"Экология и культура – будущее России"
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) по теме

Константинова Юлия Ювиналиевна

 Учебно - методический материал по окружающему миру "Экология и культура – будущее России". 

Урок предназначен для учащихся 4 класса. Сопровождается презентацией.

Цель урока: обратить внимание учащихся  на необходимость "жить в мире с окружающим миром".

Задачи:

  1. Познакомиться с экологическими проблемами России и Чувашии, с тем, как человек влияет на природу;
  2. развивать  чувство ответственности у учащихся  за окружающую среду;
  3. воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор и экран, колонки.
  2.  Презентация к уроку «Экология и культура – будущее России»
  3. Карточки (Игра «Редкие и исчезающие животные и растения Чувашии»).
  4. Картинки (для экологической сказки)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №30 им. А.И. Трофимова»

Г.Чебоксары Чувашской Республики

Конспект урока по экологии
в 4  классе

«Экология и культура – будущее России»

подготовила

учитель начальных классов

Игнатьева Юлия Ювиналиевна

г. Чебоксары

2013

        

Тема:         Экология и культура – будущее России.

Цель урока: обратить внимание учащихся  на необходимость "жить в мире с окружающим миром".

Задачи:

  1. Познакомиться с экологическими проблемами России и Чувашии, с тем, как человек влияет на природу;
  2. развивать  чувство ответственности у учащихся  за окружающую среду;
  3. воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор и экран, колонки.
  2.  Презентация к уроку «Экология и культура – будущее России»
  3. Карточки (Игра «Редкие и исчезающие животные и растения Чувашии»).
  4. Картинки (для экологической сказки)

Ход урока

I.  Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Ребята, что вы видите на картинке? Что держат руки? Что это значит?( природа в опасности, руки бережно держат Землю) Почему её надо беречь? (природные богатства исчезают, погибают животные, растения, птицы и должны помочь планете сохранить для других). О чем мы будем сегодня говорить на уроке? Кто помнит, как называется наука, которая изучает, что нужно делать и чего не нужно делать, чтобы сохранить природу? (Экология). Это слово происходит от слов «ойкос» —дом и «логос» — наука или учение, то есть изучение дома. А вот какое определение этому слову дается в словаре нам прочитает  В. (Экология - это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их природой). А дом для человека чаще все эго — четыре стены и крыша, для зверя — лес, поле, горы, для рыб — море, озеро, река. Значит, у всего живого — свой дом, а для всех вместе — наша планета Земля.

- Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня на уроке? (Сегодня мы узнаем, какую роль играет человек в охране природы. Можно стеречь и лес, и сад, и поле, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе).

III.  Просмотр фрагмента видеофильма «Экология и культура – будущее России».

  1. Просмотр фрагмента видеофильма

- Сейчас вы посмотрите фрагмент видеофильма. Будьте очень внимательны: после просмотра мы обсудим то, что вы увидели.

  1. Обсуждение фрагмента

- Какие экологические проблемы затронуты в фильме?

- Почему важно охранять природу?

- Что нужно делать для сохранения природы?

   IV. Основная часть.

1. Знакомство с экологической ситуацией в Чувашии.

- Как неповторим и интересен окружающий нас мир! И частью этого мира, прекрасной планеты Земля, частью России является удивительный край, имя которому Чувашия. Посмотрите на карту нашей Родины. Чувашия хоть и не большая по территории, но здесь можно проживают различные животные, растут многие растения. А на какой  реке расположена наша республика? (Волга). Великая священная река Волга издревле называлась Волга - матушка, она получила название «кормилицы». Как вы думаете, почему? (Ловили разную рыбу, даже осетровую).  А сейчас есть эта рыба в Волге? (нет). Почему? (Заводы сбрасывали вредные отходы прямо в реку). Страдает не только рыба. К сожалению, в настоящее время в Чувашии, как и во многих регионах России, сложилась не простая экологическая ситуация. Исчезают  растения и животные, загрязняется воздух и реки.  Во второй половине XX века была принята Красная книга ЧР.  О том, как появилась Красная книга в нашей республике, нам расскажет ваша одноклассница Федорова Ж.

