Программа клуба здоровья "Улыбка" с подборкой методического материала.
рабочая программа по зож (1 класс) по теме

Валиахмедова Татьяна Владимировна

 

                                                       "Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% 

                                                        всех неуспевающих учеников главной  

                                                        причиной отставания в учебе являются   

                                                        плохое состояние здоровья, какое-нибудь

                                                        недомогание или заболевание”.

                                                                                                 (В.А.Сухомлинский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_zdorovya.docx64.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        Приложение 5

                   ПРОГРАММА  КЛУБА  ЗДОРОВЬЯ  «УЛЫБКА».

 

                   Продолжительность курса  68 часов, 2 часа в неделю.

     

                                                       "Опыт убедил нас в том, что примерно у 85%  

                                                        всех неуспевающих учеников главной  

                                                        причиной отставания в учебе являются    

                                                        плохое состояние здоровья, какое-нибудь

                                                        недомогание или заболевание”.

                                                                                                 (В.А.Сухомлинский)

 

      Сегодня, в ситуации стремительного роста количества инноваций в образовательных учреждениях, несовершенство системы обучения неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья школьников и организации всего учебно-воспитательного процесса.

       Новые требования к школе, предусмотренные ФГОС, призваны не только качественно изменить образовательный процесс, но и повлиять на уменьшение отрицательного воздействия физических, умственных, эмоциональных школьных нагрузок, которые испытывает современный школьник.

      Занятия по оздоровлению детей должны носить регулярный, планомерный характер и вырабатывать привычку к соблюдению норм здорового образа жизни. Кроме того, необходимо формировать у учащихся нравственное отношение к своему здоровью.

     Ребенок должен придти к осознанию того, что его здоровье – это важнейшая ценность, которая обеспечит ему достижение любых жизненных целей, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего организма и здоровья в целом. Нужно мотивировать учащихся на здравоохранительное поведение, стремиться к созданию положительных эмоций от здорового питания, занятий спортом, оздоровительных процедур и т.п. 

Обязательным условием системы оздоровления является наличие чистой питьевой воды во всех кабинетах начальной школы. При поддержке родителей класса, родительский комитет заказывает емкости с очищенной питьевой водой. Рядом с емкостью всегда есть одноразовые стаканчики. Дети могут воспользоваться очищенной водой, особенно это бывает необходимо после прогулки, спортивного часа, и вообще, при увеличении двигательной нагрузки. Таким образом, родители помогают своим малышам избежать инфекций и потери жидкости при физической активности. И, конечно, в целях профилактики, дети обязательно моют руки с мылом после прогулки и перед едой (жидкое мыло и бумажные полотенца есть в туалетных комнатах).

     В систему оздоровления младших школьников обязательно входят беседы, практикумы о здоровом образе жизни и об основах безопасной жизнедеятельности.

Эффективность решения оздоровительных задач  можно определить по динамике физического состояния детей, по уменьшению их заболеваемости в течение учебного года, по сформированности у них умения правильно питаться, заниматься спортом, соблюдать режим дня, бережно относиться к своему здоровью, владеть Основами Безопасности Жизнедеятельности. Эффективность занятий можно наблюдать по снижению уровня детской тревожности, агрессивности, нервного и физического напряжения. 

      В 2012 году в нашей школе было проведено  медицинское обследование.  В результате было выявлено, что у большинства учащихся начальных классов   нарушение осанки и плоскостопие. Кроме того педагоги 1 – 4 классов отметили, что в 2009 – 2011 годах  часто болели их ученики, с января по март  не обучалось по болезни 65% учащихся. В 2010 – 2011 учебном году закрывали классы из - за болезни 90 % учащихся в начальной школе.

   Данная проблема актуальна для нашей школы, поэтому мы создали программу Клуба здоровья «Улыбка» для учащихся начального звена.

 Цель работы клуба - охрана здоровья детей младшего школьного возраста и укрепление их психофизического состояния.

              Программа реализуется по нескольким направлениям:

№ п/п

Название направления

Цель работы

Форма работы

1.

«Будь здоров!»,

1 раз в год, 21 день/октябрь/.

3 недели.

Общее оздоровление организма.

Оздоровительные процедуры.

Спортивные игры.

Подвижные игры.

Прогулки на свежем воздухе.

2.

«Здоровые ножки»,

1 раз в неделю, по 15 минут.

Профилактика плоскостопия.

Специальные упражнения, подвижные игры.

3.

«Закаляйся, как сталь!»,

1 раз в неделю в течение учебного года.

Профилактика нарушения осанки, искривления позвоночника.

Занятия в бассейне.

4.

«Динамическая пауза»,

Ежедневно в течение каждой учебной недели, в урочное время.

Снятие умственного и физического переутомления.

Физические упражнения.

5.

«Будь осторожен!»,

1 раз в неделю, по 35 минут.

 Выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных чрезвычайных ситуаций.

Беседы, игры, КТД, экскурсии, викторины, театрализация, творческие конкурсы и выставки.

6.

«Здоровое питание»,

12 часов в год.

Формировании таких компетенций у школьников как умение ответственно относиться к своему здоровью, беречь и укреплять его.

Проектно – исследовательская деятельность, КТД, игры, творческие  конкурсы и выставки, викторины, театрализации, ИКТ презентации.

             

 Первое направление клуба здоровья «Улыбка» - «Будь здоров!»

Общее оздоровление организма, профилактика ОРЗ,

            ОРВИ, ангины, бронхита, нарушения осанки.

 

    Здоровый и неутомленный ученик активен, расположен к общению, с удовольствием включается в работу, предложенную учителем, способен к более качественному усвоению знаний. Именно поэтому возникла идея   ежегодно выезда учащиеся  нашей начальной  школы  в санаторий в начале учебного года. Учащиеся начальной школы выезжают в санаторий   на 21 день вместе со своими педагогами, что гарантирует непрерывность учебного процесса. Специалисты санатория работают с детьми по индивидуальным программам, направленным на профилактику и лечение имеющихся заболеваний детей.

    В санатории дети проходят следующие процедуры:

*массаж;

*аромотерапития;

*грязевые обёртывания;

*душ шарко;

*бассейн;

*жемчужная ванна;

*хвойная ванна;

*соляная пещера;

*травяные ингаляции;

*кислородный коктейль;        

*ЛФК;

*фиточаи.

Кроме того, санаторий расположен в экологически чистом районе Тогучинского района, в сосновом лесу. Ежедневные прогулки на свежем воздухе, ежедневная зарядка, правильное питание, соблюдение режима дня, дневной сон, подвижные игры и танцы, без сомнения, оказывают оздоровительный эффект.

    Первый раз в санаторий учащиеся нашей школы выезжали в октябре 2012 года. И мы можем утверждать, что в течение учебного года ребята болели на порядок меньше по сравнению с прошлыми годами.

                                       

        Второе  направление клуба здоровья «Улыбка» -      «Здоровые ножки». 

                                     Что такое плоскостопие?

Плоскостопие является самым распространенным видом заболевания опорно-двигательного аппарата. Оно заключается в деформации стопы, приводящей к уплощению последней. В результате стопа всеми своими точками касается поверхности, что является отклонением от нормы.

Плоскостопие бывает как врожденным, так и приобретенным. Причиной возникновения этой болезни может послужить образ трудовой деятельности человека, вынуждающий постоянно поднимать тяжести, а также слабость мышц или связок, травмы или переломы, заболевания мышц конечностей.

К появлению плоскостопия также может привести ношение неудобной обуви, обладающей слишком плоской подошвой, либо излишне узкой или широкой.

Главным фактором, который влияет на появление плоскостопия, является наследственность. Поэтому если у вас в роду были люди, страдающие плоскостопием, то вам необходимо более тщательно следить за своими стопами и регулярно обращаться к ортопеду.

Ортопедом называется врач, занимающийся профилактикой, диагностикой, а также лечением заболеваний костно-мышечной системы. Уже на первых неделях жизни любой ребенок проходит обследование у ортопеда, а впоследствии родители ежегодно приводят его на осмотр. В обязанности ортопеда входит наблюдение за правильностью развития конечностей ребенка, его походки, выявление различных отклонений, таких как повышенный тонус мышц и многих других. Грамотный ортопед должен уметь определять наличие у ребенка симптомов плоскостопия, а также давать грамотные рекомендации по исправлению сложившейся ситуации.

                                       
Плоскостопие у детей

К несчастью, определить наличие плоскостопия у ребенка на первых годах его жизни практически невозможно. Данная возможность появляется лишь по достижении ребенком пятилетнего возраста. Такие поздние сроки объясняются тем, что на ранних этапах жизни форма стопы у детей только начинает формироваться под влиянием тяжести тела. Этот процесс является достаточно длительным и занимает несколько лет.

Некоторые родители, пытаясь самостоятельно определить наличие плоскостопия у своего ребенка, зачастую приходят к неправильным выводам. Если вам кажется, что вы обнаружили у своего малыша плоскостопие, то не спешите огорчаться. Надо учитывать тот факт, что в раннем возрасте абсолютно у всех детей стопы кажутся плоскими. Это происходит из-за наличия на поверхности стопы специальной жировой прослойки, защищающей костную основу. 

Однако это не значит, что поводов для беспокойства совсем нет. Заботливые родители обязаны тщательно следить за тем, чтобы стопы их ребенка формировались правильно. Если развитие опорно-двигательного аппарата протекает нормально, то приблизительно к пяти годам жизни у малыша уже можно будет наблюдать стопу правильной формы. К сожалению, случается и так, что в развитии происходят различные отклонения, что приводит к такой проблеме как плоскостопие. Для предотвращения этого неприятного явления специалисты рекомендуют сеансы массажа и специальные упражнения, направленные на нормализацию развития стопы.

