Экология и культура России и Адыгеи
классный час по окружающему миру (3 класс) на тему

 Батышева Бэла Аслановна

Дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимся понять, что такое экология сегодня, какое значение имеет экология в современном обществе и какую роль играет в жизни каждого, в жизни нашей страны и мира; содействовать формированию у школьников представлений об экологической культуре и связанной с ней активной жизненной позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_i_kultura_rossii_i_adygei.doc498 КБ

Предварительный просмотр:

 

Открытый урок

на тему: «ЭКОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА – БУДУЩЕЕ РОССИИ   И  АДЫГЕИ».

Учитель нач. кл.

МБОУ СОШ №2

Батышева Б. А.

а. Кошехабль

2017г.

Тема: «ЭКОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА – БУДУЩЕЕ РОССИИ И АДЫГЕИ».

Цель:  дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимся понять, что такое экология сегодня, какое значение имеет экология в современном обществе и какую роль играет в жизни каждого, в жизни нашей страны и мира; содействовать формированию у школьников представлений об экологической культуре и связанной с ней активной жизненной позиции.

Задачи: Обратить внимание учащихся: 

1. проблемы взаимодействия человека с окружающей средой (загрязнение воздуха, воды, почвы, рукотворные лесные пожары, проблемы отходов, энергетические и сельскохозяйственные проблемы России и мира и др.) - проблемы современной России; 

2. то, что «природа - идеальный мир» (гармония природы, сбалансированность природных процессов «так было, есть и должно быть всегда!»); 

3. культуру как способ взаимодействия человека с природой - как сценарий будущего России и Адыгеи. 

                                                   Ход урока: 

Введение

2017  – год экологии (Указ Президента Российской Федерации от 15 августа 2015г.) 

Экология – от слова «дом», это – наука о жизни в окружающем мире, об искусстве жить красиво в гармонии с природой. Экологи вместе с работниками культуры – наверное, самые дальновидные люди. Они всегда хорошо понимают друг друга. Их забота – сохранение и приумножение культурного и природного богатства. А это и есть основа нашего развития. По тому, как высоко люди ценят свою жизнь и здоровье, природу и культуру и определяется уровень развития любого общества. Поэтому неслучайно этот год – год экологии, а следующий год будет годом культуры. Экология и культура – будущее России.

 Сегодня нас более 7 миллиардов человек, понятно, что мы не можем развиваться без вмешательства в природные процессы. Нам необходимы природные ресурсы как никогда, ведь с каждым годом потребности человечества только растут. Человечество может и должно развиваться, но может ли оно развиваться, не обращая внимания на окружающий мир? Если мы (человечество) увеличиваем свои потребности не в соответствии с законами природы, то природа поставит свои ограничения. (Примеры:  неограниченный вылов рыбы, растущие свалки, осушение болот и др.). 

Сегодня скорость развития «не вписывается» в природные процессы, возникают проблемы человека с окружающей средой. В 1992 году в Рио-де-Жанейро (Бразилия) по инициативе Организации Объединенных Наций представители большинства стран (193 из 210) мира приняли «Декларацию Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию». 

Сегодня нам надо решать многие насущные проблемы, их нельзя отложить на потом. Надо думать о том, как жить лучше, как помочь тем, кому плохо, кто не может помочь себе сам. Но при этом нельзя забывать о том, что все это надо делать не в ущерб для нашей планеты. Те, кто считает себя в ответе за то, чтобы мы этого не забыли и знали, как это сделать, называют себя экологами. Что же такое экология сегодня? Экология сегодня – это не только наука, это мировоззрение, отношение к себе, это и политика, и экономика, и культура.

Такой путь развития сегодня называется устойчивым развитием. А правила верного поведения записаны в «Хартии Земли».

На самом большом форуме в истории человечества в прошлом году в Рио-де-Жанейро, главы большинства государств, включая Россию, договорились, что надо жить по программе, которая называется «Будущее, которого мы хотим». Как же туда попасть, в это будущее, которого мы так хотим? Что для этого надо делать?

Главное, стараться все меньше тратить природные ресурсы и наносить вред природе и все больше использовать свои изобретения. Этот завет экологов и есть основа модернизации и инновационного пути развития, который выбрала наша страна. Сегодня такой путь развития и такую экономику называют «зелеными», то есть дружелюбными по отношению к природе, а значит и к нам с вами. Надо бережно относиться к природе. Использовать лучшие технологии, чтобы не навредить природе и исправить то, что уже нарушено.

