Описание педагогического опыта работы «Развитие познавательно-исследовательской активности детей младшего возраста»
учебно-методический материал

Коломина Гулноза Нурматжоновна

Вашему вниманию предоставляется опыт работы за 1 год и 9 месяцев.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta_chistovik.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ – Детский сад №1 «Ромашка» п. Суземка

Коломина Гулноза Нурматжоновна


Описание педагогического опыта работы «Развитие познавательно-исследовательской активности детей младшего возраста»

Вашему вниманию предоставляется опыт работы за 1 год и 9 месяцев.

«Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовности прийти к нему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера» - Анатолий Шапиро.

И с этим утверждением нельзя не согласиться! Ребенок  добродушен, пытлив, любознателен, он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует абсолютно всё. Необходимо    создать условия для раскрытия всех его творческих способностей, реализации его внутреннего потенциала и, главное,  научить любить.

    Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

 В соответствии с ФГОС ДО и с требованиями к результатам ФОП ДО, представленными в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня ДО. Одним из ориентиров является любознательность.  Ребята задают вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

         Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Цель моей педагогической работы: развитие познавательно-исследовательской активности детей младшего возраста

Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:

-развивать познавательно-поисковую деятельность детей;

-формировать у детей способность к исследовательскому типу мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать простые выводы;

-приобретать опыт самостоятельного исследования, умение пользоваться материалом для проведения эксперимента;

-развивать наблюдательность, инициативу, самостоятельность, коммуникативность.

Планируемые результаты.

  • Расширение  представлений о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. 
  • Увеличение объема памяти ребенка, активизация его мыслительных процессов, сравнение и классификация, увеличение познавательной и речевой активности, любознательности.

В своей работе я ориентируюсь на следующее содержание познавательно-исследовательской деятельности .

Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.

Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.

 Человек, функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

При организации познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ я использую следующие формы работы:

- непрерывная образовательная деятельность;

- беседа познавательного эвристического характера;

-опыты, эксперименты;

- просмотр фильмов, слайдов, презентаций;

- игры (сюжетно-ролевые, развивающие);

- чтение книг, энциклопедий ,рассматривание картин и иллюстраций;

- наблюдение за явлениями природы и живыми объектами;

- экскурсии и целевые прогулки;

- труд в природе;

- тематические дни и недели;

- конкурсы, выставки, мини- музеи, коллекции;

- праздники, развлечения, вечера досуга, театрализованная деятельность;

- художественная и конструктивная деятельность;

-речевое творчество: сочинение сказок, загадок, разгадывание кроссвордов.

Для побуждения детей к исследовательской деятельности огромное значение имеет хорошо оборудованная предметно-пространственная среда в группе. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую  деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода самореализации. А также уголок экспериментирования постоянно наполняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересов.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:

- безопасность для жизни и здоровья детей

- достаточность, доступность расположения

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

НОД является одной из форм при организации  познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ. Наблюдение, организованное в помещении на территории детского сада, влияет на восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей .

Исследования, которые проводились во время прогулок, погружали ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, вкусов и запахов. Наблюдение является одной из активных практик учебной исследовательской деятельности у дошкольников.

    Большое значение я уделяю труду. Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями, выращивании растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Огород на подоконнике любимое наше занятие с ребятами, и отличный способ развеять сезонную тоску.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которую мы активно используем – опыты. Опыты проводятся как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием используют материалы и узнают: что вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться. Воздух прозрачный, умеет двигаться сам  , умеет двигать предметы. Бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде размокает. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения.

          Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувства удовлетворенности от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они делают свои первые открытия, учатся объяснять, доказывать.

        Конечно же , самый главный вид деятельности, который позволяет в непринужденной форме проводить детскую исследовательскую деятельность это игра. На прогулке с помощью игры появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности  детей. Тематика опытов связана с сезонными явлениями.

Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы- документирование полученной информации:

- Дневник наблюдения за погодой;

- Дневник наблюдения  за природой;

Эта форма располагает большим простором для реализации творческих способностей и выражения индивидуальности.  

Перспективы работы:

- Дальнейшее развитие условий для познавательно-исследовательской деятельности (развивающая среда)

- Пополнение уголка экспериментирования новыми материалами, приборами

- Пополнение картотеки опытов

 Методическая, исследовательская работа :

- Развитие мотивации к познанию у детей через эксперимент.

- Включение в занятие опытов и экспериментов с экологической направленностью.

Закончить свое выступление хочу словами Николая Рыленкова:

          Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

           Вовек не позабудется.                                 

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Опыт работы по теме "Развитие фонематического слуха у детей младшего возраста в учебно-воспитательном процессе начальной школы". ...

Из опыта работы с низкой самооценкой у детей младшего школьного возраста.

В статье рассмотрено понятие о самооценке и её формировании у детей младшего школьного возраста. Проанализировано поведение детей с низкой самооценкой. Приведены арттерапевтические техники, доказавшие...

Концепция педагогической деятельности "Развитие познавательных интересов у детей младшего возраста"

«Вопрос о мотивации  учения есть вопрос о процессе самого  учения».П.Я. Гальперин...

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы...

Публичное представление педагогического опыта работы "Развитие познавательных способностей младших школьников"

В статье описываются теоретические сведения по данной теме и опыт работы учителя в данном направлении, результаты работы....

опыт работы «Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ЗПР), с ОНР при помощи техники квиллинг»

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги....

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта  работы по теме : " Проектная деятельность в начальных классах"...