Программа дополнительного образования взрослых "Школа эффективного родителя"
методическая разработка

Запивахина Елена Валериевна

«Школа эффективного родителя» создается для оказания психологической поддержки родителям, воспитывающим детей с ОВЗ. Цель ее функционирования заключается в сохранении семьи для особого ребенка, создании в ней благоприятного психологического климата, исключение случаев жестокого обращения с детьми, что является ключевыми ресурсами для социальной адаптации и интеграции детей, имеющих особенности развития, в общество. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkola_effektivnogo_roditelya.docx33.72 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Няганская школа – интернат для обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»

Программа

дополнительного образования взрослых

«Школа эффективного родителя»

                                                                                                                 Составитель:

Запивахина Е.В.

 

г. Нягань, 2023

«Сколько-нибудь успешная

воспитательная работа

была бы совершенно немыслима,

если бы не система педагогического просвещения,

повышение педагогической культуры родителей»

В.А. Сухомлинский.

Пояснительная записка

Актуальность программы

Сегодня как никогда прежде сопряжены государственные (представленные деятельностью образовательных учреждений) и семейные стороны воспитания. Социальное партнёрство школы с семьёй (педагоги –дети – родители) есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии (ст. 58 Конституции РФ) и равностью ответственности (Закон РФ «Об образовании) перед государством за воспитание будущего поколения.

В Федеральном государственном образовательном стандарте СЕМЬЯ обозначена как базовая национальная ценность. Законодательство РФ значительно расширило функции семейного воспитания, предоставив родителям право выбирать место и форму дошкольного, школьного, дополнительного образования, оказав поддержку альтернативной системе обучения.

Изменившиеся социальные условия,  расслоение родительской массы на различные социальные группы с собственными образовательными запросами заметно обострили напряжённость взаимоотношений семьи и школы, родителей и детей, родителей и педагогов образовательных учреждений (ОУ).

Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе.

Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.

Под родительским образованием понимается обогащение знаний, установок и умений родителей, необходимых для воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, гармонизации семейных отношений, выполнение родительских ролей в семье и обществе. Ответственность родителей – юридические и нравственные нормы, определяющие ответственность родителей перед государством и обществом.

Семья – одна из основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой  особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. Педагогическая грамотность родителей является необходимым условием формирования нравственных убеждений ребёнка.

Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:

  • потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);
  • открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.

Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями.

А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной

  • с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка) с ограниченными возможностями здоровья;
  • со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения;
  • с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.

   Социальный эффект от реализации программы «Школа эффективного родителя» для оказания психологической поддержки родителям, воспитывающим детей с ОВЗ, заключается в сохранении семьи для особого ребенка, создании в ней благоприятного психологического климата, исключение случаев жестокого обращения с детьми, что является ключевыми ресурсами для социальной адаптации и интеграции детей, имеющих особенности развития, в общество.

2. Целевая группа:

- родители (законные представители), воспитывающие детей  с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).

3. Цель программы: повышения педагогической культуры,  психолого-педагогических компетенций         родителей (законных представителей),  пополнение   арсенала   их   знаний   по      вопросу   развития ребенка    с умственной отсталостью в    семье    и    школе, формирование единых педагогических требований.

4. Задачи программы:

А) Формирование родительских компетенций в вопросах развития и воспитания детей с особенностями развития через различные организационные формы

Б) Психолого – педагогическая поддержка родителей в вопросах семейного жизнеустройства, трудовой адаптации, преодоления сложных жизненных ситуаций детьми с ОВЗ)

В) Профилактика эмоционального выгорания родителей (законных представителей)

5. Формы работы:

«Школа эффективного родителя» – реализуется как в очном формате (приглашение родителей в школу на теоретические и практические занятия), так и в заочном – публикация материалов на школьных страницах в сети интернет. 

6. Прогнозируемые результаты

  • повышение уровня педагогической культуры родителей;
  • наличие взаимопонимания между детьми и родителями, родителями и учителями, детьми и учителями;
  • успешное освоение АООП обучающимися по СИПР;
  • высокий уровень удовлетворенности родителей    организуемой в ОО
    образовательной деятельности.

Направления деятельности и их содержание

Программа реализуется через организацию работы по 2 направлениям:

  1. Курсы «Основы детской  педагогики и психологии» (теория).
  2. Организация совместной деятельности детей и родителей (практика)

Содержание программы 

№ п/п

Тема

Сроки реализации

Курсы «Основы детской  педагогики и психологии»

1

Первые трудности или как проходит адаптация детей к школе (1,5 классы, вновь поступившие) Лекторий

Октябрь

2

Упражнения, помогающие в развитии воспитательной компетенции. (практикум)

Ноябрь

3

Как распознать, что ваш ребенок испытывает психологический стресс  (по ступням образования).

Декабрь

4

Профилактика асоциального поведения и вредных привычек у несовершеннолетних (по параллелям)

Февраль

5

Родительские позиции и стили семейного воспитания.

Правила общения в семье. Практикум.

Март

6

Психологические особенности подросткового и раннего юношеского возраста

Апрель

7

Формирование навыков безопасного поведения детей в окружающей среде

Декабрь

Март

Май

Практические рекомендации и тренинги  для родителей

1

Как помочь ребенку при выполнении домашнего задания 2 – 7 классы

 Памятки по учебным предметам

Октябрь

2

«Роль пальчиковых игр в речевом развитии детей».  Практикум

Ноябрь

3

«Обогащение словарного запаса детей в домашних условиях». Практикум

Декабрь

4

«Артикуляционная гимнастика и способы её выполнения» Практикум

Март

5

Практикум «Игры с ребенком с ДЦП» Видеопособие

Декабрь

6

Практикум «Формирование сенсорных эталонов  посредством игр, организованных в домашних условиях» Видеопособие

Январь

7

Практикум «Упражнения на развитие восприятия и  внимания».

Видеопособие

Февраль

8

«Использование песочной терапии в развитии ребенка». Видеоурок

Апрель

9

Практикум. Упражнения для коррекции и развития эмоционально – волевой сферы

В течение года

10

Практикум. Приемы, упражнения, игры для коррекции и развития мышления.

Февраль

Учимся понимать друг друга.  Тренинги по формированию детско – родительских отношений.

В течение учебного года

Перечень мероприятий   по организации  совместной  общественно полезной деятельности детей   родителей

  1. Конкурс фотографий «Мой ребенок имеет право и обязан».
  2. Акция   «Дарю  добро» (посвященная Дню пожилого человека).
  3. Творческие мастерские (к праздникам)
  4. Всероссийский конкурс «Лучший по профессии».
  5. Акция «Читаем всей семьей».
  6. Экскурсии на предприятия и в организации «Профессии наших родителей».
  7. Спортивно - игровые мероприятия: «В здоровом теле - здоровый дух!», «Мама, папа, я – спортивная семья».
  8. Фотоконкурс «Семейные традиции»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Образовательная программа дополнительного образования взрослых (для родителей (законных представителей)несовершеннолетних детей) «Основы детской психологии и педагогики».

Образовательная программа дополнительного образования взрослых (для родителей (законных представителей)несовершеннолетних детей)«Основы детской психологии и педагогики»....

Проблемы эффективного взаимодействия с родителями в рамках программ дополнительного образования в начальной школе

      Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, – воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, соц...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...

Квест-игра как эффективная форма организации учебной деятельности при реализации общеразвивающей программы дополнительного образования «Я познаю мир» (из опыта работы)

     Одна из универсальных игровых технологий — квест-технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных заданий, активизирующая соревновательные механизмы в пс...