Методы работы по выявлению творческих способностей учащихся
учебно-методический материал

Бимбаева Жаргалма Викторовна

Работа по выявлению творческих способностей учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика работы по выявлению и развитию у обучающихся способностей

к творческой и познавательной деятельности

Выявление способностей обучающихся

Способы выявления у обучающихся способностей к разным видам деятельности

Научной

Творческой

Спортивной

Мониторинг предшкольного образования, карта первоклассника

Методика обследования связной речи (В.П.Глухов)

Диагностика характерологических особенностей личности

Анкеты для учащихся начальных классов и их родителей "Диагностика здоровья"

Диагностика «Адаптация ребенка к обучению» (методика Нуменко), диагностики, тестирование

Листы наблюдений за формированием УУД, модификация методики Дембо-Рубенштейн

Диагностика отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни

Методики для выявления уровня интеллектуального развития

Диагностика уровня развития познавательных способностей, методика Т.Е.Рыбакова

Методика «Отношение ребенка к обучению»

Диагностика здоровья по почерку. Оценка социального благополучия и личностной устойчивости  (тест А. Антоновского)

Диагностика

«Тип темперамента и диагностика «Типы мышления»

(по Л.А.Сиротюк)

Методика «Изучение переключения внимания». Диагностика «Кем я хочу стать. Почему?»

Тест-тренинг «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»

Анкеты «Уровень воспитанности учащихся», методика для изучения социализированности личности ребенка (М.И.Рожкова)

Психологическая готовность к переходу в среднее звено общеобразовательной школы

Оценка самочувствия, активности, настроения (тест "САН")


Развитие способностей обучающихся

Способы развития обучающихся способностей к разным видам деятельности

Научной

Творческой

Спортивной

Наблюдения, беседы, предметные недели

Беседы, дискуссии, игры, факультативы

Уроки здоровья, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни; спортивные праздники, для родителей и детей

Проектная деятельность

поисковые эксперименты

Тематические викторины по предметам, наблюдения, театрализованные праздники,

Классные часы, организация  внеурочных спортивных мероприятий;

Опытно – экспериментальная деятельность, викторины, презентации

Экскурсии познавательной направленности

Конкурсы, олимпиады, творческие выставки

«Виртуальные» эксукурсии

Дни Здоровья, кружок спортивно-оздоровительного направления

Участие в месячнике военно-спортивных мероприятий

Факультативы, олимпиады, конкурсы

Экскурсии в библиотеки и музеи, индивидуальные занятия

Весёлые старты, конкурс рисунков и плакатов, проект «Здоровье».

Для того, чтобы учащиеся видели свой рост, а родители ощутили продвижение в обучении и развитии ребенка, учитель и воспитатель ведут «Базу данных индивидуальных достижений учащихся», которая  представлена в виде таблиц, где по каждому ученику заносятся данные по всем учебным предметам  и направлениям воспитательной работы в соответствии с требованиями программы.

             Мониторинг качества обучения помогает отслеживать все продвижения и достижения учащихся, видеть их слабые и сильные стороны, анализировать и оценить результативность обучения, оценить эффективность учебного процесса. Также непрерывное отслеживание качества обученности отдельных учащихся и класса в целом по всем разделам учебных программ позволяет учителю осуществлять самоконтроль за своей деятельностью.


ПРИМЕР!! (Заполнить…..)

Фамилия  Имя ученика

Конкурсы, олимпиады, проекты, фестивали.

Результативность


Мониторинг предшкольного образования (для ребенка)


Фамилия, имя _______________________________________________________________

Задание 1

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/04/s_5bdf00c7c256d/987572_1.jpeg


Задание 2

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/04/s_5bdf00c7c256d/987572_2.jpeg

Задание 3


https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/04/s_5bdf00c7c256d/987572_3.jpeg


Задание 4

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/04/s_5bdf00c7c256d/987572_4.jpeg

Задание 5


https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/04/s_5bdf00c7c256d/987572_5.jpeg


https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/04/s_5bdf00c7c256d/987572_6.jpeg


Задание 6


https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/04/s_5bdf00c7c256d/987572_7.png

Задание 7

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/04/s_5bdf00c7c256d/987572_8.jpeg

Задание 8

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/04/s_5bdf00c7c256d/987572_9.jpeg

Фронтальное обследование1

Задание 1

Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их.

