Классный час "Тайны Нижегородского кремля"
классный час (4 класс)

Игра-путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_klassnogo_chasa_tayny_nizhegorodskogo_kremlya_.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Тайны Нижегородского Кремля»

Цель: воспитывать чувство сопричастности к наследию прошлого; развивать живой интерес к истории Нижегородской земли.

Задачи:

●     расширить кругозор детей в области культурного наследия страны, научить работать в команде;

●    развивать познавательную активность детей через ознакомление с историей и архитектурой Нижегородского Кремля;

●          воспитать патриотические чувства, гордость за свой край;

●     развить ловкость, смекалку, внимание, быстроту реакции, чувство коллективизма и товарищества;

●          создать условия для самостоятельной творческой деятельности детей.

Планируемые результаты:

Предметные: приобрести теоретические знания и опыт их применения; приобрести навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания информации о событиях и явлениях прошлого и настоящего; сформировать миропонимание и познание современного общества на основе изучения исторического опыта России.

Метапредметные: принятие и сохранение цели и задачи деятельности; планирование, контроль и оценивание своих действий в соответствии с поставленной задачей; развивать умение анализировать и обобщать.

Личностные: формирование интереса к своему региону, своей стране; воспитание гордости за свою страну; осознание своей принадлежности к русскому народу.

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: игра-путешествие. Игры-путешествия – помогают усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность. Обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игра-путешествие даёт возможность объединить разные виды деятельности:

Описание этапов подготовки и проведения мероприятия:

Этапы подготовки:

1. Беседы о Нижегородском кремле.

2.Чтение книг «Прогулки с бабушкой», «Георгий Всеволодович Н.Н основатель».

3. Изучении истории Нижегородского кремля.

4. Подготовка необходимых печатных и видео материалов.

5. Подготовка мультимедийной презентации.

Этапы проведения мероприятия:

1. Создание проблемной ситуации.

2. Мотивация к деятельности.

3. Основная часть мероприятия.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход мероприятия

  1. Создание проблемной ситуации

Классный руководитель: - Ребята, сегодня утром я нашла в классе письмо. Интересно вам узнать, кто его прислал и зачем?

Дети: - Да  

Классный руководитель: (зачитывает письмо Приложение 1)

Классный руководитель: - Ребята как вы думаете, о каком сооружении говорит путешественник?

Дети: - о Нижегородском кремле.

Слайд 1 (на экране изображение Нижегородского кремля)

Классный руководитель: - Конечно, ведь Нижегородский кремль – выдающийся памятник русского военно-инженерного искусства XVI века.

Его многовековая история неразрывно связана со многими славными страницами истории нашей великой Родины и историей одного из старейших городов Поволжья – города Нижнего Новгорода. Нижегородский кремль имеет уникальное расположение. Он стоит на высоких холмах (Дятловы горы), прямо у слияния двух могучих рек – Волги и Оки. Отсюда начинается история Нижнего Новгорода, который был заложен в 1221 году.

(просмотр видеоролика о Нижегородском кремле)

 - Ребята прислушайтесь, по-моему, что-то происходит! (слышится звук «машины времени)

  1. Мотивация к деятельности

Слайд 2 (на экране «оживший» портрет князя Юрия Всеволодовича (щелкнуть на портрет)

Классный руководитель: - Ну просто чудеса! Вот эта карта (Приложение 2), посмотрите на ней не хватает целых шесть башен. Вернуть башни будет непросто, ведь вам придется применить все свои знания о Нижегородской земле. Вы готовы?

Дети: - Да  

  1. Основная часть

Классный руководитель: - Отправляемся в путь. Даем обратный отсчет 5..4..3..2..1 (слышится звук машины времени)

- А вот и первое задание. Чтобы узнать какую башню мы будем возвращать первой вам нужно разгадать кроссворд.

Слайд 3 (на экране кроссворд)

Классный руководитель: Молодца ребята! Это Дмитровская башня. Скорее приклеивайте изображение башни на карту.

