Пассивное курение
методическая разработка по зож на тему

Калашова Анжелла Александровна

Тренинг по сохранению и укреплению здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon passivnoe_kurenie_1.zip242.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. М. Горького

с углубленным изучением английского языка»

Тренинг по сохранению здоровья

Пассивное курение

Выполнила:

Калашова Анжелла Александровна,

учитель начальных классов

C:\Documents and Settings\Арина\Рабочий стол\здоровье\i (3).jpg

2014-2015 уч год

C:\Documents and Settings\Арина\Рабочий стол\здоровье\kur.gif

Пояснительная записка

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.

Ситуация с табакокурением продолжает оставаться очень сложной. Несмотря на то, что в последние годы работа по профилактике вредных привычек  существенно активизировалась, дефицит знаний у учащихся остается значительным.

 На сегодняшний день, согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире умирают от заболеваний связанных с табаком 3.5 млн. человек в год.

Пассивным курением называют состояние, когда некурящие вынуждены дышать табачным дымом от курящих. Поэтому курильщик наносит вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих людей. Табачный дым, выпускаемый прямо в атмосферу, содержит намного больше токсичных веществ, чем дым, вдыхаемый и выдыхаемый курильщиком.

4000 химических веществ, многие из которых являются фармакологически активными, токсичными, мутагенными и канцерогенными содержащихся в табачном дыме, наносят непоправимый вред здоровью не только курящих, но и тех, кто находится рядом с ними. Пассивное курение еще опаснее.

Табак приносит вред телу,

                                                                      разрушает разум,

                                                                             отупляет целые нации.

                            Оноре де Бальзак

Цель: 

Дать детям сведения о вреде пассивного курения.

Задачи:

  • Объяснить, что пассивное курение вредно для здоровья;
  • Научить детей делать правильный выбор в ситуации пассивного курения.

Форма проведения: групповая.

Методы работы: демонстрационный, частично-поисковый.

Возраст участников: 7-8 лет

Материалы для занятия:

  • цветные карандаши, мультфильм “Ну погоди”(5 серия), модель курения, маркеры;
  • 2 коробки, мяч, карточки с заданиями.

Организация рабочего места учащихся: в центре класса стулья стоят по кругу; у стен 4 стола для работы в группе.

Ход работы.

I. Организационный момент.

Ведущий. «Здравствуй, друг». (в паре)

Здравствуй, друг!

(рукопожатия)

Как ты тут?

(хлопают друг друга по плечу)

Где ты был?

(дергают за ухо)

Я скучал!

(прикладывают руку к сердцу)

Ты пришел!

(разводят руки в стороны)

Хорошо!

(обнимаются)

II. АОЗ.

Ведущий:  «Черный ящик».

Двое ребят вносят в класс черный ящик. (В ящике спрятаны сигареты.) Один предлагает заглянуть в него и узнать, что там спрятано. Второй убеждает, что это опасно, ни в коем случае не стоит этого делать. Первый снова подзадоривает детей: «Да вы только одним глазком посмотрите, не пожалеете!» и т.д.

В итоге создаются две группы.

Вывод: в жизни часто встречаются ситуации, когда нужно делать выбор. Многие люди поддаются соблазну и, даже если они потом горько сожалеют об этой минутной слабости, невозможно бывает что-либо исправить. Поэтому надо уметь контролировать свои желания и поступки.

- Сейчас, ребята, мы посмотрим отрывок из мультфильма «Ну, погоди!»

Просмотр фрагмента мультфильма “Ну погоди”(5 серия, пролог)

- Почему Волк взял в рот несколько сигарет? (Чтобы напустить в будку как можно больше дыма).

- Что произошло с Волком, когда он начал курить сразу несколько сигарет? (Он покраснел, у него закружилась голова, он чуть не попал под машину, упал и сильно ударился).

- Почему с ним такое произошло?

(ответы детей)

- Выберите из списка описание влияние табачного дыма на мозг, сердце, легкие.

