" Дар маленького зернышка"
методическая разработка (4 класс)

Трифонова Анжелика Анатольевна

Сценарий внеклассного материала 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb-vsemu_golova_.docx157.63 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия «Дар маленького зернышка».

          Цель:   Проследить путь от буханки до хлеба.

Задачи:

- Раскрыть значение слова “хлеб” в жизни человека;

- Узнать о профессиях людей, которые помогают попасть хлебу на стол;

- Прививать учащимися бережное отношение к хлебу;

- Воспитывать уважение к труду хлеборобов;

- Развивать мышление, интеллект, смекалку, быстроту реакции.

Ход праздника.

Ведущий 1: Здравствуйте ребята и взрослые! Мы наш праздник начинаем, хлеб на Земле восхваляем!

Хлеб – какое это священное слово! Славится он на Земле, славится он первым на столе!

Звучит музыка, входит пара, танцует.

Чтец 1.

Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом, 
Встретить щедро от души, 
С уважением большим, 
То гостей таких встречаем
Пышным, круглым караваем.

Чтец 2.

     Он на блюде расписном

С белоснежным рушником! 
С караваем соль подносим, 
Поклонясь отведать просим, –
Дорогой наш гость и друг, 
Принимай хлеб-соль из рук!

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/646241/img1.jpg

Ведущий 1: Хлеб наше богатство, наша сила. Ни один день нашей жизни не обходится без хлеба. Не зря в народе говорится: “Есть хлеб – есть и песня…”.

Звучит Песня «Расти колосок»

А знаете ли вы, какой нелёгкий путь проходит маленькое зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол в пышном, румяном и вкусном каравае?

(Демонстрация зёрен пшеницы.)  Слайд 2

Ведущий 2: Посмотрите на него. Какое оно маленькое и твердое, чуть больше капли воды на ветке, а его цвет напоминает о солнце. Оно такое крохотное, но в нем великая сила. Настанет момент, когда оно попадет в гостеприимную русскую землю.

Ведущий 1 :Землю-матушку – как ласково называли её во все времена русские хлеборобы. И тут начнутся удивительные превращения маленького зёрнышка .

В подготовленную землю сеют маленькие зёрнышки пшеницы.

После посева надо постоянно защищать землю от вредителей.

Вот пшеница взошла.

Всё лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое.

Летом вырастают колоски, а в них много-много зёрен.

Но вот зёрна созрели и начинается уборка урожая.

Потом зерно везут на мукомольные заводы, где мелют его в муку.

Ведущий 2: Мы с вами только что узнали, какой непростой и длинный путь проходит зёрнышко пшеницы пока попадет на наш стол в виде хлеба. А сейчас мы послушаем стихотворение о рождении хлеба.

Чтец 1.

Он не падает нам с неба
Появляется не вдруг
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук

Чтец 2.

За лесами, за лугами,

Раздается в поле гром.
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.

Чтец 3.

На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно-
Сеют сеялки зерно.

Чтец 4.

Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер да вода, труд десятков рук

Чтец 5. 

Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал
Золотистой стеною.
И слышит страна;
За уборку пора,
Для хлеба комбайны нужны, трактора.

Ведущий 1: Мудрость народа отражена в легендах, сказаниях и былях. Великое множество их посвящено хлебу. Послушайте народную притчу о хлебе.

Вышли на ниву весной отец и сын.

“Хорош хлеб взметнулся!”– воскликнул сын, любуясь дружными всходами.

“Это не хлеб, а трава”, – поправил его отец.

Прошло время, снова вышли они в поле.

“Какой хлеб колосится!” – порадовался сын.

“Это не хлеб, а солома” – ответил умудрённый опытом отец.

Выехало семейство на жатву.

“Ну, не говорил ли я, что будем с хлебом! Можно и свадьбу играть!” – обрадовался сын.

“Погоди”, – прервал его отец и с тревогой поглядел на тёмную тучу в небе. Вдруг налетел шквал, ветром и ливнем смыло с нивы, все что стояло на корню…

И сказал понурившись отец: “Хлеб, сын, тогда хлеб, когда он в закромах”.

Чтец 1.