2. История создания КК ЧР выступление детей. (Приложение 1)

3. Игра «Редкие и исчезающие животные и растения Чувашии»

В любом уголке природы нам могут встретиться животные и растения, занесённые в Красную книгу. Чтобы не навредить, их нужно хорошо знать. Сейчас мы познакомимся с некоторыми редкими растениями и животными Чувашии. Для этого поиграем в игру “Редкие и исчезающие животные и растения”. У вас на столе лежат листочки с буквами. Зачеркните одинаковые буквы и прочитайте слова, что у вас получилось.

АВБЫБХРУФХРОРЛАЬБ

БВГЫГДГРБАБ

РКСУТВСШТИРНТКСАР

ВКЯУВБЗЫВШЗКЯАЯЗ

ЗКПЕСДЗРСОПВСКЗАП

ГИЛРАГНИДРЫРШИГ

МСВЕВРМАВЯМ    ЖЦЮАЖПЮЛЖЯЮ (Приложение 2)

Ответы: выхухоль, выдра, кувшинка, кубышка, кедровка, ландыш, серая цапля.

4. Выступления учеников.

Ваши одноклассники приготовили небольшие доклады о них. (Приложение 3)

Вывод:  что нужно делать, чтобы помочь исчезающим животным?  (не убивать, подкармливать зимой…).

5. Экологическая сказка «Что такое лес»

Мы сказали, что экология в переводе - это наука о доме. А для животных и растений домом является что? Лес.  Ребята, послушайте сказку “ Что такое лес”.

Жил-был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес. Лес это ведь деревья. Нарисовал березы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья. А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой — старичка - лесовичка.

Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек одни сухие стволы.

— Что случилось? — удивился художник.

— Какой же это лес? — вдруг услышал художник.— Тут одни только деревья. Деревья-то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел. Разве может быть лес из одних деревьев? А где кусты, трава, цветы?

Художник  опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше, потому что рядом были красивые кустарники, а среди зеленой травы множество ярких цветов. Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.

— А это потому, что ты забыл нарисовать грибы,— сказал лесовичок. И художник нарисовал грибы. Но лес продолжал чахнуть.

— А потому лес гибнет,— сказал лесовик,— что нет в нем насекомых.

Художник взял кисти, и на цветах, на листьях деревьев, на траве появились яркие бабочки и разноцветные жуки.

«Ну, теперь все в порядке»,— решил художник и, полюбовавшись на картину, опять уехал куда-то.

А когда снова увидел свою картину, то не поверил глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнаженная земля. И деревья стояли совершенно без листьев, как зимой. Даже хуже. Зимой ведь ели и сосны остаются зелеными, а тут и они потеряли свои иголки.

Художник подошел к картине... и вдруг отшатнулся. Все на ней — и земля, и стволы, и ветви деревьев — было покрыто полчищами жуков и гусениц. Неужели я не нарисую никогда настоящего леса?

- Никогда,— сказал старичок,— если не нарисуешь птиц. Потому что лес не может быть без птиц.

Художник нарисовал деревья и кусты, постелил на землю пышный ковер из травы и украсил его ярким рисунком из цветов. Под деревьями он хитро запрятал грибы, на листья и цветы посадил бабочек и жуков, пчел и стрекоз, а на ветвях деревьев появились веселые птицы. Долго работал художник, стараясь ничего не забыть. Даже животных нарисовал.

По ходу сказки прикрепляются картинки на доску.

- Картинки:

1. Деревья.

2. Кусты, травы, цветы.

3. Грибы.

4. Насекомые.

5. Птицы.

6. Животные.

Вот теперь это настоящий лес, он будет жить. Потому что там есть все. Представьте себе этот лес. Закройте глаза и прислушайтесь. Чьи это голоса? (Птиц). Птицы тоже нуждаются в нашей защите. Как мы можем им помочь? (вешать кормушки, не разорять гнезда, не стрелять в птиц)

Давайте вспомним как надо вести себя в лесу?

