Программа внеурочной деятельности "Игры народов мира"
рабочая программа по зож (3 класс) по теме

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Игры народов мира" для 3 класса (2 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_narodov_mira.docx35.77 КБ

Предварительный просмотр:

          Рабочая программа кружка «Подвижные игры» для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения основной образовательной программой начального общего образования .

Сегодня много говорят о малоподвижном образе жизни школьников, что отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическом и психологическом развитии. Подвижные игры в рамках внеклассной работы в значительной степени могут восполнить недостаток движения, а также помогут предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы.

Подвижные игры — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Они призваны донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. В современном мире повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные игры.

Программа «Подвижные игры» формирует общеучебные умения и навыки у учащихся. Игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы. Они разнообразны и эмоциональны. Помимо того, народные игры имеют огромное значение для духовно-нравственного, эстетического, семейного воспитания так, как знакомят с национальными традициями и культурой.

Таким образом, программа направлена на духовное совершенствование личности учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания.

Целью рабочей программы является совершенствование двигательных умений и навыков младших школьников посредством подвижных и спортивных игр

Задачи

обучающие:

·  научить детей играть активно и самостоятельно;

·  познакомить с играми, традициями, историей и культурой разных народов;

·  обучить правилам народных игр и других физических упражнений игровой направленности;

·  прививать необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта, гигиены.

развивающие:

·  вырабатывать умение в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения;

·  приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение;

·  проявлять инициативу;

·  развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость;

·  увеличивать функциональные возможности организма.

воспитывающие:

·  формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями;

·  прививать учащимся интерес и любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности;

·  воспитывать культуру общения со сверстниками и формировать навыки сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;

·  способствовать воспитанию нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Место кружка в плане школы

Кружок входит во внеурочную спортивно-оздоровительную деятельность для решения задач воспитания и социализации детей.

Особенности программы

Программа рассчитана на четыре класса. В первом классе кружок называется «Русские народные игры». Во втором классе называется «Народные игры». В третьем классе называется «Игры народов мира». В четвертом классе называется «Спортивные игры».

Предлагаемая рабочая программа знакомит учащихся с играми русского народа, народов России, народов мира, спортивными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальный аспект, истоки самобытности культуры народа.

Теоретический материал программы предлагается в форме бесед до, после или в процессе выполнения двигательной деятельности, в ходе которых дети узнают много интересного об истории происхождения и развития различных игровых видов деятельности; знакомятся с правилами игры, правилами общения, правилами безопасного поведения на занятиях и во время самостоятельно организованных игр. В практическую часть программы помимо игр различных народов, входят комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ), комплексы гигиенической гимнастики, комплексы упражнений дыхательной гимнастики, корригирующие упражнения для нормализации осанки; широко применяются упражнения с использованием различных предметов и снарядов. Комплексы регулярно обновляются.

При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности обучающихся, уровень их физической подготовленности и состояние здоровья.

Программа содержит пояснительную записку, тематический план, содержание, список литературы. Календарно-тематическое планирование.

Планируемые результаты

Игры являются средством формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

·  характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

·  находить ошибки при проведении игр, отбирать способы их исправления;

·  общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

·  обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и игровой деятельности;

·  организовывать самостоятельную игровую деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места проведения игр;

·  планировать и распределять нагрузку и отдых в процессе игровой деятельности;

·  управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

·  технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта при использовании их в игровой деятельности.

·  умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

·  умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

·  умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по изучению игр являются следующие умения:

·  активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

·  проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

·  проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

·  оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Предметными результатами освоения учащимися программы являются следующие умения:

·  планировать игры в режиме дня, организовывать отдых и досуг;

·  излагать факты истории возникновения игр, характеризовать их роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

·  представлять игру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

·  оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при организации и проведении игр, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

·  организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

·  бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения игр;

·  организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью;

·  характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время игр;

·  взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

·  в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

·  подавать команды, вести подсчет при организации и проведении игр;

·  применять в игровой деятельности технические действия из базовых видов спорта.

