"Роль воспитателя в укреплении здоровья детей с ОВЗ в условиях школы-интерната"
материал

Камышникова Наталья Владимировна

Выступление на методическом объединении воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_m.o._2023_g_zozh.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Благовещенская общеобразовательная школа-интернат

Выступление на методическом объединении воспитателей

«Роль воспитателя в укреплении здоровья детей с ОВЗ в условиях школы-интерната»

Подготовила:

 Камышникова Наталья Владимировна,

воспитатель

2022-2023 учебный год

Роль воспитателя в укреплении здоровья детей с ОВЗ в условиях школы-интерната.

      Ведущий педагог В.А. Сухомлинский справедливо указывал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

На современном этапе развития российского общества проблема сохранения и укрепления здоровья, формирования особого отношения к нему как к самостоятельной ценности остаётся весьма значимой. Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является условием для развития и роста и прежде всего, касается детей с ограниченными возможностями здоровья.

По данным психолого-педагогических и медицинских исследований, в школах - интернатах нет здоровых детей. Такие дети, как правило, уже с рождения имеют низкие показатели здоровья.

Но нужно учитывать, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Несмотря на то, что здоровье подрастающего поколения всегда было в центре внимания школы и общественности, сегодня как никогда здоровьесбережение становится актуальным.

      Особенно это касается детей, обучающихся в интернатном учреждении. Воспитанники оторваны от своих семей и педагоги - учителя и воспитатели школ-интернатов прикладывают немало усилий для сохранения здоровья детей.

         В стенах нашей школы – интерната жизнь учеников во второй половине дня очень разнообразна. В соответствии с  САНПИН и программой воспитания,  развитие и воспитание школьников происходит планомерно и систематизировано. Внутренний распорядок  второй половины дня направлен на социализацию и здоровьесбережение воспитанников. Все режимные моменты строго соблюдены и нацелены на планомерное и всестороннее развитие ребёнка и коррекцию особенностей развития. Так прогулка сопровождается: обсуждением увиденных изменений в природе, или изменений на закреплённом за классом участке. Так  происходит эстетическое и трудовое воспитание – дети, в отведённые для уборки территории дни приводят в порядок, закреплённые за классом территории.

У детей с ОВЗ воспитывающихся в школе – интернате, необходимо закладывать и формулировать осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья, а так же воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Обязательным условием успешного формирования ЗОЖ является тесный, здоровый, эмоциональный контакт воспитателя и ребенка. Формирование ЗОЖ у детей с УО – сложный и многоаспектный процесс, который охватывает все сферы жизнедеятельности, интегрирует усилия педагогов, медицинских работников и психологов, построенный на знаниях из разных и многолетних приобретений человечества.

Цель этого процесса – личность, которую необходимо научить способности на протяжении жизни сохранять и поддерживать своё здоровье.

В учреждениях интернатного типа этот процесс осуществляется в трех направлениях:

Оздоровительная работа, создания благоприятного для здоровья социальной, психологической и социально – гигиенической сферы;

Формирование позитивной мотивации, потребности в здоровой жизни;

Привитие знаний, умений и навыков, необходимых для сохранения, укрепления, восстановления здоровья.

Под ЗОЖ  мы понимаем формы и способы жизнедеятельности воспитанников, которые в максимальной мере сохраняют, восстанавливают и укрепляют их физическое, психическое, духовное и социальное здоровье, обеспечивают адаптацию организма к условиям внешней среды, способствуют достижению внутреннего равновесия. Показателями многих факторов, которые существуют для характеристики и оценки сформированности здорового образа жизни и наиболее ярко и полноценно проявляются в поведении и поступках детей и подростков являются:

  • В сфере физического здоровья – физическое развитие соответственно возраста:

Общая трудоспособность;

Двигательная активность;

Соблюдение рационального труда и отдыха;

Осмысление требований личной гигиены;

Правильное питание.

  • В сфере психического здоровья – соответствие умственной деятельности календарному возрасту;

Развитие произвольных психических процессов и наличие саморегуляции;

Наличие адекватных положительных эмоций;

Отсутствие вредных привычек.

  • В сфере духовного здоровья – приоритетные моральные ценности:

Трудолюбие;

Наличие положительного идеала в соответствии с национальными духовными традициями;

Ощущение прекрасного в жизни, природе, искусстве.

В сфере социального здоровья – положительно направленная коммуникативность;

Отзывчивость в отношении к взрослым, сверстникам и младшим;

Ответственность за собственные действия и поступки.

В работе с нашей категории детей, которые уже имеют психический диагноз – мы стараемся акцентировать внимание на то, что здоровье сочетает в себе духовное и физическое состояние человека.

Хотелось бы уточнить, что умственная отсталость это стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга. На вопрос, какое здоровье надо оберегать в первую очередь – духовное или физическое, ведущие специалисты в области медицины отвечают: «Духовное. Наблюдения показывают, что если человек живет в страхе, тревоге, он саморазрушается».  Духовное здоровье, есть главная основа, здорового тела. Недостаточно научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Очень важно, чтобы с раннего возраста он учился любви к себе, людям, жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров, будет стремиться к здоровому образу жизни.

