"Экология и культура-будущее России"
план-конспект занятия (4 класс)

Нестеренко Ольга Николаевна

Расширить предмтавления детей об экологических законах, способствовать воспитанию милосердия и гуманного отношения к родной природе, формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к безумному, безответному отношению к природе, побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях , к пропаганде экологических идей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Беседа по экологии24.82 КБ
Файл ekologiya_i_kultura.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Экология и культура - будущее России.

Цели:

Расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию милосердия и  гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

План занятия:

  1. Вступительное слово.
  2. Проблемная ситуация «Для чего нужны болота?»
  3. Интерактивная беседа.
  4. Информационный блок «Законы экологии».
  5. Работа в группах «Какие законы нарушены?»
  6. Подведение итогов.
  7. Рефлексия.
  8. Заключительное слово «Убивай зверей внутри себя».
  9. Задание на дом: «Обращение от имени природы».

Оформление:

Эпиграфы:

«Чисто не там, где  убирают, а там, где не сорят».

«Встал утром, умылся, приведи в порядок себя и свою планету». (Антуан де Сент-Экзюпери)— известный французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! (Е.Евтушенко)

Четыре закона экологии:

  1. Всё связано со всем.
  2. Всё должно куда-то деваться.
  3. Ничто не даётся даром.
  4. Природа знает лучше.

Ход занятия.

Вступительное слово

Воспитатель: Добрый день, ребята. Есть такое высказывание:

Встал утром, умылся, приведи в порядок себя и свою планету».(СЛАЙД №1)

Антуан де Сент-Экзюпери

Воспитатель: Как вы понимаете это высказывание?

Примерные ответы учащихся:

  • Нужно бережно относиться к природе, к окружающему миру, к Земле, потому, что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать и содержать в чистоте.

Воспитатель: Действительно, мир вокруг нас, Земля – это наш дом.

А занимается его изучением наука экологи.Экология - греч. oikos - дом, местообитание, убежище, жилище;logos – наука.

Экология - наука о защите дома-природы.
Эколог – человек, который занимается экологией, защищает природу. Вы, ребята, тоже являетесь юными экологами, так как вам не безразлична судьба природы.

Тема нашего сегодняшнего урока чистоты – «Экология и культура - будущее России.»..

Чтобы лучше понять смысл нашей темы, послушайте такой случай из жизни.

В конце 1940-х годов на одной из постоянных баз геологических экспедиций была исключительно грязная общественное  место. (СЛАЙД №4)

  Но, разумеется, не это грязное дело привлекало общее внимание, а то, что на базу в составе одной из экспедиций должен был приехать потомок древнего княжеского рода. «Мы-то, ладно, потерпим, - шутили геологи, - но что будет делать его светлость?!»

        "Его светлость", приехав, сделал то, что многих обескуражило: спокойно взял ведро с водой, швабру и аккуратно вымыл грязную комнату. Это был поступок истинного аристократа, твердо знающего, что убирать грязь не стыдно, стыдно жить в грязи.                               О. С. Муравьева «Как воспитывали русского дворянина».

А какой вывод из этого благородного поступка князя можем сделать мы с вами применимо к нашей теме?

Примерные ответы учащихся: В нашем доме грязь наводим мы с вами и убираться за нас некому..

Действительно, ребята. Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы.Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека.
А всему виной – потребительское отношение человека к своей Земле и ее богатствам. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям.

Единственное спасение – в экологической культуре и знании законов природы.

С которыми мы и познакомимся сегодня на уроке.

Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут  болота?»(СЛАЙД №6)

Что представляет себе обычный человек при слове «болото»? Грязно, мокро, топко… Трясина, из которой не выберешься, а кругом лягушки, змеи и тучи комаров… Бррр! Ведь сколько земли пропадает под этими болотами! В России они занимают целых 15% всей площади! Да не лучше ли их осушить? Таким образом, освободится земля для пашни, да и комары с трясиной пропадут.

Интерактивная беседа

Воспитатель:Что будет, если исчезнут  болота?

Примерные ответы детей:

  • После осушения болот исчезают реки.(Например, именно они дают воду истокам наших величайших рек: Волги, Днепра и Западной Двины, верховья которых действительно изобилуют иногда непроходимыми торфяными болотами)
  • Болота также поддерживают общую влажность на окружающих территориях.Если лишить их влаги, то вода уйдет и из прилегающих лесов.
  • При пересушке земель происходит быстрая деградация угодий. Земля становится бедной и неплодородной.
  • Болота — основные места обитания многих видов птиц и зверей.
  • Осушеие болот может привести к пожарам. (торфяники)

Воспитатель: Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология.

Информационный блок «Законы экологии»

Воспитатель: Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.(СЛАЙД №8)

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на нашем примере

Второй закон гласит:«Всё должно куда-то деваться». .(СЛАЙД №9)

Куда девается сожженный мусор? Примерные ответы детей:

  • Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.
  • Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.
  • Листья  категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. (СЛАЙД №10)

Аральское море было четвертым по площади соленым озером в мире.Аральское море, обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка. (СЛАЙД №11)

Четвёртый закон: «Природа знает лучше».  Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.  Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

Физкультминутка «Экологический марш» (СЛАЙД №13)

Работа в группах: «Какие законы нарушены?»