                                       
Чем опасно плоскостопие?

Многие люди ошибочно считают, что плоскостопие не является серьезной болезнью, и ничего страшного в ней нет. Зачастую плоскостопие рассматривается всего лишь как неприятный косметический дефект и даже не воспринимается как заболевание. Большинство людей абсолютно безразлично относятся не только проблемам с собственными стопами, но и с наличием плоскостопия у своих детей. Такое отношение является недопустимым и непростительным.

Очень часто родители, не осознавая всей серьезности такого заболевания как плоскостопие, вовсе не стремятся показать своего ребенка врачу. Им кажется, что эта болезнь не обладает каким-либо негативным влиянием на здоровье их ребенка и никак не сказывается на его самочувствии или поведении, поэтому они считают, что спешить здесь некуда.

В такой ситуации необходимо, чтобы каждый родитель твердо знал обо всей серьезности и опасности последствий, к которым может привести плоскостопие в случае отсутствия своевременного принятия мер по его лечению. Плоскостопие грозит осложнениями и деформацией костей стопы, а также многочисленными болезнями, связанными с опорно-двигательным аппаратом. За кажущейся безвредностью плоскостопия скрываются такие недуги как радикулит, позвоночная грыжа, артрит и остеохондроз.

Все проблемы начинаются с довольно банальной усталости при ходьбе, возникающей непривычно быстро и часто. Мы не придаем большого значения этим симптомам, полагая, что их можно просто перетерпеть, и никаких серьезных последствий они за собой несут. Однако когда мы понимаем в чем дело и спешим исправить ситуацию, то зачастую оказывается уже слишком поздно.

Плоскостопие также может служить причиной искривления позвоночника, а также появления постоянных болей в ногах и спине, мешающих нормально жить. Дальнейшее развитие плоскостопия грозит не только косолапием, а даже хромотой.

Наличие энергетических точек, расположенных на ступнях, позволяет некоторых специалистам утверждать, что причинами многих болезней являются не нервы, как думают многие, а именно плоскостопие.

Для лечения плоскостопия применяют физиотерапевтические методы, специальную физкультуру и массаж. Также эффективным будет использование специальных методик, направленных на укрепление мышц стоп и улучшение кровообращения в них.

                 

В начальном звене МКОУ ООШ № 115 в рамках комплексной программы  физического воспитания детей младшего школьного возраста разработаны и реализуются занятия для профилактики плоскостопия.

Плоскостопие — деформация  стопы, очень распространенное заболевание, требующее своевременное лечение и профилактику.

Плоскостопие приносит ребенку множество неприятностей: с ним связаны быстрая утомляемость, боли в области позвоночника, в тазобедренных суставах, коленях и ступнях. Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки и т.д.  Дети, страдающие плоскостопием, могут жаловаться на головные боли; они часто нервозны, рассеяны, быстро утомляются, т.к. при движении удары стопами об опору передаются вверх почти без изменений и, достигая головного мозга, приводят к его микротравмам.  Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии.

  Плоскостопие - это прогрессирующее заболевание, поэтому, чем раньше начата профилактика, тем проще достигнуть желаемого результата, и наоборот, запущенные случаи лечатся труднее.

Исходя из этого, целью занятий в данном направлении является:

предотвращение развития  плоскостопия и достижение положительной динамики в формировании правильного положения и расположения свода стоп.

Задачи данного направления:

•        укреплять мышечно-связочный  аппарат;

•        повысить двигательную активность и выносливость к физическим нагрузкам.

Для предупреждения плоскостопия у детей  мы рекомендуем родителям  соблюдать следующие профилактические меры:

1. Следить за тем, чтобы дети не носили слишком тесную обувь и обувь на плоской подошве.

2. Для уменьшения  или деформации свода стопы использовать супинаторы.

Педагоги начального звена выполняют с детьми   упражнения, укрепляющие  мышцы стопы и голени, общеразвивающие упражнения для нижних конечностей (дозированная ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления мышц свода стопы), и дополнительно-специальные упражнения (ходьба босиком по массажному коврику или гальке).

В структуру каждого занятия входят:

*разогревающий массаж ног,

*физические упражнения,

*расслабляющий массаж ног

             Примерное занятия по профилактике плоскостопия.

                                          СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

Комплекс упражнений включает в себя разогревающий массаж ног, физические упражнения и расслабляющий массаж  ног.

Разогревающий массаж является вводной частью в комплекс по профилактике, проводится перед основными упражнениями, способствует подготовке связок и мышц ног к дальнейшим нагрузкам, предотвращает возможные растяжения и дискомфорт при выполнении физических упражнений. Данный вид массажа тонизирует тело ребенка и активизирует детей на занятиях.