1.     Вопрос (3 мин.)

- Какие вы знаете экологические проблемы? 

1.Катастрофическое загрязнение окружающей среды.

2. Снижение биоразнообразия.

3.Глобальное потепление.

4.Озоновые дыры.

5.Обеспечение человечества ресурсами, исчерпание нефти, природного газа, пресной воды, древесины, цветных металлов.                  

Просмотр видеоролика «Экология и культура России» (12 мин 30 сек).
2. Чтобы «вписать» свою деятельность в природные процессы, необходимы не только знания, но и культура. 

Культура – это характеристика человеческой жизнедеятельности.
3. Культуру можно рассматривать как различные достижения человечества (живопись, музыка, архитектура и др.)  способ взаимодействия с окружающей средой (различные типы хозяйствования в историческом процессе). 

Хартия Земли - это документ, содержащий фундаментальные принципы для создания справедливого, устойчивого и мирного глобального общества в 21 веке. Она направлена на то, чтобы пробудить в каждом человеке новое чувство взаимозависимости и всеобщей ответственности за процветание людей и всего живого сообщества. Это выражение надежды и призыв о помощи в создании глобального сообщества на переходном этапе нашей истории.

Класс делится на четыре группы. Каждой группе дается не более 5 мин для прочтения и обсуждения одного из раздела хартии:

  1.   С уважением и заботой относиться ко всему живому
  2.   Экологическая целостность
  3. Социальная и экономическая справедливость

IV. Демократия, ненасилие и мир

Каждая группа дает краткий ответ:

- актуальны ли эти предложения;

-возможно ли применение «Хартии Земли», как свода этических норм с целью изменения отношения Российского общества к природе.

      Мы должны помнить, что существующие и всё возникающие экологические проблемы легко не решаются. Мы не можем решить эти проблемы поодиночке. Они решаются только сообща, но хотя бы маленький шаг на пути к решению экологических проблем должен сделать каждый из нас. 

4. Что может делать каждый из нас в отдельности, и что мы можем сделать вместе. Обсуждение. 

Экономим воду: 

1. Закрывайте краны, когда вода вам не нужна. 

2. Если увидите сломанный кран или прорванную трубу с текущей водой, идите к взрослым, расскажите им об этом, просите починить. 

3. Когда есть возможность, собирайте и используйте дождевую воду (для полива и бытовых нужд, но не питья!). 

4. В душе расходуется меньше воды, чем для заполнения ванны, - лучше принимайте душ! 

Справка: во многих странах, где питьевой воды меньше, или она стоит дороже, чем в России, воду научились экономить очень хорошо. Например, в Лондоне 20 лет назад расходовали 350 литров, а теперь всего 160! Это не потому, что лондонцы стали меньше мыться или хуже мыть посуду. Они научились делать это более экономно. Мы тоже можем этому научиться! 

Экономим электричество, тепло (и топливо!): 

1. Дома и в школе на холодное время года заклейте оконные рамы. 

2. На дверях, ведущих на улицу, должны быть пружины, чтобы двери сами закрывались и не выпускали тепло. 

3. Если из-под земли пошёл пар и бьют струи горячей воды - это не гейзер, а авария. Скорее всего, прорвались трубы: бегите и сообщите взрослым. 

4. Выключайте свет, телевизор, электрические приборы, если ими никто не пользуется. 

5. Чем меньше вещей мы потребляем и мусора производим, тем больше энергии экономим - на производство и перевозку товаров, их упаковку, уборку мусора. Не выбрасывайте стеклянные бутылки, банки и использованную бумагу - отдайте их на переработку. 

Подумайте, посмотрите вокруг, может быть, вам в голову придут другие «экономные» идеи!  

Четыре столпа и шестнадцать принципов Хартии Земли:

I. Уважение живого сообщества Земли и забота о нём

1. Уважать Землю и жизнь во всем её многообразии.

2. Заботиться о живом сообществе, относиться к нему с пониманием, состраданием и любовью.

3. Создавать справедливые, открытые для сотрудничества, устойчивые и миролюбивые демократические сообщества.

4. Сохранять богатство и красоту Земли для настоящего и будущих поколений.
 
II. Экологическая целостность

5. Защищать и сохранять целостность экосистем Земли, уделяя особое внимание биологическому разнообразию и природным процессам поддержания жизни.