  1. От дыма сигарет желтеют зубы и пальцы.
  2. Изо рта плохо пахнет.
  3. Курящий плохо различает вкус еды. Снижается аппетит.
  4. Дым сигарет загрязняет легкие, вызывает кашель.
  5. Никотин затрудняет работу сердца, ускоряет пульс.
  6. Человек становиться напряженным, раздражительным.

(Дети отвечают, обосновывают свои ответы. Подвести к выводу, что лучше всего не начинать курить).

Ведущий: «Комок неприятностей».

Дети становятся в круг, кидают друг другу мячик, одновременно по кругу передают комок бумаги. (Игра длится недолго, т.к. дети не успевают следить и за мячом, и за комком.)

Вывод: Комок сбил нас с ритма. Курение тоже сбивает с ритма жизни.

III. Давайте вернемся к мультфильму. Что же случилось с Зайцем? Почему Зайчик в будке стал кашлять, хотя сам не курил?

(Потому что табачный дым вреден не только для самого курящего, но и для того, кто находится рядом.)

Опыт. Модель курения. Используется «аппарат вредной привычки».

Берется пустая пластиковая бутылка большого размера (чисто вымытая и высушенная). Обмотать один конец сигареты без фильтра ватой или марлей и вставить в горлышко бутылки свободным концом наружу. Зажечь сигарету и начать «раскуривать» ее, нажимая на бутылку, как на резиновую грушу. «Выкурить» сигарету до конца вблизи окна. Достать вату из бутылки и показать детям ее цвет. Предложить понюхать.

- Когда человек курит, часть дыма попадает в его легкие, часть в окружающее помещение, таким образом, загрязняя воздух. Остальные люди, находящиеся в помещении, вынуждены вдыхать ядовитые вещества. Это называют пассивным курением. Пассивное курение может вызвать головную боль, кашель, чихание, слезотечение. Пассивное курение в течение длительного периода времени может вызвать серьезные заболевания легких. Самое страшное заболевание курильщиков и пассивных курильщиков – это рак легких или опухоль легких.

Чтение рассказа.

«Алла, Света и Стасик сидели на лавочке во дворе и смотрели новую книжку, которую принес Стасик. Ее только сегодня купили. Книжка была о динозаврах, красивая, с картинками. Алла была младшей сестрой Светы. Она сидела с края, и ей было плохо видно. Вдруг она сказала: «Почему так плохо пахнет? У меня даже глаза защипало!» Света со Стасиком подняли головы, оторвавшись от замечательных рисунков, и увидели, что рядом с ними на лавочку присели незнакомые мужчины. Они разговаривали, разглядывая какие-то документы, и курили. На детей они не обращали никакого внимания. Стасик предложил перейти на другую лавочку, которая стояла на солнцепеке и пустовала. Алла спросила: «Почему мы ушли с той лавочки? Ведь мы первыми ее заняли!» Стасик объяснил, что дым сигарет не просто плохо пахнет – он содержит яды. Пассивное курение опасно. Дети могут попросить взрослых не курить или отойти в сторону. «Мы можем отойти в другое место. Весь двор в нашем распоряжении…» - сказал Стасик»

Обсуждение:

- Чем вредно пассивное курение?

- Что можно сделать, чтобы избежать пассивного курения?

У каждого человека есть право дышать чистым воздухом. Курильщики не должны вредить здоровью остальных людей. Существуют правила, защищающие права не курящих людей.

- Посмотрите, что это знак? (Рисунок 1)

(Не курить!)

Давайте его раскрасим. Каким должен быть круг? (Красным, поскольку знак запрещающий).

- Видели ли вы где-нибудь подобный знак?

- Приведите примеры мест, где курение запрещено?

(Метро, магазин, купе поезда, вагон электрички, самолет, школа).

- Везде ли висит этот знак?

-Что должны делать дети, если кто-то курить в том месте, где курить запрещено?

