Урок "В гостях у Мойдодыра"
план-конспект урока по зож (1 класс) по теме

Цивилева Елена Викторовна

УМК "Школа России" урок по окружающему миру 1 класс коррекционная школа 7 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_moydodyra_konspekt_otkrytogo_uroka_pravka.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 663

Московского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока по окружающему миру.

Тема урока: «Гигиена. Вводный урок».

Автор: Цивилёва Елена Викторовна, учитель начальных классов.

Контактные телефоны: м/т 954 06 52, р/т 378 13 19

Учебная программа: «Школа России».

Класс: 1 класс, уровень образования – коррекционный (VII вид).

Учебные пособия: разработанный дидактический материал.

Номинация: «Лучший урок в начальной школе».

Директор ОУ _________________(_______________)

Дата_______________

Тема: «Гигиена. Вводный урок».

Цель: Дать знания об основных гигиенических нормах.

Задачи:

  1. Формировать понятие «гигиена».
  2. Формировать навыки гигиены.
  3. Формировать умение пользоваться основными предметами личной гигиены.
  4. Развивать мышление, внимание, память и мелкую моторику.
  5. Развивать речевую активность учащихся, обогащать словарный запас.
  6. Расширять кругозор учащихся.
  7. Формировать интерес и позитивное отношение к учебному процессу.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

- осознание детьми важности соблюдения норм гигиены;

- привитие навыков здорового образа жизни.

Метапредметные:

- умение понимать и сохранять цель урока;

- умение находить способы достижения поставленной цели;

- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия.

Предметные:

- знание о гигиене и ее важности в жизни;

- умение пользоваться предметами личной гигиены.

План занятия.

1. Вводная беседа. Личностные УУД – самооценка готовности к уроку; УУД – Учебно – познавательный интерес.

- Чтение отрывка из сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр»;

- Знакомство с Мойдодыром.

- Работа с лексически значением слова «мойдодыр».

- Беседа о значимости процесса умывания.

2. Постановка задачи занятия. Постановка проблемы. Личностные УУД – умение видеть, формулировать тему, ставить цель.

3. Работа с новым материалом. Открытие нового знания. Личностные  УУД – умение удерживать учебную задачу. Метапредметные УУД – владение правильной речью. Умение высказывать свою точку зрения, рассуждать. Предметные  УУД – знание и умение пользоваться предметами личной гигиены.

- Работа с загадками.

- Сравнение предметов по основным признакам (форма, цвет, размер).

- Работа по развитию речи.

4. Физкультминутка. Личностные УУД – ценностное отношение к здоровому образу жизни.

5. Упражнения для закрепления. Формирование умения применять полученные знания на практике. Личностные УУД – умение планировать свои действия. Метапредметные УУД – умение делать выводы, помогать товарищу. Предметные  УУД – умение пользоваться предметами личной гигиены.

- Обобщение узнанного на уроке.

- Работа с раскрасками.

6. Подведение итогов занятия. Личностные УУД – установка на соблюдение норм гигиены. Метапредметные УУД – умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат. Предметные УУД – закрепление умения  использовать полученные знания.

Оборудование.

Портрет К. И. Чуковского. [1]

Иллюстрация сказочного персонажа Мойдодыра. [2]

Иллюстрация «Умывание» [3]

Иллюстрация «Моем руки» [4]

Иллюстрация первого грязнуля  [5]

Иллюстрация ванной комнаты  [6]

Иллюстрация мыла большого и маленького  [7]

Иллюстрация мыла квадратного и круглого  [8]

Иллюстрация мыла другой формы  [9]

Иллюстрация мыла разного цвета  [10]

Иллюстрация мочалок  [11]

Иллюстрация полотенец различных по цвету  [12]

Иллюстрация кухонного и банного полотенец  [13]

Иллюстрация зубных щеток [14]

Иллюстрация расчески  [15]

Иллюстрация «Расчесываемся» [16]

Иллюстрация  расчески разных видов  [17]

Иллюстрация душа  [18]

Иллюстрация ванной  [19]

Иллюстрация «помощники Мойдодыра» [20]

Иллюстрация мальчика с грязными ногами  [21]

Иллюстрация лохматой девочки  [22]

Иллюстрация мальчика с нечищеными зубами  [23]

Рисунки формата А4 с изображениями детей для раскрашивания. Рисунок заготовлен для каждого ребенка [24]

I. Вводная беседа.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята.

Ученики:

- Здравствуйте.

Учитель:

- Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодняшний урок будет волшебным и сказочным. Хотите, чтобы сказка началась?

Ученики:

- Да!

