"Мы кадеты"
рабочая программа (3 класс)

Агаджанова Майя Сергеевна

Патриотическое воспитание младших школьников. Кадетский класс пограничной напрвленности. Спецкурс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кадетство29.65 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 7

Рекомендовано                                                                  Утверждено

МБОУ гимназия № 7                                                         методическим советом

Протокол № 1                                                                     Протокол №1

От «28» августа 2023г.                                                      От  «28» августа 2023

Руководитель МО                                                             Директор МБОУ гимназии № 7

______________Н.М.Давыдова                                          __________________М.В.Пыркина

Программа  внеурочной  деятельности

                                                      (коммуникативная деятельность)

«Мы кадеты»

    Для детей 9-10 лет

                                                           Срок реализации – 1 год.

                                                                                                     Составитель: Агаджанова М.С.                                                                                

          учитель начальных классов

2023-2024 уч.год

Пояснительная записка

    Патриотическое воспитание сегодня – это социальная потребность Российского общества. Признано, что основным институтом патриотического воспитания является система образования.  

Актуальность программы. В последние годы кадетское обучение и воспитание становится популярным как среди детей, так и среди родителей. Создание модели кадетских классов, как структур общеобразовательных учебных заведений, позволяет повысить доступность кадетского образования и создать структуру для организации и реализации воспитательного процесса на принципах кадетского воспитания, предусматривающих  формирование образованной и воспитанной личности для социально активной деятельности в различных сферах жизни общества.

         Сейчас,  как никогда,  важно возрождение богатых традиций военно -патриотического и гражданского воспитания молодежи. Ведь именно с возрождения патриотизма можно наиболее эффективно прийти к величию Российского государства. Одним из направлений патриотического воспитания является кадетское движение.

    История развития кадетства имеет славную историю. Многие выпускники кадетских корпусов с годами становились не только военачальниками, но и великими музыкантами, исследователями, художниками, писателями и поэтами. Это всегда был цвет нации, её гордость. В кадетских корпусах учились: Сеченов,  Достоевский, Лермонтов, Мусоргский, Римский-Корсаков, Крузенштерн, Даль, Нахимов и многие другие.

   Начало государственного патриотического воспитания в России было положено Петром I, как особая подготовка и воспитание молодых кадров. Пройдя сквозь столетия, эта работа ведется по настоящее время.

    В России накоплен практический опыт деятельности кадетских объединений. В начале 90-х годов в образовательных учреждениях при поддержке общественных организаций начали создаваться военно-патриотические кружки, клубы, которые со временем преобразовались в кадетские классы  или отряды. Кадетские формирования помогают так же  решать проблемы безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Кадетское движение решает следующие задачи:

  • Воспитание духовно-нравственно и физически здорового юношества на основе богатых исторических традиций России, родного края.
  • Восстановление традиции служения Отечеству, способности и готовности защитить и отстоять интересы Родины.
  • Формирование уважения к законам, нравственным нормам общества и необходимости выполнения их в жизни.
  • Выработка устойчивости в преодолении трудностей, способности действовать в условиях, близких к экстремальным.
  • Воспитание доброты, милосердия, взаимоуважения, бережного отношения к окружающему миру.
  • Развитие инициативы, самостоятельности, коллективизма, смелости в принятии решений и настойчивости в их выполнении.
       

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний  ученик.

Цель  программы: создание системы работы по патриотическому воспитанию
обучающихся   (кадетов) начальных  классов,  учитывая их психологические  особенности.

Задачи программы 

- создать благоприятные условия для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического и физического формирования личности кадет, всемерного развития их способностей и творческого потенциала;
- организовать внутренний  распорядок, с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей;

- способствовать формированию чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, формированию высокой общей культуры, нравственных и деловых качеств, способствующих выбору жизненного пути;

- способствовать формированию стремления к здоровому образу жизни.

Принципы построения программы:

  • Принцип доступности

Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей школьников, чтобы они не испытывали интеллектуальных,    физических,    моральных    перегрузок,    отрицательно     сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

  • Принцип научности

Принцип научности строится на интеграции науки и образовательного процесса, определяющего органическую связь этих составляющих.

  • Принцип активности

Принцип активности субъектов образовательного процесса, реализующий их личностное взаимодействие и проявляющийся во внедрении активных методов и оперативном учете индивидуальных особенностей личности, обеспечение творческого характера деятельности.

  • Принцип наглядности

Принцип наглядности обеспечивается применением в образовательном процессе разнообразных иллюстраций, различных красочных плакатов, карточек, видео, кино материалов, слайдов, прослушивание музыкального материала, а также посещение различных экскурсий, выставок, музеев и др.

  • Принцип систематичности и последовательности в обучении

 Этот принцип требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывался с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.