Оценка планируемых результатов

Текущая проверка возможна при проведении каждой игры. По итогам изучения каждого раздела проводится итоговое занятие в форме эстафеты, игры, соревнований. Это позволяет увидеть, насколько ученики научились играть, как они способны в разнообразной игровой обстановке применять умения и навыки в естественных видах движений.

Оцениваются:

·  знание правил игры и умение соблюдать их в её процессе;

·  умение целесообразно и согласованно действовать в игре;

·  умение использовать в определённых игровых ситуациях знакомые двигательные действия.

Перечисленные умения оцениваются с учётом допускаемых ошибок. Условно их разделяют на: мелкие и существенные.

К мелким можно отнести ошибки, связанные с небольшими отклонениями от целесообразного использования двигательных действий, но не оказывающие явно отрицательного влияния на результат игровых действий; пассивность ученика во взаимодействиях с другими играющими, нарушение второстепенных правил игры.

Существенными ошибками можно считать нецелесообразное применение двигательных действий, которые нарушают, искажают ход игры или не соответствуют требованиям этики игры; несогласованность взаимодействий играющих; преимущественно игра на себя; незнание или нарушение основных правил.

По окончании курса проводится итоговая аттестация учащихся, содержание которой включает в себя учебные задания по изученным подвижным игр, разработанные в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования и настоящей примерной программой. Программа предполагает самостоятельную игровую деятельность учащихся, направленную на организацию и проведение соревнований и праздников по играм внутри класса, подвижных перемен, внутришкольных мероприятий с включением подвижных игр, где организаторами будут сами учащиеся.

Содержание программы

1 класс. Русские народные игры

Т. Б. во время подвижных игр. «У медведя во бору», «Салки». Осенины - русские народные празднества. «Зайцы в огороде». Разучивание считалок. «Кошки-мышки». «Салки с мячом». Старорусские обряды ноября. «Кто сильнее». Ролевые и сюжетные игры. «Красная шапочка». «Пчелки». «Дети и медведи». «День и ночь». «Совушка». «День и ночь». «Теремок». Заклички. «Жмурки». «Нитка, иголка, узелок». Именинные дни. «Кот проснулся». «Пятнашки». «Гуси-лебеди». Обряд вязания узлов на счастье. «Зайцы, сторож и жучка». «Ловишки». «Салочки-колдунчики». «Колечко». Традиции русского народа. «Рыбаки и рыбки». «Беги». Весенние игры и состязания. «Совушка». «Цепи-кованы». «Волк во рву». Хороводы и

хороводные игры Руси. «Ручеек». Весенние заклички. «Петухи». «Два Мороза». Ярилины игрища на Руси.

2 класс. Народные подвижные игры

Т. Б. во время подвижных игр. «Ручеек». «Салки». «Туда-обратно». «Выталкивание из круга». «Совушка». «Попрыгунчики – воробушки». «Паук и мухи». «Горелки». «Мышеловка». «Лиса в курятнике». «Два и три». «Мешочек». «Городок». «Филин и пташки». «Вызов номеров». «Кто дальше бросит?». «Что изменилось?». «Посадка картофеля».«Слушай сигнал». «Лягушка и цапля». «Угадай, чей голосок?». «Запомни свой цвет». «Шишки, желуди, орехи». «Белые медведи». «Угадай кто?». «Перемена мест». «Хитрая лиса». «Второй лишний». «Прыжки по кочкам». «Кто быстрее?».

3 класс. Игры народов мира.

1. Игры народов Сибири и Дальнего Востока

Историческое наследие игр. «Перетягивание каната». «Борьба на палке», «Куропатки и охотники». «Здравствуй, догони!». «Отбивка оленей». «Ручейки и озера». «Смелые ребята». «Бег в снегоступах». «Охота на куропаток». «Успей поймать». «Ловля оленей». Эстафеты, конкурсы, аттракционы.

2. Игры народов Коми, БурятииКалмыкии.