Учитель:

- Тогда сядьте поудобнее и приготовьтесь внимательно слушать. Сейчас я прочитаю вам небольшой отрывок из очень известной сказки. Вы должны угадать, из какой, и сказка начнется. Готовы?

Ученики:

- Готовы!

Учитель:

- Слушайте (чтение отрывка из сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр»):

«Одеяло

Убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

Я за свечку,

Свечка – в печку!

Я за книжку,

Та – бежать

И вприпрыжку

Под кровать!

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал как от огня.

Боже, Боже,

Что случилось?

Отчего же все кругом

Завертелось,

Закружилось

И помчалось колесом?»

(После чтения отрывка учитель делает небольшую паузу, давая осмыслить ученикам прочитанное.)

Учитель:

- Узнали? Кто узнал сказку? Как она называется?

Ученики:

- Мойдодыр!

Учитель:

- Правильно, «Мойдодыр». А написал эту сказку для вас замечательный писатель Корней Иванович Чуковский.

(Учитель показывает портрет писателя). [1]

А кто же такой «Мойдодыр»?

Ученики:

- Это умывальник!

Учитель:

- Правильно! (учитель вывешивает большую иллюстрацию сказочного персонажа) [2]

- А почему же у умывальника такое странное имя «Мойдодыр»? Давайте произнесем это имя по слогам и внимательно прислушаемся: «МОЙ – ДО – ДЫР». Кто теперь может ответить на мой вопрос?

Ученики:

- «Мойдодыр» - потому что он моет.

Учитель:

- Правильно. А что значит «мыть до дыр»? Как вы понимаете это выражение?

Ученики:

- Это значит очень хорошо мыть, сильно.

Учитель:

- Да. Можно применить и другое слово: «тщательно».

Учитель:

- Давайте поздороваемся с нашим гостем.

Ученики:

- Здравствуй!

Учитель:

- А для чего же нужен нам умывальник?

Ученики:

- Чтобы умываться.

Учитель:

- А когда мы умываемся?

Ученики:

- Утром.

Учитель:

- А что значит «умываться»?

Ученики:

- «Умываться» - значит мыть лицо. (Учитель показывает иллюстрацию. [3])

Учитель:

- А зачем нужно умываться по утрам?

Ученики:

- Чтобы глазки проснулись и хорошо видели.

Учитель:

- Правильно. А когда еще нужно умываться? Неужели только по утрам?

Ученики:

- Нет, еще, когда лицо грязное стало.

Учитель:

- А когда у нас может стать грязным лицо?

Ученики:

- Если мы в грязь упадем.

- После еды.

Учитель:

- Молодцы! Но неужели у нас в течение всего дня пачкается только лицо? Что еще мы моем под краном?

Ученики:

- Руки!

Учитель:

- Конечно же, руки! Когда нужно мыть руки?

Ученики:

- После еды.

- После улицы.

Учитель:

- Правильно.  (Учитель показывает иллюстрацию. [4])А почему нам нужно мыть руки после улицы? Кто знает?

Ученики:

- Потому что на улице мы все трогаем руками, и они становятся грязными.

Учитель:

- Ну и что! Ну и пусть. И ходили бы мы с грязными руками. Подумаешь!

Ученики:

- Но мы же руками берем еду! И тогда грязь попадем к нам в рот.

Учитель:

- Да. Вот этого допускать нельзя. Вместе с грязью к нам может попасть болезнь.

Ученики:

- Может болеть живот.

Учитель:

- Точно.

(Учитель вывешивает иллюстрацию перепачканного ребенка[5]).

- Посмотрите-ка на этого малыша. Что вы о нем можете сказать?

Ученики:

- Да он же грязный!

Учитель:

- Вот и Мойдодыр так считает. Давайте отправим этого малыша к нему. Как вы думает, как называется место в нашей квартире, где есть умывальник?

Ученики:

- Ванная комната.

Учитель:

- Правильно (учитель вывешивает иллюстрацию ванной комнаты) [6]. Вот пусть грязнуля туда и отправляется (учитель «отправляет» грязнулю в «ванную комнату», пряча одну иллюстрацию под другую).

II. Постановка задачи занятия.

Учитель:

- Ну, а наша с вами задача – помочь Мойдодыру. Не случайно он пришел к нам в гости. Дело в том, что Мойдодыр просит нас помочь ему отмыть этого малыша. Но Мойдодыр растерял всех своих помощников, а без них ему не справится. Поможем Мойдодыру?

Ученики:

- Да!

