Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "День победы"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Методическая разработка воспитательного мероприятия «День Победы» педагога-организатора Алварова Л.Р. разработана для детей 5-12 лет. Направлена на изучение истории Великой отечественной войны, подвига героев России, понимание истинных ценностей, осознания красоты песен, маршей и мелодий, написанных в разное время: до войны, во время и после войны, но непосредственно о войне, на воспитание патриотизма и подготовку будущих защитников страны. Через песни, слайды, описание подвига народа дети соприкасаются с трагедией войны, недопустимостью повторения подобного. Дети осознают величие и самоотверженность подвига советского народа, завоевавших великую победу.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alvarov._metod_razrab._den_pobedy.docx35.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка воспитательного мероприятия «День Победы»

педагога-организатора Алварова Л.Р.

 День Победы

(Литературно-музыкальная композиция)

Актуальность. Без прошлого нет будущего. Память подвига героев войны составляет основу военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Мелодии и тексты современных песен свидетельствуют и подчёркивают их никчёмность и деградацию. Вот почему обращение к лучшим песням военных лет составляет основу формирования музыкального вкуса молодёжи.

Новизна и эвристичность. Впервые в литературно-музыкальной композиции школьного уровня в аудитории дошкольников звучат в живом исполнении под фортепианную музыку песни, мелодии и марши военных лет.

Целевая аудитория. Дети старшей группы детского сада 5-6 лет и учащиеся начальной школы 1-4 класс возраста 7-12 лет.

Роль и место воспитательного мероприятия. Театральная постановка «День Победы» направлена на изучение истории Великой отечественной войны, подвига героев России, понимание истинных ценностей, осознания красоты песен, маршей  и мелодий, написанных в разное время: до войны, во время и после войны, но непосредственно о войне. Воспитывать патриотизм и готовить будущих защитников страны необходимо уже с детского сада. Этим мы воспитываем в них и духовно-нравственные качества. Через песни, слайды, описание подвига народа дети соприкасаются с трагедией войны, недопустимостью повторения подобного. Дети осознают величие и самоотверженность подвига советского народа, завоевавших великую победу.

Цель. Воспитать достойных защитников нашей страны - Российской Федерации посредством интерактивных технологий и театральных возможностей культурной и военно-патриотической направленности на основе сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей.

Задачи.

  1. Увлечь детей театральной деятельностью.
  2. Помочь детям осознать себя будущими защитниками Родины.
  3. Воспитание чувства патриотизма и гордости за свою Родину.
  4. Окунуть всех участников мероприятия в атмосферу праздника Победы.
  5. Ознакомить детей с песенным репертуаром Великой отечественной войны, сформировать у них хороший музыкальный вкус и умения петь в группе.
  6. Познакомить  дошкольников и школьников с подвигом капитана И.А. Флёрова посредством театра и через интерактивные технологии и познакомить детей с  военно-патриотической направленностью музея И.А. Флёрова, привить детям традиции школы.

Гипотеза. Через приобщение детей к музею школу, традициям школы, через формирование у учащихся  хорошего музыкального вкуса можно воспитать достойных защитников Родины.

Форма проведения. Беседа, театральная постановка.

Педагогические технологии. Личностно-ориентированная технология, интерактивная технология, коммуникативно-диалоговая, игровая технология, здоровье-сберегающая технология.

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия.

Список использованной литературы

  1. Мелодии военных лет. Концертные обработки для баяна А. Беляева. –М: Музыка. 2005. -48 с.
  2. Торжественные марши и гимны: издательство В.Н. Зайцева. –М., 2009. -48 с.
  3. Мелодии «Бессмертного полка» : в переложении для баяна (аккордеона) : учебно-методическое пособие / сост. и исп. редакция Е. Лёвина.- Ростов н/Д : Феникс, 2020.-48 с.- (Учебное пособие для ДМШ).
  4. Г. Юрмин, Секрет на колёсах, издательство «Малыш», -М., 1976. 8 с.
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BB%D1%91%D1%80%D0%BE%D0%B2
  6. https://notado.ru/wp-content/uploads/2021/04/grustnye-ivy-noty-dlya-fortepiano.jpg
  7. https://notado.ru/wp-content/uploads/2018/04/na-bezyimyannoy-vyisote-notyi-dlya-fortepiano.jpg
  8. https://img.labirint.ru/rcimg/b0272bc9acbc1053a6394159280e19b3/1920x1080/comments_pic/1122/05labkuv61307093802.jpg?1307093800
  9. https://www.culture.ru/poems/6993/vasilii-terkin-5-o-voine

Ресурсы.