Слайд 4 (на экране изображение Дмитровской башни)

Классный руководитель: - Дмитровская башня самая старая башня Нижегородского Кремля. Впервые упоминается в 1372-1374 годах. По одной из версий башня названа по имени Великого князя нижегородского Дмитрия Константиновича. По другой версии название башни связано с церковью во имя святого великомученика Димитрия Солунского, которая находилась рядом. На Дмитровской башне установлен герб Нижнего Новгорода и надвратная икона князя Юрия Всеволодовича - основателя города на берегах Оки и Волги.

Классный руководитель: - Ребята, а вот и второе задание. Чтобы вернуть на место вторую башню, вам нужно ответить на вопросы об оружие и доспехах богатырей.

- Как назывался головной убор богатырей? (шлем, богатырка)

- Как назывался тяжёлый панцирь, сплетённый из металлических колец? (кольчуга)

- Чтобы орудовать этим рубящим холодным оружием, надо иметь богатырскую силу. (меч)

- Это колющее оружие на длинном древке. (копье)

- Это оружие оборонительного назначения. При сражении воин им прикрывает своё тело. (щит)

- Как называлось оружие, состоящее из рукоятки и тяжёлой круглой ударной части? (булава)

Классный руководитель: - Молодцы! На все вопросы верно ответили. А как вы думаете в какой башне Нижегородского кремля можно было хранить все эти предметы?

Дети: - В Кладовой

Классный руководитель: - Верно! Возвращайте Кладовую башню на ее место на карте.

Слайд 5 (на экране Кладовая башня)

Классный руководитель: - Кладовая башня была построена второй. Сначала там хранились различные крепостные орудия, ядра и пушечные боеприпасы. Позже там хранились инструменты каменщиков, так называемые «снасти городского дела» и документы Нижегородской ученой архивной комиссии.

Классный руководитель: - Для восстановления следующей башни придется постараться. Попробуйте собрать пазл и понять, что же на нем изображено.

(Приложение 3 Герб Нижегородской области)

Классный руководитель: - Ребята, вы узнали, что изображено на картинке?

Дети: - Да, это герб Нижегородской области.

Классный руководитель: - Верно! А вот и Никольская башня появляется на нашей карте. (дети приклеивают башню к карте)

Слайд 6 (на экране Никольская башня)

Классный руководитель: - название эта башня получила от церкви Николая чудотворцы, располагавшейся на противоположной стороне "трубы"

Зеленского съезда.  К сожалению, ни церковь, ни бывшее при ней древнее православное захоронение не сохранились до наших дней, а место, где они находились, объявлено историко-заповедной зоной «Никольское кладбище».

Классный руководитель: - А какую башню мы будем возвращать следующей вы узнаете, разгадав ребус.

Слайд 7 (на экране ребус)

Классный руководитель: - Ребята, какое слово у вас получилось?

Дети: - Коромысло.

Классный руководитель: - Попробуйте догадаться о какой башне идет речь.

Дети: - Коромыслова башня.

Классный руководитель: - Молодцы! Правильно отгадали. Возвращайте башню на карту.

Слайд 8 (на экране Коромыслова башня)

Классный руководитель: - Происхождение названия башни связано с двумя основными вариантами народных преданий. Содержание наиболее известного варианта легенды сводится к следующему: "В Нижнем Новгороде начали

каменщики строить кремль. На следующий день утром пришли и увидели, что все сделанное ими развалилось. Решили каменщики обратиться к старикам за советом. И старики сказали: чтобы кремль был крепким, долговечным и не взяла его вражеская сила, надо построить его на крови первого подошедшего к месту постройки живого существа. Неподалеку от места, где строился кремль, жил посадский человек. И была у него молодая жена - красавица

Алена. В то утро вышла Алена по воду на речку Почайну. Взяла она ведра

и коромысло, спустилась к речке, набрала полные ведра и стала подниматься с ними на крутую гору. Увидела Алена, что около места постройки кремля стоят люди и чего-то ждут. Подошла Алена к строителям. Схватили они ее и замуровали живой под основание башни. Вместе с ней положили туда и ведра с коромыслом. С тех пор и стала называться башня Коромысловой.