Используемые приемы: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, ударные приемы, вибрации, пассивные и активные движения.

Продолжительность: 5-6 минут.

Физические упражнения являются основным методом профилактики плоскостопия, самое важное состоит в том, каким образом ребенок будет воспринимать занятия, предоставляется не просто возможность упражняться, ребенку прививается любовь к движениям. Для того чтобы упражнения приносили больше радости ребенку, они обыгрываются и включаются специальные игры. Данные занятия укрепляют мышцы ног, особенно сгибатели стопы и пальцев, мышцы, поворачивающие стопу подошвой внутри. Для того чтобы исключить статическую нагрузку на ослабленные мышцы, начинаем с упражнений, выполняемых в положении сидя, затем, по мере укрепления мышечно-связочного аппарата, переходим к упражнениям в положении стоя.

Расслабляющий массаж проводится сидя на полу легким постукиванием и поглаживанием ног (2-3 мин.)

ПРИМЕРНЫЙ  КОМПЛЕКС  УПРАЖНЕНИЙ

1. Разогревающий массаж

2. Физические упражнения.

Исходное положение: сидя на полу.

Поочередно  и одновременно оттягивать носки стоп на себя и от себя (6-8 раз).

Согнуть ноги в коленях, упереться стопами о пол. Разводить пятки в стороны и возвращаться в и. п.  (после серии движений расслабление).

Поочередное и одновременное приподнимание пяток от опоры (6-8 раз)

Ноги согнуты в коленных суставах, бедра разведены, стопы соприкасаются друг с другом по подошвенной поверхности. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы стоп.

Скользящие движения стопы одной ноги по голени другой, с одновременным охватом поверхности голени. То же другой ногой.

3. Исходное положение:

Сидя, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят параллельно. Приподнимание пяток вместе попеременно.

Сгибание и разгибание стоп

Приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.

Захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их на другую сторону. Тоже пальцами стоп другой ноги.

Сидя на полу, ноги прямые, кисти рук в упоре сзади, разводить колени, подтягивая стопы до полного соприкосновения подошв.

4. Исходное положение:

Стоя, стопы параллельно, руки на поясе:

- подниматься вместе и попеременно на носки;

- приподнимать пальцы стоп с опорой на пятки, вместе и попеременно;

- перекат с пяток на носки и обратно.

Полуприседание   и приседание на носках, руки в стороны, вперед, вверх.

Стоя на гимнастической палке, стопы параллельно – полуприседания, приседания в сочетании с движением рук.

5. Ходьба на пятках.

Ходьба на наружном крае стоп.

Ходьба на носках.

Ходьба с согнутыми пальцами стоп.

6. Ходьба по массажному коврику.

7. Расслабляющий массаж.

                                ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

                        Упражнения, выполняемые в положении сидя:

сгибание и разгибание стоп, сжимание и разжимание пальцев, круговые движения по максимальной окружности в обе стороны, поворот стоп подошвами внутрь, захват и удержание округлого предмета (мяча, кегли) подошвами, сжимание резинового мяча подошвами, катание подошвами округлого предмета, попеременные удары носками и пятками в пол, захват и поднимание с пола мелких предметов и то же самое, но со скрещенными ногами, собирание пальцами ног ткани, лежащей на полу.

                     Упражнения, выполняемые в положении стоя (некоторые из этих упражнений выполняются держась за опору на уровне груди):

сокращение стоп, перекатывание с пятки на носок и с носка на пятку, собирание с пола мелких предметов или ткани пальцами ног, сведение и разведение пяток, стоя на носках, приседание на носки.

                        Упражнения, выполняемые в ходьбе:

ходьба на носках, на пятках, на носках с поворотом пяток внутрь, на наружных краях стоп, по ребристой доске.

Работа с детьми подразумевает собой привлечение интереса детей к активным движениям, поэтому многие упражнения заиграны в игровые формы.

                                 Игровые упражнения для ног:

«Журавль на болоте», «Хлопки под коленом», «Перешагни через руки», «Лыжник», «Присядь комочком», «Сядь по-турецки», «Утиная ходьба», «Лошадка», «Попрыгай, как мячик», «Потанцуй».

         Упражнения с предметами с мячом среднего размерам.

Упражнения с предметами вызывают повышенный интерес у детей дошкольного возраста.

«Подними мяч ногами», «Переложи мяч ногами», «Перекинь мяч ногами», «Подкати мяч», «Футбол».

                         С гимнастической палкой малого размера.

«Перешагни через палку», «Перешагни сидя», «Подними палку ногами», «Перенеси ноги через палку», «Пройди по палке», «Пройди по палке боком».

Упражнения с кеглями.