Текст задания. Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте такую же фигуру в большой рамочке (учитель обводит указкой большую рамочку).

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/04/s_5bdf00c7c256d/987572_10.jpeg

 Оценка выполнения задания:

3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены;

2 балла – изображена подобная или равная фигура, но пропорции слегка изменены, не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена;

1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо;

0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-то замкнутая линия.

В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, в дополнение к баллу ставится значок "–".

Задание 2

Цель. Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки.


Текст задания. Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания).

1. Возьмите красный карандаш. Отсчитайте от черной клеточки вправо две клеточки и третью закрасьте красным карандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От черной клетки отсчитайте влево две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

3. Возьмите зеленый карандаш. Отсчитайте от черной клеточки вниз четыре клеточки и пятую закрасьте зеленым карандашом.

4. Возьмите жёлтый карандаш. Отсчитайте от черной клеточки вверх одну клеточку и вторую закрасьте жёлтым карандашом.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/04/s_5bdf00c7c256d/987572_2.jpeg

Оценка выполнения задания:

3 балла – все выполнено верно;

2 балла – выполнено верно 2-3 пункта задания;

1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания (допущены ошибки в направлении, счете, начале отсчета);

0 баллов – задание не выполнено.

В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится "–".

Задание 3

Цель. Выявление умения перейти от числа к соответствующему множеству предметов, выполнять инструкцию, содержащую несколько последовательных действий.

Текст задания. Посмотрите на свои листки. Послушайте задание.

Раскрасьте на верхней гирлянде три флажка, а на нижней – два флажка.

Нарисуйте в рамочке столько кружков, сколько всего закрасили флажков.

Примечание: Инструкция прочитывается целиком несколько раз до начала выполнения задания детьми.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/04/s_5bdf00c7c256d/987572_3.jpeg


Оценка выполнения задания:

3 балла – выполнены верно обе части задания;

2 балла – первое задание выполнено верно, есть попытка выполнить вторую часть задания, но число кружков неверное;

1 балл – выполнено верно только первое задание, попыток выполнить вторую часть задания нет;

0 баллов – есть попытка выполнить первую часть задания, но число флажков неверное.

Задание 4

Цель. Выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация.


Текст задания. Рассмотрите рисунок (указывается рисунок к заданию).

Обведите синим карандашом животных, которые живут в воде; зеленым – на земле; красным – в воздухе.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/04/s_5bdf00c7c256d/987572_13.jpeg

Оценка выполнения задания:

3 балла – классификация проведена правильно;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущены 2 ошибки;

0 баллов – задание не выполнено.

Задание 5

Цель. Выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Текст задания. Вы видите "домик" с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините линией с домиком.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/04/s_5bdf00c7c256d/987572_7.png

Оценка выполнения задания:

3 балла – правильное выполнение задания;

1 балл – наличие ошибок в определении количества звуков в словах;

0 баллов – непринятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества "окошечек".

Задание 6

Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

Текст задания. Посмотрите на первую картинку. Назовите ее. Определите первый звук в слове. Закрасьте кружки рядом с картинками, в названиях которых есть этот звук (Например, на первой картинке нарисована утка. В слове «утка» первый звук [у]. На следующей картинке – улитка. В слове «улитка» есть звук [у]. Закрасим кружок рядом с картинкой). А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/04/s_5bdf00c7c256d/987572_5.jpeg



https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/04/s_5bdf00c7c256d/987572_6.jpeg


Оценка выполнения задания:

3 балла – правильное выполнение задания;

2 балла – допущены 1-2 ошибки;

1 балл – отсутствует дифференциация звуков [с]-[з];

0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с]-[з], или полное непринятие задания.

Задание 7

Цель. Выявление степени согласованности движения руки со зрительным контролем.