Особенности игр Коми, Бурятии, Калмыкии. «Ищем палочку»«Палочка – стукалочка». «Достань шапку». «Я есть!». «Биляша». «Мяч». «Пятнашки на санках». « Стой, олень». «Невод».«Табун». Игровая программа « Веселые старты».

3. Игры народов Кавказа.

Особенности кавказских игр. «Конно – спортивная игра». «Снятие шапки». « Игра в лягушек». «Конное поло». «Чья шеренга победит?». «Отдай платочек». Традиции народных праздников Кавказа. «Палочка – выручалочка». «День и ночь». «Изюминка». «Земля, вода, воздух, огонь», «Взятие в плен». «Утушка». Соревнования: «Веселые забавы».

4. Игры народов Украины, Белоруссии

«Колдун». «Иванка». «Мельница». «Охотники и утки». «Заморозка». «Колечко». «Гуси летят». «Сосед, подними руку». «Перетягивание». «Жмурки». Посадка картошки». «Догони меня». Итоговое мероприятие: «Спортивные сказки».

5. Игры народов Прибалтики

Особенности игр народов Прибалтики. «Сторож». «Король мавров». «Черное и белое». «Кольцо». «Птица без гнезда». «Король зверей». «Цветы». «Ригу – рагу». «Утро зайчика». «Ловля хорька». « Стая уток». «Путешественник».

Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ), комплексы гигиенической гимнастики, комплексы упражнений дыхательной гимнастики, корригирующие упражнения для нормализации осанки; упражнения с использованием различных предметов и снарядов.

4 класс. Спортивные игры.

Бадминтон. Теннис. Пионербол. Гандбол. Футбол. Флорбол. Русская лапта. Ножная лапта. Баскетбол. Шашки. Шахматы. Уголки. Резиночка. Классики. Городки. Пассбол. Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ), комплексы гигиенической гимнастики, комплексы упражнений дыхательной гимнастики, корригирующие упражнения для нормализации осанки; упражнения с использованием различных предметов и снарядов.

Материально-техническое оснащение

1.  Стенка гимнастическая

2.  Бревно (скамейка) гимнастическая

3.  Козел гимнастический

4.  Конь гимнастический

5.  Перекладина (нестандартная)

6.  Канат для лазания с механизмом крепления

7.  Скамейка гимнастическая

8.  Мост гимнастический подкидной

9.  Коврик гимнастический

10.  Гимнастические маты

11.  Мяч малый (теннисный)

12.  Мяч гимнастический

13.  Скакалка гимнастическая

14.  Палка гимнастическая

15.  Сетка для переноса мячей

16.  Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой

17.  Мячи баскетбольные

18.  Мячи волейбольные

19.  Сетка волейбольная

20.  Стойки волейбольные

21.  Мячи футбольные

22.  Аптечка медицинская

23.  Спортивный зал

24.  Секундомер

25.  Измерительная лента

№п/п

Дата

Кол – во часов

Тематика занятий

Универсальные учебные действия

1.

03.09

1

Ознакомление с особенностями игр народов Дальнего Востока: «Ручейки, озёра», «Оленьи упряжки».

*К: слушать и понимать речь других; учиться выполнять различные роли в группе; совместно договариваться о правилах общения.

2

08.09

1

Совершенствование разученных игр народов Дальнего Востока: «Ручейки, озёра», «Оленьи упряжки».

3.

10.09

1

Игры народов Дальнего Востока: «Каюр и собаки», «Нарты-сани»

4

15.09

1 ч.

Ознакомление с особенностями татарской народной игры: «Перехватчики».

*П: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

*К: слушать и понимать речь других.

5

17.09

1 ч.

Совершенствование разученной татарской народной игры: «Перехватчики».

*П: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

*К: слушать и понимать речь других.

6

22.09

1 ч.

Знакомство с особенностями тувинской народной игры: «Стрельба в мишень», ее разучивание.

*П: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

*К: слушать и понимать речь других.

7.

24.09

1 ч.

Совершенствование разученной тувинской народной игры: «Стрельба в мишень», ее разучивание.

8.