Ноутбук, проектор, фортепиано, атрибуты военной формы.

В живом исполнении на фортепиано звучат следующие произведения:

Песня «Грустные ивы» сл. А. Жарова, муз. М. Блантера.

Песня «На Безымянной высоте» сл. М. Матусовского, муз. В. Баснер.

Песня «Катюша» » сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера.

Песня «День Победы» сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова.

Импровизация на тему песни Н. Богословского «Тёмная ночь» в обработке А. Беляева.

Марш защитников Москвы  муз. Б. Макроусова.

Марш «Прощание славянки» муз. В. Агапкина.

Мелодия песни «Моя Москва» муз. И. Дунаевского.

Мелодия песни «Смуглянка» муз. А. Новикова,  обработка Е. Лёвина.

Мелодия песни «Пора в путь-дорогу» муз. В. Соловьёва-Седого, обр. Е. Лёвина.

Мелодия песни «Казаки в Берлине» муз. Дм. И Д. Покрассы, обр. Б. Огурцова – Е.

Лёвина.

Мелодия песни «Падам-падам» муз. И. Дюмон.

Стихи А. Твардовский «Василий Тёркин». «О войне». 5 глава.

Цифровые ресурсы. Презентация, слайд шоу.

Методы. Словесные,  наглядные, практические. Рассказ, беседа. Метод ролевого и физического действия (жить жизнью как своей), метод ролевого действия, метод действенного анализа (сценического поведение).

Оформление. Презентация, музыкальное сопровождение на фортепиано, исполнение песен под фортепиано, театральные постановки-композиции.

Сценарий воспитательного мероприятия

Подготовительная работа

Беседа

С участниками театрального кружка проводится беседа о Великой отечественной войне. Детям задаются вопросы: -Кто погиб у каждого из родственников в семьях участников кружка театра? Когда началась Великая отечественная война.? Кто такой И.А. Флёров? Какой подвиг он совершил? Были ли вы в музее школы? Что вам там больше всего запоимнилось? Как был награждён за свой подвиг И.А. Флёров? Когда закончилась война? Где был Парад в честь окончания войны? Какие вы знаете  песни о войне. Готовы ли вы стать Флёровцами?

Пишется сценарий, выбираются ведущие, проходят репетиции, формируются номера, идёт подбор текста, музыкального сопровождения, песен, маршей и разучивание песен про войну, подбираются слайды для презентации.

Идёт приготовление атрибутов театральной фурнитуры и реквизита.

В день проведения мероприятия  идёт подготовка и оформление зрительного зала.

Основная часть

День Победы

Звучит музыка-фантазия  «Тёмная ночь».

Ведущий 1: -22 июня 1941 года без объявления войны в 4 часа утра гитлеровская Германия вероломно напала на Советский Союз. Началась Великая отечественная война, которая принесла гибель лучших сыновей и дочерей России. (Слайд).

Ведущий  2: -Мы, граждане России всегда будем помнить героический подвиг народа, тех, кто не жалея своей своей крови и жизни отстоял свободу и счастье для нас – их верных потомков.

Песня «Грустные ивы» сл. А. Жарова, муз. М. Блантера

Все уходят. На сцену выходит ведущий. (Отрывок из стихотворения А. Твардовского «Василий Тёркин». «О войне» 5 глава. (Слайд).

Песня «НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ» сл. М. Матусовского, муз. В. Баснер (Слайд)

Все уходят. На сцену выходит ведущий. (Отрывок из стихотворения А. Твардовского «Василий Тёркин». «О войне» 5 глава. (Слайд).

-Разрешите доложить коротко и просто:

Я – большой охотник жить лет до девяноста.

