творческий проект "Правильное рациональное питание - залог здоровья"
проект по зож (3 класс) по теме

1.     Что такое правильное рациональное питание?

      Правильное питание – это такой способ питания, при котором итогом этого процесса является укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение различных заболеваний, замедление процессов старения, т.е. правильное питание – это здоровое питание. 

    Здоровое питание требует потребления с пищей необходимого количества энергии, а также достаточного потребления незаменимых пищевых веществ, в число которых входят витамины, микроэлементы, незаменимые аминокислоты и незаменимые жирные кислоты. Потребности человека в  различных пищевых веществах связаны с его энергетическими потребностями, возрастом, полом, ростом и весом. Ни один пищевой продукт в отдельности не содержит всех пищевых веществ в оптимальных количествах и правильных соотношениях. Вот почему здоровее питание возможно только при потреблении разнообразных пищевых продуктов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt.rar2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Благоевская средняя общеобразовательная школа»

Проект

на тему:

Работу выполнили  

учащиеся 4 класса

Классный руководитель:

Г.В. Барышева

Содержание

1. Введение. Актуальность проблемы                                                    

2. Что такое правильное рациональное питание?                                  

3. Вывод        

4. Список используемых источников.        

5. Приложение

  1. Введение. Актуальность проблемы.

     Школа и общество – сообщающиеся сосуды: изменения в обществе обязательно отражаются в жизни школы, в приоритетах, требованиях к ученику, структуре и содержанию образования. Нестабильность жизни в России за последнее столетие сделала историю реформ отечественного образования довольно противоречивой. Но одно всегда оставалось неизменным – ведущая роль школы в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей, создании нормальных условий для их роста и развития. Одна из главных задач школы сегодня – помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого школьники должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате серьезной кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого ученика.

В национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» здоровье школьников отнесено к ключевому направлению развития общего образования. Здоровье – самая большая ценность и для человека, и для государства. На здоровье человека влияет множество факторов. Это и состояние окружающей среды, и образ жизни, и двигательная активность, и социальный статус, и качество питания.

 Сегодняшняя ситуация с состоянием питания российских школьников вызывает тревогу по целому ряду причин. Во-первых, часть детей страдает от неполноценности рациона питания, причем в наиболее острых случаях это приводит к замедлению физического и функционального развития. Хотя доля таких детей сравнительно невелика, каждый подобный случай требует пристального внимания со стороны органов образования, здравоохранения и социальной защиты.

Во-вторых, дети и, видимо, их родители, не демонстрируют грамотного, сознательного отношения к режиму питания. Между тем нарушение принципов правильного и рационального питания – верный путь к развитию многочисленных форм желудочно-кишечных заболеваний.

Многие дети имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы, злоупотреблением чипсами, фаст-фудами, сухариками, конфетами, шоколадными батончиками и т.д. Обычно это связано с недостаточной информированностью и/или попустительством со стороны родителей.

Все перечисленные факторы формируют группу риска развития желудочно-кишечных и иных заболеваний, негативно сказываются на состоянии здоровья подрастающего поколения.

Рациональное и полноценное питание – залог крепкого здоровья, нормального роста и правильного развития детей. Этим обусловлено особое внимание к организации сбалансированного детского питания.

По мнению ученых (А. А. Баранова, А. К. Кучма, Ю. Ф. Змановский, А. И. Баркан, Л. И. Латохина, Б. В. Шеврыгина, Н. В. Цыбуля, Т. Д. Фершалова и др.), здоровье взрослого человека на 75% определяется условиями его формирования в детстве. Именно поэтому задача сохранения и укрепления здоровья ребенка, как для семьи, так и образовательного учреждения, по-прежнему остается актуальной.

     Здоровое питание в школе уменьшает опасность появления у детей болезней, наиболее характерных для настоящего времени. Одним из ключевых  моментом является работа учителя по организации и пропаганде здорового питания в учебное и внеучебное время.

      Вопросы пропаганды здорового питания внесены в планирование воспитательной работы, рассматриваться во внеклассной и внеурочной работе с обучающимися, просветительской работе с родителями и пр.