29.09

1 ч.

Разучивание игр народов Сибири и Дальнего Востока: «Солнце», «Ловля оленей».

*П: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

*К: совместно договариваться о правилах общения.

*К: совместно договариваться о правилах общения.

*Р: учиться самоконтролю выполняемой деятельности.

9.

1.10

1 ч.

Совершенствование разученных игр народов Сибири и Дальнего Востока: «Солнце», «Ловля оленей».

10.

6.10

1 ч.

Знакомство с особенностями белорусской народной игры: «Посадка картошки», ее разучивание.

11.

8.10

1 ч.

Совершенствование разученной белорусской народной игры: «Посадка картошки».

12.

13.10

1 ч.

Знакомство с особенностями белорусских народных игр: «Мороз», «У Мазая», их разучивание.

13.

15.10

1 ч.

Совершенствование разученных белорусских народных игр: «Мороз», «У Мазая».

14

20.10

1

Игры в зимнее время: «Два Мороза» «Льдинка»

*К: слушать и понимать речь других; учиться выполнять различные роли в группе; совместно договариваться о правилах общения.

15

22.10

1

Игры в зимнее время: «Два Мороза», «Льдинка»

16

27.10

1

Игры в зимнее время: «Тяни- толкай», «Бег в оленьей упряжке»

17

29.10

1

Игры в зимнее время:  «Тяни- толкай», «Бег в оленьей упряжке»

18

10.11

1

Игры в зимнее время: «Пчёлы и медвежата», «Космонавты»

19

12.11

1

Игры в зимнее время: «Пчёлы и медвежата», «Космонавты»

20.

17.11

1 ч.

Знакомство с особенностями украинских игр: «Колокол», «Квадрат», их разучивание.

*П: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

*К: учиться выполнять различные роли в группе.,

21,

19.11

1 ч.,

Совершенствование разученных украинских игр: «Колокол, «Квадрат».,

22.

24.11

1 ч.

Знакомство с особенностями игр Восточной Азии: «Атья – патья», «Уголки», их разучивание.

*П: отличать новое от уже известного с помощью учителя

*К: учиться выполнять различные роли в группе

23.

26.11

1 ч.

Совершенствование разученных игр Восточной Азии: «Атья – патья», «Уголки».

24.

1.12

1 ч.

Знакомство с особенностями игр африканского континента: «Болотуду», «Вари», их разучивание.

*К: учиться выполнять различные роли в группе

*К: учиться выполнять различные роли в группе

25.

3.12

1 ч.

Совершенствование разученных игр африканского континента: «Болотуду», «Вари».

26.

8.12

1 ч.

Знакомство с особенностями среднеазиатских игр: «Джамбуль», «Ашички».

*К: учиться выполнять различные роли в группе.

*Р: учиться самоконтролю выполняемой деятельности.

27.

10.12

1 ч.

Совершенствование разученных среднеазиатских игр: «Джамбуль», «Ашички».

28.

15.12

1 ч.

Знакомство с особенностями русских народных хороводных игр: «Колпачок», «Жмурки на местах».

*К: учиться выполнять различные роли в группе

*К: учиться выполнять различные роли в группе

29.

17.12

1 ч.

Совершенствование разученных русских народных хороводных игр: «Колпачок», «Жмурки на местах».

30.

22.12

1 ч.

Знакомство с особенностями русских народных игр: «Шлёпанки», «Дедушко - медведушко», их разучивание.

*К: учиться выполнять различные роли в группе.*Р: учиться самоконтролю выполняемой деятельности.

31

24.12

1 ч.

Совершенствование разученных русских народных игр: «Шлёпанки», «Дедушко - медведушко», их разучивание.

32-33

12.01

14.01

2

Игры наших бабушек:  «12 палочек», «Заря»

К: учиться выполнять различные роли в группе

34-35

19.01

21.01

2

Игры наших бабушек:  «Горелочки», «Звери»

36-37

26.01

28.01

2

Совершенствование разученных игр наших бабушек

38

2.02

1 ч.