1. Не шумите в лесу. Почему?

2. Нельзя разорять муравейники. Почему?

3. Не ловите бабочек и стрекоз. Почему?

4. Не разводите костёр в лесу. Почему?

5. Не сбивайте грибы, даже не съедобные. Почему?

6. Не оставляйте мусор в лесу. Почему?

7. Не бей стекло в лесу. Почему?

8. Не забирай из леса домой животных. Почему?

V . Физкультминутка  «Да - Нет».

 Если ответ нет, топаем ногами, если да – хлопаем в ладоши.

Если я приду в лесок, то сорву ромашку? Нет

Если съем я пирожок , то выброшу бумажку? Нет

Если хлебушек кусок на пеньке оставлю? Да

Если ветку подвяжу, колышек подставлю? Да

Если разведу костёр, а тушить не стану? Нет

Если сильно насорю и убрать забуду? Нет

Если мусор уберу, банку закопаю? Да

Я люблю свою природу, я её помогаю! Да

 VI. Закрепление

1. Игра «Если вдруг»

Предлагаю  вам  задуматься обо всем услышанном и поиграть со мной  в игру «Если вдруг…».Условия этой игры таковы: я вам буду давать начало  ситуаций ,а вы должны закончить .

Например: если люди уничтожат все цветы  на Земле ...погибнут многие  насекомые …погибнут птицы, которые питались насекомыми. Продолжите теперь вы:

1) если исчезнут птицы…

2) Вырубят все деревья на земле …(загрязнится воздух, нечем будет дышать, погибнут и растения и животные).

3)Если все заводы по переработке мусора обанкротятся и закроются…(планета покроется мусором, погибнут р. и ж.)

4)Уберут из дворов мусорные  баки…(в городе будет грязно, стоять плохой запах, налетят много насекомых, принесут заразу)

Вывод: Да, ребята, из нашей игры мы видим, что в природе все взаимосвязано и одно зависит от другого.

2. Групповая работа «Экологический плакат»

Сейчас  я прошу вас поработать в группах (группа детей из четырех человек) и на листочках, которые я вам выдала ,нарисовать  знак, который   отразит  то, что  реально в ваших силах сделать для изменения сложившейся  ситуации. Схематически. На работу вам 3 минуты. По окончании работы каждая группа ознакомит со  своим решением весь класс. В классе  по итогам  мы оформим выставку получившихся знаков.

3. Составление обращения.

Ребята, давайте подведём общие итоги урока. Для этого предлагаю всем вместе составить обращение к жителям Чувашии. Я заранее заготовила шаблон, но некоторые слова в тексте отсутствуют, и их необходимо вставить.

Дорогой житель Чувашии!

 Наш край ___________ реками, лесами, животными.

 Для защиты некоторых видов живых организмов была создана ___________________ книга Чувашской Республики.

 В _________________ книгу Чувашской Республики  занесено _____ видов растений и _____ видов животных.

 Мы призываем Вас ____________ и ____________ природу. Если мы возьмёмся все вместе, то ________________ природу нашего края.

 Ученики __________ класса.

VII . Итог урока.

- О чём вы узнали сегодня на уроке? (Используя природу, люди наносят ей вред. Необходимо охранять природу)

Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину».

- Как Вы понимаете значение этих слов? (Только если россияне будут бережно относиться к природе, наша стана сможет развиваться и процветать)

- Давайте и мы с вами будем беречь родную землю и заботиться о ней!