А война – про всё забудь и пенять не вправе.

Собирался в дальний путь, дан приказ: «Отставить!»

Грянул год, пришёл черёд, нынче мы в ответе

За Россию, за народ и за всё на свете.

От Ивана до Фомы, мёртвые ль, живые.

Все мы вместе – это мы. Тот народ Россия.

(История подвига героя России И.А. Флёрова. Выходят двое ведущих)

-Наша школа носит имя героя России Ивана Андреевича Флёрова. (Слайд). (Ведущие подходят к демонстрационному экрану).

-Капитан И.А. Флёров был командиром батареи  реактивной установки «Катюша». (Слайд).

-7 октября 1941 года батарею окружили немцы.

-Чтобы экспериментальная установка не досталась немцам, Иван Флёров принял решение взорвать себя и машины. (Слайд).

-В честь И.А. Флёрова названы школы и улицы в городах России и Белоруссии.

-Памятники не только реактивной установке «Катюша»,  но и песенной героине девушке Катюша установлены во многих городах России. (Слайд).

-В Балашихе в Академии имени Петра Великого именем Флёрова назван класс командного состава.

-На площади Славы на алее героев под красивой аркой значится имя И.А. Флёрова.

-В нашей школе существуют следующие традиции:

-Все учащиеся школы посещают музей И.А. Флёрова. (Слайд).

-Всех четвероклассников перед празднованием Дня Победы посвящают во Флёровцы. (Слайд).

-Дети сажают на школьном участке деревья, в этом году – сирень.

-22 июня учащиеся школы возлагают живые цветы к вечному огню. (Слайд).

-9 мая лучшие школьники стоят в почётном карауле у памятника «Катюше». (Слайд).

Песня «Катюша» сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера

 Под мелодию песни «Падам, падам» муз. И. Дюмон  все выходят на сцену и поют:

«Парад, парад, парад, разрешите взглянуть на парад!

 Парад, парад, парад, как мы любим смотреть на парад!

 Парад, парад, парад, я так рад, что увижу парад.

  Наш любимый, наш славный ПАРАД, ПАРАД.

  Обожаю смотреть на парад!» (Все уходят).

Парад

(Нина) Ведущий: -Дорогие зрители! Сейчас,  вам будет представлен настоящий военный парад! Зрительный зал, встать! (Показать,  как встать руками). Равняйсь! (Повернуть голову). Смирно! (Руки по швам). На кра-ул! (По очереди две руки вверх) К но-ге. (Руки опустить). Вольно! (Ослабить одну ногу). Заправиться (Провести руками по ремню). Садитесь! (Пауза).

Торжественный парад объявляется открытым! (Уходит со сцены).

Двое в военной форме выходят, высоко поднимая ногу. 2-й - в два раза быстрее. (Из зрителей детского садика каждый артист берёт по четыре человека, совершает с ними круг по сцене и уходит).

1: -Начинаем прямую трансляцию парада будущих вооруженных сил. Какой страны - не скажем! Это секретная информация. По традиции парад открывают бойцы «начну с понедельника» убегательных войск, незыблемую основу которых составляют прогульщики с уроков. Знакомьтесь: -Мне мама разрешила в школу не ходить, (Девочка тянет за руку мальчика). Мне срочно в туалет, я уже не в состоянии терпеть. (Закрывает руками одно место).

2: -А вот войска диванно-лежебочного просиживания. Общее количество времени надавливания на диван добежало до одной тысячи лет и продолжает убегать далеко вперёд. Возглавляет команду (Выходит с ушами собаки) Тузик Илья, он же и единственный её представитель, обладатель медали за освобождение дивана от собаки.

1: -Следом, с небольшим перерывчиком между первой и второй колоннами, появляются бойцы, (Выходят двое пригнувшись с высоко поднятыми телефонами) совершающие манёвр под телефонным  прикрытием. Школа, дом – и засеменили туда и обратно. Эта бойкая, можно сказать, бойцовая колонна школьников не выпускает телефон даже и под подушкой. Их постоянно мучает  один вопрос:  куда спрятали  телефон их родители?  Редкие проныры, т.е. бойцы, не выныривающие из телефонов даже для глотка воздуха, умудряются отвисать в телефонах и на уроках. Как обезоружить этих бойцов? Очень просто. Но я вижу - вы и сами легко догадались.  Что? И силой не получается отнять? Кто спасёт наших детей, нашу нацию от телефонизации?