Текст задания. Проведите линию посередине дорожки. Постарайся не отрывать карандаш от бумаги.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/04/s_5bdf00c7c256d/987572_8.jpeg

Оценка выполнения задания:

3 балла – задание выполнено правильно;

1 балл – линия выходит за края дорожки;

0 баллов – линия прерывистая, наличие тремора (о его наличии говорят дрожащие линии).

Задание 8

Цель. Выявление способности ребенка точно копировать образец.

Текст задания. Дорисуйте грибок

Оценка выполнения задания:

3 балла – задание выполнено правильно: точное копирование образца; соблюдены пропорции;

2 балла – задание выполнено верно, соблюдены пропорции, но наблюдается наличие тремора

1 балла – не соблюдены пропорции;

0 баллов – не соблюдены пропорции, отсутствуют некоторые элементы, наличие тремора.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/04/s_5bdf00c7c256d/987572_9.jpeg

Результатом фронтального обследования детей является заполнение бланка обследования. Такая диагностика имеет прогностическое значение, позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребенка, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить.

Социально-психологический блок

Изучение коммуникативных умений старших дошкольников

Подготовка исследования. Приготовить силуэтные изображения рукавичек, 2 набора по 6 цветных карандашей.

Проведение исследования

Первая серия. Двум детям дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Психолог поясняет, что сначала они должны договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.

Вторая серия. Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.

Обработка данных

Анализируется, как протекало взаимодействие детей в каждой серии на основе визуального наблюдения психолога. Дается суммарная качественная и количественная оценка по следующим критериям:

Критерии

3 балла

2балла

1балл

1.

Умение договариваться, приходить к общему решению

Убеждают

Уговаривают

Заставляют

(или не договариваются)

2.

Осуществление взаимного контроля

есть

есть частичный

нет

3.

Отношение к результату деятельности – своему и партнера

«Мы оба хорошо сделали»

«Я сделал лучше»

«Мне все равно, что получилось»

4.

Наличие взаимопомощи

есть

есть частичная

нет

5.

Рациональное использование средств деятельности

есть

есть частично

нет

1 Для проведения фронтального обследования каждому ребенку необходимо иметь набор карандашей: красный, синий, зеленый, желтый и простой.

2 При отсутствии психолога в образовательном учреждении социально-психологический блок диагностирует педагог предшкольного образования


Диагностика здоровья учащихся

1.Анкетирование учащихся, с целью выявления отношения к своему здоровью.

2. Анкетирование родителей, с целью выявления мнения о влиянии режима школы на здоровье учащихся.

3.Оценка состояния здоровья учащихся.

Анкета для учащихся: «Мое здоровье»

1.Есть ли у тебя жалобы на здоровье?

2.Когда ты обращаешься к родителям за помощью, в случае заболевания?

- сразу, если почувствуешь недомогание;

- когда становится очень плохо;

- когда родители сами заметят твое плохое самочувствие.

3.Следишь ли ты за своей осанкой дома при выполнении домашних заданий?

4.Хорошо ли ты видишь то, что учитель пишет на доске?

5.Что ты делаешь, когда встаешь утром, в первую очередь?:

- чистишь зубы;

- делаешь утреннюю зарядку;

- завтракаешь;

- смотришь телевизор.

6. Знаешь ли ты, что еда всухомятку наносит вред здоровью?

7.Согласен ли ты с тем, что полные люди чаще болеют?

8.Регулярно ли ты моешь руки? (после посещения туалета, прогулки, перед едой.)

9.Чистишь ли ты зубы?

10.Сколько раз в день ты чистишь зубы?

11.Когда ты обращаешься к зубному врачу?

- при наличии боли;

- для проверки состояния зубов.

12. Считаешь ли ты, что курение вредно?

13.Считаешь ли ты, что курение опасно для всех?


Анкета для родителей:

  1. Выскажите свое мнение о влиянии режима школы на здоровье детей.
  2. Считаете ли вы, что неоходимо формировать культуру здоровья учащихся? (Обучать основам здорового образа жизни.)
  3. Как вы считаете, какова роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни?


Измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейна

Предлагаемая методика измерения самооценки представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, модифицированной А.М.Прихожан

Вариант для младших школьников

Экспериментальный материал

Бланк методики с 8 вертикально расположенными линиями, представляющими собой биполярные шкалы. Длина линии - 100 мм. Верхняя и нижняя линия отмечены черточками, середина – точкой. Каждая линяя озаглавлена сверху и снизу:

  1. здоровый - больной
  2. аккуратный - неаккуратный
  3. умелый - неумелый
  4. умный - глупый
  5. добрый - злой
  6. есть друзья - нет друзей
  7. веселый - скучный
  8. хороший ученик - плохой ученик

Порядок проведения

Методика проводится в первом классе – индивидуально, во втором классе – допускается фронтальное выполнение. Перед началом работы дается общая инструкция.

Инструкция (дается устно):

«Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер. Это можно сделать словами. Сказать о себе: “Я самый умный” или “Я не очень веселый”. Но можно рассказать о себе и по-другому, с помощью вот таких линий».

Психолог рисует на доске вертикальную линию, отмечая ее верх и низ горизонтальными черточками, а середину - заметной точкой.

«Например, вот эта линия. Она расскажет нам, как можно оценить свое здоровье. На самом верху этой линии (ставит крестик на самом верху линии) находятся самые здоровые люди на свете. Они никогда ничем не болели, даже не чихнули ни разу. А в самом низу (ставит крестик) находятся самые больные люди на свете. Они все время болеют и болеют очень тяжелыми болезнями. Никогда не бывают здоровыми.

Посередине (ставит крестик в середине линии) находятся те, кто бывает болен и здоров примерно поровну.

А если человек почти совсем здоров, но иногда все же болеет, где он нарисует свой крестик?»

Предлагает ученикам ответить, просит их аргументировать свой ответ, подробно объясняет, почему считает ответ верным или не верным.

«А если человек часто болеет, и ему это надоело, и он стал укреплять свое здоровье, заниматься зарядкой, закаляться и вот уже две недели здоров. Куда он поставит крестик?»

Предлагает ученикам ответить, просит их аргументировать свой ответ, подробно объясняет, почему считает ответ верным или не верным.

«Все поняли, как можно пользоваться такими линиями, чтобы рассказать о себе?» (Отвечает на вопросы детей).

«А теперь я вам раздам листки, на которых нарисованы такие линии, и каждый сможет рассказать о себе так, как мы сейчас научились».

Раздает бланки, в 1 классе - с заранее подписанными фамилиями и всей необходимой информацией. Во 2 классе дети подписывают бланки сами, необходимо выделить на это специальное время и проверить правильность заполнения.

«Посмотрите на первую линию. Она поможет каждому рассказать о своем здоровье. Напоминаю: наверху находятся самые здоровые, а в самом низу - очень больные. А как каждый из вас оценит свое здоровье? Где поставит свой крестик?»

Психолог проходит по классу, проверяя выполнение задания. Важно обратить внимание на то, не перевернут ли бланк, убедиться, что дети правильно понимают, где верх линии, проверить поставлен ли крестик на первой линии, подписанной “здоровый – больной”.

«Теперь вы научились оценивать себя с помощью линий.

Посмотрите теперь на вторую линию. В самом верху написано “аккуратные”, внизу - “неаккуратные”. На самом верху этой линии крестик ставят самые аккуратные люди, у которые никогда не бывает даже помарки, даже пятнышка. А в самом низу - ужасные неряхи, самые неаккуратные. Где находишься ты? Посмотри внимательно на свой листок и поставь свой крестик».

Психолог вновь проходит по классу, проверяя выполнение задания. Важно обратить внимание на то, не перевернут ли бланк, убедиться, что дети правильно понимают, где верх линии, проверить поставлен ли крестик на второй линии, подписанной “аккуратный - неаккуратный”.

Так последовательно заполняются все 8 линий.

В 1 классе необходима инструкция психолога перед каждой линией. Во 2-м классе обычно достаточно объяснений, сделанных на первых двух линиях, далее дети работают самостоятельно. Но ориентироваться следует на общий уровень класса.