Знакомство с особенностями белорусских народных игр: «Мельница», «Иванка», их разучивание.

*К: учиться выполнять различные роли в группе

*К: учиться выполнять различные роли в группе

39

4.02

1 ч.

Совершенствование разученных белорусских народных игр: «Мельница», «Иванка».

40.

9.02

1 ч.

Знакомство с особенностями белорусских народных игр: «Михасик», «Ленок», их разучивание.

*К: учиться выполнять различные роли в группе.*Р: учиться самоконтролю выполняемой деятельности.

41.

11.02

1 ч.

Совершенствование разученных белорусских народных игр: «Михасик», «Ленок».

42.

16.02

1 ч.

Знакомство с особенностями татарских народных игр:  «Спутанные кони», «Скок - перескок», их разучивание.

*П: отличать новое от уже известного с помощью учителя

*К: учиться выполнять различные роли в группе

44-45.

18.02

25.02

2 ч.

Совершенствование разученных татарских народных игр:  «Спутанные кони», «Скок - перескок».

46

2.03

1 ч.

Знакомство с особенностями татарской народной игры:  «Продаем горшки», ее разучивание.

*К: учиться выполнять различные роли в группе.*Р: учиться самоконтролю выполняемой деятельности.

47.

4.03

1 ч.

Совершенствование разученных татарской народной игры:  «Продаем горшки».

48

9.03

1 ч.

Знакомство с особенностями прибалтийских народных игр: «В речку – на берег», «Сельдь», их разучивание.

*П: отличать новое от уже известного с помощью учителя

*К: учиться выполнять различные роли в группе

49

11.03

1 ч.

Совершенствование разученных прибалтийских народных игр: «В речку – на берег», «Сельдь».

50

16.03

1

Игры разных народов: «Аисты»- украинская игра, «Золотое зернятко»-Белоруссия,

*К: учиться выполнять различные роли в группе.

*Р: учиться самоконтролю выполняемой деятельности

51

18.03

1

Игры разных народов: «Аист и лягушки»- Япония, «Лиса и квочка»- Турция,

52

1.04

1

Игры разных народов: «Молотилка» - Йемен, «Буйволы в загоне» -Судан

53-54

6.04

2

Совершенствование разученных  народных игр

55

8.04

1

Конкурсы и эстафеты: «Бег по кочкам», «Выгоны», ,

56

13.04

1

Конкурсы и эстафеты: «Бег в линию», «Последний выбывает»

57

15.04

1

Конкурсы и эстафеты :«Баба- Яга», «Переправа»

58

20.04

1

Конкурсы и эстафеты: «Кажется дождь начинается!» и др

59-62

22.04

27.04

29.04

4.05

2

Летние игры: «Круговые пятнашки», «Общипанная курочка», «Домики и гномики», «Летучая мышь и мотыльки»

63-68

6.05

11.05

13.05

18.05

20.05

25.05

27.05

6

Игры с мячом: футбол, пионербол, баскетбол и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "в мире профессий"

программа в мире прфессий расчитана на детей начальной школы....

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире красок и форм" (художественно-эстетическое направление)

Данная программа может использована педагогами начальной школы для разработки собственной рабочей программы по изобразительному искусству (художественно-эстетическое направление)....

программа внеурочной деятельности "В мире книг"

Рабочая программа дополнительного образования  детского объединения обучающихся 3  классов  «В мире книг» разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности «В мире...

Рабоча программа внеурочной деятельности "В мире книг"

Рабочая программа составлена для проведения кружка "В мире книг" во время внеурочной деятельности интеллектуальной направленности в 1-2 классах.Содержит пояснительную записку и тематическое планирован...

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире цветов"

Данная программа предназначена для работы с учащимися начальных классов. Цель программы: обучить ребят специфическим знаниям, необходимым для цветоводства, привить практические умения и навыки  п...

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг"

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире книг» Л. А. Ефросининой. Содержит все структурные элементы в соо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг"

Рабочая программа составлена на четыре года обучения. Автор программы Л.А.Ефросинина...