2: - Перед нами появляются (Даша) бойцы смаковочно-закусочных войск. Они замыкают пищевую цепочку пресмыкающихся перед начальниками. Их счастливые обладатели буквально не вылезают из буфета школьной столовой, наяривая там челюстями всё свободное время суток. Возглавляет парадный расчет заслуженно незаслужившая доверие всех мушкетёров Дюма Даша.

1: -Следом на площадь вываливается отделение Маша-Недособираша-Учебники В Ранец, вся в отца пошелоховшего в училище. Выпускники этого училища достойно продолжат службу в нестриженно-дикообразных, обезьяно-всклокоченных, ушенеумывайковых войсках. Роту курсантов возглавляет ротик не закрывающая Нина.

2: -На площадь, не глядя под ноги, выдвигаются никак игрулько-ненаигрательные войска. Более 5 км составляет длина линий, проведённых по экранам смартфонам пальцами героических обладателей этой чудо техникой. И это только за последние 15 мин. Во главе расчёта – ещё не умеющий кататься на роликах, но уже шантажирующий всех в сети своими  роликами  Илья.

1: -Тяжёлым парадным расчётом по площади переваливается с пятки на носок ударное соединение беглецов с урока физкультуры. Замыкают накоротко расчёт… обучающиеся на дому. Все они готовят плацдарм для наступления диванных войск. Возглавляет парадный расчёт почётный стаер 100-метровщик с уроков физкультуры Данила-мастер-блокбастер.

2: -Шурша (Выходит со шваброй, совком, мусорным пакетом  и мусорным ведром) пакетами на площади с засученными рукавами появляются санитары леса - мусорособирательные и туалетонадзирательные войска. Именно этим войскам принадлежит  почётная миссия: -Начищу  до  блеска! Будут блестеть как куриные яйца! Все бойцы являются обладателями ушей огромного размера. Браво, товарищи! Надерём за уши всех, кто не научился драить туалеты.

1: -С угрюмым, замученным видом по булыжникам площади ударяют плоскостопием офигительные войска. Это новый вид войск. Их специальность –  засветить фингал на глазиках своих одноклассников и что особенно радует  - на младших школьниках. А как не засветить его итить! На протяжении всей своей истории, воины войска доблестно клялись: -Я больше так не буду! Зуб даю! Вот почему  у бойцов этого подразделения почти нет зубов. А засветить глазик так хочется. Иначе вдохновение уйдёт! Девиз фингального подразделения: -Не мне, так  - на! Засвечу тебе! Возглавляет парадный расчёт будущий  пока тихоня, а в дальнейшем гроза расквартированного квартала - Владик.

2. –А сейчас перед нами гарцующей поступью, славно цокая копытцем, выбегают на площадь будущие курсанты заборо-строительного училища. Всем они по выпуску будут награжденным грозным значком «Солдат удачи», вызывающим зависть у бойцов других родов войск. Потому что служба «Солдата удачи» дальше сложится на даче генерала. Пожелаем же удачи солдату  на славной даче генерала!

1. –А вот специфические канализационные войска. Не торопитесь окунаться в их специфику и глубоко нюхать воздух. Ещё успеется.  Слово канализация здесь используется в хорошем смысле – это налаживание связи в лабиринтах сети. На вопрос патруля куда идут эти доблестный воины, последует всегда чёткий глазико-неморгательный ответ: -Я –в домик.

2. -Не счесть числа нашим бесчисленным войскам. А как их не накормить? Иначе тушёнка уйдёт в армию противника.

(На сцену выходят все участники парада).

1 поворачивается к 2: - Товарищ Михаил! Личный состав артистов на торжественный момент окончания парада собран и построен! Жду Ваших дальнейших распоряжений!

2: - Приказываю парад закончить!

Все: -Ура, ура, ура! (Все поворачиваются и строевым шагом поют и уходят под музыку «Падам»).