6. Использовать в качестве лучшего метода защиты окружающей среды стратегию «предотвращения вреда», а при недостатке информации — стратегию «предосторожности».

7. Применять такие модели производства, потребления и воспроизводства, которые сохраняют регенеративные возможности Земли, права человека и благополучие сообществ.

8. Развивать исследования в области экологической устойчивости и осуществлять открытый обмен информацией и ее повсеместное применение на практике.
 
III. Социальная и экономическая справедливость

9. Рассматривать искоренение нищеты как этический, социальный и экологический императив.

10. Следить за тем, чтобы экономическая деятельность и экономические институты на всех уровнях способствовали развитию человека справедливым и устойчивым образом.

11. Поддерживать справедливость и равенство в отношениях между полами как предпосылку устойчивого развития и обеспечить всеобщий доступ к образованию, здравоохранению и возможностям экономического процветания.

12. Поддерживать права всех без исключения людей на природное и социальное окружение, поддерживающее человеческое достоинство, здоровье и духовное благополучие, уделяя особое внимание правам коренных народов и различных меньшинств.
 
IV. Демократия, ненасилие и мир

13. Укреплять демократические институты на всех уровнях, обеспечивать прозрачность и подотчетность в их управлении, включая участие в принятии решений и доступ к правосудию.

14. Вводить в системы формального и неформального образования знания, ценности и навыки, необходимые для устойчивого развития.

15. Относиться ко всем живым существам с уважением и вниманием.

16. Создавать культуру толерантности, ненасилия и мира.

Адыгея является одним из живописнейших, многонациональных уголков России. Мы, ее жители, хотим рассказать, как она прекрасна.

Природа, растения и животные Республики Адыгея

Республика Адыгея по праву считается одним из самых живописных уголков Кавказа.  Это заповедное пристанище обширных лесов,  гор с заснеженными вершинами,  бурных речушек, необъятных степей и цветущих альпийских лугов. А животный мир Адыгеи считается особым богатством Кавказа, здесь часто можно встретить редких представителей царства животных, встречающихся только в этих широтах.   Красота природы, благоприятный мягкий климат и радушие местных жителей – это все то, благодаря чему Адыгею справедливо называют жемчужиной России, а также эта красивейшая местность  причислена к списку  Всемирного  природного  наследия.

Растительность Республики Адыгея

https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/resize/images/okruzhayushhij_mir/Adigeya_1-400x267.jpg

Благодаря благоприятным климатическим условиям, плодородной почве и многорядному рельефу, растительный мир Республики Адыгеи поражает своим многообразием и самобытностью.  Так,  в этих краях насчитывается более 2000 разновидностей высших растений.  Среди них немало приносящих пользу человеку: съедобные растения, лекарственные травы,  бобовые и злаковые, пригодные для кормления домашних животных, а также медоносная и декоративная растительность.  А в лесах Адыгеи можно найти огромное множество ягодных и плодовых растений.

Кроме того, на территории Республики Адыгеи произрастают эндемичные (которые можно встретить только в данной местности) представители царства растений, многие из них сохранились еще с  доледниковых времен, что позволяет подробно изучить историю растительного покрова этой удивительной  местности.  Например, к эндемичным растениям  Адыгеи можно причислить горечавку оштенскую или колокольчик Отрана, в целом же численность эндемиков составляет примерно 120 видов.

https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/resize/images/okruzhayushhij_mir/Adigeya_3-400x259.jpg

Богат растительный мир республики и  редкими, исчезающими растениями, занесенными в Красную книгу.  К примеру,  беладонна, лилия кавказская, птицемлечник дугообразный и некоторые другие.

Животный мир Республики Адыгея

https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/resize/images/okruzhayushhij_mir/Adigeya_4-400x265.jpg

Животный мир Республики Адыгея также поражает своим богатством  и уникальностью.  

Так, в адыгейских степях обитает несчетное количество разновидностей птиц: орлы, сойки,  ласточки, иволги, дрозды, зяблики, жаворонки, стрижи,  кобчики,  кукушки, чеканы, грачи и многие другие. А вот дрофа из-за эксплуатации  степных земель человеком находился на грани исчезновения.

Немало в степях Адыгеи и  грызунов.  Среди них хомяки,  мыши-полевки, суслики, крысы, сони лесные и полчок. Среди хищников республики можно встретить лесных кошек, ласок, шакалов, кабанов, волков и лисиц.

https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/resize/images/okruzhayushhij_mir/Adigeya_5-280x420.jpg

Особым разнообразием животного мира славится лесостепной пояс ,  занимающий обширную часть Предкавказской равнины и  предгорья Большого Кавказа.