 «Перешагни через кегли», Прыжки вокруг кегли», «Перешагни через кеглю», «Подними кеглю ногами», «Переставь кеглю», «Упражнения со скакалкой»,  «Сложи скакалку», «Подними скакалку», «Пройди по скакалке», «Прыжки через скакалку боком».

                                            Упражнения на снарядах.

Используются снаряды: веревочная лестница, гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка.

                              Упражнения на гимнастической скамейке.

«Ходьба по скамейке», «Опустись на колено», «Ходьба с высоким подниманием колена»,  «Ходьба с мячом на голове», «Попрыгай», «Ходьба боком», «Перепрыгни через скамейку».

          Упражнения на гимнастической стенке. Лазание. Ходьба боком.

                                                    Подвижные игры.

Игры не только развлекают ребёнка, придают занятиям более живой и весёлый характер, но и способствуют оздоровлению организма, укрепляя опорно-двигательный аппарат, кроме того, в игре развивается навык совместной деятельности, для более эффективной тренировки мышц и связок стоп игровые задания выполняются без обуви. «Ловкие ноги», «Барабан», «Кто быстрее спрячет простынку», «Донеси платочек», «Великан и карлик», «Лошадка», «Пройди - не ошибись», «Футболисты», «Ходьба змейкой», «Собери карандаши» и другие.

                                    Упражнение на массажном коврике.

Коврик можно сделать самим, например, из крышек от пластиковых бутылок. Крышки приклеиваются к основанию ребром вверх. Хождение по такому коврику или переступание с одной ноги на другую – хороший массаж.

                         

Третье направление клуба здоровья «Улыбка»- «Закаляйся, как сталь!»

                                 

                     Формирование правильной осанки у детей.

Школа – важный этап в жизни каждого ребёнка. Нои кроме этого – это большая нагрузка, как физическая, так и психологическая. Ребёнок начинает привыкать совсем к другому образу жизни. Теперь ему приходится сидеть по 5-6 часов в день и носить тяжёлый рюкзак. Мы часто не задумываемся над тем, как это может повлиять на растущий детский организм, пока однажды не заметим, что ребёнок стал сутулиться, сидеть в неправильной позе и жаловаться, что плохо себя чувствует.

   Привычка сутулиться, вначале незаметная, чтобы обращать на неё внимание, к 13-14 годам, когда рост ребёнка заметно ускоряется, обнаруживает видимые недостатки осанки. Кроме внешнего проявления, нарушение осанки у детей ведёт и к внутренним проблемам. Это значит, что позвоночник ребёнка несёт на себе дополнительную нагрузку, а его неправильное положение влияет на внутренние органы, работа которых нарушается.

             

                 К чему может привести неправильная осанка школьника?

*к сколиозу;

*к хроническим заболеваниям;

*к общему ослаблению организма и к бесконечным походам к врачам;

*к хронической усталости ребёнка и снижению его активности, соответственно и успеваемости в школе.

  Чтобы этого избежать данных проблем со здоровьем ребёнка, надо понимать, что проблемой нарушения осанки у детей являются слабые мышцы спины, которые несут на себе основную задачу – удерживание тела в горизонтальном положении.

   Занятия плаванием даёт огромный оздоровительный эффект, является профилактикой сколиоза, поэтому организация школой и реализация  посещения  детьми бассейна во внеурочное время внесёт вклад в оздоровление школьников.

                   В чем заключается польза от занятий плаванием

Плавание - это, несомненно, один из наиболее популярных видов спорта среди тех, кто следит за своей фигурой. Плаванием, в отличие от бега, езды на велосипеде и поднятия тяжестей, могут заниматься все желающие, независимо от возраста и физических возможностей. Это руководство поможет вам сделать плавание частью своей жизни. 

 

                    В чем заключается польза от занятий плаванием
Если мы говорим о спорте, который одновременно позволяет оставаться в хорошей физической форме, успокаивает нервы, учит контролировать дыхание, стимулирует кровообращение и не дает нагрузки на суставы - то здесь ни один другой вид спорта не сравнится с плаванием. В отличие от бега и поднятия тяжестей, в ходе которых разрабатываются определенные группы мышц, плавание позволяет гармонично развивать мышцы плечевого пояса, торса и ног. Кроме того, это один из наиболее быстрых способов улучшить силу, выносливость и работу сердечно-сосудистой системы.

 

Плавание не предполагает значительного динамического воздействия на организм. "Невесомость", которую человек приобретает в воде, заметно снижает нагрузку на суставы, практически исключая вероятность получения травм спины, коленей и прочих мышечных травм, которые весьма распространены в других видах спорта, связанных со значительными нагрузками - например, в беге. Давление воды на руки и ноги также благотворно влияет на кровеносную систему. Давление воды накладывается на давление, которое мышцы оказывают на вены, помогая венозной крови возвращаться обратно к сердцу и легким.