После завершения работы психолог собирает листы.

Обработка результатов

Обработке подлежат результаты на шкалах 2-8. Шкала "Здоровье" рассматривается как тренировочная и в общую оценку не входит. При необходимости данные по ней анализируются отдельно.

Для удобства подсчета оценка переводится в баллы. Как уже отмечалось, размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим начисляются баллы (например, 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой из семи шкал (за исключением шкалы "Здоровье") определяется высота самооценки - от "0" до знака «крестика».

2. Определяется средняя мера самооценки школьника. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем анализируемым шкалам.

3. Определяется степень дифференцированности самооценки. Ее получают, соединяя все крестики на бланке испытуемого Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьника разных сторон своей личности, успешности деятельности.

В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса) можно использовать разность между максимальным и минимальным значением, однако этот показатель рассматривается как условный.

Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем меньшее значение имеет средняя мера и соответственно, тем меньшее значение она имеет и может использоваться лишь для некоторой ориентировки.

4. Особое внимание обращается на такие случаи, когда пропускаются некоторые шкалы, крестики ставятся за границами шкалы (выше верхней или ниже нижней части), используются знаки, не предусмотренные инструкцией и т.п.

Оценка и интерпретация результатов.

Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными ниже в таблице

Показатели уровня самооценки

Группа

Испытуемых

Количественная характеристика самооценки, средний балл

Низкий

Норма

Очень высокий

Средний

Высокий

Девочки

0-60

61-80

81-92

92-100

и более

Мальчики

0-52

53-67

68-89

90-100


Показатели дифференцированности самооценки

Группа

Испытуемых

Количественная характеристика, балл

Слабая

Умеренная

Сильная

Девочки

0-6

7-16

более 16

Мальчики

0-9

10-19

Более 19

Методика «Отношение ребенка к обучению в школе»

Задача этой методики — определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению.

Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в школе. Даже если все в порядке с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности — познавательного и коммуникативного — позволяет принимать ребенка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывания в школе интерес к учению непременно появится. Имеется в виду желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы.

Практика показала, что в данной методике, как и в предыдущей, касающейся детей младшего школьного возраста, не следует ограничиваться только оценками в 0 баллов и в 1 балл, так как, во-первых, здесь также встречаются сложные вопросы, на один из которых ребенок может ответить правильно, а на другой — неправильно; во-вторых, ответы на предлагаемые вопросы могут быть частично правильными и отчасти неверными. Для сложных вопросов, на которые ребенок ответил не полностью, и вопросов, допускающих частично правильный ответ, рекомендуется применять оценку 0,5 балла.

Правильным и полным, заслуживающим оценки в 1 балл, считается только достаточно развернутый, достаточно убедительный ответ, не вызывающий сомнения с точки зрения правильности. Если ответ односторонен и неполон, то он оценивается в 0,5 балла. К примеру, полный ответ на вопрос 2 («Зачем нужно ходить в школу?») должен звучать примерно так: «Чтобы приобретать полезные знания, умения и навыки». Как неполный может быть оценен следующий ответ: «Учиться». Неверным считается ответ, в котором нет намека на приобретение полезных знаний, умений или навыков, например: «Для того чтобы было весело». Если после дополнительного, наводящего вопроса ребенок полностью ответил на поставленный вопрос, то он получает 1 балл. Если же ребенок отчасти уже ответил на данный вопрос и после дополнительного вопроса ничего не смог к нему добавить, то он получает 0,5 балла.

С учетом введенной промежуточной оценки в 0,5 балла следует считать, что полностью готовым к обучению в школе (по результатам обследования при помощи данной методики) является ребенок, который в итоге ответов на все вопросы набрал не менее 8 баллов. Не достаточно готовым к обучению будет считаться ребенок, набравший от 5 до 8 баллов. И, наконец, не готовым к обучению считается ребенок, чья сумма баллов составила

менее 5.

Для ответов в данной методике ребенку предлагается следующая серия вопросов:

1. Хочешь ли ты пойти в школу?