Здесь можно встретить  особо редкого тритона малоазиатского  - туземного обитателя этих широт.   Здесь же, среди млекопитающих лесостепных жителей  обитают  еноты, бурые медведи, зайцы, горностаи, выдры барсуки, волки, олени, зубры, норки, куницы, дикие собаки,  ежи, нетопыри, енотовидные собаки, бурозубки  и находящийся на грани вымирания эскулапов полоз.

https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/resize/images/okruzhayushhij_mir/Adigeya_6-400x267.jpg

Меж камней и в горных ущельях  часто можно заметить промелькнувшую скальную ящерицу.  На лесных опушках обитает  еще один исчезающий вид -  гадюка  кавказская. А горные реки Адыгеи славятся  форелью.

Самыми яркими представителями  среди птиц лесостепи  Адыгеи считаются выпи, кваквы, коростели, зимородки, вертишейки, сычи, чибисы, фазаны и многие другие.

Климат Республики Адыгея

https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/images/okruzhayushhij_mir/Adigeya_7.jpg

Самым жарким месяцем на широтах Адыгеи является июль, температурный максимум в этот период может достигать + 38 °. Само лето умеренно-влажное, хотя и случаются на этих территориях суховеи.  В летний период  вся растительность Республики Адыгеи приобретает пышное многоцветие, а представители животного мира обзаводятся потомством.

Осенний сезон приходит в Республику Адыгея в третьей декаде сентября, хотя  в горные вершины осень приносит  первые заморозки гораздо раньше. Сентябрь и октябрь в этих местах, как правило, теплые не дождливые месяцы,  осадки и туманы начинаются с наступлением ноября.

В это время активно желтеют и опадают листья с деревьев, улетают собравшиеся в стаи птицы, мелкие грызуны готовят запасы корма: все готовятся к наступлению зимы.

https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/resize/images/okruzhayushhij_mir/Adigeya_8-520x208.jpg

Наиболее холодный месяц здесь январь. Морозы случаются редко, благодаря, свойственной этим широтам, умеренно-мягкой зиме с частыми оттепелями. Таким образом, среднемесячная температура января примерно -3 °. Хотя, нередко воздух зимой прогревается до +5°.

Зима в Республике Адыгея – это время, когда растительный мир отмирает, но стоит солнцу чуть-чуть пригреть эти территории, как тут же появляются зеленые листочки первоцветов.

Ближе к концу февраля в Адыгее начинается весенняя пора.  Воздух быстро прогревается солнцем, порой до +17°, просыпаются животные после спячки, набухают почки, возвращаются теплолюбивые птицы. 

Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: Доброе утро!
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!

История эта началась давным-давно, но до сих пор не закончилась. Родила мать-природа двух сыновей. Выросли они, и настала пора им самим заботиться о себе и о матери-природе. Как только подошёл срок, получил каждый из них по царству. И были главным богатством там огромные леса, полноводные реки и озёра.

И решил старший сын переделать своё царство так, как ему нравится. Не хотел он понять, что в природе нет ничего случайного и лишнего, что переделав и погубив одно, он тем самым погубит другое. И вот закипела работа в его царстве. Старшему сыну казалось, что в лесу слишком много диких зверей, которых он боялся, слишком много мух и комаров, которые ему досаждали. И завизжали пилы, и посыпались яды на поля. Но когда старший сын закончил свою работу и оглянулся вокруг, то не увидел он ничего кроме пустого разрушенного царства. Погибли звери, птицы, засохли реки и озёра.

А младший сын, увидев такое богатство, понял, что не царь он в этом мире, а работник. И как хороший хозяин, должен сохранять и умножать то, что ему досталось в наследство. И каждый день младший сын начинал с того, что убирал своё царство. Сажал новые деревья взамен тех, что были больны. Лечил и помогал зверям и птицам, которые обращались к нему за помощью, потому что знал: он в ответе за тех, кого приручил. А Земля платила ему за заботу своей щедростью.

Дерево, трава, цветок и птица,

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни!

Люди поняли, что природа в опасности, поэтому ведутся работы по охране природы. И мы с вами должны беречь и охранять природу.

Человек живёт в природе, от природы зависит жизнь человека.