По данным Американской ассоциации кардиологов (American Heart Association), всего лишь 30-60 минут физических упражнений в день, 3-4 дна в неделю, могут существенно снизить риск возникновения заболеваний сердца, инфаркта и диабета. А если вы будете регулярно заниматься плаванием, это поможет вам снизить кровяное давление и уровень холестерина в крови. Просто попробуйте, и вы убедитесь, что плавание - это здорово!

Совершенно любой ребёнок обожает плескаться в воде. К тому же занятиям плаванием сопутствуют и другие полезные водные процедуры: умывание, обливания водой, обтирания. Всё это, вместе с непосредственно самим плаванием, является наилучшим способом улучшить сопротивляемость детского организма к различным заболеваниям.

Плюсы (+):

· При занятиях плаванием ребёнок получает постоянный гидромассаж, который может улучшить кровообращение;

· Плавание укрепляет нервную систему малыша;

· Регулярные занятия в бассейне помогут правильно сформировать костно-мышечную систему у ребёнка;

· Плавание улучшает работу лёгких;

· Особенно полезно заниматься этим видом спорта детям со сколиозом, близорукостью, сахарным диабетом и ожирением;

· Плавание закалит организм ребёнка и будет содействовать всестороннему физическому развитию.

Четвёртое направление клуба здоровья «Улыбка»  -  «Наши пальчики устали…».

         Организация  динамических  пауз в урочное время.

 

         Роль динамических пауз на уроке очень велика. Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в положении сидя. Динамические паузы помогают предупреждению и снятию умственного и физического переутомления.

 О развитии переутомления у школьника свидетельствуют:

1. снижение продуктивности труда: увеличивается число ошибок и время выполнения заданий;

2. ослабление внутреннего торможения: наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;

3. появление чувства усталости.

Переутомление – это крайняя степень утомления, при которой самопроизвольное физиологическое восстановление организма после нагрузки уже не происходит и необходимы специальные реабилитационные воздействия, программы, длительный отдых, а в некоторых случаях – лечебные процедуры.

Признаки переутомления:

резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности, снижение памяти и внимания;

расстройства невротического характера;

стойкие изменения регуляции вегетативных функций;

снижение иммунитета.

 Мы проводим их  примерно на  20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение динамической паузы дважды за урок (вначале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели). Продолжительность 2-3 минуты.

    Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием занятий, носить игровой характер, могут иметь музыкальное сопровождение.

    Комплекс должен состоять из одного двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводиться не реже 1 раза в две недели.

   Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока.

    Так, после письменных заданий, включают движения рук, сжимание и разжимание пальцев и т.д.

   Вовремя контрольных и некоторых практических уроках (труд, физкультура и др.) физкультминутку не проводят.

                 

                               Физкультминутки лучше всего систематизировать:

                              1.Оздоровительно- гигиенические физкультминутки

Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.

На уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя глазами.

                               2.Танцевальные физкультминутки

Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

                             3.Физкультурно-спортивные физкультминутки

Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

                           4.Подражательные физкультминутки

Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.

                         5.Двигательно-речевые физкультминутки

Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.

ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ

Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться, все внимание сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.
1. На раз - поднять глаза вверх, на два - смотреть прямо, на три - потупить взор книзу, на четыре - смотреть прямо,8 раз.

2. На раз - смотреть на переносицу, на два - прямо.
Повторить 8 раз.
3. На раз - смотреть влево, на два - прямо, на три -
смотреть вправо, на четыре - перед собой. Повторить 8 раз.
4. Круговые обороты глазами - 4 раза влево, четыре вправо.
5. Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть. Повторить 5 раз.
6. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно,  медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

7. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

8. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

9. Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

10. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.


После упражнений растереть ладони, закрыть глаза и положить ладони рук на глаза так, чтобы центр ладони совпадал со зрачками.
Постараться ощутить тепло, которое выходят из ваших ладоней (1-2мин).
Эти упражнения  можно показывать не только детям, а и взрослым. Если так делать систематически, то ощутим быстрый результат.
Для всех учителей физкультминутка должна стать обязательным условием организации урока в интересах поддержания здоровья ученика.

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ РУК И ПАЛЬЦЕВ

Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления.

1. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.

2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”

3. Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.

4. Раскройте ладошку, поставьте её перед собой и постукивайте пальцами другой руки, изображая бег лошадок.

Также есть большое количество стихотворных упражнений, которые помогают расслабить кисти рук:

Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.
Этот – указательный, пальчик замечательный.
Этот пальчик – вот какой, называется большой.

Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.

Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять!

ФИЗМИНУТКИ ДВИГАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ

Зайчик беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.


Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно
Клювиком почистил пух
И опять за парту - плюх!

В огороде рос подсолнух
Вот такой, вот такой!
В огороде рос подсолнух
С ярко-жёлтой головой.
Головою он вертел,
Всё увидеть сам хотел.
Что подсолнух видел там
Он сейчас расскажет нам.