Воспитатель: Сейчас мы проведём рейд по нашей Планете  и увидим, выполняют ли ее жители экологические законы? Для этого вы разбились на группы. Каждая группа выполняет свое задание. Можно совещаться.

Первая группа попала в Китай. 

В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

Какой закон экологии нарушен?

Примерные ответы детей: Все связано со всем.

Бесконтрольный выпас скотав Калмыкии, привел к появлению единственной в Европе пустыни «Черные земли». 

Примерные ответы детей: Ничто не дается даром.

Воспитатель: Третья группа попала в Республику Коми там, опустыниванию подвергаются земли на вырубках. Какой закон нарушают люди? (СЛАЙД №16)

 Примерные ответы детей: Ничто не дается даром.

Воспитатель:  А теперь все вместе перенесемся обратно в класс. На уроках экологии мы с ребятами ставили опыт на дождевых червях. Наливали в банку с червем мыльную воду , и червь спешно начинал покидать землю. Какие законы экологии вступали в силу?

Примерные ответы детей: Червь не может жить в щелочи. Природа знает лучше.

Когда мы моем руки или стираем порошок попадает в почву и воду. Убивает все живое. Все должно куда-то деваться.

Воспитатель: Ну что же, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры. Но этого не достаточно.

Заключительное слово «Убивай зверей внутри себя»

Воспитатель: Человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её. . Значит, Нужна ещё и экология души.

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е.Евтушенко

Примерные ответы детей:

  • Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.
  • Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.
  • Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

Подведение итогов. Учитель: Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

Учитель: Вы получили хороший урок на занятии сегодня. И я попрошу вас закончить предложения:

  • Сегодня на уроке мне больше всего запомнилось _____________________.
  • Моя экологическая культура заключается в том, что я _________________.

Примерные ответы детей:

  • Запомнился рассказ о князе, который сам убирался.
  • Я ещё недостаточно культурный, много зверей внутри меня.
  • До культуры ещё далеко, но понятно, что делать.

Знать законы и исполнять их легко, самое трудное – быть добрым.

Воспитатель: Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма - обращения от имени природы.



Предварительный просмотр:

Экология и культура - будущее России.

Цели:

Расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию милосердия и  гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

План занятия:

  1. Вступительное слово.
  2. Проблемная ситуация «Для чего нужны болота?»
  3. Интерактивная беседа.
  4. Информационный блок «Законы экологии».
  5. Работа в группах «Какие законы нарушены?»
  6. Подведение итогов.
  7. Рефлексия.
  8. Заключительное слово «Убивай зверей внутри себя».
  9. Задание на дом: «Обращение от имени природы».

Оформление:

Эпиграфы:

«Чисто не там, где  убирают, а там, где не сорят».

«Встал утром, умылся, приведи в порядок себя и свою планету». (Антуан де Сент-Экзюпери)— известный французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! (Е.Евтушенко)

Четыре закона экологии:

  1. Всё связано со всем.
  2. Всё должно куда-то деваться.
  3. Ничто не даётся даром.
  4. Природа знает лучше.

Ход занятия.

Вступительное слово

Воспитатель: Добрый день, ребята. Есть такое высказывание:

Встал утром, умылся, приведи в порядок себя и свою планету».(СЛАЙД №1)

Антуан де Сент-Экзюпери

Воспитатель: Как вы понимаете это высказывание?

Примерные ответы учащихся:

  • Нужно бережно относиться к природе, к окружающему миру, к Земле, потому, что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать и содержать в чистоте.

Воспитатель: Действительно, мир вокруг нас, Земля – это наш дом.

А занимается его изучением наука экологи.Экология - греч. oikos - дом, местообитание, убежище, жилище;logos – наука.

Экология - наука о защите дома-природы.
Эколог – человек, который занимается экологией, защищает природу. Вы, ребята, тоже являетесь юными экологами, так как вам не безразлична судьба природы.

Тема нашего сегодняшнего урока чистоты – «Экология и культура - будущее России.»..

Чтобы лучше понять смысл нашей темы, послушайте такой случай из жизни.

В конце 1940-х годов на одной из постоянных баз геологических экспедиций была исключительно грязная общественное  место. (СЛАЙД №4)

  Но, разумеется, не это грязное дело привлекало общее внимание, а то, что на базу в составе одной из экспедиций должен был приехать потомок древнего княжеского рода. «Мы-то, ладно, потерпим, - шутили геологи, - но что будет делать его светлость?!»

        "Его светлость", приехав, сделал то, что многих обескуражило: спокойно взял ведро с водой, швабру и аккуратно вымыл грязную комнату. Это был поступок истинного аристократа, твердо знающего, что убирать грязь не стыдно, стыдно жить в грязи.                               О. С. Муравьева «Как воспитывали русского дворянина».

А какой вывод из этого благородного поступка князя можем сделать мы с вами применимо к нашей теме?