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?
Ломоть ржаного, трудового хлеба?..
Он пахнет полем, речкой, печью, небом, 
А главное – работой пахнет хлеб.
Каждое зерно омыто 
Человечьей каплей пота. 
Нет, не может быть забыта 
Эта тяжкая работа.

Ведущий 2: А сейчас Конкурс “Калейдоскоп профессий”.

Дети вызываются поочереди.

Нужно выбрать из предложенных профессий,  как можно больше профессий, связанных с выращиванием и переработкой зерна (селекционер, агроном, тракторист, комбайнёр, шофёр, мельник, пекарь).

Ведущий 1: У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. Если вдруг хлеб падал на пол, его поднимали и извинившись целовали. В народных пословицах, поговорках отразилось, бережное и уважительное отношение к хлебу.

 Ведущий 2: А вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

Тогда пора собирать наш “урожай пословиц”.

Игра “Собери урожай”.

Пословицы разделены на 2 части, каждая из которых написана на отдельном листке.. Нужно собрать пословицу из 2х частей. Дети выходят поочереди и собирают пословицу.

– У кого хлеб родился, тот всегда веселится.

– Без хлеба сыт не будешь.

– У кого хлебушко, у того и счастье.

– Плох обед, коль хлеба нет.

– Хлебушко – от земли, силушка – от хлеба.

– Кто пахать не ленится, у того хлеб уродится.

– Рыбе – вода, ягодам – трава, а хлеб всему голова!

Ведущий 1: Наступила осень – время подведения итогов труда работников сельского хозяйства. И, конечно же, первые помощники хлеборобов в их нелёгком деле – сельскохозяйственные машины. Знаете ли вы, какая техника используется во время выращивания и уборки хлеба.

Конкурс “Знаток техники”.

Необходимо угадать название какой сельскохозяйственной техники написано на листке и дописать недостающие буквы. Участники вызываются по одному.

(Трактор, комбайн, грузовик.)

Ученик.

Он не падает к нам с неба 
Появляется не вдруг, 
Чтобы вырос колос хлеба, 
Нужен труд десятков рук. 
День и ночь шумят комбайны, 
Хлеб идёт со всех сторон.

Ведущий 2: Часто бывает, что выбрасывают недоеденные куски хлеба.

Такая малость – подумаешь! А может и в самом деле подумаем? Подсчитано, если каждый школьник выбрасывает в столовой кусочек хлеба весом в 20 грамм, то за год теряется в среднем 25 центнеров зерна, что примерно равно урожаю с гектара хлеба. У нас в школе тоже есть случаи, когда пирожки и хлеб валяются на полу или в урне. Всем надо воспитывать в себе уважение к хлебу. В старину говорили: ”Хлеб наш батюшка”. Было страшным грехом выбросить хлеб. Во время войны хлеб был для людей спасеньем.

Ученик: В дыму ленинградское небо,

                Но горше смертельных ран 
               Тяжелого хлеба, блокадного хлеба 125 грамм! 
Ведущий 1: В годы тягот и лишений.

В годы Великой Отечественной Войны г. Санкт-Петербург (в прошлом Ленинград) был окружён войсками Гитлера и выдержал длительную блокаду. Люди во время блокады умирали от голода, в городе нечего было есть и самой большой ценностью был хлеб выпекаемый на единственной уцелевшей пекарне города. В музее истории Санкт-Петербурга храниться маленький черный кусочек блокадного ленинградского хлеба – это суточная норма хлеба для жителей города.

– ”125 граммов – блокадный хлеб – это с трудом можно назвать хлебом – в нем было много примесей: жмых, древесные стружки, трава – лебеда или крапива, отруби и смесь, и только 5 граммов муки. Помните это и бережно относитесь к хлебу.

Город выстоял несмотря ни на что, но те, кто выжил в окруженном Ленинграде, знают настоящую цену хлеба.

Ученик: Новый мир мужал и креп. 
             Шел народ в огне сражений
             За свободу и за хлеб. 
             Значит, правильны слова: 
             “Хлеб всей жизни голова!”

(Фонограмма песни “Ты запомни сынок золотые слова: “ Хлеб всему голова!”)

Ведущий 2 : Давайте вспомним стихотворение С. Михалкова “Булка”.

1-й ученик:

Три паренька по переулку, 
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ее гол.

2-й ученик:

Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.