Например, запланированы следующие мероприятия:

  • цикл бесед на тему «Азбука здорового питания»;
  • классные часы по темам: «Режим дня и его значение», «Культура приёма пищи», «Режим питания и рацион питания разных народов», «Острые кишечные заболевания и их профилактика»;
  • проекты, деловые игры и тренинги в целях развития у учеников умений выбирать блюда на завтрак, обед и ужин, сервировать стол и т.д.;
  •  викторины; конкурсы рисунков;
  • конкурс на лучшую рекламу здорового питания;

    Полноценное питание должно:1) содержать все необходимые для организма вещества в достаточных количествах и в определенных соотношениях; 2) быть разнообразным, состоять из продуктов растительного и животного происхождения; 3) должна быть доброкачественным; 4)  быть достаточным по объему и по калорийности.

    Как заинтересовать детей вопросами правильного питания? Как научить ребят любить каши, кисели, соки, овощи? Как ближайших "родственников" хлеба – пирожное, торт, пирог – подают на стол? Как приготовить различные полезные и вкусные напитки?

  1. Что такое правильное рациональное питание?

      Правильное питание – это такой способ питания, при котором итогом этого процесса является укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение различных заболеваний, замедление процессов старения, т.е. правильное питание – это здоровое питание. 

    Здоровое питание требует потребления с пищей необходимого количества энергии, а также достаточного потребления незаменимых пищевых веществ, в число которых входят витамины, микроэлементы, незаменимые аминокислоты и незаменимые жирные кислоты. Потребности человека в  различных пищевых веществах связаны с его энергетическими потребностями, возрастом, полом, ростом и весом. Ни один пищевой продукт в отдельности не содержит всех пищевых веществ в оптимальных количествах и правильных соотношениях. Вот почему здоровее питание возможно только при потреблении разнообразных пищевых продуктов.

      К сожалению, жизнь современного человека все больше отдаляет его от природы, создавая определенные, часто серьезные, проблемы в области питания и здоровья.

        Основной задачей при обучении младших школьников рациональному и здоровому питанию является формирование у них правильных пищевых привычек. У младших школьников помимо этого важным является просвещение школьников относительно того, как те или иные продукты питания могут оказать влияние на здоровье человека.

Обучение в школе связано с большими умственными и физическими нагрузками. Для сохранения здоровья и работоспособности школьников в этих условиях необходимо, чтобы получаемая ежедневно пища полностью возмещала то количество энергии, которое учащийся затрачивает в течение суток. Чрезвычайно важно, чтобы школьное питание дополняло, а в некоторой мере и восполняло не всегда качественное питание дома.

Важнейшим фактором здоровья является соблюдение принципов рационального питания. Нерациональное питание негативно сказывается на здоровье и физическом развитии школьника, ведет к нарушению процессов обмена веществ, снижению иммунитета, способствует развитию заболеваний желудочно - кишечного тракта и всего организма. При изучении отдельных тем  учащиеся узнают о здоровом, рациональном питании как основе сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих. Школьник должен понимать, что такое здоровое питание, что надо есть, как надо есть, зачем надо есть, каковы особенности современного питания.

     Выполнение проекта направлено на воспитание у младших школьников культуры питания. С этой целью  в учебно-воспитательном процессе необходимо решить следующие задачи:

  1. Cформировать у младших школьников представление о здоровом питании.
  2. Дать основные понятия «правильного» питания школьников.
  3. Сформировать гигиенические  навыки, связанные с приёмом пищи.
  4. Обучить практическим  навыкам приобретения продуктов питания в условиях современной торговой сети.

    Предложенный мною проект, представляет собой одно из звеньев в цепи работы по этой теме. Дети получают представление о наиболее распространенных продуктах – источниках витаминов, узнают о том, какие продукты могут использоваться в качестве кладовой витаминов зимой и осенью.

Вывод.

    Дети - наше будущее, поэтому заботиться о своем здоровье нужно начинать сейчас. Ведь когда человек здоров, он весел и бодр, его глаза светятся, а лицо излучает улыбка. У здоровых людей ясный ум и крепкая нервная система.

     В результате выполнения этого проекта учащиеся стали проявлять активный осознанный интерес к продуктам питания, приносить свои знания в семью. Во время приема пищи дети общаются на тему полезности того или иного блюда, правильности его приготовления, хранения, употребления. Дети 4 класса при наблюдении выделяются этикой поведения за столом.