Выходит Нина: -9 мая 1945 года весь мир праздновал окончание Великой отечественной войны. (Все снова выходят на сцену).

Песня «День Победы» сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова. (Слайд)

Планируемые результаты: 

 осознание себя будущими защитниками России;

ознакомление с подвигом народа в Великой отечественной войне, с подвигом И.А. Флёрова;

-ознакомление и принятие дальнейшего участия в традициях школы.

-увлечение детей театральной деятельностью;

-воспитание чувства патриотизма и гордости за свою Родину.

-осознание причастности к празднику и  атмосфере Победы;

-ознакомление детей с песенным репертуаром Великой отечественной войны;

-формирование у учащихся хорошего музыкального вкуса и умения петь в группе.

Рекомендации по использовании методической разработки в практике работы педагогов-организаторов. Мероприятие рекомендуется проводить либо до празднования Дня победы, либо после даты празднования с целью воспитания достойных защитников Родины и приобщения к истории своей страны.

Рефлексия. Сразу после мероприятия – опрос и результаты отзывов зрителей и участников концерта. Через неделю после фото и видеосъёмки мероприятия проводится подробный разбор действий каждого артиста и опрос артистов о том, как они сами оценивают своё выступление и своё отношение к мероприятию, осознают ли себя будущими защитниками Родины.

Приложение

Театральное оформление исполнения песни «На Безымянной высоте»

(На сцену выходят двое)

Первый отдаёт честь: - Товарищ командир, разрешите доложить?

Второй отдаёт честь: - Докладывай, Михаил!

-Из личного состава роты осталось в живых 18 бойцов.

-Сколько – до рассвета?

-Один час.

-Один час!? Значит, на рассвете немцы пойдут в наступление, а высоту надо удержать  любой ценой, чего бы нам это не стоило.

-А как называется наша высота?

-Да так просто и  называется – Безымянная.

Движения артистов в третьем и четвёртом куплете песни «На Безымянной высоте»

3 куплет: Над нами (правая рука поднимается над головой ладошкой вверх) «мессеры»  кружили (рука медленно опускается вниз),

И было видно словно днём,

Но только (дети обхватывают себя за пояс) крепче мы дружили, (руки опускаются)

Под перекрёстным артогнём,

И как бы трудно нам не было,

Ты (правая рука поднимается  под 45 градусов ладошкой вверх) верен был своей мечте. У Незнакомого посёлка на Безымянной высоте.

4 куплет: Мне (тыльная сторона ладошки касается лба, глаза закрыты) часто снятся все ребята,

Друзья (дети обхватывают себя за пояс) моих военных лет.

Землянка наша в три (ребром ладони показать уровни землянки, поднимая руку вверх).

Сосна, (подняли правую руку вертикально, как бы упёрлись рукой в сосну) сгоревшая над ней.

Как будто (развели руки вниз в стороны) я вместе с ними (шаг вперёд),

Стою на огненной черте.

У Незнакомого посёлка на Безымянной высоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "День Победы-2010"

Данный сценарий был разработан к празднику "День Победы". Материалы данного сценария можно использовать как полностью, так и частично. Фрагменты сценария учитель может включать в контекст уроков, кла...

Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Юные герои"

Конспект занятия "Юные герои Великой Отечественной войны", посвящённый Дню победы....

Методическая разработка литературно-музыкальная композиция «Красная шапочка и серый волк»

Методическая разработка литературно-музыкальная композиция....

Методическая разработка "Литературно-музыкальная композиция "Война и песня"

Литературно-музыкальная композиция посвящена истории создания военных песен времён Великой Отечественной войны....

Разработка литературно –музыкальной композиции к празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной Войне.

Данная литературно-музыкальная композиция была разработана в рамках подготовки к празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной Войне.Младшие школьники лучше запоминают и воспринимают то,...

Методическая разработка. Литературно-музыкальная композиция "ДЕНЬ ПОБЕДЫ"

Патриотической воспитание. Формирования чувства гордости за свою РодинуРазвивать интерес к историческому прошлому своей страны, военной историческому прошлому наше страны.Воспитывать уважение к старше...