III. Работа с новым материалом.

Учитель:

- А для этого нам нужно вернуть всех его помощников. Вот сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы внимательно слушать. Отгадаем загадки – вернем помощников Мойдодыру. Готовы!

Ученики:

- Да!

Учитель:

- Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

Ученики:

- Мыло!

Учитель:

- Правильно.

- Посмотрите, какое бывает разное мыло. Давайте сравним. Чем отличаются эти два кусочка мыла? [7]

Ученики:

- Одно большое, другое маленькое.

Учитель:

- Правильно, размером. А еще?

Ученики:

- Одно мыло круглое, а другое квадратное. [8]

Учитель:

- Правильно, формой. Давайте посмотрим на эти два кусочка (учитель достает мыло в форме морской звезды и овальный кусок мыла[9]). Чем они отличаются?

Ученики:

- Формой.

- Один кусочек овальный, а другой как звездочка.

- Цветом. Один кусочек зеленый, а другой розовый. [10]

Учитель:

- Молодцы. Справились. Давайте найдем мыло в нашей ванной комнате. Есть ли оно там? Кто видит? [6]

(Ученики тянут руки. Учитель просит подойти ученика к иллюстрации и показать найденное на ней мыло)

Учитель:

- Отлично. А вот следующая загадка.

На себя я труд беру:

Пятки, локти  с мылом тру,

И коленки отираю,

Ничего не забываю.

Ученики:

- Мочалка!

Учитель:

- Правильно. Посмотрите, вот она (учитель показывает иллюстрации мочалок [11]). А зачем нужна мочалка?

Ученики:

- Чтобы грязь лучше оттиралась.

Учитель:

- Давайте посмотрим, какие мочалки бывают. Чем они похожи, а чем отличаются.

Учитель:

- Какой мы можем сделать вывод? Мочалки бывают разные, но у всех у них есть ручка или ручки, чтобы мочалку было удобно держать. И еще у мочалки есть моющая поверхность. Что мы наносим на это место?

Ученики:

 - Мыло.

Учитель:

- Правильно, мыло. Мыло пенится, и мы можем мыться. Давайте найдем мочалку в нашей ванной комнате.

Учитель:

- Хорошо. Найдите мочалку в нашей ванной комнате.

(Один из учеников выходит к иллюстрации. [6])

Учитель:

- Слушаем дальше.

Говорит дорожка –

Два вышитых конца:

- Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня.

Ученики:

- Полотенце!

Учитель:

- Правильно. Посмотрите на полотенца – одинаковые ли они? [12] Чем отличаются?

Ученики:

- Цветом.

Учитель:

- Назовите цвета полотенец, которые Вы видите.

(Дети называют)

Учитель:

- Правильно. А еще полотенца могут различаться по своему назначению.  

Посмотрите на этот полотенце. [13] Как вы думаете, где ему место и для чего оно предназначено. Что им лучше всего вытирать?

Ученики:

- Это полотенце должно быть на кухне. Оно для рук.

Учитель:

- Верно. А это? (показывает другое)

Ученики:

- А это должно быть в ванной комнате. Оно для тела.

Учитель:

- Верное. Такое полотенце называется «банное». Найдите его в нашей ванной комнате. Кто саамы глазастый?

(Один из учащихся показывает полотенце). [6]

Учитель:

- Все-то вы знаете! Посмотрим, как вы справитесь со следующей загадкой:

Костяная спинка,

 Жесткая щетинка,

 С мятной пастой дружит,

 Нам усердно служит.

- Кто знает, что это такое?

Ученики:

- Зубная щетка!

Учитель:

(Показывает зубную щетку). [14] – Правильно! А для чего нам нужна зубная щетка?

Ученики:

- Чтобы чистить зубы.

Учитель:

- Да зачем?

Ученики:

- Чтобы зубы не болели?

Учитель:

- Да, верно! С помощью зубной щетки мы удаляем остатки еды. Если их оставить, то зубы начнут портиться и разрушаться. А потом и очень сильно болеть!

- Давайте посмотрим на зубные щетки. Они тоже могут быть очень разными. Какие щетки Вы видите?

Ученики:

- Красную, синюю, голубую, полосатую..

Учитель:

- Да. Щеток много. Есть даже электрические зубные щетки»! Но у всех у них есть щетинки, чтобы чистить наши зубы. Мойдодыру просто необходим такой помощник. Поэтому давайте найдем зубную щетки в нашей ванной комнате.

(Ученики находят зубную щетку на иллюстрации). [6]

Учитель:

- Молодцы! Слушаем еще одну загадку.

Хоть зубы я имею,

Кусать я не умею.

Хожу не по лесам,

Хожу по волосам.