2. Зачем нужно ходить в школу?

3. Чем ты будешь заниматься в школе? (Вариант: чем обычно занимаются в школе?)

4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?

5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

6. Как нужно вести себя на уроках в школе?

7. Что такое домашние задания?

8. Зачем нужно выполнять домашние задания?

9. Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы?

10. Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?

Правильным считается такой ответ, который достаточно полно и точно соответствует смыслу вопроса. Для того чтобы считаться готовым к обучению в школе, ребенок должен дать правильные ответы на абсолютное большинство задаваемых ему вопросов. Если полученный ответ недостаточно полный или не совсем точный, то спрашивающий должен задать ребенку дополнительные, наводящие вопросы и только в том случае, если ребенок ответит на них, делать окончательный вывод об уровне готовности к обучению. Прежде чем задавать тот или иной вопрос, обязательно необходимо убедиться в том, что ребенок правильно понял поставленный перед ним вопрос.

Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить по этой методике, равно 10. Считается, что он практически психологически готов идти учиться в школу, если правильные ответы получены как минимум на половину всех заданных вопросов.

Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения

Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 — всегда;

3 — почти всегда;

2 — иногда;

1 — очень редко;

0 — никогда.

  1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
  3. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.
  4. Я умею прощать людей.
  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
  8. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.
  1. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
  1. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
  2. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
  3. Мне нравится помогать другим.
  4. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
  1. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
  1. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
  2. Переживаю неприятности других, как свои.
  3. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
  1. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие,
  2. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
  1. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Обработка полученных данных

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять.

Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой.

Оценка социальной активности — с третьей строчкой.

Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой.

Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.


Тест-тренинг «Умеете ли Вы вести здоровый

образ жизни?» (4 класс)

1. Если утром надо вставать пораньше, Вы:

а)заводите будильник;

б)доверяете внутреннему голосу;

в)полагаетесь на случай.

2.Проснувшись утром, Вы:

а)сразу встаёте;

б)встаёте не спеша, затем - гимнастика;

в)ещё немного нежитесь под одеялом.

3.Ваш завтрак:

а)кофе или чай с бутербродом;

б)мясное блюдо и чай;

в)завтракаете не дома, а на работе.

4.Какой вариант рабочего распорядка Вы бы предпочли?

а)Приход в школу в одно и тоже время.

б)В диапазоне плюс-минус 30 минут.

в)Гибкий график.

5.Вы бы предпочли за обед:

а)успеть поесть в столовой;

б)поесть не торопясь;

в)поесть не торопясь и немного отдохнуть.

6.Курение:

а)некурящий;

б)менее 5 сигарет в день или периодически курите;

в)курите регулярно;

г)курите очень много;

д)10 сигарет в день (за каждые 10 сигарет в день сверх этого добавляйте по 5 очков).

7.Как Вы разрешаете конфликтные ситуации?

а) Долгими дискуссиями.

б) Уходите от споров.

в) Ясно излагаете свою позицию и уходите от спора.

8.Надолго ли Вы задерживаетесь после учёбы?

а) Не больше чем на 20 минут.

б) До часа.

в) Больше часа.

9.Чему Вы обычно посвящаете свободное время?

а)Общественной работе.

б)Хобби.

в)Домашним делам.

10.Что означают для Вас встречи с друзьями?

а)Возможность отвлечься от забот.

б)Потеря времени.

в)Неизбежное зло.

11.Как Вы ложитесь спать?
а) Всегда в одно время.

б)По настроению.

в)По окончании всех дел.

12. Употребляете в пищу:

а)много масла, яиц, сливок;

б)мало фруктов и овощей;

в)много сахара, пирожных, варенья

13.Какое место занимает спорт в Вашей жизни?

а)Роль болельщика.

бДелаете зарядку.

в)Достаточно рабочей и физической нагрузки.

14.За последние 14 дней Вы хотя бы раз:

а)танцевали;

б)занимались спортом;

в)прошли пешком порядка 4 км.

15.Как Вы проводите летние каникулы?

а)Пассивно отдыхаете.

б)Физически трудитесь.