Литература

  1. fotki.yandex.ru  редис 
  2. http://www.epochtimes.ru/images/stories/06/gurme/160_21_03_10_repka.jpg  репа
  3. http://www.pir.ru/images/l_4.jp лук
  4. http://www.fotoplex.ru/photos/drparacels/macrophoto-part-I/i-4867.jpg  помидор
  5. http://nadache.in.ua/uploads/posts/2010-06-17/111-1.jpg  огурец
  6. http://blog.nj.com/hobokennow_impact/2009/07/large_carrotshoboken.jpg морковь
  7. http://11462.globalmarket.com.ua/data/503324_2.jpg  капуста
  8. http://dacha-market.ru/uploadedFiles/eshopimages/big/kapusta.jpg капуста
  9. http://s06.radikal.ru/i179/0908/1d/e3a8de38d15b.jpg повар
  10.  Анастасова Л.П., Утешинский Д.Д. Настоящее и будущее здоровье детей. – М.: Просвещение, 2006.
  11. Байер, К., Шейнберг, Л. Здоровый образ жизни / пер. с англ. – М.: Мир, 1997.
  12. материалы слайдов 8-11 из презентации «Здоровая пища для всей семьи», учитель Ильина Светлана Вячеславовна
  13. Петровский, К. С. Рациональное питание – М., 2008.
  14. Смоляр, В. И. Рациональное питание. – Киев ,1991.
  15. Детская энциклопедия здоровья. Расти здоровым. // Роберт Ротенберг. – М.: Физкультура и спорт, 1992.

Гипотеза: Существует прямая связь между питанием и здоровьем,  если выработать у учащихся стойкие навыки правильного питания, то можно избежать заболеваний ЖКТ.

Цель творческого проекта:

- формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания;

     - обучение детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах,

    - обменивание информацией, поддерживание разговора, выражение своей точки зрения и обосновывание её;

-анализирование и оценивание собственных творческих и деловых возможности.

Задачи:

- формировать навыки исследовательской деятельности, умение самостоятельно работать с различными материалами, приобщать в к полезному труду;

-Расширить знания детей о продуктах здорового и нездорового питания, пропагандировать и рекламировать только здоровые продукты;

-Формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания;

-Способствовать развитию творческих способностей детей, умения работать сообща, согласовывая свои действия.

- Выделить продукты, которые вредны, опасны для человека и те, которые укрепляют здоровье.

- Распределить полезные продукты на основные группы.

- Определить режим правильного питания.

Форма организации детей: групповая работа.

Ведущая деятельность: исследовательская.

Сфера применения: здоровье сберегающие технологии.

Используемые технологии: рисование, оформление, разбиение на группы.

Возраст учащихся: 4 класс.

Время работы: уроки и внеурочная деятельность.

 Осуществление учебного проекта: работа построена по типу творческой мастерской, где каждый имеет своё определённое задание и может получить консультацию учителя, помощь родителей.

Предполагаемые результаты:

В результате выполнения работы ребята должны узнать:

- группу опасных для здоровья продуктов питания;

- основные группы полезных продуктов питания;

- оптимальный режим питания;

- принципы составления меню.

Работа над проектом способствует формированию следующих общеучебных умений:

- намечать цель, планировать ход работы, осуществлять самоконтроль, готовить рабочее место.

- проводить анализ, обобщение, выделять главное, существенное.

- усваивать информацию со слов.

- высказываться устно в виде рассказа, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Работа способствует формированию и развитию таких качеств, как бережливость, избирательность.

Этап I. Разработка проектного задания.

Задачи этапа: определение темы; уточнение ролей; выбор рабочих групп и распределение в них ролей; определение источников информации; постановка задач; выбор критериев; оценки результатов.

Класс делится на 3 группы, которые получают задания:

группа 1 – собрать теоретический материал о правилах рационального питания;

группа 2 – собрать материал о режиме дня и питания школьников;

группа 3 – рассказать о влиянии газированных напитков и жевательной резинки на здоровье детей.

Этап II. Разработка проекта.

Задачи этапа: сбор и уточнение информации. Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи. Учитель наблюдает и консультирует.

Этап III. Оценка результатов.

Задачи этапа: анализ выполнения проектных заданий. Ученики участвуют в подготовке к предоставлению материала на уроке-презентации.

Этап IV. Защита проекта. Урок-презентация.

Задача этапа: коллективная защита проекта.