Ученики:

- Расческа.

Учитель:

- Правильно. Вот она (учитель достает и показывает расческу). [15] А для чего она нужна?

Ученики:

- Чтобы расчесывать волосы. (Учитель показывает иллюстрацию. [16])

Учитель:

- А зачем нам нужно причесываться каждый раз?

Ученики:

- Чтобы быть красивыми, опрятными. Чтобы волосы были здоровыми.

Учитель:

- Все верно. Да только где же у расчески зубы? Сможете мне показать?

(Ученики показывает на зубчики у расчески). [17]

Учитель:

- Почему же они называются зубами?

Ученики:

- Потому что похожи на зубы.

Учитель:

- Да, только они намного тоньше, чем наши. И находятся близко  друг к другу. Если зубья у расчески близко  друг к другу, то говорят что расческа «частая», а если расстояние между зубьями большое, то – «редкая». Видите как интересно. Теперь мы знаем, как сравнивать расчески. Давайте повторим.

Ученики (хором):

- Частая, редкая.

Учитель:

- Покажите, пожалуйста, где расческа с редкими зубьями?

(Дети показывают.) [17]

- А где расческа частая?

(Дети показывают) [17]

Учитель:

- Молодцы.

Учитель:

- Смотрите уже сколько помощников для нашего Мойдодыра мы нашли. Но осталось еще совсем чуть-чуть. Слушаем.

Дождик теплый и густой,

Этот дождик не простой:

Он без туч, без облаков

Целый день идти готов.

- Где же у нас в квартире может пойти дождик, да еще и теплый? Подумайте.

Ученики:

- Это душ!

Учитель:

- Ну, молодцы! Действительно – душ. Вот посмотрите (учитель показывает душевую лейку). [18] Видите, как много дырочек? Когда мы открываем кран, вода под напором поступает в лейку и вытекает через эти многочисленные дырочки. Получается много-много струек воды – душ. Давайте найдем душ у нас на картине.

(Один из учеников выходит к иллюстрации.) [6]

Учитель:

- Осталась последняя загадка.

Плещет теплая волна,

Под волною белизна.

Отгадайте, вспомните,

Что за море в комнате?

Ученики:

- Ванна!

Учитель:

- Да, это ванна. Вот она, посмотрите на нашу иллюстрацию. [19]Потому и комната называется «ванная комната». Какая ванна?

Ученики:

- Белая, большая.

Учитель:

- Почему ее назвали «морем»?

Ученики:

- Потому что в нее можно набрать много воды.

Учитель:

- Молодцы! Кто покажет ванну в нашей ванной комнате? [6]

Учитель:

- Отлично. Ну, теперь Мойдодыр справится с грязнулей. Вот сколько помощников мы ему нашли. Кто запомнил их всех?

Ученики:

- Мыло.

- Мочалка.

- Душ.

- Полотенце.

- Зубная щетка.

- Ванна.

- Расческа. [20]

IV. Физкультурная минутка.

Учитель:

- А давайте и мы с вами покажем, как нужно умываться. Мы же умеет это делать. Встаньте, пожалуйста, около своих мест.

(Учитель произносит небольшое стихотворение и вместе с детьми имитируют называемые движения.)

Я лицо умою

Теплою водою.

Руки с мылом я потру,

А потом их оботру.

Чистый ты, чистый я,

Все мы чистые друзья!

Дети «умываются».

Дети «моют» руки.

Дети «вытирают» руки.

Дети показывают сначала друг на друга, потом на себя.

Широким жестом дети как бы «обхватывают» весь класс.

V. Упражнения для закрепления.

Учитель:

- Отлично. Давайте еще раз посмотрим на нашего грязнулю. [5] Что необходимо взять Мойдодыру, чтобы его отмыть?

Ученики:

- Мыло.

Учитель:

- А что мы будем им мыть?

Ученики:

- Щеки и руки.

Учитель:

- Хорошо. А что нам пригодится потом?

Ученики:

- Полотенце.

Учитель:

- Для чего?

Ученики:

- Чтобы руки вытереть.

Учитель:

- Молодцы. Ой! Смотрите! Еще один малыш! [21] Вот сколько работы у  Мойдодыра! А что нужно отмыть этому малышу?

Ученики:

- Ноги и руки.

Учитель:

- А почему они у него запачкались?

Ученики:

- Он играл в футбол.

Учитель:

- Что мы выберем для этого грязнули.

Ученики:

- Мыло и полотенце.

Учитель:

- Отлично. Отправляйся малыш в ванную.