Использованная литература

  1. “Азбука экологии”, О.Г. Завьяова, К., 97г.
  2. “Формы экологического воспитания детей”, Бахарева А.С., Ш.,98г.
  3. “100 уроков по экологии”, ИПКРО, К.,98г.
  4. Журналы “Начальная школа”, №5, №6/98г., №6/2000г.
  5. Сайт: http://festival.1september.ru/articles/101357/
  6. Сайт: http://prezentacii.com/ekologiya/10379-ekologiya-i-kultura-buduschee-rossii.html

Приложение 1

Игра «Редкие и исчезающие виды животных и растений Чувашии»

АВБЫБХРУФХРОРЛАЬБ

БВГЫГДГРБАБ

РКСУТВСШТИРНТКСАР

ВКЯУВБЗЫВШЗКЯАЯЗ

ЗКПЕСДЗРСОПВСКЗАП

ГИЛРАГНИДРЫРШИГ

МСВЕВРМАВЯМ    ЖЦЮАЖПЮЛЖЯЮ

ВБВЕВЛЧОЧРЧЫЖБЖИЖЦА

ЭДЭУЭШГИГЦГА

ПХРХОХСЦТЦРЦЕЛ

ГЧОЧЛЧУФБФИФКА

ЖЗУЗК -  ОЗЛВЕВНВЬ

ТЫУЫШЫКЙАЙНЙЧИК

КЖОЖСЖУЫЛЫЯЫ

Приложение 2.

Доклад «Красная книга Чувашской Республики»

Красная книга Чувашской Республики – это официальный государственный документ. Он  содержит список  редких  и находящихся под угрозой исчезновения видов животных  и растений, которые находятся  в границах территории Чувашии.

Красная книга Чувашской Республики была учреждена в 1992 году.

В 2001 году был издан 1-й том Красной книги Чувашской Республики. Он посвящен растениям. В него включены 243 вида растений  и грибов.

В 2011 году был издана 2-я часть 1-го тома, посвященная животному миру Чувашии. В него включены 290 видов животных. В зависимости от состояния  видов, занесенных в Красную книгу Чувашской Республики, они были разделены на такие категории: исчезнувшие, исчезающие, уязвимые , редкие , неопределенные , недостаточно известные с неопределённым статусом, восстановленные .

Приложение 3.

Доклады учеников

Выдра — крупный зверь с вытянутым, гибким телом. Длина тела — 55—95 см, хвоста — 26—55 см, масса — 6—10 кг. Лапы короткие, с плавательными перепонками. Хвост мускулистый, непушистый. Окраска меха: сверху тёмно-бурая, снизу светлая, серебристая. Выдра ведёт полуводный образ жизни, прекрасно плавая, ныряя и добывая себе пищу в воде. Обитает она преимущественно в лесных реках, богатых рыбой, реже — в озёрах и прудах. Питается выдра преимущественно рыбой, причём предпочитает мелкую рыбу. Зимой поедает лягушек, ловит  грызунов. Занесена в Красную книгу Чувашии.

Кувшинка белая — многолетнее водное растение. Листья плавающие, округлые, в диаметре до 20—30 см. Черешки листьев уходят под воду, иногда на значительную глубину. Цветки — белые, 5—20 см, слабо пахнут. Кувшинка белая встречается в европейской части России. У нас занесена в Красную книгу.

Серая цапля - окраска сизо- серая, шея и брюшко белые, на голове длинные черные перья образуют хохол. Перелетная птица. Гнездится отдельными парами или колониями. В Чувашии известны 4 колонии: около деревни Шомиково Моргаушского района, в лесах Ядринского, около деревни Ураково Мариинско- Посадского и  Пандиково Красночетайского районов. Гнездо строит на дереве, 4-5 зеленовато - голубых  яиц. Молчалива, голос- скрипучий пронзительный крик, который издает в воздухе. Питается по берегам рек и озер, добывая лягушек, рыбу, водных беспозвоночных.

Белорыбица или нельма - Достигает длины 130 см и веса 14 кг. Тело удлинённое, сжатое с боков. Цвет брюха и боков серебристый, спина буровато - голубая, спинной и хвостовой плавники буровато-серые, остальные серые. По своей ценности белорыбица занимает первое место после красной рыбы (осетровых), поэтому очень часто встречаются случаи браконьерства.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 30 им. А.И.Трофимова» г. Чебоксары Чувашской Республики «Экология и культура – будущее России» Автор: учитель начальных классов г. Игнатьева Ю.Ю. 2013 г.