(Вежливо попросить взрослого не курить)

- Есть еще знак “место для курения” (Рисунок 2). Может кто-нибудь видел?

Что вы можете сделать, если окажетесь возле этой таблички? (Отойти подальше)

IV. Работа в группах. (Ребята делятся на 4 группы.)

 Обсуждение ситуаций.

  1. Лифт. В лифте курить не разрешается, но в нем нет знака, запрещающего курение. Дети могут вежливо попросить взрослого не курить. Если дети ждут лифта, дверь открывается и они видят курящего взрослого, то лучше не входить в лифт, а подождать.
  2. Купе поезда. В купе поезда курить запрещено. Там висит запрещающий курение знак. Дети могут вежливо попросить взрослых не курить.
  3. Тамбур электрички. В тамбуре электрички нет знака, запрещающего курение. В этом случае дети могут перейти из тамбура в вагон электрички, где курить не разрешено.
  4. Квартира. В частной квартире хозяева могут разрешить курение. В этом случае дети могут принять решение уйти в другую комнату, попросить взрослых не курить.

Представители групп объясняют выбор своей группы.

V. Подведение итогов.

Детям раздаются карточки с вопросами.

- Написать, что узнал? Что еще хотел бы узнать?

-Что понравилось? Что запомнилось?

VI. Коллективное исполнение песни В. Шаинского  на мотив « Улыбка».      

1

             Нас  рекламой  с  толку  сбить  нельзя.

            Рекламируют,  что  нужно  и  не  нужно.

            Что  же  выбрать, милые  друзья?

             Только  лучшее – ответим  мы  вам  дружно.

                                                 

                        Припев.

            И  тогда  наверняка

            Скажем  вредному  « Пока !»

            Мы  здоровыми  хотим  служить  Отчизне.

            И  на  целый  белый  свет

            Никотину  скажем  « Нет! «

            Голосуем  за  здоровый  образ  жизни.

2

             Быть  рекламе  только  для  добра.

            Что  полезно,  мы  должны  узнать  сегодня!

             И  поймёт,  конечно,  детвора,

             Что  здоровье  надо  охранять  серьёзно!

                              Припев.  

На занятии  максимальное внимание я уделила этапу осознание и осмысление материала, потому, что на мой взгляд, этот этап наиболее важный, на нём осознаётся  материал, Особое внимание было уделено рефлексии, на этом этапе учащиеся смогли сами оценить свои знания, а также применить их в не стандартной обстановке, что способствовало более полному усвоению темы.

Литература.

  1. Н.Б.Коростелев "Воспитание здорового школьника: пособие для учителя. М.Просвещения 1998г.
  2. В. Д.Казьмин./ Курение, мы и наше потомство./М. «Советская Россия» 1989г.
  3. В.В. Деларю./ Губительная сигарета./ М. «Медицина» 1987г.
  4. В. Н. Ягодинский./ Школьнику о вреде никотина и алкоголя./М. «Просвещение» 1985г.

Приложение

Курение запрещено

C:\Documents and Settings\Арина\Рабочий стол\здоровье\0000027500342750034_z1.jpg

Место для курения

C:\Documents and Settings\Арина\Рабочий стол\здоровье\курить здесь_1.jpg

Аппарат вредной привычки

pokaz2

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активное и пассивное курение

Данная презентация используется для проведенния внеклассного мероприятия для детей начальной школы...

Вред пассивного курения на детей

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) почти половина всех детей страдает от табачного дыма, т.к. 1,2 млрд. взрослых курят. Всемирной организацией здравоохранения был сделан вывод...

Урок здоровья "Табак. Пассивное курение" 2 класс

Урок  способствует формированию у учащихся потребности в здоровом образе жизни; привитию  знаний о вреде курения; развитию кругозора, памяти и мышления....

Пассивное курение.

Может использоваться как материал для родительского собрания, так и для классного часа....

Классный час. Табак.Пассивное курение

Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают ...

Табак. Пассивное курение.

Классный час "Табак. пассивное курение"...