А как вы думаете, ребята, от человека зависит состояние природы, жизнь природы?

Нуждается ли природа в помощи человека?

Как можно помочь животным?

Ответ детей: (делать кормушки, кормить крошками и зёрнышками, не рвать цветы, не ломать деревья, сажать кустарники, цветы, не обижать зверей, не разорять гнёзда, муравейники)

Ребята, нам принесли посылку! Чтобы ее открыть, надо выполнить задания.

Отгадайте, пожалуйста, загадки: 

У малины и клубники,
Помидора и брусники
Вкус, конечно, очень разный,
Ну а цвет похожий — ...

Я всё знаю, всех учу, 
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.

Посмотрите, здесь книга, какая – то она необычная, красная. Наверное, она создана для чего - то важного. Как вы думаете, для чего нужна Красная книга? А что означает красный цвет? Правильно, потому что Красный цвет - это цвет опасности, сигнал тревоги. Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. В Красную книгу заносятся названия видов животных и растений, которых на Земле осталось очень мало, и поэтому они нуждаются в особой защите.

Для чего нужна Красная книга?

Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности.

Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что-то или иное

животное, растение в беде. Его надо охранять.

Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой,

синей? (Красный цвет это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не

губите растения.)

Красная книга – это сигнал опасности. Красная книга не закон об охране

природы, это лишь факты, собранные учеными, о животных и растениях.

Меры, которые предпринимает человек, дают хорошие результаты, о чем

свидетельствуют зеленые листы Красной книги, где представлены уже

спасенные животные и растения

Красную книгу называют - документ совести человека.

Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы, «Красная книга» - красная! Значит природа в опасности!

Мы знаем, как прекрасна наша республика, её природа. Но вот беда, многие животные и растения находятся на грани исчезновения. И поэтому ученые начали бить тревогу. И создали Красную книгу нашей республики.

Давайте познакомимся с некоторыми редкими животными и растениями, которые занесены в Красную книгу. А расскажет нам о них «Живая газета»

Давайте начнем путешествие по страницам Красной книги Адыгеи!

Медведь. В каждом доме есть хозяин, так и в лесу. Хозяином леса обычно называют самого крупного лесного зверя – медведя. Медведь – крупный, лохматый, неуклюжий зверь. У него большая голова, маленькие уши. Короткий хвост. Питается личинками насекомых, муравьями. Любимое лакомство медведя – мёд, любит грибы, ягоды, желуди. Зимой медведи спят в берлоги.

Интересный факт: У бурых медведей отличная память - они помнят все грибные и ягодные места и легко находят туда дорогу. Медведи могут различать цвета. 

Зубр: крупнейшее животное среди млекопитающих. Его вес доходит до тонны. Передняя часть мощнее и выше. Голова массивная, опущена ниже холки, с небольшими изогнутыми рогами. Зубр — это дикий бык с большой гривой. Вся его шея покрыта густой, длинной шерстью, что придает ему необыкновенно свирепый вид. Зубры убегают от человека, если завидят его издали, а если увидят его нечаянно вблизи, то с большой вероятностью могут броситься. Встреча с зубром опасна, спастись от него бегством почти невозможно. Видят эти животные-богатыри плохо, но у них хорошо развиты обоняние и слух.

Зубры очень выносливы и сильны, несмотря на крупные габариты, умеют великолепно прыгать и плавать. Барьеры, препятствия для них – не проблема. Маленькие зубрята появляются на свет в начале лета или в конце весны. После рождения молоко матери – лучшая пища для них. Питаются растительной пищей: побеги, листья, кора деревьев и кустарников; некоторые травы; лишайники и даже грибы. Под снегом, бык легко раскапывает корм своими рогами, или копытом. Но, все же больше питается корой в это суровое время.

Интересный факт: Зубры умеют перепрыгивать препятствия до двух метров в высоту. На зубров охотились ещё первобытные люди. 

Благородный олень. Крупное млекопитающее. Красивое животное, с большими рогами. У оленя длинная шея и короткий хвост. Любят жить в горах, покрытых лесом, хорошо плавают. Питаются растительной пищей: корой, листьями, каштанами, ягодами и орехами. Интересный факт: Оленята могут стоять на ногах сразу после рождения. Олени довольно успешно приручаются. Животное может неделями находиться в воде, не выходя из нее. Но в этом случае оно теряет много сил, поэтому в зимний период оленю необходима помощь человека. 