В процессе деятельности по формированию здорового образа жизни проводится большая работа, чтобы увлечь, научить и дать знания в соответствии с возрастом детей. Используется множество разнообразных форм и методов работы: беседы, воспитательские часы, информационные минутки, ведение дневников, подвижные игры, прогулки...

Такие воспитательные мероприятия, как «Наше здоровье», « Вредные привычки»,  воспитательские часы «Гигиена школьника», «Правильное питание», «Твои друзья – вода и мыло» и др. позволяют детям относится к ним со всей серьёзностью, ощущая себя обличителями пагубных пристрастий. Воспитанники глубже чувствуют вред, наносимый употреблением табака и алкоголя, задумываются о своём здоровье.

        В системе работы воспитателя используются  следующие организованные формы двигательной деятельности, которые приводят к укреплению здоровья и закаливанию организма:

-    утренняя гимнастика;

-    физкультурные минутки;

-    спортивные часы, подвижные игры, проводимые на свежем воздухе и спортивном зале;

-    прогулки и экскурсии.

Все своё время воспитанники находятся в коллективе. От постоянных контактов они устают, не могут справиться со своими эмоциями и управлять своим поведением, а ведь жизнь в положительной эмоциональной атмосфере - это здоровье. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают адекватно воспринимать действительность и реагировать на неё. Проводимые игры, беседы, занятия («Умею ли я дружить?», «Хорошие манеры», «Что такое хорошо и что такое плохо» и др.) учат детей руководить своими эмоциями, помогают обогатить внутренний мир, расширить знания о самом себе и окружающих его людях, происходит развитие эмоциональной сферы.

       Воспитатель привлекает детей к активному участию в дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных играх, увлекательно организует занятия рисованием, лепкой, аппликацией на занятиях ручным трудом. При этом он проявляет уважительное отношение к детям, поддерживает их инициативу, предоставляет им возможность  делать самостоятельный выбор материалов, создает благоприятный психологический климат в коллективе, способствующий формированию и поддержке у детей положительной самооценки, поддерживает доброжелательные отношения между детьми в процессе их взаимодействия в разных видах деятельности.

Педагог широко использует мультимедийные технологии и электронные образовательные ресурсы, компьютерную технику и ТСО на занятиях.

Воспитатель активно взаимодействует с психологом, учителем-дефектологом, логопедом, учителем физической культуры, классным руководителем в вопросах воспитания, обучения, развития детей с ОВЗ.

           У многих воспитанников есть проблемы со зрением, осанкой, поэтому должен быть разработан ряд правил и упражнений для профилактики нарушений осанки и зрения. Необходимость выработки хорошей осанки - одна из составляющих здорового образа жизни.

Воспитанники нашей школы посещают спортивные секции, играют в футбол, зимой катаются на лыжах. Благодаря этому у детей  вырабатывается дисциплинированность, ответственность, внимательность, целеустремленность и многое другое.

            В школе - интернате разработаны оздоровительные мероприятия, которые направлены на решение задач для укрепления физического здоровья, на повышение потенциала здоровья - это и занятия спортом, и правильная организация питания.

            Внутри школы организуются различные спортивные соревнования и игры, конкурсы плакатов и рисунков «Здоровый образ жизни», а так же спортивно - развлекательные конкурсы, праздники «Здоровье в порядке – спасибо зарядке», вечер отдыха «Простые правила здоровья», акция День чистых рук» и др. Популярностью среди воспитанников пользуются настольный теннис, прыжки, бег - эстафеты, кроссы. В Дни здоровья устраиваются различные спортивные состязания: бег, прыжки в длину.

Воспитанники школы постоянно принимают участие в краевых соревнованиях, результатом этих выступлений являются грамоты, кубки.

Таким образом, в нашей школе ведется интересная и разнообразная работа по формированию здорового образа жизни. Есть много положительных результатов, наблюдается хорошая динамика в плане здоровья.

Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, быть в гармонии с собой и людьми у них закладываются прочные основы хорошего здоровья. Целеустремленная, терпеливая и последовательная работа позволяет решать задачи укрепления здоровья воспитанников, формирования у них устойчивых навыков здорового образа жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Предложенная статья посвящена социализации обучающихся  с ОВЗ и её взаимосвязи с дополнительным образованием в условиях школы-интерната. В статье рассмотрены основные подходы к организации кружко...

Статья «Формирование навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ в условиях школы-интерната».

Доклад  "Формирование навыков ЗОЖ у обучающихся  с ОВЗ в условиях школы-интерната" был зачитан на ШМО воспитателей и кл.руководителей  в МКОУ ШИ , г. Королев. На основе ...

Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

Данное выступление можно использовать на метод.объединении....

Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в условиях ДОУ

Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в условиях раннего возраста в условиях ДОУ...