Примерные ответы учащихся: В нашем доме грязь наводим мы с вами и убираться за нас некому..

Действительно, ребята. Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы.Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека.
А всему виной – потребительское отношение человека к своей Земле и ее богатствам. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям.

Единственное спасение – в экологической культуре и знании законов природы.

С которыми мы и познакомимся сегодня на уроке.

Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут  болота?»(СЛАЙД №6)

Что представляет себе обычный человек при слове «болото»? Грязно, мокро, топко… Трясина, из которой не выберешься, а кругом лягушки, змеи и тучи комаров… Бррр! Ведь сколько земли пропадает под этими болотами! В России они занимают целых 15% всей площади! Да не лучше ли их осушить? Таким образом, освободится земля для пашни, да и комары с трясиной пропадут.

Интерактивная беседа

Воспитатель:Что будет, если исчезнут  болота?

Примерные ответы детей:

  • После осушения болот исчезают реки.(Например, именно они дают воду истокам наших величайших рек: Волги, Днепра и Западной Двины, верховья которых действительно изобилуют иногда непроходимыми торфяными болотами)
  • Болота также поддерживают общую влажность на окружающих территориях.Если лишить их влаги, то вода уйдет и из прилегающих лесов.
  • При пересушке земель происходит быстрая деградация угодий. Земля становится бедной и неплодородной.
  • Болота — основные места обитания многих видов птиц и зверей.
  • Осушеие болот может привести к пожарам. (торфяники)

Воспитатель: Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология.

Информационный блок «Законы экологии»

Воспитатель: Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.(СЛАЙД №8)

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на нашем примере

Второй закон гласит:«Всё должно куда-то деваться». .(СЛАЙД №9)

Куда девается сожженный мусор? Примерные ответы детей:

  • Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.
  • Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.
  • Листья  категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. (СЛАЙД №10)

Аральское море было четвертым по площади соленым озером в мире.Аральское море, обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка. (СЛАЙД №11)

Четвёртый закон: «Природа знает лучше».  Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.  Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

Физкультминутка «Экологический марш» (СЛАЙД №13)

Работа в группах: «Какие законы нарушены?»

Воспитатель: Сейчас мы проведём рейд по нашей Планете  и увидим, выполняют ли ее жители экологические законы? Для этого вы разбились на группы. Каждая группа выполняет свое задание. Можно совещаться.

Первая группа попала в Китай. 

В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

Какой закон экологии нарушен?

Примерные ответы детей: Все связано со всем.

Бесконтрольный выпас скотав Калмыкии, привел к появлению единственной в Европе пустыни «Черные земли». 

Примерные ответы детей: Ничто не дается даром.

Воспитатель: Третья группа попала в Республику Коми там, опустыниванию подвергаются земли на вырубках. Какой закон нарушают люди? (СЛАЙД №16)

 Примерные ответы детей: Ничто не дается даром.

Воспитатель:  А теперь все вместе перенесемся обратно в класс. На уроках экологии мы с ребятами ставили опыт на дождевых червях. Наливали в банку с червем мыльную воду , и червь спешно начинал покидать землю. Какие законы экологии вступали в силу?

Примерные ответы детей: Червь не может жить в щелочи. Природа знает лучше.

Когда мы моем руки или стираем порошок попадает в почву и воду. Убивает все живое. Все должно куда-то деваться.

Воспитатель: Ну что же, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры. Но этого не достаточно.

Заключительное слово «Убивай зверей внутри себя»

Воспитатель: Человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её. . Значит, Нужна ещё и экология души.

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е.Евтушенко

Примерные ответы детей:

  • Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.
  • Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.
  • Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

Подведение итогов. Учитель: Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

Учитель: Вы получили хороший урок на занятии сегодня. И я попрошу вас закончить предложения:

  • Сегодня на уроке мне больше всего запомнилось _____________________.
  • Моя экологическая культура заключается в том, что я _________________.

Примерные ответы детей:

  • Запомнился рассказ о князе, который сам убирался.
  • Я ещё недостаточно культурный, много зверей внутри меня.
  • До культуры ещё далеко, но понятно, что делать.

Знать законы и исполнять их легко, самое трудное – быть добрым.

Воспитатель: Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма - обращения от имени природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока Окружающего мира Николаевой Елены Рудольфовны Класс: 3 Тема: Экология. Агрессивная экологическая среда. Программа: «Школа России» Автор учебника: А. А. Плешаков

I. Основная часть1. Методическое обоснование темы.2. Методические рекомендации по проведению урока.3. План урока4.Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).5....

"Экология и культура – будущее России"

Учебно - методический материал по окружающему миру "Экология и культура – будущее России". Урок предназначен для учащихся 4 класса. Сопровождается презентацией.Цель урока: обратить внимание...

Экология и культура - будущее России

Правила охраны окружающей среды...

Классный час «Экология и культура- будущее России»

Классный час посвященный проблеме экологии для начальной школы...

Экоурок по окружающему миру Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога» 4 класс ( Школа России)

Класс: 4.УМК: Школа России (авт. учебника А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова).Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога»  Тип урока: «Открытие новых знаний»Цель...