Другой вариант легенды о Коромысловой башне рассказывает: "Осадила Нижний Новгород несметная вражья. В городе кончались запасы продовольствия, а главное - не хватало воды.  Среди осажденных нашлась одна храбрая девушка. Она вызвалась принести воду из речки Почайны. Вдруг враг поднял тревогу. Между татарами и девушкой завязалась ожесточенная схватка, в которой она оборонялась своим коромыслом. Храбрость

девушки смутила врагов. Они рассуждали: "Если в этой крепости такие храбрые женщины, что одна из них без оружия убила несколько наших воинов, то каковы же должны быть мужчины?" Осада была снята.

Классный руководитель: - Ребята для того чтобы вернуть следующую башню на карту вам нужно будет превратиться в искателей, ведь эта башня самая таинственная и необычная. Первая подсказка находится там, где мы «выставляем» свои произведения искусства (стенд «Наше творчество») (Приложение 4)

Классный руководитель: - Молодцы искатели! Я вами горжусь! Как легко и быстро вы нашли Тайницкую башню! Скорее приклеивайте ее к карте.

Слайд 9 (на экране Тайницкая башня)

Классный руководитель: - Башню окружают легенды. Одна из них связана с подземным ходом – тайником. Когда его засыпали, русло речки Почайны заключили в деревянные трубы. У ее истока, гласит предание, лежит огромный камень. Но если его сдвинуть, то река вырвется на волю и своими водами затопит весь Нижний Новгород.

- Ребята, у нас осталось последнее задание. Посмотрите, на доске появилось много различных букв. Ваша задача составить из них фамилии знаменитых воинов освободителей, возглавивших народное ополчение в 1612 году. (Минин, Пожарский)

Классный руководитель: - Отлично! Возвращайте на карту Ивановскую башню.

Слайд 10: (на экране Ивановская башня)

Классный руководитель: - Ивановская башня самая нижняя к Волге. Именно у ее подножья призывал Кузьма Минин нижегородцев к борьбе с иноземцами, именно через нее в 1611 году вышло нижегородское ополчение во главе с Мининым и Пожарским на защиту Москвы от поляков, именно отсюда уводил полки Иван Грозный в 1549 и 1551 годах для покорения Казани, именно с нее салютовали Екатерине II. Да и сама башня во многом замечательна. Она огромна, внутри ее располагается музей ополчения 1612 года, а занимает он всего лишь примерно, треть объема башни.

- Ура ребята! Мы восстановили карту!

(слышится звук «машины времени»)

Слайд 11: (на экране «оживший» портрет князя Юрия Всеволодовича)

  1. Подводим итоги. Рефлексия.

Классный руководитель: - Ребята, какие же вы молодцы! Справились со всеми заданиями и смогли восстановить карту, теперь я смогу отправить ее путешественнику и благодаря вам он сможет увидеть Нижегородский кремль. Понравилось вам наше путешествие? Давайте еще раз вспомним как звали основателя нижегородского кремля?

Дети: - Князь Юрий Всеволодович 

Классный руководитель: - А из чего был построен первый Нижегородский кремль?

Дети: - Из дерева, потом из камня красного цвета.

Классный руководитель: - Сколько башен у нижегородского кремля?

Дети: - Тринадцать.

Классный руководитель: - А закончить наше путешествие я хочу такими строками: Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Башни Нижегородского кремля

Материал по краеведению - фото и описание башен Кремля г.Нижнего Новгорода....

урок по нижегородской стороне 2 класс по теме: Нижегородский кремль

Цель урока:- Познакомить с Нижегородским кремлём.- Познакомить с башнями кремля, их историями и легендами, и достопремечательностями Нижегородского кремля.- Развивать эмоциональную отзывчивость, речь ...

Экскурсия в Нижегородский Кремль

Фото-отчет об экскурсии в Нижегодский Кремль....

Путешествие по нижегородскому кремлю (по мотивам игры «Форт Боярд»)

Игра для учащихся 3-4 классов. Организована в 3 этапа. В подготовительный этап дети собирают информацию, потом "собственно-игра", на заключительном этапе дети привлекают к работе родителей, применяют ...

Классный час "Нижегородской губернии 300 лет"

Презентация к классному часу "Нижегородской губернии 300 лет". 3 класс...

Презентация "Башни Нижегородского кремля"

В презентации информация о башнях Нижегородского кремля....