Барсук – это хищный зверь с острой мордочкой. Тело у барсука длинное и сужается к голове. Лапы у этих животных массивные, но короткие: Когти длинные и тупые. У барсука густая, длинная, грубая шерсть. Двигается барсук медленно. Питается змеями, лягушками, даже зайцами. Любит ягоды. Интересный факт: Барсучиха с барсучатами не выходит вечером из норы на прогулку – будет дождь. Барсуки – необыкновенные чистюли и аккуратны. Свои домики они проветривают и просушивают. Прежде чем войти в нору, барсук отряхивается и чистит лапки

Психогимнастика «Покажи отгадку» (медведь, лиса, заяц, олень, бабочка)

Как ветви у него рога!
Он благородный. Он пятнистый.
Обходит сочные луга,
В жару идёт же в лес тенистый. И т.д.

В Красную книгу занесены не только животные, которых необходимо охранять, но и растения!

Я должен над цветами наклониться 
Не для того, чтоб рвать или срезать, 
А чтоб увидеть добрые их лица 
И доброе лица им показать. 

Рассмотреть: подснежник, цикламен, кувшинка (белая водяная лилия), ландыш

Есть на земле огромный дом 
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
 

И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.

Игра  «Что хорошо, а что плохо?»

У вас сигнальные карты красные и зеленые. Зеленый кружок - положительное влияние на природу, красный - отрицательное.

​ Костер в лесу (Красный кружок) 

​  Мусор в лесу (Красный кружок)

​  Сломанные ветки (Красный кружок)

​  Срубленные деревья (Красный кружок)

​  Браконьерство (Красный кружок)

​  Посадка деревьев (Зеленый кружок)

​  Развешивание кормушек (Зеленый кружок)

​  Не рвать цветы (Зеленый кружок)

​  Создание красной книги (Зеленый кружок)

​  Создание заповедников (Зеленый кружок)

Все ответили правильно. Сегодня все узнали правила друзей природы!

  1. Не ломай ветки деревьев и кустарников.
  2. Не повреждай кору деревьев.
  3. Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!
  4. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
  5. Береги лягушек, жаб, головастиков.
  6. Не лови диких животных и не уноси их домой.
  7. Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.
  8. Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы.
  9. Не шуми в лесу.

http://info-4all.ru/images/f783fb9419a47bf85d90ef6420ac4408.jpg

Мы их будем соблюдать, и учить других людей их не нарушать.

Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.

В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.

В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

Заповедники – это островки спасения природы oт злого и недоброго  человека.

Я предлагаю вам оформить страницу Красной книги.

Сегодня мы с вами узнали не обо всех животных и растениях, занесенных в Красную книгу Адыгеи, их значительно больше.

Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу?                        

Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.  

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению.

Паучок терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Снег нас чистоте.

Солнце учит доброте:

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Весь большой лесной народ

Учат крепкой дружбе.

Вывод по уроку: для достижения единой цели – мы должны одинаково понимать, что делать. Необходимо вырабатывать общие правила, таковыми может стать Хартия земли.

 «Мы вступили в критический момент истории Земли, когда человечество должно выбрать своё будущее. Наш мир становится всё более взаимозависимым и хрупким, а будущее таит в себе одновременно и большую опасность, и большую надежду. Чтобы развиваться далее, мы должны осознать, что при огромном разнообразии культур и форм жизни, мы являемся одной семьёй и единым мировым сообществом с общей судьбой. Мы должны объединиться и создать устойчивое глобальное общество, основанное на уважении к природе, правам человека, экономической справедливости и культуре мира. В этом стремлении крайне необходимо, чтобы мы, народы Земли, провозгласили нашу ответственность друг перед другом, перед великим сообществом всего живого, и перед будущими поколениями».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экология и культура – будущее России"

Учебно - методический материал по окружающему миру "Экология и культура – будущее России". Урок предназначен для учащихся 4 класса. Сопровождается презентацией.Цель урока: обратить внимание...

Экология и культура - будущее России

Правила охраны окружающей среды...

Экология и культура

Классный час...

Классный час «Экология и культура- будущее России»

Классный час посвященный проблеме экологии для начальной школы...

"Экология и культура"

Внеклассное занятие по экологии...

"Экология и культура-будущее России"

Расширить предмтавления детей об экологических законах, способствовать воспитанию милосердия и гуманного отношения к родной природе, формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природ...