Учитель:

- А вот и еще. Смотрите, какая девочка [22]. Что же у нее не в порядке? Почему она пришла к Мойдодыру?

Ученики:

- У нее не в порядке волосы.

Учитель:

- А как называются такие волосы?

Ученики:

- Лохматые.

Учитель:

- Как же Мойдодыру ей помочь? Что ему понадобится?

Ученики:

- Расческа.

Учитель:

- Конечно. Ну-ка, Мойдодыр, приведи в порядок, пожалуйста, эту девочку.

Учитель:

- А вот и последний ученик. [23] Посмотрите внимательно.

Ученики:

- Зубы!

Учитель:

- Что у него с зубами?

Ученики:

- Они у него грязные!

Учитель:

- Как вы думаете, почему?

Ученики:

- Наверное, он не чистил зубы!

Учитель:

- А что для этого нужно?

Ученики:

- Зубная щетка.

- Зубная паста.

Учитель:

- Конечно. А зачем нам нужно чистить зубы?

Ученики:

- Чтобы они не болели.

- Чтобы были крепкие.

- Чтобы были белые.

Учитель:

- Правильно. А когда нужно чистить зубы, чтобы они были здоровыми?

Ученики:

- Утром.

- Вечером.

- После конфет.

Учитель:

- Зубы нужно чистить после еды. Зубной щеткой мы вычищаем все остатки пищи. Если мы этого не сделаем, то микробы будут разрушать наши зубы и их уже придется лечить у врача. Кому из вас лечили зубы?

(Дети рассказывают случаи, когда они были у зубных врачей, свои ощущения. Учитель внимательно выслушивает и комментирует ту или иную историю.)

VI. Подведение итогов занятия.

Учитель:

- Молодцы, ребята. Вы отлично справились со всеми заданиями. Понравился вам наш сегодняшний урок? А что понравилось больше всего?

(Ученики отвечают на заданные вопросы).

Учитель:

- Скажите, а как вы думаете, почему Мойдодыр приходил к нам на урок?

Ученики:

- Он хотел, чтобы мы ему помогли отмыть всех грязнуль.

Учитель:

- Хорошо. А вы запомнили, что для этого нужно?

Ученики:

- Да, запомнили!

Учитель:

- Что же нужно для того, чтобы быть чистым?

Ученики:

- Мыло.

- Мочалка.

- Расческа.

(И так далее. Дети перечисляют все предметы, с помощью которых соблюдается личная гигиена).

Учитель:

- А что нужно делать утром и вечером?

Ученики:

- Умываться, чистить зубы, причесываться.

Учитель:

- А когда нужно еще чистить зубы?

Ученики:

- После еды.

Учитель:

- А когда нужно мыть руки:

Ученики:

- Перед едой.

- После улицы.

Учитель:

- А что нужно обязательно вымыть перед тем, как лечь спать?

Ученики:

- Ноги.

Учитель:

- Молодцы. Вы действительно все знаете. Тогда вы сможете выполнить последнюю просьбу Мойдодыра.

Ученики:

- Какую?

Учитель:

- Нарисовать чистого ребенка. Ведь чем больше будет чистых и аккуратных детей, тем чище и аккуратнее будет мир вокруг нас. Достаньте цветные карандаши и раскрасьте ребенка так, чтобы он был «чистюлей».

(Учитель каждому ученика на парту кладет рисунок ребенка, который необходимо раскрасить). [24]

Ученики:

(Ученики выполняют последнее задание. Учитель помогает тем ребятам, которые затрудняются выбрать нужный цвет.)

Учитель:

- Ну, вот. Наш урок подходит к концу. Большое спасибо вам всем. Вы отлично сегодня поработали. Теперь мы с вами знаем, как справляться с грязнулями. И я думаю, что в нашем классе грязнуль никогда не появится.

(звенит звонок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "В гостях у мойдодыра"

Это мероприятие способствует формированию навыков здорового образа жизни, расширяет знания детей о предметах личной гигиены, о режиме дня, о чистоте и аккуратности....

Внеклассное мероприятие- В гостях у Мойдодыра

Материал можно использовать во внеклассной работе с учащимися....

В гостях у Мойдодыра

Классный час по теме "Здоровье" для учащихся 2 класса...

Классный час"В гостях у Мойдодыра"

Классный час"В гостях у Мойдодыра"...

Внеклассное мероприятие "В гостях у Мойдодыра"

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства – актуальная задача современного образования. Интересное дело, участниками которого являются дети, обладает колосс...

Классный час "В гостях у Мойдодыра"

Мероприятие проводилось в рамках недели начальных классов. Направлено на формирование здорового образа жизни....