  1. ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОЙ ГРУППЫ

Тема: «Правила рационального питания школьника»

Цели выступления: разъяснить правила потребления пищевых продуктов, их физиологическую значимость. Представить результаты в виде презентации.

Что же такое рациональное питание?

Рациональное питание – это физиологически полноценное питание здоровых людей. Каждый школьник должен не только получать количество необходимое растущему организму калорий, но и жизненно важные вещества, которые обеспечивают полноценное развитие: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду.

Какие же основные правила рационального питания?

  • энергетическая ценность пищевого рациона должна соответствовать энергетическим затратам организма.
  • соответствие химического состава пищевых веществ, включая и витамины, и минералы, физиологическим потребностям организма.
  • пищевой рацион должен быть разнообразным.
  • соблюдение оптимального режима питания – регулярность, краткость и чередование приемов пищи.

Только соблюдение всех указанных правил делает питание полноценным.

Недостаток в рационе питания школьников белков замедляет физическое развитие, снижает иммунитет.

Источники белка: мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца, хлеб, крупы, овощи.

Чтобы избежать неблагоприятного воздействия пищи на здоровье и стройность фигуры, подбирая для себя набор продуктов по калориям, содержанию жира, углеводов, витаминов, наш организм не получит полноценного питания. Компоновка продуктов должна заключать в себе основной конечный принцип, превратить подобранные продукты в полезную пищу, которая не принесет вреда организму и не повлияет на стройность фигуры. Избыточная пища нарушает нормальное функционирование пищеварительных органов, что приводит к ожирению.

Тот человек, который с пищей получает больше калорий, чем расходует, приводит его к избыточному телесному жиру.

Промежуток между приемами пищи школьника не должен превышать 3,5 – 4 часов. Некоторые продукты (молоко, кисломолочные продукты, масло, фрукты) должны входить в рацион ежедневно. Другие продукты (рыба, яйца, сыр, творог, сметана) – 2 – 3 раза в неделю. Мучные кондитерские изделия лучше заменять фруктами, ягодами, зефиром, мармеладом. Слизистая оболочка желудка очень чувствительна к острой, жареной пище, поэтому для профилактики заболевания желудка питание школьника должно быть щадящим.

Как же избежать ожирение?

  • необходимо уменьшать калорийность рациона.
  • включать в рацион питания повышенное количество сырых овощей и фруктов.
  • необходимо определять в продуктах скрытые жиры.
  • соблюдать режим питания и не есть больше, чем 4 – 5 раз в день. Не забывать о том, что последний прием пищи должен быть не позднее, чем за 2 часа до сна.
  • при склонности к полноте не следует готовить ароматных жареных блюд, наваристых бульонов, вызывающих аппетит.
  • использовать разгрузочные (малокалорийные) дни в питании. Их рекомендуют проводить не более одного, двух раз в неделю.

  1. ВЫСТУПЛЕНИЕ ВТОРОЙ ГРУППЫ

Тема: «Режим дня и режим питания школьника»

Цели выступления: составить режим дня и режим питания для школьника.  Представить результаты в виде презентации.

Учеба в школе – это самый трудный период. Меняется весь уклад жизни, проявляются новые обязанности, заботя. И ко всему нужно приспособиться, привыкнуть. Другими словами, строго выполнять режим дня.

Режим дня для детей – это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию организма детей, укрепляет их здоровье.

Какие же основные моменты нужно обеспечить в режиме дня школьника?

  • достаточный ночной сон, определенное время укладывания;
  • регулярное питание – 3 – 4 раза в лень;
  • отвести определенное время для приготовления уроков;
  • выделить время для прогулки, творчества, помощи по дому и непременно около часа свободного времени, которым школьник может распоряжаться по своему усмотрению.

Одним из условий рационального питания является распределение приемов пищи в течение дня по объему, от которого зависит чувство насыщения.

При составлении рациона питания для учащихся необходимо правильно распределять продукты и калорийность блюд в течение суток:

  • завтрак – 25%;
  • обед – 35 – 40%;
  • полдник – 10 – 15%;
  • ужин – 25%.

Причем в первую половину дня лучше употреблять продукты, наиболее богатые белком, а на ужин в основном, молочно-растительные блюда. Рацион питания школьника должен быть максимально разнообразным, питательным и аппетитным. Одни и те же блюда не должны повторяться в течение дня, а в течение недели не более 2 – 3 раз.