- А теперь все тихо встали…
- А сейчас мы в лес пойдём…
- А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
Мы маленькие зайки
Скакали на полянке.
Прыгали, скакали,
В школу прибежали.
За парты тихо скок
И продолжим наш урок.

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали
И дальше пошли.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ФИЗМИНУТКИ

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова - по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!

На горе стоит лесок
(круговые движения руками)
Он не низок не высок
(сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок
(глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
(ходьба на месте)
Говорят: «Такого свиста, 
Мы не слышали пока»
(плечи поднять)

Пять веселых домовых
Праздничною ночью
Разгулялись чересчур.
(Встал на цыпочки)
Один закружился в вальсе
А второй споткнулся и нос расквасил.
Третий прыгал до небес
С неба звезды цапал.
А четвертый топал как Мишка косолапый
Пятый пел до хрипоты
Песенку за песенкой.
Этой ночью домовым очень было весело.

Вечер зимний в небе синем
встать из-за стола
Звезды синие зажег
(встать на носки, потянуться)
Ветви сыплют синий иней
(потряхивая руками, потихоньку сесть)
На притоптанный снежок

 Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.)
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.

Все движения разминки повторяем без запинки!


Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе — хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!

МЫШИ

Вышли мыши как-то раз.

Посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре — мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный гром —

Убежали мыши вон.

РАЗ, ДВА - ВЫШЕ ГОЛОВА

Раз, два — выше голова.

 Три, четыре — руки шире.

 Пять, шесть — всем присесть.

 Семь, восемь — встать попросим.

Девять, десять — сядем вместе.

РАЗ-МЫ ВСТАЛИ

Раз — мы встали, распрямились.

 Два — согнулись, наклонились.

 Три — руками три хлопка.

 А четыре — под бока.

 Пять — руками помахать.

Шесть — на место сесть опять.

ПЕСЕНКА МАРТЫШКИ

Лучшие качели — гибкие лианы. Это с колыбели знают обезьяны. Кто весь век качается — да, да, да! Тот не огорчается никогда!

МЫ КАТАЛИСЬ

Мы катались на качелях.
Обошли все карусели.
Раз, два! Раз, два!
Закружилось голова.

КОГДА Я БУДУ МАЛЕНЬКИЙ

Когда я буду маленький,

В комочек я сожмусь.

Когда я вырасту большой,

 До лампы дотянусь.

У ОЛЕНЯ ДОМ БОЛЬШОЙ


У оленя дом большой.

Не пройти дом стороной.

Заяц по лесу бежит,

В дверь к оленю постучит.

Тук, тук — дверь открой.

Там в лесу охотник злой.

 Зайка,зайка,забегай,

 Лапу мне скорей давай.

РАЗ, ДВА, ТРИ

Раз, два, три, четыре, пять —

 Можно все пересчитать:

Сколько в комнате дверей,

В переулке фонарей,

 Сколько дождичка из тучек.

Сколько на еже колючек.

У МЕДВЕДЯ

У медведя дом большой,

 А у зайки маленький.

Наш медведь домой пошел.

Поскакал и заинька.

РЫБКИ

Рыбки весело плескались

В чистой свеженькой воде.

То согнутся, разогнутся.

То зароются в песке.

 Приседаем столько раз

 Сколько рыбок здесь у нас.

 Сколько чаек у нас

 Столько мы подпрыгнем раз.

МЕДВЕЖАТА В ЧАЩЕ ЖИЛИ

Медвежата в чаще жили.

 Нежно, радостно дружили.

Вот так, вот так

Медвежата те дружили.

 Мишки фрукты собирали.

 Дружно яблоньку качали,

Вот так, вот так

Дружно яблоньку качали

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

Вот так, вот так

Эти мишки воду пили.

А потом они плясали,

К солнцу лапы поднимали.

Вот так, вот так

К солнцу лапы поднимали.

 ЛАДОШКИ

Где ладошки? Тут?

Тут.

На ладошках пруд?

Пруд.

Этот палец большой —

Гусь молодой.

Указательный пой мал,

Средний палец ощипал,

Этот палец печь топил.

Этот палец суп варил.

Полетел гусь в рот.

А попал в живот.

- Вот!

 МЫ БОКСЕРЫ

 Мы боксеры, мы штангисты.

 Бегуны и футболисты.

Мы плывем через моря.

Всюду есть у нас друзья.

КАК ГОЛОВОЮ МЕЖ ЛИСТВОЮ

Как головою между листвою

Дятел деревья долбит.

Как на рыбалку и вперевалку

Гусь за гусыней бежит.

Как удивились, остановились

Гуси у самой реки.

Воду попили, крылья раскрыли

И потихоньку пошли.