Слайд 3

Экология – это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их природой . (Толковый словарь С. Ожегова) В переводе с греческого языка «ойкос» - дом, «логос» - наука. Выходит, что экология – изучение дома.

Слайд 4

Познакомиться с экологическими проблемами России и Чувашии 2. Выяснить пути решения этих проблем 3. Подумать, что конкретно мы можем сделать для сохранения природы нашей родины Задачи урока:

Слайд 5

Фрагмент видеофильма «Экология и культура – будущее России»

Слайд 6

Какие экологические проблемы затронуты в фильме? 2. Почему важно охранять природу? 3. Что нужно делать для сохранения природы?

Слайд 7

Частью России является удивительный край, имя которому Чувашия

Слайд 8

Волга – матушка Волга - кормилица Волга недаром зовется в народе кормилицей: в ней рыбаки добывают около 1 миллиона центнеров осетра, севрюги, белуги, сазана... Но в последние годы уловы стали снижаться. Река загрязняется промышленными отходами, нефтью.

Слайд 9

Красная книга Чувашской Республики – это официальный государственный документ. Он содержит список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, которые находятся в границах территории Чувашии.

Слайд 11

Как нужно вести себя в лесу? Не шумите в лесу. Нельзя разорять муравейники. Не ловите бабочек и стрекоз. 4. Не разводите костёр в лесу. 5. Не сбивайте грибы, даже не съедобные. 6. Не оставляйте мусор в лесу. 7. Не бей стекло в лесу. 8. Не забирай из леса домой животных.

Слайд 12

Физкультминутка «Да - Нет». Если я приду в лесок, то сорву ромашку? Если съем я пирожок , то выброшу бумажку? Если хлебушек кусок на пеньке оставлю? Если ветку подвяжу, колышек подставлю? Если разведу костёр, а тушить не стану? Если сильно насорю и убрать забуду? Если мусор уберу, банку закопаю? Я люблю свою природу, я её помогаю!

Слайд 13

Игра «Если вдруг…» Если исчезнут птицы, то … Если вырубят все деревья на земле, то… Если все заводы по переработке мусора обанкротятся и закроются, то… Вывод: в природе все взаимосвязано

Слайд 14

Наш край___________лесами, животными и растениями. Для защиты некоторых видов живых организмов была создана _________________ книга Чувашской Республики. В нее занесено __________ вида растений и _________ видов животных. Мы призываем Вас ____________ и ____________ природу. Если мы возьмёмся все вместе, то ______________ природу. У ченики __________ класса Обращение к жителю Чувашии богат Красная 243 290 беречь охранять сохраним 4 А

Слайд 15

Итог урока Что нового узнали на уроке? Чему научились? Охранять природу – значит охранять Родину М.М.Пришвин

Слайд 16

Спасибо за внимание!

Слайд 17

Использованная литература “ Азбука экологии”, О.Г. Завьяова, К., 97г. “ Формы экологического воспитания детей”, Бахарева А.С., Ш.,98г. “ 100 уроков по экологии”, ИПКРО, К.,98г. Журналы “Начальная школа”, №5, №6/98г., №6/2000г. Сайт: http ://festival.1september.ru/ articles /101357/ Сайт: http :// prezentacii.com / ekologiya /10379-ekologiya-i-kultura-buduschee-rossii.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Открытый урок по предмету "Окружающий мир" по теме: "Культура и экология - будущее России"

Тема урока: Экология и культура -  будущее России.Цели урока: Ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном ...

Экология и культура - будущее России

Правила охраны окружающей среды...

Классный час «Экология и культура- будущее России»

Классный час посвященный проблеме экологии для начальной школы...

Экология и культура России и Адыгеи

Дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимся понять, что такое экология сегодня, какое значение имеет экология в современном обществе и какую роль играет в жизни каждого, в...

"Экология и культура-будущее России"

Расширить предмтавления детей об экологических законах, способствовать воспитанию милосердия и гуманного отношения к родной природе, формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природ...