в)Гуляете и занимаетесь спортом.

Оценка результатов

Теперь найдите в таблице оценки для каждого из ваших ответов и суммируйте их

Очки за отв. 


Вопросы 



II 


III 


IV 



VI 


VII


VIII 


IX 



XI 


XII


XIII


XIV 


XV 



30 


10 


20 


30 




30 


30 


10 


30 


30 


20 



30 




20 


30 


30 



30 


10 



10 


20 





30 


30 


20 






10 


20 


30 


30 



30 






30 


30 


400-480 очков: у вас почти максимальная сумма очков, и можно сказать, что вы ведете правильный образ жизни. Вы хорошо организовали режим работы и эффективного отдыха, что, безусловно, положительно скажется на результатах вашей учебы. Не бойтесь, что регламентированность вашей жизни придает ей монотонность – напротив, сбереженные силы и здоровье сделают ее разнообразной и интересной.

280-400 очков: вы близки к идеалу, хотя и не достигли его. Во всяком случае, вы уже овладели искусством восстанавливать свои силы  и при самой напряженной работе. Важно, чтобы ваша общественная и личная жизнь и впрямь оставались уравновешенными, без стихийных бедствий. Но у вас есть еще резервы повышения производительности за счет более разумной организации ритма своей работы в соответствии с особенностями вашего организма.

160-280 очков: вы «середнячок». Если вы будите и дальше жить в таком же режиме, ваши шансы дожить до пенсии в добром здравии невелики. Опомнитесь, пока не поздно, ведь время работает против вас. У вас есть все предпосылки, чтобы изменить свои вредные привычки. Примите наш совет как предостережение друга и не откладывайте профилактику на завтра.

Менее 160 очков: по правде говоря, незавидная у вас жизнь. Если вы уже жалуетесь на какие-то недомогания, особенно сердечно-сосудистой системы, то можете смело винить лишь ваш собственный образ жизни. Думаем, что и в учебе дела у вас идут не лучшим образом. Вам нужен совет специалиста – врача-гигиениста или психолога. Но лучше, если вы сами найдете в себе силы преодолеть нынешний жизненный кризис, вернуть здоровье.

Методика определения уровня умственного развития детей

младшего школьного возраста


Цель: изучение уровня умственного развития детей младшего школьного возраста.

Стимульный материал: Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания.

I субтест — исследование способностей отличать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, а также оценка запаса знаний испытуемого;
II субтест — исследование способностей обобщения и отвлечения, а также выделения существенных признаков предметов и явлений;
III субтест — исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями;
IV субтест — выявление умения обобщать.

Порядок проведения : Задания читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок ребенка и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.

Текст методики

I субтест 
Инструкция: «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение».

а) У сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
б) В теплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень),
в) В году... (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.
г) Месяц зимы... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
д) Самая большая птица... (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).
в) Розы — это... (фрукты, овощи, цветы, дерево).
ж) Сова всегда спит... (ночью, утром, днем, вечером),
з) Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная). 
и) У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, т*ень). 
к) Город России... (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София). 

II субтест 
Инструкция: «Здесь в каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относится. Это "лишнее" слово надо исключить».

а) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. 
б) Река, озеро, море, мост, болото. 
в) Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата. 
г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса. 
д) Тополь, береза, орешник, липа, осина. 
е) Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат. 
ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей. 
з) Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. 
и) Число, деление, вычитание, сложение, умножение. 
к) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный. 

III субтест 
Инструкция: «Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написаны два слова, которые как-то связаны между собой. Справа — другая группа слов: одно слово над чертой и пять слов под чертой. Нужно выбрать одно слово внизу, которое связано со словом вверху, точно так же, как это сделано в словах, стоящих слева. Например:

лес

деревья


=

библиотека

сад, двор, город, театр, книги



бежать

кричать


=

стоять

молчать, ползать, шуметь, звать, плакать



Значит нужно установить, во-первых, какая связь существует между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.
а)

огурец

овощ


=

георгин

сорняк, роса, садик, цветок, земля


б)