Завтрак для школьников должен быть обязательным. Желательно утром употреблять горячее блюдо, содержащее достаточное количество пищевых веществ и калорий.

Обед должен состоять из первого горячего блюда с гарниром. Лучше из овощей.

На ужин детям лучше предлагать легкие молочно-растительные блюда или овощные.

В рацион питания школьника должна обязательно поступать пища, богатая витаминами. При нехватке витаминов развивается витаминная недостаточность, проявляющаяся вначале такими симптомами как, утомляемость, апатия, снижение устойчивости к заболеваниям.

  1. ВЫСТУПЛЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ

Тема: «Влияние газированных напитков, жевательных резинок на здоровье детей».

Цели выступления: выявить положительные и отрицательные стороны влияния жевательной резинки и газированных напитков на состояние пищеварительной системы.

О том, что жевательные резинки безвредны и даже полезны, утверждают все рекламодатели. Но так ли это в действительности?

Предлагаем вашему вниманию информацию с указанием побочных эффектов:

  • разрушение пломб, мостов, коронок и прочих стоматологических конструкций;
  • чрезмерное развитие жевательных мышц;
  • увеличение заглатываемого воздуха.

Следует отметить, что все эти побочные эффекты свойственны многим жевательным резинкам. «Жвачки» - изготовляемые недобросовестными производителями, в составе которых могут быть особо опасные для здоровья человека вещества. Побочный эффект: боль в животе, метеоризм, язвы полости рта, кариес, повышение давления и уменьшение количества калия в крови.

Нельзя жевать жвачку детям (да и взрослым) с больным желудком. Также нельзя жевать резинку натощак, поскольку при жевании выделяется желудочный сок, а так как пища не поступает, желудок начинает переваривать сам себя, что может спровоцировать развитие язвы или гастрита.

И еще один интересный факт. Уровень интеллекта у детей, постоянно жующих жвачки, по сравнению со сверстниками, значительно ниже. Объясняется это тем, что резинка не дает возможности сосредоточиться, притупляет внимание, снижает память и ослабляет процесс мышления.

Летом во время жары – самый простой доступный способ утоления жажды, это употребление прохладительных безалкогольных напитков. Разнообразие вкусов и упаковки делает их желанными не только в летнее время, но и постоянными спутниками повседневной жизни каждого из нас. Газированные напитки также имеют социальную значимость. К одному из полезных свойств относится помощь пищеварению. Сладкие газированные напитки не утоляют жажду, как убеждает нас реклама. Это означает, что вы употребляете большое количество жидкости, при этом не получая желаемого эффекта. Лучше употреблять минеральную воду, чем сладкий газированный напиток. У людей, которые употребляют один или более стаканов в день, повышается риск развития диабета, сердечнососудистых заболеваний в 2 раза больше, чем у тех, кто потребляет значительно меньше.

Газированные напитки вытесняют прием таких диетических продуктов, как молоко, фрукты и другие натуральные продукты.

Другая серьёзная проблема заключается в том, что большинство газированных напитков содержат фосфорную кислоту, которая приводит к снижению уровня кальция в организме.

Другими словами, газированные напитки делают кости мягче, чем и ослабляют их. Искусственные красители вызывают у детей аллергические реакции.

Исходя из изложенного, мы призываем пить как можно меньше сладких газированных напитков, предпочитая заменять их на минеральную воду.

ВЫВОДЫ:

Участники проекта делятся мнениями, отвечают на вопросы:

-Понравилось ли вам работать над проектом? Чем?

-Что удалось и не удалось в нашем проекте?

Заключение.

Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей, через самореализацию в творческой деятельности. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогами. В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к занятию кружка УМК " Разговор о правильном питании" по теме " Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"

Методическая разработка к занятию кружка УМК "РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ" (I часть) Тема: "Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"...

Методическая разработка «Здоровое питание - залог здоровья ребёнка»

Методическая разработка «Здоровое питание - залог здоровья ребёнка» - это программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоро...

" Здоровое питание -залог здоровья"

Родительское собрание...

«Школьное питание – залог здоровья школьников» (из опыта работы по организации питания школьников ) МБОУ «СОШ №55 им. А. Невского» г. Курска

Одним из аспектов сохранения здоровья является  правильно организованное рациональное питание, которое  в детском возрасте служит существенным оздоровительным фактором.  Но, в последнее...