Формы и методы организации образовательного процесса

 Формы:

  •  Книга памяти, описывающая боевой или трудовой подвиг народа;
  • тематические выставки;
  • походы по памятным местам;
  • военно-спортивные игры;
  • читательские конференции;
  • календарь памятных дат;
  • встречи с ветеранами пограничной службы;
  • встреча с интересными людьми;

 

                 Методы:

  • проектный метод (акции, социальные практики, тренинги, презентации творческих работ, мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии, экскурсии, встречи с шефами – пограничниками, работа с социумом)
  • словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, диалог, диспут, дискуссия);
  • наглядные методы (демонстрация схем, таблиц, карточек, плакатов);
  • эвристический метод («нахожу», «открываю»);
  • игровые методы (ролевые, интеллектуальные и творческие игры и викторины);
  • методы проблемного обучения (знания не даются в готовом виде, а ставятся в виде проблемы для самостоятельной работы детей);
  • практические методы (задания, упражнения).

Прогнозируемый  результат:

- усвоение учащимися начальной школы основных нравственных ценностей и норм поведения в кадетском классе.

-  готовность воспитанников стать достойными кадетами, усвоение кадетами ценностей на примере истории кадетского движения.

Критерии результативности:

  • Соблюдение кадетами  норм поведения в повседневной жизни в гимназии  и вне.
  • Активное участие кадетов в делах класса, гимназии.
  • Активный интерес историей, частота посещений библиотеки, уровень успеваемости.

В рамках реализации программы осуществляется сотрудничество со следующими организациями: с шефами  кадетского класса - ветеранами пограничной  службы: Ставропольского краевого регионального отделения «Российского Совета ветеранов пограничной службы» (председатель генерал – майор П.В. Соловьев) и Советом ветеранов пограничной службы Труновского муниципального округа (председатель Ляхов Ю.А.), полиция, пожарная часть, служба  МЧС, районный музей, библиотека, МКДОУ д/с №30 «Лесная сказка», храм Святой Троицы, Дом Культуры.

Сроки реализации: 2023-24уч. г.

Режим занятий:

Продолжительность занятий:  1 раза в неделю;  

Виды деятельности: образовательная, творческая, игровая, исследовательско – познавательная, культурно – просветительская.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам:

В результате изучения данного курса личностных результатов:

-     определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

-    в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы;

-   уважение  к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов;

-   ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

-   оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-     определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

-     проговаривать последовательность действий;

-    учиться высказывать свое предположение (версию);

-    учиться работать по предложенному педагогом плану;

-    учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-    учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

-   уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-   владеть общим приемом решения учебных задач;

-   осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);

-  учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога   и используя учебную литературу;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Коммуникативные УУД:

- учиться выражать свои мысли;

- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

- критично относиться к своему мнению;

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;

- предвидеть  последствия коллективных решений.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

1.Основы безопасности жизнедеятельности: учеб, для учащихся 10 - 11классов, общеобразовательной.учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин,В. А. Васнев. – М: Просвещение, 2010.Общевоинский устав В.С.

             Календарно-тематическое планирование           34 часа

Название

Дата

1

Введение. Что такое граница РФ

2

Что такое кадетство? Кто такой кадет.

3

Чистый и опрятный – всем приятный

4

Ритуалы в жизни кадета. Гимн РФ. Правила поведения во время исполнения гимна.

5

Моя Родина – Россия..

6

«Зачем нужно учиться в школе»

Кадетское приветствие (рапорт дежурного)

7

Я – гражданин России

8

Пограничник . Кто он? Военная дисциплина. Из истории пограничной службы.

9

Авиация.

10

Береговая охрана

11

Вышка пограничника

12

День пограничника

13

Животные в охране границы

14

Застава

15

Именные заставы и корабли

16

Контрольно-следовая полоса

17

Награды пограничников

18

Оснащенность техническая

19

Пункт пропуска

20

Режим государственной службы

21

Пограничный столб

22

Тревожная группа

23

Форма пограничная

24

Фуражка

25

Кто такой часовой

26

Эмблема пограничной службы

27

Посещение детской библиотеки

28

Операция «От сердца к сердцу.  Мой героический прадед».

29

«Вы – наша гордость, ветераны!»

30

«Нам этот мир завещано беречь!»

31

«Пограничные войска – Честь и Слава на века!»

32

«Пограничник: Судьба и Честь»

33

«Пограничник: Судьба и Честь»

34

Храмовый праздник. Традиции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Приём в кадеты"

Формирование у учащихся чувства  патриотизма,  любви к большой и малой Родине, воспитывать уважение к обычаям и традициям казаков Кубани....

Сценарий к празднику кадетов.

Праздник посвящен Дню Кадета....

Геральдическое описание герба и флага кадетов

Геральдическое описание герба и флага кадетов содержит подробное описание знаков и символов, а также цветовое решение герба и флага. Изображение герба и флага прилагается....

Тематическое планирование программы дополнительного образования "Я - кадет"

Задачи: 1)    Подготовка  младших школьников к сознательному стремлению стать настоящим кадетом.2)    формирование личности  кадета через усвоение этических и н...

Программа "Я-кадет"

Программа  внеурочной деятельности социально-педагогического направления "Я-кадет".Программы соответствуют  ФГОС начального образования, отражают целевые установки и подходы УМК «Школа ХХ1 в...

Сценарий праздника "Посвящение в кадеты"

сценарий праздника для 1 класса...

Заповеди КАДЕТА

+Кодекс чести кадета...