизни.

      На воспитательских часах  провожу  различные беседы и практические занятия по социальной адаптации и профессиональной ориентации, такие как: заполнение паспортных данных, заполнение бланков, оформление квитанций по оплате коммунальных услуг и их оплата в банке, заполнение бланка для оформления пластиковых карт, планирование личного бюджета («карманные» деньги), посещение магазинов, аптек, почты, библиотек.             Одна из важнейших задач по социализации -  это профориентационная  работа. На занятиях учились искать источники поиска работы (объявления в газете, на досках объявлений, бирже труда), писать заявление при устройстве на работу, писать резюме, отвечать на вопросы «начальника отдела кадров, бригадира», рассказывать о своих умениях, учились правильно выстраивать диалог, уметь рассказать о себе, своих навыках, задавать вопросы об режиме работы, оплате, социальном пакете (полис, отпуск и т.д.). Такие тренинги позволяют сформировать социальный опыт поведения, который обязательно пригодится ребёнку в будущей жизни.  Главную роль в профессиональной ориентации детей я отвожу индивидуальной работе и профессиональной диагностике. В профессиональной  диагностике использую такие методы, как наблюдение, анализ учебной и практической деятельности, индивидуальные беседы. Объясняю, что важным и значительным при выборе профессии является влияние физиологических особенностей и здоровья человека на возможность овладения той или иной профессией, так как каждая профессия предъявляет определённые требования к человеку, который её выбирает. Проводимые воспитательские часы «Здоровье и выбор профессии», «Всякий труд надо уважать», «Деньги и труд», «Найди своё призвание», «Ты и твоя будущая профессия», «Какой я? Как стать успешным», «Моя будущая профессия», формируют навыки трудовой дисциплины, потребность в труде, развивают творческий потенциал и интерес к различным профессиям с учётом возможностей и способностей обучающихся, воспитывают самостоятельность и умение планировать и организовывать свою работу.

      Одним из видов социализации является экскурсия, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор. Были проведены экскурсии в маслоцех, МТФ ООО «Хлебороб», аптеку, магазин, почтовое отделение связи, в библиотеку поселения.

     Социальной адаптации обучающихся способствует и то, что на базе нашей школы-интерната есть различные службы: столовая, прачечная, медпункт, библиотека, музей. Например, при посещении медпункта, обращаю внимание школьников на рассказ медсестры о видах помощи при болезнях, при лечении простуды, ушибов народными средствами, на практике дети  получают ответы на свои вопросы. Уже в стенах школы дети овладевают элементарными практическими навыками. Так, при посещении школьной столовой, дети много узнали о работе повара, о блюдах, которые они готовят. Повар познакомила  с условиями труда, личностными качествами, способностями, необходимыми в профессии повара. Таким образом, в беседе дети получили новые сведения, которые потом пригодятся в жизни.

    С целью социальной адаптации и социализации детей важны краеведческие экскурсии. Цель таких экскурсий: развить интерес к познанию истории родного края через краеведческий материал, воспитывать патриотические чувства.

      На внеклассных занятиях: «Учимся жить без конфликтов» «Моя семья», «Почему люди ссорятся», , «Понимание и принятие себя и других», «Мир соблазнов» происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование умений, развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность. Работая в команде, взаимодействуя с другими ее членами, ребенок проигрывает социальные роли в рамках общества. Он начинает ориентироваться в содержании, как собственных поступков, так и поступков других людей, усваивать модели поведения, что важно для формирования его личностных и социальных компетенций.

     Хорошим способом социализации детей является проектная деятельность. Данный метод позволяет повысить уровень поисковой активности, формировать самостоятельность в поиске информации. Работая над проектом, обучающиеся учатся ставить цель, подбирать средства её достижения, оценивать последствия, принимать решения, взаимодействовать со сверстниками. Поскольку метод проектов – это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребёнка, углубление его знаний и совершенствование умений, развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, накапливается опыт коммуникации. Работая в команде, взаимодействуя с другими её членами, ученик проигрывает социальные роли в рамках сообщества. Он начинает ориентироваться в содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков других людей, что важно для формирования его личностных и социальных компетенций. Подобное общение обогащает, дает ребенку положительный образ взрослого человека, который способен дарить заботу, решать бытовые вопросы, прийти на помощь в трудный момент.  Для старших школьников – чувство сопричастности к проблемам младших детей, новые чувства и опыт во время общения с ребенком, возможность оказания реальной помощи.

     Участие в общешкольных мероприятиях, проведение которых стали традицией в нашей школе, способствует становлению личности – процессу усвоения обучающимися образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, которые позволяют успешно жить в обществе.

     Благодаря внеурочной деятельности обучающиеся получают возможность расширить свои социальные контакты, что является одним из приоритетных направлений коррекционно-развивающей работы. Кроме того, проведенная работа позволяет  детям с интеллектуальными нарушениями приобрести навыки коммуникации со сверстниками, получить опыт межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, расширить их знания о других людях, и об окружающем мире в целом.

Организация внеурочной работы с детьми с нарушениями интеллекта способствует их более глубокому и всестороннему развитию, укрепляет в них веру в собственные возможности, создает предпосылки для социальной адаптации к будущей жизни. 

   Одним словом, вся система воспитательной коррекционно-развивающей  работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества, который наравне со всеми людьми может включиться в полноценную общественную жизнь и приносить пользу обществу. И это возможно, благодаря усилиям всего педагогического коллектива.

Список литературы:

1. Семенов, Г. Социализация, воспитание, развитие // Г.Семенов. Воспитание школьников. –2004. -No 6. –С. 23-27.

2.  Худенко Е.Д., Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей.- 2-е издание.- М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация младших школьников через внеурочную деятельность.

Материал отражает работу внеурочной деятельности по всем направлениям с точки зрения  социализации  младших школььников....

Сопровождение процессов социализации учащихся начальной школы во внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию (программа «Зеленая планета»)

Одной из задач  деятельности современного учителя является необходимость социализировать детей к жизни и культуре нашего общества. В этом педагогу  помогает работа по различным направлениям ...

Тьюторское сопровождение процессов социализации учащихся начальной школы во внеурочной деятельности по духовно – нравственному воспитанию (программа «Зеленая планета»)

Цель деятельности это не только экологическое воспитание, но и воспитание умения общаться с разными возрастными категориями учащихся, распространять свой опыт по экологической культуре, развивать личн...

Практика эффективного и доступного дополнительного образования детей младшего школьного возраста через внеурочную деятельность

Обобщение опыта по реализации практики дополнительного образования в начальной школе...

Комплексное решение задач социализации детей с ОВЗ через применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе

Комплексное решение задач социализации детей с ограниченными возможностями здоровья через применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе....

" Социализация детей с ОВЗ в МАОУ "СОШ №60 социальной адаптации детей- инвалидов" через внеурочную деятельность

В современном мире проблема социального развития детей становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, ст...