ПОДНИМАЙТЕ ПЛЕЧИКИ

Поднимайте плечики.

 Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

 Стоп! Сели.

Травку покушали,

Тишину послушали

Выше, выше, высоко

 Прыгай на носках легко.

ВЕЛИКАНЫ ИЛИ ГНОМЫ

Великаны. (Дети вытягивают руки вверх)

Гномы! (Все приседают).

Великаны! (Все встают, а учитель приседает).

ДУБ

Перед нами дуб широкий, (Руки в стороны)

А над нами дуб высокий. (Руки вверх)

Вдруг над нами сосны, ели (Наклоны головой)

Головами зашумели (Хлопки)

Грянул гром, сосна упала, (Присели)

Только ветками качала. (Встали, покачали головой)

Пятое направление клуба здоровья «Улыбка» -  «Будь осторожен!».

                               Пояснительная записка

      В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» необходимо реализовать занятия по ОБЖ.

Реализация данного направления позволит:

• привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
      • сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
      • выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных чрезвычайных ситуаций.

      Для младшего школьника особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ).
     
      В ходе реализации содержания направления учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
      Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
      • работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
      • изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

      Главными задачами направления являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

№ п/п

Наименование разделов и тем

1.

Безопасное поведение на улицах и дорогах.

2.

Пожарная безопасность и поведение при пожарах.

3.

Безопасное поведение на воде.

4.

Безопасное поведение дома.

5.

Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера.

6.

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь. Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых.

7.

Основы личной гигиены.

 

Всего: 7 часов.

Шестое направление клуба здоровья «Улыбка» - «Здоровое питание».

  Цель данного направления заключается в формировании таких компетенций у школьников как умение ответственно относиться к своему здоровью, беречь и укреплять его; эффективно сотрудничать с другими людьми, искать, анализировать, применять информацию для решения проблем.

Задачи:

1.Пропаганда ЗОЖ.

2.Формирование здорового отношения к природе.

3.Выработка потребности заботиться о своём здоровье.

4.Создание творческой атмосферы в коллективе взрослых и детей на основе методики КТД.

Примерные темы проектов, предлагаемых для презентации и формы их проведения:

Тема проекта

Форма реализации

Сроки реализации

Мое тело.

Альбом «Какие мы разные».

Сентябрь

Микробы.

Исследовательская лаборатория.

Октябрь

Вредные и полезные микробы.

Сочинение сказок по теме проекта.

Ноябрь

Полезные и вредные продукты.

Составление каталога «Срок  годности продуктов».

Декабрь

Как возникают болезни.

Мультимедийная презентация для детей и родителей.

Февраль

Осторожно-лекарства.

Выставка экологических плакатов.

Март

Что нужно, чтобы быть здоровым.

Театральное представление для детей и родителей.

Апрель

Список использованной литературы:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.2.(Стандарты второго поколения) – М., 2011.
  2. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Вып. 2./ авт.-сост. М.А.Павлова. – Волгоград, 2009 г.
  3. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Вып.2./авт.-сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград, 2007.
  4. Исаева С.А. “Организация переменок и динамических пауз в начальной школе: практическое пособие”. – М., 2004.
  5. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях: Санитарно-эпидемиологические правила СаНПиН 2.4.2. –1178-02.– М., 2002.
  6. Чупаха И.В. и др. “Здоровьесберегающие технологии”. – М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка речевого материала для автоматизации звуков Р-Рь в слогах, словах, предложениях, текстах

Речевой материал для автоматизации звуков Р-Рь (их дифференциации) в слогах, словах (сложных словах), предложениях и текстах....

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Методический материал к учебным занятиям по дополнительной общеразвивающей программе "В глубину родной культуры"

В данной разработке содержитя материал по детскому фольклору, представлены тексты потешек, пестушек, загадок, скороговорок и т.д....

Свидетельство о публикации методического материала "Коррекционная работа учителя в реализации адаптированной программы с учетом создания особых условий и учетом психофизических особенностей учащихся ".

Свидетельство о публикации методического материала "Коррекционная работа учителя в реализации адаптированной программы с учетом создания особых условий и учетом психофизических особенностей учащихся "...

Подборка методического материала для воспитателя, учителя начальных классов.

Подборка методического материала для воспитателя, учителя начальных классов.Физкультминутки.чистоговорки и др....

Подборка игрового материала

Подборка игрового материала для организации внеклассной работы в начальных классах....

Подборка речевого материала для активизации речевой практики для 1 дополнительного класса слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных учащихся

В разработке представлен речевой материал, инструкции и варианты работы над ритмико-интонационной стороной речи   для 1 дополнительного класса слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно импла...

Повышение эффективности урока через развитие творческих способностей обучающихся. (Подборка методических приёмов)

Приёмы и методы развития творческих способностей обучающихся на различных уроках....