3-й ученик:

Потом, насупившись сердито Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто 
При всех ее поцеловал.

4-й ученик:

Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.

1-й ученик:

Я – пекарь! – человек ответил И с булкой медленно ушел.

2-й ученик:

И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом 
Моря пшеницы золотой.

Внучка:

Говорила бабушка, мама говорила: Хлеб наше богатство, в хлебе наша сила!
Но мальчишки в школе с этим не считаются 
И в столовой корками хлебными бросаются. 
А я хлеба корку никогда не брошу, 
Потому что хлеб наш вкусный и хороший. 
Потому что много стоило труда, 
Чтобы хлеб наш вкусный был у нас всегда!

Ведущий 1: Ребята, давайте вместе с вами вспомним “Правила бережного обращения с хлебом”. Всегда будем бережно относиться к хлебу и учить на своём примере других.

Помните, ребята, такие правила:

– Бери хлеба столько, сколько съешь.

– Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.

– Нельзя играть с хлебом.

– Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.

Ведущий 2: Ребята, а вы любите загадывать и отгадывать загадки. Наш завершающий конкурс “Отгадай-ка

Золотист он и усат, 
В ста карманах – сто ребят. (Колос.)

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда отмолотился,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто.

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол он….(хлебом)

Он идет – волну сечет
Из трубы зерно течет. (Комбайн.)

Кто там в поле, угадай, 
Режет черный каравай? (Плуг.)

Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет –
Семь плугов тащит. (Трактор.)

Замок с башнями до неба
Сохранит все море хлеба. (Элеватор.)

Был он зернышком давно –
Смотрит солнышком в окно. (Каравай.)

Железный нос в землю врос,
Роет, копает, землю разрыхляет. (Плуг.)

Меня бьют, колотят, 
Режут, ворочают, 
А я всё терплю,
И всем добром плачу. (Земля.)

Ведущий 1:

Каравай земли и неба на твоём столе – 
Ничего сильнее хлеба нету на земле. 
В каждом маленьком кусочке – хлебные поля, 
А на каждом колосочке держится земля. 
И растёт под небом светлым, строен и высок, 
Словно Родина бессмертный хлебный колосок.

Ведущий 2: Ребята! Живите так, чтобы хлеб ваш был всегда честным. В хлебе – душа народа, судьбы многих людей , их неустанный труд. Мама, хлеб, Родина- это одни из самых святых слов для человека.

У кого хлеб родился,

тот всегда веселится.

БЕЗ ХЛЕБА

СЫТ НЕ БУДЕШЬ

ПЛОХ ОБЕД

КОЛЬ ХЛЕБА НЕТ

ТРА…Т…Р

ГРУ…О В…К

УЧИТЕЛЬ

ПАРИКМАХЕР

ТРАКТОРИСТ

    ВРАЧ

МЕЛЬНИК

КО…Б…ЙН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Сказка «Петушок и бобовое зернышко»".

 Цели урока:- продолжить знакомство с новым видом устного народного творчества – сказками; учить выделять главную мысль произведения;учить запоминать подробности сказки  и не путать их порядок, соверш...

Урок по литературному чтению "Петушок и бобовое зернышко"

Урок дан с целью познакомить детей с русской народной сказкой "Петушок и бобовое зернышко", обучить правильному и выразительному чтению....

Исследовательский проект «От зернышка до каравая» (1 класс)

Работа содержит материал, предназначенный для защиты ученического проекта "От зернышка до каравая", задачами которого являлось: выяснить происхождение первого хлеба; узнать подробно о проце...

Презентация "Чудесное зернышко" Проект

Воспитательная цель проекта Воспитание нравственных чувств и эстетического сознания в процессе взаимодействия воспитателя ГПД с семьей....

Фольклорный час "Дар маленького зернышка"

История о хлебе.Для учащихся начальных классов....

: Русская народная сказка « Петушок и бобовое зернышко»

Задачи  урока:   ознакомление с русской  народной  сказкой «Петушок  и  бобовое  зернышко»; формирование  представления о составных  частях  сказ...

План-конспект урока к предмету «Литература 2 класс» на тему «Сказка «Петушок и бобовое зернышко»»

План-конспект урока к предмету «Литература 2 класс» на тему «Сказка «Петушок и бобовое зернышко»»...