учитель

ученик


=

врач

койка, больные, палата, термометр


в)

огород

морковь


=

сад

забор,яблоня,колодец, скамейка, цветы


г)

цветок

ваза


=

птица

клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья


д)

перчатка

рука


=

сапог

чулки, подошва, кожа, нога, щетка


е)

темный

светлый


=

мокрый

солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный


ж)

часы

время


=

термометр

стекло, температура, кровать, больной, врач


з)

машина

мотор


=

лодка

река, моряк, болото, парус, волна


и)

стул

деревянный


=

игла

острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная


к)

стол

скатерть


=

пол

мебель, ковер, пыль, доска, гвозди



IV субтест 
Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например:

Брюки, платье, пиджак ... — одежда. 
Придумай название к каждой паре»:
a) Метла, лопата...
б) Окунь, карась...
в) Лето, зима...
г) Огурец, помидор...
д) Сирень, шиповник.
е) Шкаф, диван... 
ж) День, ночь...
з) Слон, муравей... 
и) Июнь, июль... 
к) Дерево, цветок... 
Правильные ответы:
I субтест:
а) подошва
б) верблюд
в) 12
г) февраль 
д) страус
е) цветы
ж) днем
з) жидкая
и)корень 
к) Москва 
II субтест
а) фасоль
б) мост
в) песок
г) Москва 
д) орешник
е) указка
ж) Нестеров 
з) лебедь
и) число
к) вкусный 
III субтест
з) георгин / цветок
б) врач / больной
в) сад / яблоня
г) птица / гнездо 
д) сапог / нога 
е) мокрый / сухой
ж) термометр / температура
з) лодка / парус
и) игла / стальная
к) пол / ковер 
IVсубтест
а) рабочие инструменты
б) рыба
в) время года
г) овощ 
д) куст 
е) мебель
ж) время суток
з) животное
и) месяцы лета 
к) растения 
Обработка результатов
1 субтест
Если ответ на первое задание правильный, задаётся вопрос "почему не шнурок?" При правильном объяснении решение оценивается в 1 балл, при неправильном - 0,5 балла.
Если ответ ошибочный, ребенку оказывается помощь — ему предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание ребенком слова «всегда», что важно для решения 6 из 10 заданий того же субтеста. При решении последующих заданий I субтеста уточняющие вопросы не задаются.
// субтест
Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, оказывается помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При ответах на 7, 9,10-е (ж, и, к) задания дополнительные вопросы не задаются, так как дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих заданий. При ответе на 7-е (ж) задание II субтеста дополнительный вопрос также не задается, так как эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает это задание, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».
III субтест
За правильный ответ — 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла.
IV субтест
При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны вышеприведенным. При решении III и IV субтестов уточняющие вопросы не задаются.
При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение каждого субтеста, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов, — 40 (100% оценки успешности). Кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение заданий при второй попытке (после стимулирующей помощи).
Интерпретация. 
Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку — дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый. Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле:
ОУ = х • 100% / 40
где х — сумма баллов, полученных испытуемым. На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были определены следующие уровни успешности нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР:
4-й уровень успешности — 32 балла и более (80—100% ОУ),
3-й уровень — 31,5—26 баллов (79,0—65%), 
2-й уровень — 25,5—20 баллов (64,9—50%),
1-й уровень — 19,5 и менее (49,9% и ниже). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по выявлению и развитию творческих способностей учащихся начальных классов в театральной деятельности.

В своей работе я делаю акцент на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость...

Из опыта работы по выявлению и развитию творческих способностей учащихся начальных классов в театральной деятельности.

В своей работе я делаю акцент на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость...

способы выявления и развития творческих способностей учащихся нач школы

способы выявления и развития творческих способностей учащихся нач школы...

План работы по выявлению творческих способностей

План работы по выявлению способностей осуществляется по трём направлениям:Наблюдение за воспитанникамиБеседа и анкетирование родителейДиагностированиеЦель: выявление и изучение особенностей творческих...

Выявление творческих способностей учащихся

Работа по выявлению творческих способностей учащихся...